Загрузка

илия

В Библии слово "илия" упоминается в 69 стихах.
Другие формы слова : илия, илий, илию, илии.

1Цар 1 : 1
Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, -- Ефрафянин;
1Цар 2 : 12
Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
1Цар 3 : 14
и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
1Цар 14 : 3
и Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведа, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший ефод. Народ же не знал, что Ионафан пошел.
3Цар 2 : 27
И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
3Цар 17 : 1
И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
3Цар 17 : 13
И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;
3Цар 17 : 15
И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.
3Цар 17 : 23
И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
3Цар 18 : 2
И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. Голод же сильный был в Самарии.
3Цар 18 : 7
Когда Авдий шел дорогою, вот, навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое и сказал: ты ли это, господин мой Илия?
3Цар 18 : 8
Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: "Илия здесь".
3Цар 18 : 11
а ты теперь говоришь: "пойди, скажи господину твоему: Илия здесь".
3Цар 18 : 14
А ты теперь говоришь: "пойди, скажи господину твоему: Илия здесь"; он убьет меня.
3Цар 18 : 15
И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему.
3Цар 18 : 18
И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам;
3Цар 18 : 21
И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.
3Цар 18 : 22
И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных];
3Цар 18 : 25
И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте.
3Цар 18 : 27
В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
Слово Илия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Илия (אֵלִיָּה ,אֵלִיָּהוּ – по иным: Бог – моя крепость, по другим: Бог есть мой Бог; Ἠλιόυ, Ηλίας; Elias; сл. Илiа̀): 3Цар.17:1, 18:1, 19:1, 21:17, 20. 4Цар.1:3, 4, 8, 12, 2:1, 14, 3:11, 10:10. 2Пар.21:12. Сир.48:1. Мал.4:5. Мф.11:14, 16:14, 17:3, 10–13. Mк.9:4, 11–13. Лк.1:17. Иак.5:17. – Илия Фесвитянин – славнейший из пророков ветхозаветных, начальник общества сынов пророческих в царстве Израильском, родом из Галилейского города Фисви – в колене Неффалимовом, ревностнейший чтитель Бога истинного и грозный обличитель нечестия и идолопоклонства во времена Ахава и Иезавели, славный многими чудесами. Он именем Божиим возвестил трехлетнее бездождие и голод в земле Израильской; чудесно питаем был в это время при потоке Хорафе и потом в Сарепте, где своими молитвами воскресил сына вдовы Сарептской (3Цар.17 гл.); для обличение нечестие и идолослужения с неба низвел огонь на приготовленную жертву своими молитвами ((3Цар.18 гл.); после, во время бегства от Иезавели, чудесно питаем был ангелом в пустыне, и потом удостоился беседовать с Богом на горе Хориве (3Цар.19 гл.); после помазал Елисея на место себя в пророка; возвестил суд Божий на дом Ахава (3Цар.21 гл.), предсказал смерть Охозии, сыну Ахава, царю Израильскому (4Цар.1 гл.); наконец, по чудесном переходе чрез Иордан, на огненной колеснице взят живой на небо, передав со своей милотию дар чудотворения преемнику своему Елисею (4Цар.2:1–15). В его духе и силе имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу (Мал.4:5. Лк.1:17. Mф.11:14, 17:10–12). Во время земной жизни Господа Илия с пророком Моисеем, во время прославление Господа на Фаворе, явились ему во славе, и беседовали с Ним об исходе Его в Иерусалиме (Лк.9:31). Наконец Илие имеет снова придти на землю пред вторым пришествием Господа (сн. Откр.11:3–12). Арх. Мих. Толк. Ев. от Мф. 1870 г. стр. 312–314). См. Св. Ист. В. 3· Богосл. и Библ. Ист. М. Фил. Слов. Яцк. и Благов. Zell. 1. р. 297–299. Herz. 111. p. 754–758.

Человек :

ИЛИЯ (мой Бог моя крепость, Бог есть Господь) — Фесвитянин из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3 Цар. 17:1). Как чрезвычайный посланник Бога он вместе с Моисеем является представителем закона и пророков (Мал. 4:5); вместе с Моисеем он удостоился говорить с Христом (Матф. 17:3).

