Загрузка

иордан

В Библии слово "иордан" упоминается в 74 стихах.
Другие формы слова : иордан, иордане, иордана, иордану, иорданом.

Быт 32 : 10
Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.
Чис 32 : 5
И сказали: если мы нашли благоволение в глазах твоих, отдай землю сию рабам твоим во владение; не переводи нас чрез Иордан.
Чис 32 : 21
и пойдет каждый из вас вооруженный за Иордан пред Господом, доколе не истребит Он врагов Своих пред Собою,
Чис 32 : 29
и сказал им Моисей: если сыны Гадовы и сыны Рувимовы перейдут с вами за Иордан, все вооружившись на войну пред Господом, и покорена будет пред вами земля, то отдайте им землю Галаад во владение;
Чис 33 : 51
объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую,
Чис 35 : 10
объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы перейдете чрез Иордан в землю Ханаанскую,
Втор 2 : 29
так, как сделали мне сыны Исава, живущие на Сеире, и Моавитяне, живущие в Аре, доколе не перейду чрез Иордан в землю, которую Господь, Бог наш, дает нам.
Втор 3 : 17
также равнину и Иордан, который есть и предел, от Киннерефа до моря равнины, моря Соленого, при подошве горы Фасги к востоку.
Втор 3 : 27
взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей;
Втор 4 : 21
И Господь [Бог] прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту добрую землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел;
Втор 4 : 22
я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею.
Втор 4 : 26
то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете;
Втор 9 : 1
Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес,
Втор 11 : 8
Итак соблюдайте все заповеди [Его], которые я заповедую вам сегодня, дабы вы [были живы,] укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите [за Иордан], чтоб овладеть ею;
Втор 11 : 31
Ибо вы переходите Иордан, чтобы пойти овладеть землею, которую Господь, Бог ваш, дает вам [в удел навсегда], и овладеете ею и будете жить на ней.
Втор 12 : 10
Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно,
Втор 27 : 2
И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью;
Втор 27 : 3
и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих.
Втор 27 : 4
Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью;
Втор 27 : 12
сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин;
Слово Иордан найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Иордан (יַרְדֵּן, почти всегда употребляется с членом הַיַרְדֵּן за исключением немногих мест (напр. Пс.41:7. Иов.40:23); от יָרַד, нисходить, ниспускаться, течь, стремиться, стекать, низвергаться вниз, значит течение, ниспадение, река, большая река; Ἰωρδάνης; Iordanis; Іѡрда́нъ; L: Iordan): Быт.13:10, 32:10. Чис.22:1, 26:63, 33:48, 34:12. Втор.1:1, 5, 3:8, 17, 25, 4:41, 47, 49, 9:1, 27:2, 31:2. 1:2, гл. Нав.3, 4. Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 18:12, 19:22, 33–34, 24:8, 11. Суд.3:28, 7:24, 25, 10:8, 11:13, 22, 12:5. 1Цар.13:7, 31:7. 2Цар.2:29, 10:17, 17:2,. 24:5. 3Цар.2:8, 7:46, 17:3. 4Цар.2:6–7, 5:10, 6:2, 7:15, 10:33. 1Пар.6:78, 12:15, 26:30. 2Пар.4:17, Иудиф.1:9, 5:15. Иов.40:18. Пс.41:7, 113:3, 5. Сир.24:28. Иез.47:18. Зах.11:3. 1Мак.5:24. – Mф.3:6, 13. Мк.1:5, 9. Лк.3:3, 4:1. Ин.1:28. 3:26 и др. – Главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль нее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную. Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большей частью высыхают. У арабов Иордан известен под именем эш-Шериа = водное место, или с прибавлением слова Кебир: Шериа эл-Кебир = великое водное место, для отличие его от Иеромакса, называемого Шериаг-эль-Мандгур. Называется также Нар-ель-Арденי или ель-Урдун. Две половины – восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. Еврейские выражения: «עֵבֶר בְּעֵבֶר הַיַּרְדֵּן ,חַיַּרְדֵּן или מֵעֵבֶר לַיַּרְדֵּן у LXX πέραν τοῦ Ἰορδάνου, τὸ πέραν τοῦ Ἰορδάνου = та сторона Иордана, τ. е, противоположная» означают и ту сторону Иордана и эту сторону его, смотря по тому, откуда идет речь. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону (Чис.32:19, 32, 35:14. Втор.4:41, 11:29–30, 12:10). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражение эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу; к морю (Нав.12:1, 7, 5:1, 13:8, 32, 22:4, 7, 24:8. 