Иордан (יַרְדֵּן, почти всегда употребляется с членом הַיַרְדֵּן за исключением немногих мест (напр. Пс.41:7. Иов.40:23); от יָרַד, нисходить, ниспускаться, течь, стремиться, стекать, низвергаться вниз, значит течение, ниспадение, река, большая река; Ἰωρδάνης; Iordanis; Іѡрда́нъ; L: Iordan): Быт.13:10, 32:10. Чис.22:1, 26:63, 33:48, 34:12. Втор.1:1, 5, 3:8, 17, 25, 4:41, 47, 49, 9:1, 27:2, 31:2. 1:2, гл. Нав.3, 4. Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 18:12, 19:22, 33–34, 24:8, 11. Суд.3:28, 7:24, 25, 10:8, 11:13, 22, 12:5. 1Цар.13:7, 31:7. 2Цар.2:29, 10:17, 17:2,. 24:5. 3Цар.2:8, 7:46, 17:3. 4Цар.2:6–7, 5:10, 6:2, 7:15, 10:33. 1Пар.6:78, 12:15, 26:30. 2Пар.4:17, Иудиф.1:9, 5:15. Иов.40:18. Пс.41:7, 113:3, 5. Сир.24:28. Иез.47:18. Зах.11:3. 1Мак.5:24. – Mф.3:6, 13. Мк.1:5, 9. Лк.3:3, 4:1. Ин.1:28. 3:26 и др. – Главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль нее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную. Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большей частью высыхают. У арабов Иордан известен под именем эш-Шериа = водное место, или с прибавлением слова Кебир: Шериа эл-Кебир = великое водное место, для отличие его от Иеромакса, называемого Шериаг-эль-Мандгур. Называется также Нар-ель-Арденי или ель-Урдун. Две половины – восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. Еврейские выражения: «עֵבֶר בְּעֵבֶר הַיַּרְדֵּן ,חַיַּרְדֵּן или מֵעֵבֶר לַיַּרְדֵּן у LXX πέραν τοῦ Ἰορδάνου, τὸ πέραν τοῦ Ἰορδάνου = та сторона Иордана, τ. е, противоположная» означают и ту сторону Иордана и эту сторону его, смотря по тому, откуда идет речь. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону (Чис.32:19, 32, 35:14. Втор.4:41, 11:29–30, 12:10). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражение эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу; к морю (Нав.12:1, 7, 5:1, 13:8, 32, 22:4, 7, 24:8. 1Пар.26:30. и др.). – Иордан течет по глубокой долине, большей частью между крутыми, утесистыми горными скалами, начиная от подошвы возвышенного Ермона вниз, по направлению к югу, до самого южного конца земли. Он содержит в себе три бассейна: озеро Мером, Галилейское море и Мертвое море; и представляет самые поразительные противоположности природы: на севере – горная природа, свежая, крепкая силами, богатая растительностью, райская; на юге – сухая, жаркая, мертвая пустыня. Иордан образуется из двух главных рукавов – реки Хасбани и реки Баниас. Река Хасбани вытекает в горной долине – Вади ет-Тейм, которая проходит по западной стороне Ермона с севера на юг. В ней лежат горные местности – Рашея и Хасбея. Верхняя часть долины, где лежит Рашея, не имеет постоянного водного течения; только во влажное время года от тающих с гор снегов и от дождей вода течет по долине до Хасбеи. Местность эта богата хлебными полями, плантациями маслин и виноградными садами и отличается красотой жителей. На соседней горе множество водится дичи, волков и леопардов (Песн. Песн.4:8). При Хасбее течение Иордана получает свое начало. Здесь источник его представляет большой канал прекраснейшей, светлой, прозрачной воды, из которого быстро и шумно выступая, орошает собою длинную, узкую, но весьма красивую долину, осеняемую масличными деревьями; потом, протекая далее на юг, входит в глубокую расселину черной, базальтовой горной породы, и затем вступает в широкую, также вулканическую равнину, простирающуюся до озера Мером. Здесь не видно никаких маслин, никаких виноградных дерев, никакого засеянного поля; только поодиночке кое-где возвышаются над базальтовым грунтом полусожженные дубовые пни. Пред впадением в Meромское озеро Иордан получает притоки, с восточной стороны – тель-ель-Кады и Баниаса, и разные притоки с запада, и значительно увеличивается. От этих притоков расстояние до озера на 10-ть часов. Здесь, по направлению от вулканической равнины к востоку до самого Баниаса начинается превосходнейшая, райская растительность; здесь от самой подошвы Ермона, идущая широкая равнина вся усеяна разными цветами, зеленеющими кустарниками, тучными пастбищами и хлебными полями. И здесь-το лежат города: Баниас, ветхозаветный Ваал-Гад, новозаветный Кесария Филиппова. Почва здесь чрезвычайно