Загрузка

крещение

В Библии слово "крещение" упоминается в 10 стихах.

Мф 21 : 25
крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
Мк 1 : 4
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Мк 11 : 30
Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
Лк 3 : 3
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
Лк 20 : 4
крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
Деян 13 : 24
Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Деян 18 : 25
Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Деян 19 : 3
Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
1Пет 3 : 21
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
Еф 4 : 5
один Господь, одна вера, одно крещение,
Слово Крещение найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. КРЕЩЕНИЕ ИОАННА

1) К. в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Лев 14:8; Лев 15:5; Лев 17 и проч.; → Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение → Омовение), которые в пророч. предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис 1:16; Ис 4:4; Иез 36:25; Зах 13:1). Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр. ему явления. К ним принадлежит К. прозелитов, предположит. появившееся в I в. по Р.Х. Это К., наряду с → обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств. внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возможно, было также известно К. послушников в секте ессеев в Кумране (→ Рукописи Мертвого моря). Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна — «Креститель» указывает на то, что совершаемое им К. расценивалось как нечто совершенно новое;

2) Иоанново К. водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Мф 3:6,11; Мк 1:4,5; Лк 3:3,8–38) и осознание своей греховности. Эти обстоят-ва, а также указание на К. Св. Духом и огнем (Мф 3:11) как на более высокую ступень К., которая станет возможной только с явлением Христа (см. Деян 19:1–7), говорят о том, что Иоанново К. занимает место предварительного К. в священноисторич. последовательности. Деят-стью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

II. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА

1) КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ. Иисус принял К. в Иордане (см. Мк 1 и парал. места), чтобы «исполнить всякую правду». Значение этого К. относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в НЗ К. в древней Церкви не обосновывается этим К. Иисуса и не связывается с Ним. Иисус в этом К. приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын, а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;

2) КРЕЩЕНИЕ СТРАДАНИЯМИ. Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать «крещением» (Мк 10:38; Лк 12:50). Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. «в смерть» (Рим 6 и след.).

III. КРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

1) для постижения сущности новозаветного К. основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой К. Духом Святым (см. Мк 3 и парал. места), пророчески предсказ. Иоанном, становится тем событием, которое учреждает и знаменует собой эту Церковь. Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать К. водой как (Иоанново) К. в покаяние (Ин 3:26; Ин 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново — теперь уже «во имя Иисуса Христа» (Деян 2:38; Деян 8:16; Деян 10:48; ср. 1Кор 1:15; 1Кор 6:11; Гал 3:27) или — исполняя повеление Иисуса о крещении — во имя триединого Бога (Мф 28:19). В отличие от К. Св. Духом, водное К. не является самодостаточным (ср. также 1Кор 12:13), а служит лишь прообразом (см. о подчиненном значении К. водой в Мк 16:16; 1Кор 1:17; Евр 6:1,2; Евр 9:9 и след.; и особенно в 1Ин 5 — «не водою только»);

2) хотя К. Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Деян 8 (ср. также Деян 8 и 19 с 10 и 48). Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение К., находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное К. (1Кор 1:17; возможно, крестили его спутники). По всей видимости, это свидетельствует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа. Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного К., совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Мк 1:9; Ин 3:23: «много воды»), мог иметь лишь подчиненное значение. В «обычном случае» вера (— восприятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное К. следовали непосредственно одно за другим (Деян 2:38; Деян 8:12,36–39; Деян 16:31,33; Деян 18:8; ср. Мк 16:16; Гал 3 и след.). Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого. Там, где водное К. предшествует полной, проникнутой Духом вере, оно, по крайней мере, предполагает доверит. обращение ко Христу; если же водное К. следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знаменованием содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след.; Тит 3:5: «баня возрождения и обновления Святым Духом»), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6 и след.; Кол 2:12). Если же рассматривать К. в его полноте, т.е. К. Св. Духом и водой (ср. Ин 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению. Происходит его очищение и решительное отмежевание от греха (Деян 2:38; Деян 22:16; Рим 6:1; 1Кор 6:11; Еф 5:26,27; 1Пет 3:21), усыновление Отцом (Гал 3 и след.); он становится членом Тела Христова, т.е. Церкви (1Кор 12:13) и, кроме того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1Кор 12 и след.);

3) в Деян 10:44–48; Деян 16:14,15,32; Деян 18 водное К. принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой. Слово «дом» в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере (ср., однако, формулировку в Послании Игнатия Антиохийского Поликарпу (ок. 110–117 гг.): «...всем своим домом вместе с детьми»; здесь дети названы отдельно от «дома», т.е. от «домашних»). Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на К. младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить. Тем не менее, признание того, что момент водного К. имел подчин. значение и что в НЗ основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматич. и конфессион. предубеждений, которая позволяет увидеть самое существенное. При этом особенно важно, что НЗ глубоко чужда идея автоматич. получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Мф 28:19, досл.: «сделайте все народы учениками и крестите их»);

4: а) в метафорич. значении слово «К.» употребляется в НЗ в отношении перехода израильтян через Чермное море (1Кор 10:2) и потопа (1Пет 3:20,21); б) смысл выражения «креститься для мертвых» (1Кор 15:29) не вполне ясен. Лингвистически возможное истолкование «ради мёртвых», т.е. для их пользы, вместо них, кажется невероятным с т.зр. новозавет. богословия. Но возможно, язычник принимал подобное К. с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, которые были верующими. Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых.