Словарь Вихлицкого :
(Иегова мой Бог) — Фесвитянин, житель Галаада (это все, что известно о его происхождении, 3Цар 17:1), один из величайших пророков Божиих, неожиданно появившийся перед Ахавом, одним из наиболее нечестивых царей израильских. На Илие с особой силой почил Дух Божий, который проявлялся в великих чудесах, совершенных им. Он грозно обличал Ахава, Охозию, Иорама, во дни которых жил, за их нечестие и идолопоклонство, но как мало раскаяния он видел в ответ! Как представитель пророков, он вместе с Моисеем явился при преображении Господа. Перед пришествием Мессии, как сказано у Мал 4:5, он должен был придти и приготовить Ему путь, и так было (Мф 11:14; Мф 17:12; Мк 9:13). Илия, не увидев смерти, был взят в огненной колеснице на небо и все же он назван подобным нам человеком (Иак 5:17).
Словарь Никифорова :
(Мой Бог — моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар 17:1). В первый раз мы встречаем Илию в 3Цар 17:1 перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиною бездождия и вследствие сего голода. «Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (Сравн. Лк 4:25, Иак 5:17). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (3Цар 17:5,6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту — селение на Финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по Гречески: χηρειόν (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (3Цар 17). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдиею, искал где либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. «Ты ли это смущающий Израиля?» воскликнул Ахав при виде пророка. — «Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, и ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов» (3Цар 18:17-18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты: но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. «Кричите громким голосом, говорил им Илия, ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется» (3Цар 18:27). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12-ти камней и, призвав имя Господа своего, молитвою низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!» Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илиею, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (3Цар 18:1-40). После истребления жрецов, сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя: сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель; Илия, же, подкрепленный силою Божию, опоясал чресла свои и бежал пред колесницею Ахава, даже до самых ворот города (3Цар 18:41-46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лк 4:25, Иак 5:17-18, Евр 11:35). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии. немедленною смертью. Узнав об этом, Илия, чтобы спасти жизнь свою, пошел в г. Вирсавию, находившийся в царстве Иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели. Вирсавия находилась в расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. «Довольно уже Господи, говорил он, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.» Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: «встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою.» Осмотревшись, Илия увидал в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водою. Подкрепившись чудесно посланною ему пищею, Илия встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: «Что ты здесь Илия? — Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал Илия, ибо все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем, остался я один, но и моей души ищут. чтобы отнять ее.» Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы; за бурею последовало землетрясение, потом пронесся огонь. После огня веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, — в веянии тихого ветра. «Возвратись, сказал Илии Господь, и поди к Дамаску, и когда придешь, то помажь Азаила в цари над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем: Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехочы, помажь в пророка вместо себя.» При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между Израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста, которых не целовали идола (3Цар 19:1-18). Услыхав волю Божию, Илия снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы; помазал его в пророки, бросив на него милоть свою — символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (гл. 19). Далее в 3Цар говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника. «Ты убил и еще вступаешь в наследство»?. грозно сказал Илия Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. Так говорит Господь, продолжал он, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь.» Ахав сказал Илии: «Нашел ты меня враг мой! — Нашел, был ответ Илии, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Божиими. Так говорит Господь: Я наведу на тебя беды... И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама... И псы съедят Иезавель за стеною Изреели.» Выслушав сие. Ахав раскаялся, разодрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился... так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (3Цар 21:17-29). По смерти Ахава, пр. Илия был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь свящ. писатель кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. «Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам?» спрашивал Охозия у посланных им к Вельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, пр. Илиею. — Человек, этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: «это Илия Фесвитянин»! