Иевусеи, народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян (Быт 15:21; Исх 3:8). Родоначальником И. был один из сыновей Ханаана, внука Ноя (Быт 10:16). Согласно Чис 13:30 и Нав 11:3, ко времени завоевания Ханаана И. вместе с аморреями, хеттеями и ферезеями жили «на горе». В ВЗ они неоднократно упоминаются как жители Иерусалима (Нав 15:8,63; Нав 18:16,28; Суд 1:21; 2Цар 5:6), который поэтому называли городом иевусеев, или → Иевусом (Суд 19:10,11). В то же время название Иерусалим было известно и до завоевания города израильтянами: в форме Урусалим оно встречается в док-тах Телль-Амарнского архива. Коленам Иуды и Вениамина не удалось изгнать И. из Иерусалима (Нав 15:63; Суд 1:21; Суд 19:11). Город был взят → Давидом (2Цар 5:6–9), но и он не смог изгнать из него коренных жителей. У одного из И. (→ Орна) Давид купил гумно, на месте которого позднее был построен храм (2Пар 3:1). Оставшихся И. Соломон «сделал оброчными работниками» (3Цар 9:20,21).
Иевусеи, Иевусеи, Иевуссянин (הַיְבוּסִי = попираемый ногами, или, м. б., сухой, иссохший; Ἰεβουσαῖος; Iebusaeus; Іевусей, Іевусеи; L: Iebusi, Iebusiter). Быт.10:16, 15:21. Исх.3:8, 17, 13:5, 23:23, 33:2, 34:11. Чис.13:30. Втор.7:1, 20:17. Нав.3:10, 9:1, 12:8, 15:63. Суд.1:21, 3:5. 2Цар.5:6, 24:16. 3Цар.9:20–21. 1Пар.1:14, 11:4, 21:15, 18. 2Пар.3:1, 8:7. 1Ездр.9:1. Неем.9:8. Иудиф.5:16. 2Ездр.8:66. Зах.9:7. – Иевусеи (в Евр. везде в единственном числе – הַיְבוּסִי) народ ханаанский, ведущий начало свое от Иевусея, сына Ханаана, сына Хамова (Быт.10:15–18. 1Пар.1:13–16). По родословной в кн. Быт. они занимают среднее место между хеттеями и аморреями (Быт.10:15–16), но в других местах большею частью поставляются последними в ряду племен ханаанских. О месте первоначального их жительства ничего неизвестно из Св. Писания. Сказано вообще только, что племена ханаанские впоследствии рассеялись, и были пределы их от Сидона до Газы, и отсюда к Содому до Лаши (Быт.10:18–19). Во времена Моисея и И. Навина они жили в нагорных странах Палестины (Чис.13:30. Нав.11:3), занимая гору, называвшуюся впоследствии Иудейскою, и, следовательно, занимали южную часть земли обетованной, и в особенности укрепленное место Иевус, или Иерусалим (Нав.15:63, 18:28). И хотя часто они поставляются последними в числе народов ханаанских, но они принадлежали к храбрым и сильным хананеям, долго и упорно враждовавшим против Израиля. Они побеждены были Иисусом Навином в лице царя своего Адониседека, когда он вместе с другими царями аморрейскими соединился против гаваонитян, перешедших на сторону евреев (Нав.10); но вскоре снова соединились с Иавином, царем Асорским и другими хананеями (Нав.11:3), и хотя и теперь были побеждены, но израильтяне ничего не могли сделать против укрепленного их города (сн. Нав.15:63). При разделе земли обетованной они причислены к колену Вениаминову (Нав.18:28). По смерти И. Навина сыны Иудины воевали против Иерусалима и взяли его и город сожгли и жителей поразили мечом; но и в это время они не могли совершенно изгнать и истребить их (Суд.1:8, 21). Уже Давид победил наконец их и взял крепость их, и выгнал из Иерусалима (2Цар 5:6–9); но, несмотря, однако же, на это, они и теперь не были совершенно истреблены, и подобно другим народам ханаанским, долго оставались и после среди израильтян. Во времена Давида особенно известен из них Орна Иевусеянин (2Цар.24:15–25), которого по Флавию (Др. 7. 13, 5) Давид весьма любил, и потому пощадил при завоевании Иевуса, и который представляет в себе доброго, бескорыстного и богобоязненного мужа, хотя он оставался и язычником. Соломон в свое время всех остававшихся хананеев, в том числе и иевусеев, сделал оброчными работниками (3Цар.9:20–21. 2Пар.8:7–8). Иевусеи, вместе с другими ханаанскими племенами, упоминаются и по возвращении иудеев из плена Вавилонского, и многие из иудеев, по возвращении, брали дочерей их в замужество за себя и за сынов своих, и имели от них детей, и таким образом святое семя смешалось с семенем иноплеменным (сн. Исх.19:5. Ис.6:13. Исх.34:16). Зло это пресечено было Ездрою (гл. 1Ездр.9, 10). В пророчестве Захарии: «И Екрон будет, как Иевусей» (Зах.9:7), т. е. некогда и филистимляне будут достойными обитателями святого города, как Иевусеи (2Цар.24:16 и далее 1Пар.21:15 и далее ), дается видеть, что некогда все обратятся ко Христу, что в царстве Его соединятся все народы, и Он возвестит им мир, и будет владычество Его от моря до моря, и до концов земли (Зах.9:10. Сн. Зах.8:20–23. Сн. Ис.49:6). Herz. VI. р. 454. Zell. 1. р. 664. Roseum, на Мал. прор. р. 691–690.