1Пар.26:30. и др.). – Иордан течет по глубокой долине, большей частью между крутыми, утесистыми горными скалами, начиная от подошвы возвышенного Ермона вниз, по направлению к югу, до самого южного конца земли. Он содержит в себе три бассейна: озеро Мером, Галилейское море и Мертвое море; и представляет самые поразительные противоположности природы: на севере – горная природа, свежая, крепкая силами, богатая растительностью, райская; на юге – сухая, жаркая, мертвая пустыня. Иордан образуется из двух главных рукавов – реки Хасбани и реки Баниас. Река Хасбани вытекает в горной долине – Вади ет-Тейм, которая проходит по западной стороне Ермона с севера на юг. В ней лежат горные местности – Рашея и Хасбея. Верхняя часть долины, где лежит Рашея, не имеет постоянного водного течения; только во влажное время года от тающих с гор снегов и от дождей вода течет по долине до Хасбеи. Местность эта богата хлебными полями, плантациями маслин и виноградными садами и отличается красотой жителей. На соседней горе множество водится дичи, волков и леопардов (Песн. Песн.4:8). При Хасбее течение Иордана получает свое начало. Здесь источник его представляет большой канал прекраснейшей, светлой, прозрачной воды, из которого быстро и шумно выступая, орошает собою длинную, узкую, но весьма красивую долину, осеняемую масличными деревьями; потом, протекая далее на юг, входит в глубокую расселину черной, базальтовой горной породы, и затем вступает в широкую, также вулканическую равнину, простирающуюся до озера Мером. Здесь не видно никаких маслин, никаких виноградных дерев, никакого засеянного поля; только поодиночке кое-где возвышаются над базальтовым грунтом полусожженные дубовые пни. Пред впадением в Meромское озеро Иордан получает притоки, с восточной стороны – тель-ель-Кады и Баниаса, и разные притоки с запада, и значительно увеличивается. От этих притоков расстояние до озера на 10-ть часов. Здесь, по направлению от вулканической равнины к востоку до самого Баниаса начинается превосходнейшая, райская растительность; здесь от самой подошвы Ермона, идущая широкая равнина вся усеяна разными цветами, зеленеющими кустарниками, тучными пастбищами и хлебными полями. И здесь-το лежат города: Баниас, ветхозаветный Ваал-Гад, новозаветный Кесария Филиппова. Почва здесь чрезвычайно плодородна. Здесь есть большие теревинфовые деревья, тучные луга, обширные поля сарачинского пшена, множество дичи. Эту землю посещал и Господь с учениками Своими, и здесь проповедовал Евангелик (Мф.16:13. Мк.8:27). Страна эта, изобилующая лесами, в языческой древности посвящена была божеству Пану, покровителю лесов и стад, и отсюда получила название Паниас или Баниас. Между упомянутыми притоками Иордана, к западу от Баниас, лежит возвышение Тель ель-Кади (холм Судей). На этом возвышении есть плоскость, из среды которой вытекают многие источники, которые, весьма быстро ниспускаясь на юг, сливаются в одну реку – Тель Кади, и потом соединяются с Баниас. Здесь лежит древний город Дан (город Судей), построенный данитянами· на месте завоеванного ими города Лаиса. Ниже Дана, по западной стороне Иордана, лежит болотистая равнина Ард-Гулех (см. Карт. Кип. и Менке № VIII). По соединении упомянутых притоков, Иордан впадает в болотистое озеро упомянутой равнины Гулег, ныне называемое Бар ель-Гулег, а в В. Завете – воды Мерома (Нав.11:5, 7), у Флавия – Самохонитское озеро (Σεμηχωνῖτις или Σαμοχωνίτις λίμνη: de Bello Ind. IV. 1, 1). Здесь оканчивается верхнее течение Иордана, и начинается среднее, простирающееся до озера Геннисаретского На полчаса пути от озера Мером, вниз, лежит древний, из базальтовых камней построенный мост, с тремя остроконечными арками чрез реку, называемый мостом сынов или дочерей Иакова (Дшизр Бени или Бенат Якуб), по легендарному преданию, что здесь Иаков переходил с· семейством своим чрез Иордан, при своем возвращении из Месопотамии (Быт.32:22, 33:17–18). Здесь издревле пролегала главная, большая дорога из Дамаска к Галилейскому морю (Ис.9:1. Мф.4:15). Мост, вероятно, построен во времена крестовых походов; он довольно еще хорош. Кроме него никакого другого моста, здесь нет, а есть только броды или переправы, как то упоминается в книге Судей (Суд.3:28, 12:5–6). От озера Геннисаретского начинается нижнее течение Иордана до Мертвого моря, на протяжении ста верст. Иордан, усиленный Иеромаксом и другими притоками (под именем Урдун, или Ель-Шериа, или Шериат ель-Кебир), течет разными извилинами и чрезвычайно быстро. Во многих местах разделается на небольшие канавы, и иногда видимое течение даже совсем прекращается, теряясь между подводными скалами и кустарниками.׳ Как быстро падение его, можно видеть из того, что до Мертвого моря на.ходится до тридцати больших водопадов, и еще гораздо более малых обрывов. Равнина Иорданская, чрез которую протекает Иордан, от Геннисаретского озера до Мертвого моря, называется Ель-Хор, в еврейском: Араба (הָעֲרָבָה) = степь, поле, равнина, пустыня, у LXX: Ἀυλών = впадина, ров, лощина, долина (сн. Авлон и Араба). Сначала, начиная от Геннисаретского озера, она пуста, представляя собой в летнее время пустое поле или ряд голых холмов, погоревших от зноя солнечного и только весной покрываемых зеленью. По обе стороны ее идут крутые, голые скалы горного известняка с меловыми слоями, которые по местам прорезаны вулканическим базальтом. Но из этих горных скал с обеих сторон впадает в долину множество ручьев (вади). Первый и более значительный приток, это ручей Иеромакс, с восточной стороны впадающий в Иордан в расстоянии почти двух часов от озера. По впадении его в Иордан, долина является более плодородною и населенной. По обе стороны простирается роскошная растительность, густой лес тамарисков, ив, диких фисташек, кустарников, тростника, олеандров и разных других растений, которые иногда даже доступ к реке делают затруднительным. В кустарниках гнездятся бесчисленное множество уток, аистов, стрижей и других пернатых; там водятся и дикие звери и опасные животные: кабаны, шакалы, тигры, скорпионы и др. Вода изобилует рыбой. Чем дальше вниз, тем растительность роскошнее. Из береговых лесов деревья употребляются и для строение жилищ (4Цар.6:2–6). Известно также, что зимой и весной – в апреле и в начале мая, Иордан бывает полон воды и выступает из берегов своих (Нав.3:15. 