Загрузка

капернаум

В Библии слово "капернаум" упоминается в 12 стихах.
Другие формы слова : капернауме, капернаум.

Мф 8 : 5
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
Мф 11 : 23
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
Мф 17 : 24
Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
Мк 1 : 21
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
Мк 2 : 1
Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Мк 9 : 33
Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
Лк 4 : 31
И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
Лк 7 : 1
Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
Лк 10 : 15
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
Ин 2 : 12
После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
Ин 6 : 17
и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
Ин 6 : 24
Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
Слово Капернаум найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Капернаум (Καπερναούμ; Capharnaum; Капернау́мъ; Capernaum): Мф.4:13, 8:5, 11:23, 17:24. Мк.1:21, 2:1, 9:33. Лк.4:31, 7:1, 10:15. Ин.2:12, 4:46, 6:17, 24. 59. – Небольшой город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря (Ин.6:17, 24), принадлежащий к Галилее (Лк.4:31), на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым (Мф.4:13, 15), где была синагога, в которой Господь часто учил (Мк.1:21. Ин.6:59). О городе этом не упоминается в Ветхом Завете; и потому полагают, что он основан в последнем веке пред Р. Хр. Название «Капернаум» объясняют различно. Оно состоит из капар или кенар и нахум. Капар или кепар с еврейского значит село, огороженное место, мыза, поле, деревня. «Нахум» иные принимают за имя собственное, другие за нарицательное. В первом случае Капернаум будет значить селение или деревня Наума; и в 16-м веке здесь указывали еще гробницу пророка Наума. В последнем – от ־נָהַם תַּנְחוּם ,נֹחַם ,נַחַם – будет значить село утешения, отрады, успокоения. И последнее это значение весьма идет к Капернауму по его местоположению и тогдашнему благосостоянию. Он лежал на мысе морском, недалеко от впадения Иордана в море; пред ним море или озеро Геннисаретское; а на юго-запад от него, вдоль по берегу морскому – красивейшая и богатая растительностию долина Геннисар, которую так живописно изображает Флавий. «Долина эта, замечательная по своему естественному положению и красоте, так плодоносна, – пишет он, – что нельзя указать такого растения, которое на ней не могло бы произрастать, и жители насадили их множество всякого рода. Здесь разводятся в большом изобилии и орехи, которые растут собственно в холодных странах, и пальмы, смоквы и оливы, любящие теплые страны. Можно сказать, что здесь природа, по некоторому любочестию, делает над собой насилие, чтобы соединить воедино то, что в других местах непримиримо. В течение 9-ти месяцев здесь не переводятся смоквы, а другие плоды здесь зреют круглый год до новых. Долина обильно орошается источником Капернаум» (О Войн. Иуд. III. 10, 8. Олесн. Св. Земля, Т. 2.р. 454). Кроме того город находился в средоточии пути от Дамаска в Иерусалим, и отсюда в Газу и Египет, а с другой стороны – чрез Галилею – к приморским городам – Тиру, Сидону и другим, и по этому положению своему он не только имел удобное сообщение со всеми многолюдными окрестными городами Галилейского моря, но и был посещаем по торговым делам жителями всех городов иудейских, и так. обр. и сам мог производить значительную торговлю, и своим благосостоянием превосходить другие окружающие его города. Здесь Господь пребывал некоторое время со Своею Матерью еще до первой Пасхи, и отсюда на Пасху путешествовал в Иерусалим (Ин.2:12–13). После первой Пасхи Капернаум избрал Господь постоянным Своим местопребыванием (Мф.4:13), и здесь провел большую часть времени общественного Своего служения, и потому Капернаум называется Его городом (Мф.9:1). Здесь призваны к апостольству: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн (Мф.4:18–22. Лк.5:1–11). Пребывая здесь, Господь постоянно проповедовал Евангелие в синагоге города, и в частных домах, и в окрестностях (Мф.4:13, 23. Лк.4:31–37), и множество творил чудес. Здесь исцелил Он слугу сотника (Мф.8:6 и дал. Лк.7:1 и дал.), тещу Симона Петра (Мф.8:14. Лк.4:38–39), сына царедворца (Ин.4:46), расслабленного (Мф.9:1 и дал.); здесь изгнал злого духа из бесноватого (Лк.4:33 и дал.); здесь призвал к последованию за Собою Матфея мытаря (Мф.9:9); здесь, по случаю исцеление бесноватого, слепого и немого, состязался с фарисеями (Мф.12:22 и дал.); здесь при озере, когда