Загрузка

ханаан

В Библии слово "ханаан" упоминается в 6 стихах.
Другие формы слова : ханаана, ханаан, ханаане.

Быт 9 : 25
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Быт 9 : 26
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
Быт 9 : 27
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
Быт 10 : 6
Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
1Пар 1 : 8
Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
1Пар 1 : 13
Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета,
Слово Ханаан найдено в следующих словарях:
Человек :

ХАНААН (покорная, подвластная, униженная земля) — сын Хама и внук патриарха Ноя, родоначальник племён Ханаанских; был проклят за непочтение, выказанное Хамом по отношению к Ною (Быт. 9:25).

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ханаан [еврейское Кенаан]:

1) сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18,22; Быт 10:6). Х. был проклят Ноем за проступок → Хама (Быт 9:22,24). В Быт 10:15–18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени — имена собственные, далее в списке идут названия народов), иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи, арвадеи, цемареи и химафеи (→ Список народов). В Быт 10 оворится о расселении различных ханаан. племен, а в Быт 10:19 указаны границы региона их расселения: от Сидона в направлении Герара и Газы, оттуда — к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму — вплоть до Лаши;

2) Х. — одно из древнейших названий Палестины (Быт 11:31), относящееся, однако, только к зап. берегу р. Иордан. В Числ. 33говорится: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую...» Колена Рувима, Гада и половина колена Манасии соорудили жертвенник «на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, насупротив сынов Израилевых» (Нав 22:10), т.е. на берегу Иордана, который и здесь был погранич. рекой. В Исх 16 ообщается, что израильтяне питались манной, пока не подошли к пределам земли Ханаанской. На то, где следует искать границу Х., указывает текст Нав 5:10–12; там говорится, что манна перестала падать после того, как народ перешел через Иордан. Позднее название Х. употребляется в Библии по отношению как к отдельным частям страны, так и к земле филистимлян, поскольку Филистимская земля составляла часть обетованной земли Х., и там жили хананеи (напр., Соф 2:5: «Ханаан, земля филистимская» — так в МТ). Жителей Финикии, Тира, Сидона и др. также называли хананеями (см., напр., Мф 15:22).

В хеттских клинописных текстах (около 1300 г. до Р.Х.) название Х. встречается как Кинаххе и соответствует мат Кинахн или Кинаххи в письмах из архива Телль-Амарны (→ Телль-Амарна, III), в которых эта страна упоминается в связи с Тиром. В Нав 5 говорится о хананеях, живших «при море». Во время исчисления народа при царе Давиде Иоав приходил «к укреплениям Тира и во все города Хивеян и Хананеян» (2Цар 24:7). Но ханаан. царем был и Иавин, правивший в → Гацоре (4), располагавшемся вдали от моря (Суд 4:24). Согласно Чис 13:30, хананеи жили на морском побережье и у реки Иордан, а согласно Нав 11:3 — и на востоке, и на западе. След., наряду со всей землей, название «Х.» обозначает также юж. и сев. прибрежные равнины (Филистию и Финикию), а также равнины внутри страны. Таким образом, хананеи выступают как жители равнин в отличие от → аморреев, живших в горах.

Словарь Вихлицкого :
(Низменная земля)

а) (Быт 9:18, Быт 9:22; Быт 9:25; Быт 10:6, Быт 10:15; 1Пар 1:8, 1Пар 1:13) — один из сыновей Хама, на которого пало проклятие рабства, и который сделался праотцом многих народов, населявших древнюю Палестину и называвшихся Хананеями (см. след.) (Быт 10:15-19); (см. народы древней Палестины)

б) (Исх 15:15; Ис 23:11) — земля вдоль берега Средиземного моря от Газы до Сидона (даже от Египта до Месопотамии) и в глубину — до бассейна Иордана, прекрасная и весьма плодородная, заселенная потомками Ханаана, обещанная Богом верному Аврааму и его потомкам (Быт 12:1; Быт 13:15; Быт 15:18; Евр 11:9), известная позже как Палестина (в Ам 2:9-10 названа Аморрей). Как видим, в нее входили также и Филистимская земля и Финикия. Позже, однако, Ханаанской (Хананейской) землей стала называться лишь часть этих земель при море и у Иордана (Чис 13:30; Нав 5:1; Нав 11:3) или в районе Финикии (Нав 13:4; Авд 1:20).