1Пар.12:15. Иер.12:5, 49:19); летом же во многих местах его удобно можно переходить (сн. Пут. Нор. T. 3. стр. 104). По приближении к Мертвому морю, растительность исчезает; равнина проникается песчаной, глинистой и соляной влагой, и почва земли до того делается мягкой, что глубоко вязнет нога. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор или Арава продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. р. 10). – В Св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе (Быт.13:10–11). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством (Быт.32:10). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли (Чис.32 гл. Нав.1:12–18, 22:1–10). По смерти Моисея, израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана (Нав.3, 4 гл.). Иордан составлял потом границу для колен, занявших земли на востоке, и границу между восточными и западными коленами израильскими вообще (Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 7, 18:12, 19:22, 33–34). Во времена Судей Аод (Суд.3:28), Гедеон (Суд.7 гл.) и Иеффай (Суд.12 гл.) при Иордане одерживали победы свои над врагами Израиля: моавитянами, мадианитянами и другими (Суд.3:28, 8:4 и д. Суд.12:5–6). Чрез Иордан Давид переходил с войском против сириян (2Цар.10:17), и после, во время бегства от Авессалома – в Маханаим (2Цар.17:22). При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского (2Пар.4:17). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей, и здесь творили чудеса (4Цар.2:7–8, 14, 5:10–14, 6:2–4). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский. Чрез Иордан, ниже озера Геннисаретского, было несколько замечательных переходов или бродов, которые упоминаются в Св. Пис. Таковы напр.: против Иерихона (Нав.2:7. сн. Суд.3:28); около Сокхофа (Суд.8:4–6); против Вифавары (Суд.7:24); против Скифополя (Суд.12:5–6) и др. (Олесн. Т. 2. стр. 50). Чрез Иордан перешли с войском Иуда Маккавей с Ионафаном, братом своим, для спасение израильтян от язычников в Галааде (1Мак.5:9 и далее). – С пришествием Христа на землю, в окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель (см. Мф.3:1–6. Мк.1:4–5). В Иордане, близ Вифавары, принял крещение от Иоанна Господь (Ин.1:28). Местность эта, по преданию, указывается у развалин древнего монастыря св. Иоанна Крестителя, известного под именем Каср-Егуди, построенного здесь царицей Еленой. Здесь же, по тому же преданию, строил церковь Юстиниан император. Здесь, по преданию, против монастыря Иоанна, на самой реке, стояла часовня в честь крещение Спасителя, а среди реки водружен был крест; самые берега Иордана обложены были мрамором (Олесн. Св. 3. Т. 2. стр. 50–51). На Иордане, близ Салима, находился Енон, другое место, где крестил Иоанн (Ин.3:23). См. Енон. На Иордане, в земле иудейской, крестил Господь и ученики Его (Ин.3:22). Так много великого и достопримечательного представляет для нас Иордан и сам по себе и по тем священным и важным событиям, которые происходили здесь! Сколько возбуждает он в душе священнейших воспоминаний от времен патриарха Авраама и до Моисея, и от Моисея до Давида, и от Давида до пленения, и от пленение до Христа! Сколько и в последующие времена доставлял он и доставляет и в наши дни – своим извилистым течением и чистыми струями вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветами, безмолвием окружающей его дикой пустыни и самым видом возвышающихся голых восточных гор Аравии – и возвышение духу, и утешения, умирение и успокоение сердцу, и доброго настроения, освящение и укрепление слабой воле благочестивых поклонников святых мест!... – Широта Иордана, в различное время года, бывает различна. Самая большая широта доходит до 3/4 версты; самая меньшая равняется вержению камени. Глубина, летом, от семи до осьми футов, а зимой, от частых дождей, он выступает иногда из берегов. – Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом прозрачна; но осенью, зимой и весной мутна, по причине наносимой быстрым течением глинистой земли (Пут. Нор. стр. 104. Herz. VII. p. 10). – Температура воды, по различию времени года, различна – от 10-ти и до 20-ти градусов по Реомюру. В январе имеет около 10-ти градусов. Иные такую температуру находят слишком холодной, чтобы можно было в это время принимать крещение; но доселе тысячи богомольцев купаются здесь в это время без всякого вреда для здоровья. Пут. Нор. T. 3. стр. 99 и дал. Олесн. Т. 2. стр. 43. 50 и дал. Zell. 1. р. 713–715. Herz. VII. p. 7–10.

