Загрузка

лот

В Библии слово "лот" упоминается в 15 стихах.
Другие формы слова : лота, лот, лоту, лотом.

Быт 12 : 4
И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
Быт 13 : 1
И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.
Быт 13 : 10
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
Быт 13 : 11
и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
Быт 13 : 12
Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
Быт 13 : 14
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
Быт 14 : 14
Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;
Быт 19 : 1
И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
Быт 19 : 6
Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
Быт 19 : 14
И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
Быт 19 : 18
Но Лот сказал им: нет, Владыка!
Быт 19 : 23
Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
Быт 19 : 29
И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.
Быт 19 : 30
И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
Лк 17 : 29
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
Слово Лот найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Лот (לוֹט = покров, покрывало; Λώτ; V. и L: Lot; Лѡ́тъ): Быт.11:27, 12:5. гл. Быт.13, 14:12, 19:1 и дал. Втор.2:9, 19. Пс.82:9. Прем.10:6–7. Сир.16:9. 2Пет.2:7–8. Лк.17:28–29, 32. – Сын Аррана, брата Авраамова, племянник Авраама, вместе с Авраамом переселившийся из земли Халдейской в землю Ханаанскую (Быт.12:5). Сначала они жили вместе, но потом, по случаю распри между пастухами их, Лот отделился от Авраама, избрав местом своего жительства окрестность Иорданскую, близ Содома и Гоморры, и потом поселился в самом Содоме и имел здесь свой дом (Быт.13:1–13, 19:2). Здесь, по случаю войны царя Содомского и его союзников с царем Еламским и его союзниками, царь Содомский был побежден, и Лот вместе с другими попался в плен. Узнавши об этом, Авраам с своими домашними и союзниками ночью напал на неприятелей, разбил их, и спас пленных и вместе с ними и Лота (гл. Быт.14). Но жители Содомские были злы и весьма грешны пред Богом (Быт.13:13, 18:16–33), и Господь послал ангелов истребить нечестивые города эти и спасти Лота от общей погибели. Ангелы, возвестив Лоту о предстоящей погибели, объявили ему, чтобы он выходил из города с семейством своим и зятьями своими и другими, кто у него были здесь, и как он медлил, то они вывели его и жену и дочерей его из города, и велели поспешнее спасаться на гору и не озираться назад, чтобы не погибнуть. Но жена Лота, по привязанности к своему прежнему жилищу, оглянулась позади его назад, в противность воле Божией, и наказана смертью, и стала соляным столпом, а Лот с дочерьми своими спасся в близлежащий город Цоар или Сигор, и сначала здесь было поселился, но потом удалился в гору и стал жить в пещере (19:12–30). Здесь от старшей его дочери родился сын, которого она назвала Моав; он был родоначальником моавитян; а от младшей его дочери родился сын – Аммон, который был родоначальником аммонитян (Быт.19:31–38). После сего о Лоте ничего более не говорится в Св. Писании; даже и о смерти его ничего более не известно. В новейшее время история Лота сделалась предметом разных недоразумений. Недоразумения эти в особенности касаются: 1., чудесного истребление городов Содома и Гоморры с прочими городами. Но предание об этом событии сохранилось не только у евреев, но и у язычников: Тацита, Диодора Сицилийского, Плиния и Страбона, и историческая истина этого событие и по свидетельству Слова Б. В. и Нов. Зав., и по наблюдениям и исследованиям путешественников, становится выше всякого сомнения. Сн. Власт. Св. Лет. на Быт. гл. 19. – 2., Обращение жены Лота в соляный столп. Это было чрезвычайное наказание Божие за ее преступление. Преступление ее, присоединяет М. Филарет, было не столько воззрение на Содом, сколько преслушание заповеди Божией и пристрастие к жилищу разврата (см. Лк.17:31–32). Самое обращение ее в соляный столп Преосв. м. Филарет объясняет так. обр.: «Страх и жалость могли привести малодушную женщину в исступление и бесчувствие; истечение от пожара, лютого серой и солью (Втор.29:23), – совершенно умертвить; а потом земля и воздух, также серой и солью напитанные, – довершить окаменение. Аббат Руссо, путешествовавший по Аравии, нашел в сей стране силу окаменяющую в удивительном изобилии Зап. на кн. Быт. Ч. 2. стр. 223. Абен Езра, которого приводит английская Библия, тоже полагает, что жена Лота, оглянувшись, убита была ядовитыми испарениями серы и смолы, и потом немедленно была засыпана солью или покрыта налетом соли. Соляной столп, в который обратилась жена Лотова, существовал весьма долго после печального этого события, даже до времен писателя книги Премудрости Соломоновой (Прем.10:7) и Иосифа Флавие (Древ. 1. 11, 4), и даже до Климента Римского (посл. к Кор. гл. XL). Herz. VIII. p. 495. – 3., В сказании Писания о происхождении от Лота моавитян и аммонитян также находят нечто мифическое. Но здесь надобно взять во внимание действительное положение, в каком находился Лот с дочерьми своими, поселившись в горе, в пещере, в удалении от общежития. Дочери его уже были помолвлены за женихов, но которые погибли вместе с Содомом. Здесь угрожало им безмужие. «Нет человека на земле, который бы вошел к нам, по обычаю всей земли», – говорили они. Но доброе намерение иметь потомство не оправдывает незаконного средства, – и Св. Писание, хотя не осуждает прямо незаконного этого дела, давая наставление нам, чтобы, взирая на такие примеры, мы не столько других пересуждали, сколько судили о самих себе, и непринятие аммонитян и моавитян в общество Господне объясняет из других причин (Втор.23:3–4), а не из постыдного их происхождения: тем не менее в нем весьма близко лежит здесь указание на гнусность подобного дела (Втор.23:2–3). М. Фил. Зап. на кн. Быт. и Библ. Истор. Слов. Яцк. и Благ.: Лот. Herz. VIII. р. 493–495. Сн. Власт. Св. Лет. на кн. Быт. гл. 19.

