Лот (לוֹט = покров, покрывало; Λώτ; V. и L: Lot; Лѡ́тъ): Быт.11:27, 12:5. гл. Быт.13, 14:12, 19:1 и дал. Втор.2:9, 19. Пс.82:9. Прем.10:6–7. Сир.16:9. 2Пет.2:7–8. Лк.17:28–29, 32. – Сын Аррана, брата Авраамова, племянник Авраама, вместе с Авраамом переселившийся из земли Халдейской в землю Ханаанскую (Быт.12:5). Сначала они жили вместе, но потом, по случаю распри между пастухами их, Лот отделился от Авраама, избрав местом своего жительства окрестность Иорданскую, близ Содома и Гоморры, и потом поселился в самом Содоме и имел здесь свой дом (Быт.13:1–13, 19:2). Здесь, по случаю войны царя Содомского и его союзников с царем Еламским и его союзниками, царь Содомский был побежден, и Лот вместе с другими попался в плен. Узнавши об этом, Авраам с своими домашними и союзниками ночью напал на неприятелей, разбил их, и спас пленных и вместе с ними и Лота (гл. Быт.14). Но жители Содомские были злы и весьма грешны пред Богом (Быт.13:13, 18:16–33), и Господь послал ангелов истребить нечестивые города эти и спасти Лота от общей погибели. Ангелы, возвестив Лоту о предстоящей погибели, объявили ему, чтобы он выходил из города с семейством своим и зятьями своими и другими, кто у него были здесь, и как он медлил, то они вывели его и жену и дочерей его из города, и велели поспешнее спасаться на гору и не озираться назад, чтобы не погибнуть. Но жена Лота, по привязанности к своему прежнему жилищу, оглянулась позади его назад, в противность воле Божией, и наказана смертью, и стала соляным столпом, а Лот с дочерьми своими спасся в близлежащий город Цоар или Сигор, и сначала здесь было поселился, но потом удалился в гору и стал жить в пещере (19:12–30). Здесь от старшей его дочери родился сын, которого она назвала Моав; он был родоначальником моавитян; а от младшей его дочери родился сын – Аммон, который был родоначальником аммонитян (Быт.19:31–38). После сего о Лоте ничего более не говорится в Св. Писании; даже и о смерти его ничего более не известно. В новейшее время история Лота сделалась предметом разных недоразумений. Недоразумения эти в особенности касаются: 1., чудесного истребление городов Содома и Гоморры с прочими городами. Но предание об этом событии сохранилось не только у евреев, но и у язычников: Тацита, Диодора Сицилийского, Плиния и Страбона, и историческая истина этого событие и по свидетельству Слова Б. В. и Нов. Зав., и по наблюдениям и исследованиям путешественников, становится выше всякого сомнения. Сн. Власт. Св. Лет. на Быт. гл. 19. – 2., Обращение жены Лота в соляный столп. Это было чрезвычайное наказание Божие за ее преступление. Преступление ее, присоединяет М. Филарет, было не столько воззрение на Содом, сколько преслушание заповеди Божией и пристрастие к жилищу разврата (см. Лк.17:31–32). Самое обращение ее в соляный столп Преосв. м. Филарет объясняет так. обр.: «Страх и жалость могли привести малодушную женщину в исступление и бесчувствие; истечение от пожара, лютого серой и солью (Втор.29:23), – совершенно умертвить; а потом земля и воздух, также серой и солью напитанные, – довершить окаменение. Аббат Руссо, путешествовавший по Аравии, нашел в сей стране силу окаменяющую в удивительном изобилии Зап. на кн. Быт. Ч. 2. стр. 223. Абен Езра, которого приводит английская Библия, тоже полагает, что жена Лота, оглянувшись, убита была ядовитыми испарениями серы и смолы, и потом немедленно была засыпана солью или покрыта налетом соли. Соляной столп, в который обратилась жена Лотова, существовал весьма долго после печального этого события, даже до времен писателя книги Премудрости Соломоновой (Прем.10:7) и Иосифа Флавие (Древ. 1. 11, 4), и даже до Климента Римского (посл. к Кор. гл. XL). Herz. VIII. p. 495. – 3., В сказании Писания о происхождении от Лота моавитян и аммонитян также находят нечто мифическое. Но здесь надобно взять во внимание действительное положение, в каком находился Лот с дочерьми своими, поселившись в горе, в пещере, в удалении от общежития. Дочери его уже были помолвлены за женихов, но которые погибли вместе с Содомом. Здесь угрожало им безмужие. «Нет человека на земле, который бы вошел к нам, по обычаю всей земли», – говорили они. Но доброе намерение иметь потомство не оправдывает незаконного средства, – и Св. Писание, хотя не осуждает прямо незаконного этого дела, давая наставление нам, чтобы, взирая на такие примеры, мы не столько других пересуждали, сколько судили о самих себе, и непринятие аммонитян и моавитян в общество Господне объясняет из других причин (Втор.23:3–4), а не из постыдного их происхождения: тем не менее в нем весьма близко лежит здесь указание на гнусность подобного дела (Втор.23:2–3). М. Фил. Зап. на кн. Быт. и Библ. Истор. Слов. Яцк. и Благ.: Лот. Herz. VIII. р. 493–495. Сн. Власт. Св. Лет. на кн. Быт. гл. 19.