Клеопа (с еврейского от חָלַף = прохождение י перемена; Κλεόπας; V. и L:Cleophas; слав. Клео́па): Лк.24:18. Сн. Ин.19:25. – Один из учеников и родственников Господа по плоти. Мнение, впрочем, о нем различны. Одни Клеону, упоминаемого у Ев. Луки (Лк.24:18) отличают от Клеопы, упоминаемого у Ев. Иоанна (Ин.19:25 ), находя различие в самом имени: у Луки пишется Κλεόπας, а у Иоанна Κλωπάς. Первое имя греческое, а последнее арамейское. Последний, т. е. Иоаннов Клеопа, и у Евсевие называется Клеопа, а не Алфей. По свидетельству Евсевия, он был брат Иосифа, обручника Св. Девы Марии, и жена его, Мария Клеопова, была сестра Богоматери (Церк. Ист. К. 3. гл. XI). Но он, думают, давно умер, и потому в Евангелии упоминается только жена ето, Мария Клеопова, сестра Богоматери (Ин.19:25), мать Иакова Малого и Иосии (Мф.27:6. Мк.15:40. Лк.24:10); а Клеопа Луки – это совсем другое лице, из верующих, может быть, эллинистов, подобно евангелисту Луке. Но другие не разделяют этого мнения, не находя твердых для сего оснований, и принимают их за одно лицо. Клеопа и Алфей – это одно и το-же имя; разность названия происходит от двоякого произношение арамейского слова Халфай-Алфей, и Хлопай-Клеопа (Rosenm. на Ин.19:25. р. 820. Сн. Братья Господа и Иаков Меньший). Как бы то ни было, о Клеопе евангельская история передает нам следующее достопримечательнейшее событие. В третий день по смерти Спасителя, Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Еммаус. На пути явился им сам Господь, который, подошедши, шел с ними; но они Его не узнали. Господь спросил их: о чем они рассуждают и отчего так печальны? Тогда Клеопа рассказал Ему о Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, и Его страданиях и крестной смерти, и присоединил: «А мы надеялись, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили еще некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши, сказывали, что Они видели явившихся ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Самого не видели». Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказание пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. И среди разговоров приблизились к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом, и когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и преломив подал им. В это время открылись у них глаза, и они узнали Его, но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, объясняя Писание?», и тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк.24:13–35). История эта восполняет нам недостаток других сведений о Клеопе. Из нее видно, что Клеопа был одним из учеников Господа, но – не из двенадцати, ибо он ясно отличается здесь от них (Лк.24:33). Видно, впрочем, что он был из ближайших учеников, который принимал самое живое участие в судьбах Господа. Здесь и сильное смущение его вместе с другим учеником по случаю настоящих обстоятельств, – и полное знакомство с этими обстоятельствами, – и живое, самое горячее в них участие, – и отличие себя от пришельцев, – и происхождение из Галилеи (Мк.15:41), – и выражения: первосвященники и начальники наши предали Его на смерть, мы же надеялись, что Он есть тот, который спасет Израиля, и некоторые из наших жен изумили нас, и некоторые и из нас ходили ко гробу, и т. под., – и необыкновенно сладостное чувство в сердце при объяснении им Писания, – и нетерпеливая поспешность, с какою поспешили они к апостолам с радостной вестью о явлении им Господа – все дает нам видеть в нем не эллиниста, истинно уверовавшего во Христа, и не просто иудея, во Христе полагавшего надежду спасения Израиля, но – самое ближайшее некое лицо к избранному обществу Христову, ближайшее, родственное лицо Господу. Если присоединим к этому, что жена его Мария Клеопова есть действительно сестра Богоматери, и от самой Галилеи сопутствовала Христу вместе с другими некоторыми женами (Мк.15:40–41. сн. Лк.8:2–3), что она мать Иакова и Иосии, и Симона и Иуды, которые называются братьями Господа (Ин.19:25. Мф.27:56. Мк.15:40, 47, 16:1. Сн. Мф.13:55. Мк.6:3), что Иаков Алфеев, брат Господень, и Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, бывшие в числе двенадцати апостолов, суть те же дети Клеопы и Марии Клеоповой, сестры Богоматери, которые известны под именем братьев Господа (сн. Братья Господа, также Иаков Малый и Иуда Иаковлев): то становится понятным, что нет достаточного основания отделять Клеону Луки от Клеопы или Алфея, упоминаемого в других местах Писания, и представлять их двумя различными лицами. Сн. Слов. Яцк. и Благ.: Клеопа. Zell. 1. p. 812. Herz. VII. р. 740. Арх. Мих. Тол. Ев. на Ев. от Марка и Луки, стр. 597 и дал.