Словарь Геце :

Приготовление в Ветхом Завете.

В законе. Исх 19:10. Лев 14:8.

У пророков. Иез 36:25. Зах 13:1.

Предварительная ступень: крещение Иоанново.

Крещение водою. Мф 3:11. Мк 1:4. Деян 19:3, 4.

Указание на дарование Духа. Мф 3:11. Ин 1:26, 27.

Крещение Иисуса Иоанном.

Мк 1:9, 10.

Установленное Иисусом таинство.

Постановление. Мф 28:19, Мк 16:16.

Совершение. Деян 2:38, Деян 10:48, Деян 8:38; 1Кор 1:13. (В Коринфе практиковалось в отдельных случаях крещение «над умершими», т. е. некоторые члены церкви принимали крещение и для своих умерших близких. 1Кор 15:29).

Даруемое в крещении благословение.

Прощение грехов. Деян 22:16; 1Кор 6:11.

Дарование Св. Духа. Одарение Им может произойти не только во время водного крещения, но до или после него. Деян 10:45 и гл. 8, 12, 15, 16.

Жизненное общение со Христом. Рим 6:3−5. Гал 3:27.

Включение в число членов церкви. 1Кор 12:13. Еф 4:5.

Значение крещения. 1Пет 3:21. Еф 5:26. Тит 3:5. Ин 3:5.

Предварительное условие. Деян 8:12, Деян 8:37.

«Креститься» в переносном смысле.

Мф 20:22; Лк 12:10; 1Кор 10:2.

Крещение установлено и заповедано Иисусом Христом. Мф 28:19; Мк 16:15, 16; Лк 24:47.

Крещение должно быть совершаемо во имя Отца, Сына и Св. Духа. Мф 28:19.

Крещение есть знак отпущения грехов и очищения от них. Деян 2:38, Деян 22:16.

Крещение есть внешний знак возрождения. Ин 3:3, 5; Рим 6:3, 4; Еф 5:26; Кол 2:12, 13; Тит 3:5 и 1Кор 6:11.

Крещение сопровождается исповеданием грехов и раскаяиием. Мф 3:6. Мк 1:5. Деян 2:38. Рим 6:2−4.

Вера необходима при крещении Деян 2:41, Деян 8:12, Деян 8:37, Деян 18:8, Деян 19:4, Деян 19:5 и Мк 16:16.

Крещение принято Иисусом Христом от Иоанна Крестителя. Мф 3:13−15. Мк 1:9. Лк 3:21.

Крещение совершалось апостолами. Деян 2:38, Деян 18:8.

Крещение совершалось во имя Иисуса Христа Деян 2:38, Деян 8:16, Деян 10:48, Деян 19:5.

Крещение только одно. Еф 4:5 и 1Кор 12:13.

Крещение Иоанна Крестителя было крещением

Покаяния. Мф 3:11. Мк 1:4. Лк 3:3, 8. Деян 13:24, Деян 19:4.

Для отпущения грехов. Мк 1:4. Лк 3:3.

Только водою. Мф 3:11. Мк 1:8. Лк 3:16. Ин 1:26, Ин 3:23. Деян 1:5, Деян 11:26.

Чтобы приготовить путь Иисуса Христа. Ис 40:3. Мал 3:1. Мф 3:3, Мф 11:10. Мк 1:2, 3. Лк 3:4, Лк 7:27. Ин 1:23, Ин 1:31. Деян 13:24, Деян 19:4.

Фарисеи отвергали Иоанново крещение Мф 21:25, 32. Мк 11:31. Лк 20:5, Лк 7:30.

Крещение Иисуса Христа есть крещение водою и Духом Святым. Мф 3:11. Мк 1:8. Лк 3:16. Ин 1:33. Деян 1:5, Деян 1:16.

Крещение водою только, не спасает. 1Пет 3:21.

Крещение Иисуса Христа предвозвещено Иоанном Крестителем. Мф 3:11. Мк 1:7, 8. Лк 3:16. Ин 1:30−33. Деян 19:4.

Прообразы крещения: Переход чрез Чермное море. 1Кор 10:1, 2. Потоп. 1Пет 3:20−21.

Примеры крещения Иоаннова. Жители Иудеи и Иерусалима. Мф 3:5, 6. Мк 1:5. Лк 3:7.