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Иордан [евр. «нисходящий», «(текущий) вниз» или «река суда»], главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне — юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. — Банияс — берет свое начало в древней → Кесарии Филипповой, на высоте 329 м над уровнем моря; самый полноводный, но короткий — Нахал-Дан — начинается возле Телль-эль-Кади (→ Дан, 3), на высоте 154 м над уровнем моря; самый длинный, но мелководный — Хасбани — берет начало зап. Ермона, у Хасбейи, на высоте 520 м над уровнем моря (см. Пс 41:7,8). Немного ниже впадения притоков И. разделяется на два рукава, текущих к оз. Хуле, располож. на высоте 70 м над уровнем моря. Еще через 15 км, у древней Вифсаиды-Юлии, И. впадает в → Геннисаретское озеро (208 м ниже уровня моря). Между этими озерами И. течет по глубокому каньону, образовавшемуся в базальтовых породах.

Важнейший из немногих пешеходных мостов через И. — Джиср-бенат-Якуб («Мост дочерей Иакова»). Здесь через И. проходит знаменитый «приморский путь» (Ис 9:1) — древняя дорога, ведущая из Дамаска в Мегиддо и Газу, а затем в Египет (см. Исх 13 и карту на стр. 977). Ниже Геннисаретского озера река течет по → «низким местам» (Втор 1:7), т.е. по Иорданской долине. Протяженность И. между Геннисаретским озером и Мертвым морем составляет прим. 110 км, а перепад высот — 180 м. Долина И. (Эль-Гор — «трещина»), раскинувшаяся на ширину от 4 до 20 км, представляет собой возделываемую землю, которая не простирается далее устья р. Яббок (Иавок), и пустыню, которая не отступает даже там, где из земли бьют источники или протекают впадающие в И. реки. Возле Иерихона также есть обширные плодородные земли. В известковой долине И. образовал пойму, ширина которой в период паводка достигает 1 км. Собственно русло реки имеет ширину 30 м. Его наиб. глубина 3–4 м, а у Иерихона — 6 м.

