Загрузка

лука

В Библии слово "лука" упоминается в 14 стихах.
Другие формы слова : лука, лук, луком, луков, луку, луки, луками.

Быт 21 : 16
и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала;
Быт 21 : 20
И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.
1Пар 5 : 18
У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну.
1Пар 8 : 40
Сыновья Улама были люди воинственные, стрелявшие из лука, имевшие много сыновей и внуков: сто пятьдесят. Все они от сынов Вениамина.
1Пар 12 : 2
Вооруженные луком, правою и левою рукою бросавшие каменья и стрелявшие стрелами из лука, -- из братьев Саула, от Вениамина:
2Пар 14 : 8
И было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч, людей храбрых.
Иов 41 : 20
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Пс 75 : 4
Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
Прем 5 : 21
Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель.
Ис 21 : 15
ибо они от мечей бегут, от меча обнаженного и от лука натянутого, и от лютости войны.
Ам 2 : 15
ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни.
Колл 4 : 14
Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
2Тим 4 : 10
Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
Флм 1 : 24
Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.
Слово Лука найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Лука (Λουκᾶς; V. и L: Lucas; Лука): Кол.4:14. 2Тим.4:11. Флм.1:23. – Писатель Евангелия, известного под его именем и книги Деяний апостольских (Деян.1:1. сн. Лк.1:3). По Евсевию (Церк. Ист. к. 3. гл. 4), Иерониму (о Церк. Писат) и другим, родом из Антиохии Сирской, и, кажется, был не из евреев, а из греков, как то можно заключать и из указаний ап. Павла к Колоссянам (Кол.4:14. сн. ст. Кол.4:10, 11), и из чистого и правильного языка греческого, какой видим в его Евангелии. Предполагают, что до обращения в христианство, он был прозелитом, иноплеменником, принявшим иудейскую веру, основываясь на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и местностями Палестины, и обычаями и нравами иудейскими. По свидетельству древних (Оригена Dialog·, de recta fide, Ипполита о 70 апост., Епифан., Евфим. Зигаб. в толк. Еванг. Луки, Феофил. Введ. на Ев. Лк. и друг.), принадлежал к числу LXX апостолов, и поэтому сам был очевидцем некоторых событий из евангельской истории, и он один только и упоминает о 70־ти апостолах (Лк.10:1, 17). Думают, что в повествовании его о явлении И. Христа по воскресении двум ученикам на пути их в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упомянуто, разумеется сам Лука (гл. Лк.24). Такое мнение иные находят несогласным с указанием самого евангелиста в начале своего Евангелия (Лк.1:2), но, по точном соображении, несогласие здесь не видно, а видно только, что Лука не с самого начала и не постоянно следовал за Христом и был очевидцем дел Его. Что Лука был врач, об этом упоминает и ап. Павел (Кол.4:14), и свидетельствуют древние, как напр. Евсевий (Цер. Ист. к. 3. гл. 4), Иерон. (de vir. illustr), и др. А что он был вместе и живописец, об этом свидетельствует древнее предание, приписывающее ему написание иконы Спасителя и Божией Матери (см. Извлеч. из Ист. Феодора чтеца 6-го в., Иоан. Дамаск. посл. к импер. Феофилу, Никиф. Калл. и Метафраста). Феодор чтец пишет, что имп. Пульхерия (414–450 г), при Феодосии 2-м, торжественно переносила икону Божией Матери, писанную Ев. Лкою, в новоустроенную ею церковь в Константинополе. Когда Лука присоединился к ап. Павлу, и сделался его спутником и сотрудником, достоверно не известно. Может быть, это было в 43 или 44 году, когда Павел и Варнава, будучи в Антиохии, целый год собирались в церкви, поучая верующих (Деян.11:26); по крайней мере в одном древнем греческом кодексе Деяний апостольских читается: «Когда же мы собрались, один из этих пророков, именем Агав, предвозвестил, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии». Так же читал это и Августин. «Мы собрались», – читается здесь: значит, здесь был и Лука (сн. Порфирия Восток Хр. 1877 г. стр. 303–304). Ходил ли он с ап. Павлом в Иерусалим, для раздачи милостыни по случаю голода, из Деяний апостольских не видно (11:30). Но на основании первых двух стихов Евангелия, можно полагать, что после 44 года он немалое время (с 44 по 50 г) жил в Иерусалиме, видел там первоначальных самовидцев и служителей Слова, т. е. Петра, Иакова, Иоанна и других, слушал устные их предания о Христе и о начале основанных ими Церквей в Иудее и Самарии (сн. Евсев. Ц. Ист. к. 3. гл. 4). После Собора Апостольского, бывшего в 50-м г. по P. X., во время второго апостольского путешествия Павла (в 51 и 52-м году) Лука сопутствовал уже Павлу (Деян.16:10), сопровождая его до Македонского города Филипп, и