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены с своими отрядами огнем небесным. Третий пятидесятник с своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и Илия отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (4Цар 1:1-17). Приближалось время взятия Илии на небо, Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Они пришли к реке Иордану, Илия ударил своим плащом по реке; вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. «Проси, что сделать тебе прежде; нежели я буду взят от тебя? Сказал Илия. -Дух, который в тебе, пусть будет па мне вдвойне, отвечал Елисей. — Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взять от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.» Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» — воскликнул Елисей, и не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад и стал на берегу Иордана. По примеру Илии, он ударил его милотию по воде и воззвал: «Где Господь Бог. Илии — Он Самый? и Иордан расступился туда и сюда, и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии — его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фавор, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем беседующим с Господом (Мф 17:3-8). Замечательное указание на пр. Илию находится у пр. Малахии (Мал 4:5-6). «Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием.» Из Нового Завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мф 11:14, Мк 9:11-13, Лк 1:17). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествование прямо и определенно называет его именем Илии (Мф 17:10-12). Наконец, по верованию Православной Церкви, пр. Илия вместе с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (Откр 11:3-12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великою похвалою о пр. Илии. Магометане, как и Иудеи, считают его посредником между небом и землею, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божий, особенно благочестивым мужам и раввинам. В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении; в честь пророка Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В Ефиопской церкви. Коптской и некоторых других имя пр. Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8-го февраля и 1-го декабря.
Словарь Нюстрема :
»фесвитянин, из жителей Галаадских», пророк Господа в Израиле (3Цар 17:1). Кроме вышеприведенных слов мы нечего не знаем о его родителях и о прежней его жизни. Неизвестный раньше, он вдруг появляется перед Ахавом и Иезавелью, обличая их в грехе и извещая о наказании от Бога. По повелению Господню он скрылся у потока Хорафа, где вороны приносили ему пропитание. После того, как поток высох, он пошел в Сарепту Сидонскую, где чудо доставило ему пропитание. Он исцелил сына своей хозяйки, возвратив ему жизнь. Затем он выступил перед Ахавом и перед многочисленной толпой израильтян на горе Кармиле. Там он просил Бога послать ему на жертвенник огонь. В ответ на молитву огонь ниспал с неба и сжег все, что было сделано для жертвоприношения. По его же молитве пошел обильный дождь после трехлетней засухи. Испытывая упадок духа вследствие малого воздействия Божьих откровений на народ и на его управителей, и будучи гоним, Илия бежал в пустыню. После того, как ангел Господень подкрепил его, он дошел до горы Хорива, где был утешен откровением силы и благодати Господа. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила царем над Сирией и Ииуя — царем над Израилем, и призвал Елисея на пророческое служение. Через некоторое время он опять обличил Ахава и Иезавель за их поступок с Навуфеем. Он предсказал смерть Охозии и низвел огонь с неба на двух начальников с 50 воинами, посланных, чтобы схватить его. Извещенный о том, что он скоро будет взят от земли, он вместе с Елисеем посетил пророческие школы, разделил реку Иордан, перешел через нее и был взят на огненной колеснице на небо. Свою верхнюю одежду, служение и благословение он оставил Елисею (3Цар 17:19; 3Цар 21:1; 4Цар 1:2).

Может быть Илия раньше сам писал и оставил кому-нибудь из своих учеников письмо, в котором он обличал и предсказывал смерть иудейскому царю Иораму (2Пар 21:12 и дал.). Возможно, что Илия жил во время исполнения этого пророчества на земле (4Цар 1:17). Илия, как чрезвычайный посланник Бога, вместе с Моисеем, является представителем закона и пророков (Мал 4:1); вместе с Моисеем он удостоился быть свидетелем преображения Христа и говорить с Ним о Его исходе (Мф 17:3). И, однако-же сильный в своей молитве, помилованный своим Богом, руководимый и сохраняемый Провидением, прославленный взятием живым на небо, он был такой же человек, как и всякий верующий в Христа (Иак 5:17).

Перед пришествием Мессии, как сказано у Мал 4:5, пророк Илия должен был прийти и приготовить Ему путь (Лк 1:17). В Иоанне Крестителе, говорит Христос, это пророчество исполнилось (Мф 11:14; Мф 17:12; Мк 9:13); ибо он пришел в духе и силе Илии.