плодородна. Здесь есть большие теревинфовые деревья, тучные луга, обширные поля сарачинского пшена, множество дичи. Эту землю посещал и Господь с учениками Своими, и здесь проповедовал Евангелик (Мф.16:13. Мк.8:27). Страна эта, изобилующая лесами, в языческой древности посвящена была божеству Пану, покровителю лесов и стад, и отсюда получила название Паниас или Баниас. Между упомянутыми притоками Иордана, к западу от Баниас, лежит возвышение Тель ель-Кади (холм Судей). На этом возвышении есть плоскость, из среды которой вытекают многие источники, которые, весьма быстро ниспускаясь на юг, сливаются в одну реку – Тель Кади, и потом соединяются с Баниас. Здесь лежит древний город Дан (город Судей), построенный данитянами· на месте завоеванного ими города Лаиса. Ниже Дана, по западной стороне Иордана, лежит болотистая равнина Ард-Гулех (см. Карт. Кип. и Менке № VIII). По соединении упомянутых притоков, Иордан впадает в болотистое озеро упомянутой равнины Гулег, ныне называемое Бар ель-Гулег, а в В. Завете – воды Мерома (Нав.11:5, 7), у Флавия – Самохонитское озеро (Σεμηχωνῖτις или Σαμοχωνίτις λίμνη: de Bello Ind. IV. 1, 1). Здесь оканчивается верхнее течение Иордана, и начинается среднее, простирающееся до озера Геннисаретского На полчаса пути от озера Мером, вниз, лежит древний, из базальтовых камней построенный мост, с тремя остроконечными арками чрез реку, называемый мостом сынов или дочерей Иакова (Дшизр Бени или Бенат Якуб), по легендарному преданию, что здесь Иаков переходил с· семейством своим чрез Иордан, при своем возвращении из Месопотамии (Быт.32:22, 33:17–18). Здесь издревле пролегала главная, большая дорога из Дамаска к Галилейскому морю (Ис.9:1. Мф.4:15). Мост, вероятно, построен во времена крестовых походов; он довольно еще хорош. Кроме него никакого другого моста, здесь нет, а есть только броды или переправы, как то упоминается в книге Судей (Суд.3:28, 12:5–6). От озера Геннисаретского начинается нижнее течение Иордана до Мертвого моря, на протяжении ста верст. Иордан, усиленный Иеромаксом и другими притоками (под именем Урдун, или Ель-Шериа, или Шериат ель-Кебир), течет разными извилинами и чрезвычайно быстро. Во многих местах разделается на небольшие канавы, и иногда видимое течение даже совсем прекращается, теряясь между подводными скалами и кустарниками.׳ Как быстро падение его, можно видеть из того, что до Мертвого моря на.ходится до тридцати больших водопадов, и еще гораздо более малых обрывов. Равнина Иорданская, чрез которую протекает Иордан, от Геннисаретского озера до Мертвого моря, называется Ель-Хор, в еврейском: Араба (הָעֲרָבָה) = степь, поле, равнина, пустыня, у LXX: Ἀυλών = впадина, ров, лощина, долина (сн. Авлон и Араба). Сначала, начиная от Геннисаретского озера, она пуста, представляя собой в летнее время пустое поле или ряд голых холмов, погоревших от зноя солнечного и только весной покрываемых зеленью. По обе стороны ее идут крутые, голые скалы горного известняка с меловыми слоями, которые по местам прорезаны вулканическим базальтом. Но из этих горных скал с обеих сторон впадает в долину множество ручьев (вади). Первый и более значительный приток, это ручей Иеромакс, с восточной стороны впадающий в Иордан в расстоянии почти двух часов от озера. По впадении его в Иордан, долина является более плодородною и населенной. По обе стороны простирается роскошная растительность, густой лес тамарисков, ив, диких фисташек, кустарников, тростника, олеандров и разных других растений, которые иногда даже доступ к реке делают затруднительным. В кустарниках гнездятся бесчисленное множество уток, аистов, стрижей и других пернатых; там водятся и дикие звери и опасные животные: кабаны, шакалы, тигры, скорпионы и др. Вода изобилует рыбой. Чем дальше вниз, тем растительность роскошнее. Из береговых лесов деревья употребляются и для строение жилищ (4Цар.6:2–6). Известно также, что зимой и весной – в апреле и в начале мая, Иордан бывает полон воды и выступает из берегов своих (Нав.3:15. 1Пар.12:15. Иер.12:5, 49:19); летом же во многих местах его удобно можно переходить (сн. Пут. Нор. T. 3. стр. 104). По приближении к Мертвому морю, растительность исчезает; равнина проникается песчаной, глинистой и соляной влагой, и почва земли до того делается мягкой, что глубоко вязнет нога. