Каиафа, прозвище Иосифа, которого в 18 г. по Р.Х. рим. прокуратор Валерий Грат назначил первосвященником. К. был зятем → Анны (Ин 18:13) и первосвященником в то время, когда Иоанн Креститель начал свое служение (Лк 3:1 и след.). Именно К. предложил убить Иисуса (Ин 11:47–53; Ин 18:14); в его дворце собрался синедрион для суда над Иисусом (Мф 26:57; Ин 18:24), и К. председательствовал на этом суде. После того как показания лжесвидетелей не подтвердились, К. своим вопросом «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» побудил Иисуса ответить положительно, в результате чего Его обвинили в богохульстве (Мк 14:59–64). В Деян 4 К. вновь упоминается в связи с разбирательством в синедрионе дела ап. Петра и Иоанна. В 36 г. по Р.Х. Каиафа был смещен Вителлием, рим. наместником в Сирии. В Иерусалиме, в верхнем городе, туристам и паломникам обычно показывают место, где, по преданию, стоял дом Каиафы.
Каиафа (Καϊάφα – из Арамейского כַּיפַא – утешение, или כֵיפָא – скала; V. и L: Caiphas; Каіа́фа): Мф.26:3, 57. Лк.3:2. Ин.11:49, 18:13, 14, 24–28. Лк.4:6. – Первосвященник иудейский, при котором Господь приговорен был к смерти и предан на суд Пилату. По Флавию, собственное имя его – Иосиф, а Каиафа – прозвание (Древ. к. 18. 2, 2). Он принадлежал к секте саддукейской, и первосвященство получил около 25-го года по Р. Хр. чрез римского прокуратора Иудеи Валерия Грата в царствование Тиверия (Древ. 18. 2, 2). Он был зять первосвященника Анана или Анны. Как холодный саддукей и хитрый политик он в своих действиях водился одной внешней политикой и земными расчетами. В его первосвященство, вследствие особенного откровения Божия, явился на проповедь св. Иоанн Креститель, и при нем сам Господь вступил в Свое великое служение, и проходил его до самой смерти, и по воскресении – до самого вознесения на небо. Великие события земной жизни Спасителя, Его пример святой жизни, Его спасительное учение, Его чудеса и благотворения, производили во врагах Его противные действия. Когда после воскресения Лазаря многие из иудеев обращались к вере во Христа, неверующие донесли об этом чуде фарисеям, и донос этот так показался важным членам верховного судилища иудейского, что они собрали совет; но, вместо правильного исследование дела, вот что говорили здесь: «Что нам делать? Этот человек много творит чудес. Если оставим Его, то все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом нашим и народом». И здесь-το возвысил голос свой Каиафа; «Вы ничего не знаете, – сказал он, – и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб», т. е. как бы так говорил он: что тут рассуждать о том, что делать? Принести Его в жертву, не рассуждая; пусть Он один погибнет, а не все мы. Так-то относились к делу истины члены верховного совета Иудейского и сам председатель совета! Всякие средства считали себе позволенными для достижения преступных своих целей. Не имея ни веры во Христа, ни страха Божия и любви к истине, они говорили и действовали под влиянием злого своего сердца, прикрывая злой свой умысел благовидностью патриотизма: погубить Христа, чтобы чрез то спасти целый народ от погибели. Но поразительная истина высказалась устами первосвященника, которой он и не сознавал. Не от себя сказал он это, замечает Евангелист, но как первосвященник предсказал, что И. Христу надлежало умереть за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. Так-то, по премудрому устроению Божию, самый нечестивый первосвященник изрекает величайшее пророчество о Христе! Таким образом в совете решено было предать И. Христа смерти (Ин.11:46–53). За два дня до праздника Пасхи опять собрался весь синедрион во двор Каиафы, и советовались, как бы взять И. Христа хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе. Этому темному замыслу их помог Иуда. Он вызвался предать им Христа. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его». Они обрадовались, и обещали дать ему 30-ть серебряников, и с этой минуты он стал искать удобного случая предать Его им тайно, без народа (Лк.22:1–6. Мк.14:1–2, 10–11. Mф.26:3–5, 14–16. По предании Христа Иудой у Каиафы производился и окончательный суд синедриона над Спасителем. Сюда собрались теперь все первосвященники, и старейшины, и книжники. Но и теперь не о том думали, чтобы открыть истину дела, но – чтобы осудить; только не находили, за что бы осудить. Наконец два лжесвидетеля представши говорили: Он говорил: «Я разрушу Храм и чрез три дня воздвигну». Но и это свидетельство признано недостаточным для осуждения на смерть. Однако же Каиафа поневоле должен был довольствоваться хоть этим показанием, и вот он, встал со своего места и вышед на средину, сказал Христу: «Что же Ты не отвечаешь? Слышишь ли, что они против Тебя свидетельствуют? И когда Господь и теперь ничего не отвечал, Каиафа сказал Ему: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» Господь отвечал ему: «Да, это Я; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, седящого одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: «Он богохульствует; на что нам еще свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется?» Тогда все решили предать И. Хр. на смерть, и, после разных поруганий над Ним, повели Его к Пилату, и Пилат, после разных допросов, уступил их требованию (Мф.26:57–67. Ин.18:28–40, 19:1–16. Лк.23:1–25). После Каиафа и прочие враги Христовы преследовали и апостолов, не вразумляясь ни свидетельством Иуды о невинности Господа, ни очевидными чудесами апостолов, которых и сами они не могли опровергнуть (Деян.4, 6, 16), и употребляли со своей стороны все усилия, чтобы воспрепятствовать их проповеди, хотя и напрасно (Деян.4:5). Наконец, после десятилетнего правления, около 36-го года по Р. Хр., Каиафа был сменен римским проконсулом Сирии Вителлием, который на место его возвел Ионафана, сына прежнего первосвященника Анана или Анны (Древн. Иуд. ХVIII. 2, 2. и 4, 3). Дом Каиафы указывают доселе на западной стороне Сиона. Ныне здесь армянская церковь Спасителя. См. Толк. Ев. Арх. Мих. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 158–160. Zell. 1. р. 763. Herz. VII. р. 213–214.
КАИАФА (арам. смирение или исследователь) — первосвященник Иудейский во времена служения Господа, а также во время его страданий и смерти (Матф. 26:3; Иоан. 11:49).