Загрузка

лилия

В Библии слово "лилия" упоминается в 4 стихах.
Другие формы слова : лилии, лилию, лилия, лилиями.

Песн 2 : 1
Я нарцисс Саронский, лилия долин!
Песн 2 : 2
Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.
Сир 39 : 18
цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь;
Ос 14 : 6
Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан.
Слово Лилия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Лилия ( – от греч. Λείριον; Лат. Lilium; Евр. ,שׁוֹשָׁן שׁוּשַׁנָּה ,שׁוּשָׁן = κρίνον крин, λέιριον собственно белая лилия): Песн. 2:2, 16, 6:2. 3Цар.7:19, 22, 26. 2Пар.4:5. Ос.14:6. Сир.39:18, 50:8. Мф.6:28–29. Лк.12:27. – Из семейства луковичных цветов, весьма красивое и приятный имеющее запах растение. Лилии бывают желтые, розовые, лиловые, или фиолетовые, и особенно славятся белые лилии. Красоту лилии сам Господь восхваляет и ставит ее выше всех великолепных одежд Соломона (Мф.6:28–29. Лк.12:27). Цветок лилии имеет колокольчатое устройство, но в более широком виде распускается и вырастает в виде чашечки с отогнутыми наружу краями; отличается особенной чистотой и блестящей белизной цвета; белая лилия имеет 6 листиков. Лилия не любит большой неги и присмотра. В теплых странах она растет в диком состоянии, и особенно весной красуется в садах, полях и долинах (Мф.6:28). Чашечка лилии всегда обращена вверх в несколько наклонном положении... Лилия распространяет вокруг себя душистый, приятный запах на далекое расстояние (Сир.39:18. сн. Разум. Обозр. раст. Св. Пис. 1871 г. стр. 57–58). Листья и луковица лилии служат хорошим врачеством против ран и порезов. Наружный вид лилии служил древним художникам образцом для их художественных произведений. Наподобие лилии они делали красивые короны, вазы. В храме Соломоновом медные колонны, стоявшие пред самым притвором Храма, были украшены медными венцами, вылитыми наподобие лилии (3Цар.7:19, 22). Края медного моря, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию (3Цар.7:26. 2Пар.4:5). При Давиде наподобие лилии устроялись музыкальные инструменты, которые и назывались еврейским именем Шошан (Пс.44, 59, 68, 79). В свящ. Писании лилия весьма часто служит образом высоких нравственных совершенств. В Песне песней с красотой лилии сравнивается красота таинственного жениха и невесты (Песн.2:1–2, 4:5, 5:13). В книге Сираха лилия представляется образом нравственных качеств для благочестивых детей (Сир.39:18); и лилии уподобляется первосвященник в его величественном первосвященническом украшении (Сир.50:8). У пророка Осии с лилией сравнивается цветущее состояние имевшого быть возрождения и обновления Израиля (Ос.14:6). Разум. Обозр. раст. Св. Пис. 1871 г. стр. 57–59. Zell. 2. p. 50. Herz. XI. p. 25­26. Keil и Del. на Песн. песн. р. 39–40.

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Евр. слово шушан (3Цар 7:19,22,26; 2Пар 4:5; Песн 2:1,2,16; Песн 4:5; Песн 5:13; Песн 6:2,3; Песн 7:3; Ос 14:6) обозначает не только редко встречающуюся в Палестине ливанскую Л. (Lilium candidum), но также и другие растения семейств лилейных (касатик, тюльпан) или лютиковых (лютик, ветреница). Цветы Л. послужили мотивом для украшения колонн → «Иахин» и «Воаз» в храме, а также для → медного моря (3Цар 7:19,22,26). Полевая Л. [греческое кринон] (Мф 6:28; Лк 12:27) — это, вероятно, пурпурная ветреница (Anemone coronaria). В Средиземноморье ранней весной она встречается повсюду, в Палестине же наиб. распространена в Саронской долине (см. Песн 2:1). Евр словом хабаццелет в Песн 2:1; Ис 35:1 обозначается, вероятно, асфодель (Asphodelus microcarpus) или нарцисс (Narcissus tazetta).

Словарь Вихлицкого :
Растение с большими круглыми и колоколообразными цветами, часто с приятным запахом. Особенно прекрасны белые лилии, широко распространенные в Палестине (Мф 6:28-29).
Словарь Никифорова :
(Мф 6:28-29, Лк 16:27) — весьма красивое и приятное по запаху растение, из семейства луковичных. Луга Палестины обилуют различными благоухающими, прекрасными растениями. Красоту лилий восхваляет сам Господь и ставит ее выше всех великолепных одежд Соломона. «Посмотрите на полевые лилии, говорил Он, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так как всякая из них» (Мф 6:28-29). Полевые лилии обыкновенно цветут в Галилее в апреле и мае — сезон года, в который, как полагают, и была произнесена Господом Нагорная проповедь, с упоминанием в оной между прочим и о красоте лилий. В Песн с красотою лилий сравнивается красота таинственного жениха и невесты: «Я нарцисс Саранский, говорит о себе жених, я лилия долин. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн 2:1-2). Лилия распространяет вокруг себя на далекое расстояние душистый, приятный запах. «Цветите как лилия, распространяйте благовоние, говорит Сирах, и пойте песнь» (Сир 39:18). Наружный вид лилии часто служил древним художникам образцом для их художественных произведений и орнаментов, как например в храме Соломоновом, медном море, и т.п. При Давиде на подобие лилии устроялись и музыкальные инструменты, называемые Евреями словом: шоман (лилия, Пс 44, 59 и пр.). Сузы или Сузиана (лилия) назывались так по обилию растущих в ней лилийных растений.
Словарь Нюстрема :
евр. Шошана, хавацелег. Одним из главных украшений долин обетованной земли является белая лилия (Lilium candidum), которую за ее блестящую белизну, прекрасный колоколообразный венчик, приятное благоухание и целительную силу листьев и луковиц называют королевской лилией. По-видимому, на эту лилию или какой-нибудь родственный ей вид указывает Иисус в Мф 6:28; она же в Песн 2:1, Песн 2:2, Песн 2:16, Песн 4:5, Песн 6:2, Песн 7:3 является символом взаимной приятности жениха и невесты, а в Ос 14:6 — будущего времени расцвета Израиля.