Примеры крещения от апостолов. Жители Иерусалима. Деян 2:41. Самаряне. Деян 8:12, 16. Вельможа Ефиопский. Деян 8:38. Савл. Деян 9:18, Деян 22:16. Корнилий и его домашние. Деян 10:48. Лидия. Деян 16:15. Темничный страж и его семейство. Деян 16:33. Крисп и Коринфяне. Деян 18:8. Ученики в Ефесе. Деян 19:5.

Словарь Вихлицкого :
Очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (Ин 3:5). Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное (сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мф 3:11; Деян 1:5; Деян 8:14; Деян 11:15). Крещение в воде, крещение покаяния, впервые осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх 19:10; Лев 8:6; Лев 17:16; Евр 9:10). Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека облечься во Христа (Гал 3:27). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете (Ис 4:4). Обе эти фазы крещения могут совпадать (Деян 2:38), идти одна за другой (Деян 19:2-6) или даже меняться местами (Деян 10:44-48), но в любом случае, одно совершается людьми, а другое — Богом (Деян 13:52).

Следует заметить, что крещение в воде — желательный, но по-видимому, не обязательный элемент присоединения к числу спасаемых (истинных верующих). В Деян 2:41 под крещением, очевидно, понимается само принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек в воде в один прием трудно даже представить (ср. также Деян 8:14-17). Сам Господь никогда не крестил людей в воде, только его ученики (Ин 4:2) (известно, что в Священном Писании вода часто символизирует Слово).

Русское слово крещение этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое баптизо означает окунать, погружать), но имеет обратную формацию от слова крест, на котором был казнен Спаситель. (см. проказа)
Словарь Никифорова :
Есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие» (Ин 3:5). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям чтобы веровали в грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса» (Деян 19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.» Самое важное в священнодействии крещения — троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры. «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян 2:38). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк 16:16). При крещении совершаются следующие обряды:

1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого.

2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем.

3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы.

4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность Христианской жизни.

5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест твой и следуй за мною» (Мф 16:24).

6) Крещаемый и восприемники с возженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение.

7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру, и отвергли ее. «Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит ап. Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого» (2Пет 2:20). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: Покаяние.
Словарь Нюстрема :
евр. атбала, т.е. погружение. Во многих местах Ветхого Завета мы находим омовение, (Евр 9:10; срав. Мк 7:4).

Омовение через погружение, обливание, кропление и т.д. называется баптисмос (крещение)

как обряд, сопровождающий или символизирующий очищение души от грехов и преданность Богу. (см. Быт 35:2, Исх 19:10, Лев 8:6, Лев 16:4, Лев 17:16, Мк 7:4, Евр 9:10, срав. черпанье воды в 1Цар 7:6); а также обетования у Ис 4:4, Иез 36:25, Зах 13:1. Таким внешним символом было и крещение Иоанново (Лк 3:3) — «крещение покаяния (перемена образа мышления) для прощения грехов». «И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне и крестились от него в воде Иордана, исповедуя грехи свои» (Мф 1:5, Мф 3:5 и дал.; Лк 3:3, Ин 1:33). Также и Господь Иисус пришел к нему и крестился в Иордане; и в то время, как Он молился, отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя (Лк 3:21). После этого Иисус начал приобретать учеников и крестить — через учеников — более, нежели Иоанн (Ин 4:1). После воскресения, когда ученики увидели Его на горе в Галилее, Он дал им великое миссионерское поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19). О том, как апостолы исполнили повеление о крещении, и как они смотрели на крещение, срав. следующие места: Деян 2:38, Деян 9:17, Деян 10:44, Деян 22:16, Рим 6:3, Кол 2:12, 1Пет 3:21. О крещении семейств смот. Деян 16:15 (Лидия), Деян 16:33 (сторож в темнице) 1Кор 1:16 (Стефан). В начале крещение, говорит Хагенбах, «совершалось под открытым небом в реках или прудах через погружение: это известно из истории Нового Завета. В позднейшие времена стали совершать крещение в купелях и особых крестильнях (баптистерии). Крещаемый спускался по ступеням в водоем и затем погружался всем телом в воду, что являлось для души яркой картиной погребения в смерть и воскресения со Христом. Когда позднее было введено кропление (напр., в англиканской церкви), этот символ потерял значение». (История церкви, Хагенбах, 1 т. 19 гл. стр. 289, на шведском языке).

Крещение для мертвых (1Кор 15:29). Это выражение показывает, что в то время некоторые христиане принимали крещение вместо верующего близкого человека, который умер, не успев совершить этого акта. Они верили, что через это крещение он получит участие в воскресении праведных.

Крещение Святым Духом и огнем (Мф 3:11, Лк 3:16) считается указанием на излияние Св. Духа в день Пятидесятницы, сопроваждавшееся духовными дарами и огненными языками (Деян 2:1), или на судящую и очищающую силу Евангелии для спасения всех верующих и мщение всем, противящимся ему (Мал 3:2, 1Пет 4:12, 1Кор 3:13, 2Фес 1:8).