Кенеи, Кенеяне (קִינִים יקִינִי יהַקֵּינִי ,קֵינִי – значение с еврейского неизвестно: по одним от קָנָר – приобретать, приобретатели, сн. Каин; по другим от קוּן или поющий, певец, или кующий, кузнец (Fürst. 2. р. 307); Κεναῖοι, Kιναῖος, Κενεζί; Cenezaei, Cinaei, Cinaeus, Ceni; Кенеи, Кінеи, Кіней, Кена́, Кенеонъ, Кінеовъ, Кенезій; L: Keniter, Кеnisiter): Быт.15:18–21. Чис.24:21–22. Суд.1:16, 4:11, 17. 1Цар.15:6, 27:10, 30:29. 1Пар.2:55. – Древний, кочующий народ северо-западной Аравии. В первый раз упоминается о них во времена Авраама (Быт.15:18–21). Они поставляются здесь между народами ханаанскими, и Господь обещает Аврааму отдать· в наследие ему все земли, занимаемые этими народами. Сначала они обитали подле мадианитян. Ховав, тесть Моисея, священник мадиамский, был кенеянин, тогда как отец его, Рагуил, был мадианитянин (Чис.10:29). Из этого видно, что племена эти смешивались между собой. Во время странствования евреев по пустыне часть кенеян, смешанно живших с мадианитянами в южных пределах земли Ханаанской, теснее сблизилась с Израилем и вошла в дружеские к нему отношения, видя особенное благоволение к нему Божие, как это можно видеть из примера Ховава (Исх.18 гл.). Они вместе с израильтянами странствовали частью даже по пустыне (Чис.10:29–33). Но тогда как часть их более сблизилась с Израилем, другая часть их, по близости первоначального своего местопребывания на юге Палестины, более соединялась с мадианитянами и амаликитянами, как то показывает последующая их история. Сюда относится пророчество Валаама об амаликитянах и кенитах (Чис.24:20–22). Во времена Судей кенитяне, теснее соединившиеся с коленом Иудиным, поселились в самых южных пределах колена Иудина, на юг от Арада, в пустыне Иудиной, близ амаликитян (Суд.1:16); а другие из них, как Хевер, отделившись от сынов Ховава, тестя Моисеева, стали жить отдельно на севере земли Ханаанской (Суд.4:11, 17). Во времена войны Саула с амаликитянами Саул щадил кенеян, помня благорасположение их к израильтянам во время странствования по пустыне (1Цар.15:5–7). Равным образом и Давид, во время похода своего против амаликитян, смотрел на кенеев, как на своих друзей, и рассылая дары от взятой у неприятелей добычи участникам в битвах, послал дары и в города кенеян (1Цар.27:10, 30:29). В это время Кенеи жили уже частью в городах, и след., стали вести, вместо кочующей, оседлую жизнь. Это видно из указания кн. Паралипоменон на южные места их жительства в колене Иудином, и на их дружество с Израилем, при всей темноте и краткости этого показания (1Пар.2:55). Из этого очерка о Кенеях видно, что нет необходимости и нет достаточных оснований принимать Кенеян, как два различные народа одного и того же имени, одних ханаанских, и других мадиамских. Herz. VII. р. 510. Keil и Del. на Быт. 159–160. и на Чис. р. 341–342. Ges. р. 890. Fürst 2. р. 313.