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор или Арава продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. р. 10). – В Св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе (Быт.13:10–11). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством (Быт.32:10). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли (Чис.32 гл. Нав.1:12–18, 22:1–10). По смерти Моисея, израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана (Нав.3, 4 гл.). Иордан составлял потом границу для колен, занявших земли на востоке, и границу между восточными и западными коленами израильскими вообще (Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 7, 18:12, 19:22, 33–34). Во времена Судей Аод (Суд.3:28), Гедеон (Суд.7 гл.) и Иеффай (Суд.12 гл.) при Иордане одерживали победы свои над врагами Израиля: моавитянами, мадианитянами и другими (Суд.3:28, 8:4 и д. Суд.12:5–6). Чрез Иордан Давид переходил с войском против сириян (2Цар.10:17), и после, во время бегства от Авессалома – в Маханаим (2Цар.17:22). При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского (2Пар.4:17). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей, и здесь творили чудеса (4Цар.2:7–8, 14, 5:10–14, 6:2–4). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский. Чрез Иордан, ниже озера Геннисаретского, было несколько замечательных переходов или бродов, которые упоминаются в Св. Пис. Таковы напр.: против Иерихона (Нав.2:7. сн. Суд.3:28); около Сокхофа (Суд.8:4–6); против Вифавары (Суд.7:24); против Скифополя (Суд.12:5–6) и др. (Олесн. Т. 2. стр. 50). Чрез Иордан перешли с войском Иуда Маккавей с Ионафаном, братом своим, для спасение израильтян от язычников в Галааде (1Мак.5:9 и далее). – С пришествием Христа на землю, в окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель (см. Мф.3:1–6. Мк.1:4–5). В Иордане, близ Вифавары, принял крещение от Иоанна Господь (Ин.1:28). Местность эта, по преданию, указывается у развалин древнего монастыря св. Иоанна Крестителя, известного под именем Каср-Егуди, построенного здесь царицей Еленой. Здесь же, по тому же преданию, строил церковь Юстиниан император. Здесь, по преданию, против монастыря Иоанна, на самой реке, стояла часовня в честь крещение Спасителя, а среди реки водружен был крест; самые берега Иордана обложены были мрамором (Олесн. Св. 3. Т. 2. стр. 50–51). На Иордане, близ Салима, находился Енон, другое место, где крестил Иоанн (Ин.3:23). См. Енон. На Иордане, в земле иудейской, крестил Господь и ученики Его (Ин.3:22). Так много великого и достопримечательного представляет для нас Иордан и сам по себе и по тем священным и важным событиям, которые происходили здесь! Сколько возбуждает он в душе священнейших воспоминаний от времен патриарха Авраама и до Моисея, и от Моисея до Давида, и от Давида до пленения, и от пленение до Христа! Сколько и в последующие времена доставлял он и доставляет и в наши дни – своим извилистым течением и чистыми струями вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветами, безмолвием окружающей его дикой пустыни и самым видом возвышающихся голых восточных гор Аравии – и возвышение духу, и утешения, умирение и успокоение сердцу, и доброго настроения, освящение и укрепление слабой воле благочестивых поклонников святых мест!... – Широта Иордана, в различное время года, бывает различна. Самая большая широта доходит до 3/4 версты; самая меньшая равняется вержению камени. Глубина, летом, от семи до осьми футов, а зимой, от частых дождей, он выступает иногда из берегов. – Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом прозрачна; но осенью, зимой и весной мутна, по причине наносимой быстрым течением глинистой земли (Пут. Нор. стр. 104. Herz. VII. p. 10). – Температура воды, по различию времени года, различна – от 10-ти и до 20-ти градусов по Реомюру. В январе имеет около 10-ти градусов. Иные такую температуру находят слишком холодной, чтобы можно было в это время принимать крещение; но доселе тысячи богомольцев купаются здесь в это время без всякого вреда для здоровья. Пут. Нор. T. 3. стр. 99 и дал. Олесн. Т. 2. стр. 43. 50 и дал. Zell. 1. р. 713–715. Herz. VII. p. 7–10.