Человек :

ЛОТ (покров, покрывало) — сын Харрана, племянник Авраама, единственный родственник, сопутствовавший патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. Отец Моава, родоначальника Моавитян, и Аммона (Бен-Амми), родоначальника Аммонитян от двух своих дочерей (Быт. 11:27; 2 Петр. 2:7, 8; Лук. 17:28, 29).

Толковый словарь Даля :
ЛОТ м. в знач. лоток, плоское корытце, малоупотреб. | Вес, составляющий три золотника; в фунте 32 лота. | Морск. гиря, грузило на долгой веревке, лотлина, для измеренья глубины вод или для наблюденья, при стоянке корабля, не тащит ли его с якорем. Обносный лот или диплот, тяжелый, для измеренья больших глубин. На лоте, не дремать! обычный ночной окрик на лотового. | Лотия, лотус, растен. ледвенец, Lotus. Лотовой, к лоту, в знач. веса и глубинной гири, относящ. Сотовое колечко, весом в лот. | Сущ. м. матрос, бросающий лот; часовой при гире, опущенной с корабля на дно моря, при стоянке на якоре, чтобы стеречь, не дрейфует (тащит) ли, держит ли якорь. Лотбак м. морск. кадка, в которой укладывается лотлинь.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Лот (в Ис 25 слово «лот» переводится как «покрывало»).

I. Сын Арана, брата Авраама (Быт 11:27). Л. сопровождал Авраама в Ханаан (Быт 11:31; Быт 12:5) и в Египет (Быт 13:1). После того как Л. стал обладателем столь же больших стад, как и Авраам, последний бескорыстно предложил ему выбрать себе для жизни любую часть Ханаана. Л. выбрал область у Иордана и переселился в Содом (Быт 13:1–13), где ему приходилось ежедневно созерцать разврат и распутство жителей города (2Пет 2:7,8). Когда Л. попал в плен, Авраам освободил его (Быт 14:12–16). Во время разрушения Содома Господь спас Л., вспомнив об Аврааме (Быт 19:29), который молил Его помиловать город ради спасения праведников (Быт 18:16–33). Жена Л., оглянувшись на город во время бегства, превратилась в соляной столп (Быт 19:17,26); сам же Л. первое время оставался в Сигоре, а затем стал жить на горе. В результате кровосмесит. связи Л. с его двумя дочерьми, напоившими отца вином, у него родились два сына. Моав («вода», т.е. семя, потомок отца), сын Л. от старшей дочери, стал родоначальником → моавитян; от Бен-Амми («дитя моего народа»), сына от младшей дочери, произошли → аммонитяне (Быт 19:31–38).