По берегам И. растет субтропический лес (Эз-Зор), «заросли Иордана» (так более правильно перевести Иер 12:5), где раньше обитали даже львы (Иер 49:19). Области, лежащие по обе стороны И. сев. Мертвого моря, называются Иерихонской равниной, «долиной» (Втор 34:3; Иер 39:5), а также «Моавитской равниной» (Чис 35:1). (Cм. цвет. вклейку 88.) В нижнем течении в И. впадают многочисл. притоки; крупнейшие из левых притоков — Ярмук и Яббок (Эз-Зарка). Из переправ через И. наиб. известны Хаджле («куропатка»), у которой, согласно преданию, проповедовал Иоанн Креститель (Ин 1:28; → Вифания, 2), и Эд-Дамийе, располож. юж. устья Яббока. Здесь галаадитяне перехватили спасавшихся бегством ефремлян (Суд 12:5,6). Берега И. довольно крутые; его русло лежит в глубокой впадине, много ниже уровня моря, поэтому И. никогда не являлся транспортной артерией.

Словарь Геце :

Составлял восточную границу Ханаанской земли. Чис 34:12.

Часто выходил из берегов. Нав 3:15; 1Пар 12:15.

Наводнение Иордана Иер 12:5, Иер 49:19.

Вливается в Мертвое море. Чис 34:12.

Его долина:

Изобилует лесами. 4Цар 6:2.

Чрезвычайно плодородна. Быт 13:10.

Обильна дикими зверями, львами. Иер 49:19, Иер 50:44.

Обладала глиною, годной для отливки меди. 3Цар 7:46; 2Пар 4:17.

Лот избрал ее своим местом жительства. Быт 13:11.

Судоходен отчасти. Нав 2:7. Суд 12:5−6.

Для переправы служили паромы. 2Цар 19:18.

Замечательные события в связи с Иорданом:

Разделение вод при переходе чрез него Израиля. Нав 3:12−16, Нав 5:1.

