Иудея (אֶרֶץ יְהוּדָה ,יְהוּדָה; Ἰούδα, ἡ γῆ Ἰούδα; Iuda, terra Iuda; Juda, das Land Iuda, das Iudische Land; Іуда, Іудея, земля Іудина): Нав.15:1 и дал. Нав.19:1–9. Суд.15:9, 11. Руф. 1:1, 2, 7. 1Цар.17:1, 22:5, 23:3, 23, 27:10, 30:14, 16. 2Цар.2:1, 6:2, 24:7. 3Цар.12:17, 13:1, 14:21, 15:17, 4Цар.9:29, 15:37, 22:13, 23:17, . 25:22. 2Пар.2:7, 9:11, 10:17, 11:5, 12:4, 13:18, 15:8, 16:1, 19:5, 20:4, 21:11, 23:2, 25:21, 27:4, 28:18–19, 25, 29:8, 31:1, 32:1, 36:4, 1Ездр.1:2, 2:1, 4:6. Неем.1:2, 6:18, 7:6, 11:2,. 12:31, 13:15. 2Ездр.1:32, 37, 2:12, 4:45, 6:1, 8:12, 78. Тов.1:18. Иуд.1:12, 4:1, 8:21. и др. Мф.2:1, 5–6, 22, 3:1, 5, 24:16. Мк.1:39, 2:4, 3:1. Ин.3:22, 4:3, 47. Деян.1:8, 2:9, 8:1, 9:31, 11:29, 15:1, 21:39, 22:3, 25:20. и пр. и пр. и пр. – Слово «Иудея» иногда принимается в обширнейшем смысле, и под нею разумеется вся Палестина. Так особенно понималось слово это по возвращении иудеев из плена. Как имя иудеев означало весь народ иудейский, не живущих только в уделе Иудином, но и в других городах Палестины, так и имя «Иудея» означало всю обетованную землю, всю Палестину, все земли, по которым расселялись иудеи по возвращении своем из плена (см. напр. Агг.1:1, 14, 2:2. 21. Зах.1:21. Мак.2:11–12). Когда Иуда Маккавей вел войны, защищая свое отечество от иноплеменников, к нему обращались с просьбой о защите не иудеи только иерусалимские, но и из Галилеи, и Самарии, и Галаада (1Мак.5 гл.). Но собственно под Иудеей разумеется только южная часть Палестины. Около времен И. Хр. обетованная земля׳ разделялась на четыре главные части: на Иудею, Самарию и Галилею, и к ним присоединялась четвертая часть за Иорданом. Такое разделение можно примечать еще во времена И. Навина (Нав.20:7–8). То же видно из книг Маккавейских (1Мак.10:30). То же видим у Флавия, который подробно описывает границы этих земель (о Войн. Иуд. III, 3). Это же видим из Нового Завета (Мф.2:1, 3:1, 4:12–16, 23–25. Мк.3:7–8. Лк.1:65, 2:4, 3:1. Ин.4:3–4, 7:1. Деян.1:8, 8:1, 9:31). К Иудее собственно принадлежали: колена – Иудино, Вениаминово, Симеоново, Даново и часть Ефремова (сн. 2Пар.15:8–9). Иудеей называется эта часть, потому что большей частью принадлежит Иудину колену, иудеям, а не израильтянам. Границы ее на севере – горы Ефремовы и Самария, на юге – Аравия и пустыня Дин (Вади-Муррег), отделяющая Иудею от Идумеи, на западе – Средиземное море, на востоке – Мертвое море и Иордан. По Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на Западе – до Птолемаиды (Herz. XI. р. 2 и 31). Понимая Иудею в этом объеме, мы, согласно указаниям Св. Писания, различаем в ней пять главных частей: 1., Полуденную, 2., Нагорную Иудею, 3., пустыню Иудейскую, 4., низменные места Иудеи и 5., прибрежные равнины (Быт.13:3, 20:1, 24:62. Втор.34:3. Нав.10:40, 11:16).