II. → Меры длины, площади, объема и веса (II).

Словарь Вихлицкого :
(Быт 11:27, Быт 11:31; Быт 12:4, Быт 12:5; Быт 13:1, Быт 13:5, Быт 13:7, Быт 13:8; Быт 13:10, Быт 13:14; Быт 14:12, Быт 14:16; Быт 19:1, Быт 19:5, Быт 19:6, Быт 19:9, Быт 19:10, Быт 19:12, Быт 19:14, Быт 19:15, Быт 19:18, Быт 19:23, Быт 19:26, Быт 19:30, Быт 19:36; Втор 2:9, Втор 2:19; Пс 82:9; Лк 17:28, Лк 17:29, Лк 17:32; 2Пет 2:7) — сын Арана, брата Авраама, вышедший вместе с Авраамом из Ура и странствовавший долгое время вместе с ним, но позже отделившийся от него с большим богатством и поселившийся в Содоме. Лот оставался праведным в душе и мучился окружавшей его жизнью. Был спасен из Содома Ангелами.
Словарь Никифорова :
(Покров, покрывало; Быт 11:27, 2Пет 2:7-8, Лк 17:28-29) — сын Харрана, племянник Авраама. За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течении некоторого времени он жил вместе с своим дядею, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться с своим племянником, Авраам с благородные бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: «Не вся ли земля пред тобою, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты на право, то я налево» (Быт 13:9). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность Иорданскую, которая вся до Си-гора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). «Я разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель и Лот раскинул свои шатры до Содома» (ст. 11-12). Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, «которые были злы и весьма грешны пред Господом» (ст. 13), по сему когда шесть союзных царей, в том числе Содомский и Гоморский, выступившие войною против Кедорлаомера. царя Еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен, и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного (Быт 14:12-16). Впрочем Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излился на него грозный суд Божественного гнева. «Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет 2:8). Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов, от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его вопреки воле Божией, оглянувшись назад обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близ лежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору, и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник Моавитян, а от младшей Аммон), родоначальник Аммонитян. Затем об Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится.
Словарь Нюстрема :
Сын Арана, племянник Авраама, вышел со своим дядей сначала из Ура Халдейского, а потом из Харрана для того, чтобы поселиться в Ханаане (Быт 11:31, Быт 12:4, Быт 13:1). Когда они не могли более жить вместе в Ханаане из-за того, что пастухи их ссорились (Быт 13:5 и дал.), то мирно разошлись. Лот поселился в плодоносной долине, близ самого Содома. Здесь он жил до гибели Содома и окружающих его городов (Быт 19:1). Он потерял свое имущество при гибели города. Зятья и его жена также погибли, но Господь «спас праведного Лота» (2Пет 2:7 и дал.). Жена Лота, которая уже вышла из города, обернулась, несмотря на Божие предупреждение и обратилась в соляной столп (Быт 19:26). Событие это приводится Христом, как предупреждающий пример (Лк 17:32). Народная фантазия в последующие времена указывала на этот столп, возвышавшийся на соленой горе, имеющей в высоту около 50 метров, при юго-западной части Мертвого моря. В Премудр. Соломона (апокрифы) ПремСол 10.7 сказано, что соляной столп стоит там до сих пор, напоминая о неверной душе. Иосиф Флавий говорит, что он видел его. Климент Римский и Ириней также упоминают о нем. Ленч говорит о круглом столбе в 13 метров вышиною из кристаллической соли, покрытом известью. На восточном берегу Мертвого моря остроконечная вершина одной скалы удивительно напоминает арабскую женщину, несущую на спине ребенка; арабами эта фигура названа «Бинт шейх Лут», т.е. дочь старейшины Лота.