множество собралось к Нему народа, вошед в лодку, учил народ притчами (Мф.13:1 и дал.); здесь предложена Им была народу великая беседа о Себе, как о хлебе жизни (Ин.6:22–71). Но жители Капернаума не были внимательны к Его делам и учению. При цветущем благосостоянии города, довольстве и изобилии во внешнем, они не заботились об исправлении своей жизни и возвышении внутреннего своего благосостояния; роскошь и разные другие пороки испортили их нравы, и великие силы и знамения, сотворенные здесь Господом, не производили в них благотворного действия, и потому Господь возвестил им печальную участь(Мф.11:23–24), которая в свое время и постигла их. В войнах с римлянами Капернаум вместе с другими городами был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости пустынного этого места, покрытого густым и высоким репейником, и пробраться трудно; по свидетельству путешественников, ни одна тропа не пролегает туда; ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящерицы или змеи, гнездящейся в бурьяне, покрывшем развалины. Ныне развалины древнего этого города известны под именем Тель-Гум. Впрочем, в этом не все согласны между собою; иные отождествляют Капернаум с местностию «Хан-Миние». Это развалины какого-то небольшого селения в долине Геннисарской при источнике, называемом Аин-ет Тин, что значит источник фиговых дерев, хотя в настоящее время, кроме олеандров, да разных видов репейника, в этой местности нет никакой растительности. Но: а., эти развалины не представляют ничего, что могло бы свидетельствовать о древнем Капернауме. Евангелие, Талмуд и отцы Церкви единогласно называют Капернаум цветущим и великим городом, вознесшимся до неба своим величием и красотой (Мф.11:23), где были и синагоги, и складочные здания для товаров, и таможни, и казармы, и христианские базилики; но в Хан-Миние никаких следов таких·сооружений нет; тогда как Тель-Гум представляет развалины большого древнего города. – б., Самое название «Хан-Миние», принимать ли его (от מָנָה,מְנָה халд. מְנָא = вес, исчисление) в смысле места оценочных сборов, вроде сбора пошлин и податей, или производить от минеев (еретиков – из иудействующих христиан, сн. Buxtorf. Lex. 1849 an. p. 548), живших в Капернауме до Константина Великого, не представляет достаточного основания на то, чтобы им могло быть заменено имя Капернаума, который не только в Св. Писании, но и у отцов Церкви, и в Талмуде постоянно удерживает свое древнее название; между тем как имя «Тель-Гум» (Холм-Гум), очевидно, есть арабское изменение и частью сокращение имени Капернаум. – в., И по географическому положению Хан-Миние не соответствует библейскому Капернауму, который, очевидно, лежал близ северной оконечности озера (сн. Мк.6:30–45. Ин.6:1–25), тогда как Хан-Миние – лежал на западной стороне. Выражение Писания, «нашли Его на той стороне моря – в Капернауме» (Ин.6:25) совсем не идет к Хан-Миние, которое находится на этой стороне моря, т. е. близ Вифсаиды. – г., Наконец, все показание древних путешественников указывают положение Капернаума на северной оконечности озера, где ныне Тель-Гум, как называется оно у арабов, или Кефар-Тангум или Кефар-Нагум, как читается в Мидраше, а не Хан-Миние. Только Кварезмий, писатель ХVII века, говорит, что ныне это место, т. е .Капернаума, называется по арабски: Мених (Meniyeh); и затем Робинсон на этом основании здесь полагает место Капернаума, находя здесь и источник Капернаум, принимая за него протекающий здесь в соседстве с Хан-Миние источник Аин-ет-Тин. Между тем, как выше уже замечено, здесь нет никаких следов древнего великого города, тогда как в Тель-Гум, среди множества развалин, есть замечательные памятники древности; здесь находят остатки громадного некоего памятника, принадлежавшие, полагают, древнееврейской синагоге, также две древние гробницы, из коих одну, в виде склепа, принимали в XVI веке за гробницу пророка Наума, и множество древних толстых колонн с прекрасными коринфскими капителями, архитравами, фризами, богато украшенными резьбою, и частью с их базисами, которые стоят еще на своих местах. «Великолепие и богатство резьбы упомянутого памятника синагоги, – пишет Г. Олесницкий, – грандиозность постройки, замечательная даже при общей сухости стиля, и сравнительно огромная вместимость свидетельствуют, что синагога Тель-Гум принадлежала времени процветания иудейства и есть одна из тех синагог, в которых учил И. Христос, проходя города и веси. Галилейские». Олесн. Св. Зем. Т. 2. 1873 г. стр. 455–465. Пут. Hop. 1854 г. T. IV. стр. 232–244. Сн. Herz. VII. p. 369. Zeli. 1. p. 779–780.