Народ Божий не должен был заключать союза ни с этими народами, ни с их богами (Исх 23:32; Исх 34:16), но истребить их всех и истуканы их уничтожить (Втор 7:1-6). И.Навин так и начал действовать (Нав 10:25), но позже израильтяне ослабили свои усилия, стали вступать в союз с Ханаанскими народами, перенимать их обычаи, поклоняться их богам и это в конце концов стало гибелью для них. Иногда Ханааном (небесным Ханааном) в переносном смысле называют состояние после смерти, которую сравнивают с переходом Иордана, но это совершенно неправильно, ибо Ханаан нужно завоевывать. Он есть символ духовного удела каждого верующего здесь, на земле. (см. обетованная земля, Филистимляне, Хананей)
Словарь Никифорова :
Хананейский, хананеи (покорная, подвластная, униженная земля): Быт 9:25; сын Хама и внук патриарха Ноя, родоначальник племен Ханаанских. Ему возвещено проклятие рабства, которое навлек на себя Хам своим бесстыдным поруганием над отцом своим Ноем во время сна. «Проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих,» предрек Ной. Ханаан имел многочисленное потомство, известное под общим именем Хананеев. Хананеи, или Ханаане (Быт 10:15-18, Быт 13:7 Быт 14:2 и др.) — первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде Израильтян в означенной земле, сыны и потомки Ханаана, сына Хамова, разделявшиеся по числу сынов его на 11 племен (Быт 10:15-19). Состояние земли Ханаанской и Хананеев при Аврааме было далеко не то, что во времена Моисея. Земля при Аврааме была еще мало населена и застроена и пастушеские племена свободно переходили тогда с одного места на другое. Городов тогда еще было мало, как, например: Сихем, Хеврон, Луз, Сидон и т.д. Жители Сидона особенно выдавались между прочими народами земли Ханаанской своею торговлею, богатством и образованием (Нав 11:8, Быт 10:15, Суд 1:31). Аморреи представляли наиболее сильный и воинственный народ. Во время пребывания Евреев в Египте земля Ханаанская, вместе с ее различными обитателями, является в совершенно ином виде. В означенный период времени густота народонаселения усилилась и вся земля была занята многочисленными народами, которые были могущественнее Израильтян и потому временами представляли им сильное противодействие. В ней возникли тогда большие города, управлявшиеся самостоятельно, города ограниченные укрепленными стенами и воротами, со множеством боевых колесниц (Втор 3:5, Нав 17:16). В земле вообще процветало хлебопашество, виноделие и торговля (Втор 6:10-11) Название города Кириаф-Сефер (ποις γραματείων — город писцов) показывает употребление в нем письмен. Распавшись по времени на бесчисленные, не большие группы, Хананеи не имели над собою одного общего главы — царя, и гибли от взаимных междоусобий: так, например, в северных землях Ханаана, упоминается о 31-м царстве, а в кн. Судей говорится о 70-ти царях Ханаанских, покоренных Адониседеком (Втор 1:7). К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверие, волхвование и другие беззакония. Божествами их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос, и в честь их насаждались рощи, воздвигались высоты, приносились жертвы, освящались самые пороки и беззакония. Мера беззаконий их теперь исполнилась (Быт 15:16). Вот почему Израильтянам даны были такие строгие законы против Хананеев. В силу их не должно было терпеть никаких язычников и идолопоклонников, всех Хананеев надобно было истребить, всякий союз с ними был воспрещен, а особенно браки с Хананейками. При сих столь строгих законах преимущественно имелось в виду предохранить Израильтян от их языческих нравов, обычаев, от их нечестия и идолослужения (Исх 23:32, Исх 34:15-16), за которые они и были осуждены Богом на истребление (Нав 11:19-20) Но Израильтяне относительно Хананеев не выполнили воли Божией. В некоторых местах Хананеи оставались долго не истребленными, как например, в коленах Ефремовом, Манассиином и др. Финикия и страна Ливанская почти не были покорены. Филистимляне были покорены долгое время спустя по завоевании Евреями земли Ханаанской. Покоренные жили вместе с Израильтянами и последние довольствовались иметь их своими данниками и союзниками, брали дочерей их себе в жены и своих дочерей отдавали за их сыновей, стали перенимать их языческие обычаи, участвовать вместе с ними в их языческом служении божествам и идолам. Отсюда произошли для Израильтян величайшие бедствия, особенно во времена Судей, и только по мере своего обращения к Богу Израильтяне снова делались их победителями. Но Хананеи не были истреблены совершенно и во времена Судей. Во время завоевания земли Обетованной иные из них переселялись в Финикию и другие места и даже в Африку, где были Финикийские колонии. В самой Палестине они оставались и после времен Судей. Во времена прор. Самуила об Аморреях говорится, что между ними и Израилем был мир (1Цар 7:14). Иевусеев победил уже Давид и взял их крепость, но они не были совершенно истреблены и в это время (2Цар 5:6-9, 2Цар 24:16-24). Иоав, во время переписи, обходил города Хивеян и Хананеев в странах Тира и Сидона (2Цар 24:6-7). Во времена Соломона Хананеи обитали в Газе (3Цар 9:16). Соломон оставшихся от разных Ханаанских народов Хананеев сделал только оброчными работниками, не истребляя их (3Цар 9:20-21, 2Пар 8:7-8). У Хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея (3Цар 10:29, 4Цар 7:6). Во время плена Вавилонского все эти народы снова свободно распространялись по Иудее, и после возвращения Иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для Израильтян, но при Ездре виновные строго были обличены, незаконные браки расторгнуты и все Иудеи клятвенно обязались быть верными Богу в хранении всех Его заповедей (1Езд 9 и 10, 2Езд 8:65-92 и 9). Ис 23:8, Соф 1:11, Иов 40:25 и др. — Под именем Хананеев разумеются иногда купцы и торговцы вообще. Так как Ханаанская земля обнимала и северные Финикийские города и южные приморские земли, известные своею промышленностью и торговлею, то Хананеями не редко называются в Свящ. Писании торговцы, купцы, промышленники. Так, в указанных здесь местах в Еврейском тексте читается Ханаан или Хананеянин, а говорится о купцах и торговцах.