Воды вернулись к прежнему своему течению. Нав 4:18.

Поражение Моавитян. Суд 3:28, 29.

Поражение Ефремлян. Суд 12:4−6.

Разделение вод Илиею. 4Цар 2:8.

Разделение вод Елисеем. 4Цар 2:14.

Исцеление Неемана. 4Цар 5:10, 14.

Крещение народа Иоанном Крестителем. Мф 3:6; Мк 1:5; Ин 1:28.

Крещение Господа Иисуса. Мф 3:13, 15. Мк 1:9.

Переход Израильтян чрез Иордан:

Обетование об этом. Втор 4:22, Втор 9:1, Втор 11:31.

В определенном порядке. Нав 3:1−8.

Впереди шли священники, неся скинию. Нав 3:1: Нав 6:11: Нав 6:14.

Состоялся успешно. Нав 3:17, Нав 4:1, Нав 4:10−11.

В память перехода сооружен каменный столб. Нав 4:9.

Такой же столб построен и в Галгале. Нав 4:2, Нав 4:8, Нав 4:20−24.

Упоминание об этом. Пс 73:15, Пс 113:3, Пс 113:5.

Залог того, что Бог изгонит Хананеев из земли обетованной. Нав 3:10.

Евреи любили и гордились Иорданом Зах 11:3.

Ненавидим был чужестранцами. 4Цар 5:12.

Моисею не дозволено было перейти через Иордан Втор 3:27, Втор 31:2.

Словарь Вихлицкого :
Главная река Палестины, берущая начало из нескольких источников на склоне горы Ермон, протекающая через маленькое, полуболотистое озеро Мером (ныне — Гуле), Галилейское (Геннисаретское) озеро и впадающая в Мертвое море. Эта река своеобразна во многих отношениях. От истока до устья она имеет огромный перепад высот — почти 800 м, течет по очень извилистому руслу и, начиная от озера Мером, лежит ниже уровня Средиземного моря (Мертвое море — самое низкое место на земле, его поверхность находится на отметке -390м). У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении — невыносимая жара субтропического климата. Иордан несудоходен на всем своем протяжении и на его берегах нет ни одного города. Судя по Быт 13:10 можно предположить, что Иордан в древние времена протекал значительно дальше на юг и был много живописнее, но после поражения Богом Содома и Гоморры постепенно образовалось то море, которое нынче называется Мертвым (или Асфальтовым). Иордан является великим символом для каждого христианина, ибо, перейдя через него, народ Божий вошел в обетованную землю, и в его водах наш Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. (см. восточное море, Галилейское море)
Словарь Никифорова :
(Течение, ниспадение; Быт 13:10, Ис. Нав 1:2, Мф 3:5, Мк 1:5,9, Лк 3:3, Ин 1:28 и др.) — эта священная для всех Христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в Быт 13:10. Начало Иордана относят к различным потокам, текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большого источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов, и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера, это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник на коротком протяжении, соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану. Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиною в 2 локтя и длиною в 3 мили. В 3/4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающеюся быстротою в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море. Впрочем вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенною точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем несудоходна для путешественников и потому, что не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее. Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г. Над рекою к ю. от озера Гуле построен мост, называемый Арабами: мост дочерей Иакова (Дшизрбени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен Сарацинами, или даже во времена Римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря. Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт 13:10, Быт 32:10, Чис 13:29). Она упоминается в Иов 40:18. Иордан был чудесно перейден Ис. Навином и Евреями (Нав 3:4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории, как например во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля — Моавитянами, Мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4Цар 2:8-14, 4Цар 5:14). Но что всего важнее и священнее для всего Христианского мира — это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин 3:22). «Иоанн, же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились» (ст. 23). Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого Христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе Христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни, и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских! Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3/4 версты, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, вержению камени. Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимою и весною делается мутною, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодною, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и при том без всякого вреда для своего здоровья.