Клавдий, сын Друза и племянник → Тиверия (Тиберия). Сменив на престоле Калигулу, Клавдий стал четвертым римским императором (41–54 гг. по Р.Х.). Он не был сильной и решительной личностью. При его вступлении на престол → Ирод Агриппа I, который в тот момент находился в Риме, выступил посредником между Клавдием, которого провозгласили императором преторианцы (имперская гвардия), и сенатом. За эту услугу Ирод Агриппа I получил от Клавдия Иудею и Самарию в дополнение к областям, которыми он владел ранее. Таким образом, благодаря Клавдию, Ирод Великий воссоединил земли в единое царство. Однако его сыну, → Ироду Агриппе II, Клавдий не позволил стать полноправным преемником своего отца; он сделал его лишь царем Халкиды, одноврем. предоставив ему право надзора над Иерусалимским храмом. Иудея вновь стала римской провинцией. В начале своего правления Клавдий вернул александрийским евреям их прежние привилегии. Позднее, около 49 г., он изгнал всех евреев из Рима (Деян 18:2). Клавдий упоминается в НЗ в связи с голодом, разразившимся в период его правления (Деян 11:28). Клавдий был отравлен, и императорский престол унаследовал его пасынок → Нерон.
Клавдий (Κλαύδιος; V. и L: Clavdius = хромоногий; слав. Клаѵдій): Деян.11:28, 18:2. – Император Римский (41–54 г), по смерти Калигулы провозглашенный преторианцами императором – государь с добрыми качествами, но слабый и душой и телом, и потому его царствование представляет длинный ряд беспорядков и злодеяний; отпущенники управляли его империей, и при дворе царствовал разврат. Любимцы государя из отпущенников за деньги продавали и государственные должности, и правосудие, и заставляли государя подписывать смертные приговоры по своему произволу (сн Всем. Ист. Бекк. ч. III. 1843 г. стр. 276–278). Св. Историz сообщает нам о двух обстоятельствах, бывших при этом императоре. В его царствование был великий голод на земле, предсказанный пророком Агавом; и по этому случаю христиане антиохийские положили послать милостыню бедствующим христианам в разных местах Иудеи, что и исполнили, послав свои пожертвование чрез ап. Варнаву и Савла (Деян.11:27–30). О голоде, бывшем в это время свидетельствуют и Флавий (Древн. XX. 2, 6. и 5, 2) и Тацит (Annal. 12, 43). Другое обстоятельство, упоминаемое в Св. Писании, это указ Клавдия, повелевавший всем иудеям удалиться из Рима вследствие их возмущений (Деян.18:2). Впрочем, указ этот не был строго исполняем, потому что многие иудеи и после сего, по крайней мере, по смерти Клавдия, свободно жили там (Деян.28:17 и дал.). Касательно причины изгнания иудеев из Рима Светоний в жизни Клавдия (стр. 25) пишет: «Iudaeos impulsore Chresto, assidue tumultuantes, Roma expulit». Хрестос здесь, очевидно, есть поврежденное имя Господа И. Христа, на что и Тертуллиан в свое время жаловался: «corrupte а vobis Chrestiani pronuntiamur; nam nec nominis quidem ipsius liqvido certi estis“ (ad Nation. 1, 3). Таким образом, изгнание иудеев последовало из-за имени И. Христа, проповеданного в Риме между иудеями, и следовательно, и в Риме теперь уже многие иудеи исповедовали Христа. О смерти Клавдия известно, что он отравлен был ядом своей супругой, Агриппиною, матерью преемника его Нерона. Zell. 1. р. 805. Herz. 2. р. 712. Бекк. ч. 3. стр. 277–278. Слов. Яцк. и Благ.: Клавдий. ·