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (Мф 4:13), в земле Геннисаретской (ср. Мк 6 с Ин 6:22,59), на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (Мф 9:9), там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (Лк 7:2). Название города происходит от евр. кефар нахум («деревня Наума»; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр. Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги — той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (Мк 1 и след.) и человека с иссохшей рукой (Лк 6 и след.), а также произнес речь о хлебе жизни (Ин 6:59).

К. был для Иисуса Его городом (Мф 9:1; ср. Мф 4:13). Здесь Он исцелил тещу Петра (Мк 1 и след.) и расслабленного, которого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (Мк 2 и след.). В этом городе жили сотник, раб которого исцелился по слову Иисуса (Мф 8 и след.), и царедворец, сына которого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (Ин 4:46 и след.). В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (Мк 5 и след., 35 и след.), и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (Мк 2 и след.). У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (Мф 13:2). Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и «вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад» (Мф 11:23): в средние века город подвергся разрушению.

Словарь Вихлицкого :
(Село Наума или утешения) (Мф 4:13; Мф 8:5; Мф 11:23; Мф 17:24; Мк 1:21; Лк 4:23; Лк 7:1; Лк 10:15; Ин 2:12; Ин 4:46; Ин 6:17, Ин 6:24, Ин 6:59) — город в Галилее, который был расположен на северо-западном берегу Геннисаретского озера. Этот город, по-видимому, имел важное значение — он был таможенным центром и в нем взимались пошлины за ввозимые товары. Здесь Иисус призвал одного из сборщиков этих пошлин — Матфея (Мф 9:9). Здесь жил и представитель царя Ирода Антипы, сына которого Господь исцелил (Ин 4:46), и здесь же была построена для иудеев синагога на деньги благодетельного римского сотника (Лк 7:2-5). В этом городе, оставив Назарет, поселился и жил Спаситель (Мф 4:13; Мф 9:1; Мк 2:1; Ин 6:24), поучая народ и совершая многие чудеса. Здесь Он призвал Петра, Андрея и братьев Зеведеевых, исцелил тещу Петра, сухорукого и расслабленного, изгнал духа нечистого, ходил по воде и запретил буре, заплатил налог на храм (Мф 17:24), и сколько же еще добрых дел Он сделал здесь и сказал святых слов! Но Капернаум остался глух и не внял Его словам и делам. Скоро сбылось пророчество Сына Божия — город, по-видимому, погиб при землетрясении в 400 г. и теперь даже его место с трудом определяется под бурьяном и грудами мусора (вся местность теперь называется Тель-Гум).
Словарь Никифорова :
(Селение Наума, или село утешения; Мф 4:13, Мф 11:23, Мк 2:1, Лк 7:1, Ин 4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее. Он лежит на западном берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близь страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и преисполнены глубоким интересом. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того как оставил Назарет (Мф 4:13), так что Капернаум после того стал называться Его городом (Мф 9:1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф 17:24). Здесь жили ап. Петр и Андрей и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф 8:14-15, Мк 1:29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф 9:2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого, и совершил много других подобных чудес. (Мк 1:32-34, Лк 4:33), как например исцелил находившегося при смерти слугу Римского сотника, который построил для Иудеев синагогу и др. В самом Капернауме, или в его окрестностях, было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед (Мф 9:10-17, Мф 15:1-20, Мк 9:33-50, Ин 6:22-71). Но не смотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не увероровал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: «Я ты Капернаум до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф 11:23). И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остается здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц, или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и И. Флавий.