после этого он, по-видимому, долго оставался в Филиппах; потому что упоминает о себе уже в конце третьего путешествие апостола, в 58-м году, на обратном пути его чрез Македонию в Иудею (Деян.20:5 и дал. и гл. Деян 21). В это время, по случаю собирания милостыни и благотворений для христиан Иерусалимских, апостол из Македонии послал к Коринфянам Тита, и с ним послал туда еще одного из братий, и об этом втором отзывается с особенной похвалой, называя его братом, похваляемым по всем Церквам за Евангелие, которого верность и усердие испытаны во многом, который избран от Церквей сопутствовать для этого благотворительного дела, и есть посланник Церквей, слава Христова (2Кор.8:16–24). Здесь большей частью разумеют Луку (Zell. 2. р. 61–62). Лука сопровождал потом апостола в Рим, в первое его там заключение (Деян.27:1 и дал) и там при нем оставался (Кол.4:14. Флм.1:23); и во время вторых уз апостола, незадолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все тогда оставили апостола (2Тим.4:11). Называя Луку своим сотрудником (Флм.1:23), подобно как Марка и других, апостол, конечно, дает чрез это видеть, что Лука трудился и в благовестии Евангелия, и долгое пребывание его в Македонии, путешествие его по Греции для собрания милостыни, и двоекратное пребывание его при апостоле в Риме, открывало ему много случаев для такого великого дела. Но, по смерти апостола, о последующей жизни Луки ничего не известно из Писания. По Епифанию, по смерти апостола, он проповедовал Евангелие в Италии, предальпийской Галлии, Далматии, Македонии и Греции. По Экумению – из Рима путешествовал даже в Африку и там проповедовал Евангелие, и наконец мирно скончался, будучи 80-ти лет; но, по другим, он скончался мученической смертью, и именно, пострадал в гонение Домициана и в Ахаии за недостатком креста повешен был на оливковом дереве (Никиф. Калл). После, при императоре Констанцие, во второй половине 4-го века, мощи его перенесены в Константинополь. См. Четьи-Мин. из Метафраста и других. Слов. Яцк. и Благовещ. Еп. Порфир. Вост. Христ. 1877 г. стр. 302 и дал. – Св. Лука, оставил нам две священные книги: Евангелие и книгу Деяний апостольских. Побуждением к составлению их, по собственным словам его, служил пример многих предшествовавших повествователей о Евангельских событиях и желание утвердить в истинной вере некоего мужа Феофила посредством точного и вполне достоверного изложения Евангельской истории и событий Христовой Церкви. Повествование Луки объемлет происшествия Нового Завета от рождения Предтечи до вознесения И. Христа на небо, и от вознесения И. Христа на небо до конца первого заключения ап. Павла в Риме. Евангелие־ написано прежде книги Деяний ап. (Деян.1:1); но за сколько времени прежде, неизвестно. Книга Деяний написана около 63 или 64 года по Р. Хр., в конце двухлетнего пребывание апостола в Риме, в первое его заключение – не раньше и не позже; не раньше, иначе Лука не мог бы сказать «и жил Павел...». (Деян.28:30), и не позже, потому что иначе он описал бы обстоятельства и последующей жизни апостола. Таким образом написание Евангелия надобно полагать ранее 63 и 64 года, и это подтверждается и тем, что в нем вовсе не упоминается о разрушении Иерусалима, которое было в 70-м году. Написание его полагают между 48 и 60-м годами. Что св. Лука именно писал это Евангелие и кн. Деяний ап., об этом согласно свидетельствует вся христианская древность. Так свидетельствуют: Иринеи (Haer. 3, 1. и др.), Ориген (у Евсев. Церк. Ист. 6, 25), Климент Александрийский (у Евсев. 6. 14), Тертулиан (прот. Марк. IV. 2. 5), Евсевий (Ц. Ист. 3, 24), Иероним (на Исаию, посл. к Павлину, Катал.), и другие. Евсевий об этом пишет: «Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большей частью находился при Павле, и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух боговдохновенных книгах: во 1-х, в Евангелии, которое начертал, говорит, «яко же предаша ему иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» (Лк.1:2), и в котором следовал всем им с самого начала; во 2-х, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец» (Ц. Ист. к. 3. гл. 4). «Начиная свою историю, – пишет Евсевий о Луке в другом месте, – он сам указывает на повод к ее написанию. Так как многие, говорит, опрометчиво брались повествовать о тех событиях, которые ему вполне известны; то, считая нужным предохранить нас от сомнительных мнений, он передал в собственном Евангелии несомненное сказание обо всем, чего справедливость достаточно узнал – частью чрез сожитие и обращение с Павлом, а частью чрез собеседование с прочими апостолами» (Ц. Ист. к. 3. гл. 24). Блаж. Иероним о книге Деяний ап. пишет: «Actus Apostolorum nudam quidem sonare videntur historiam et nascentis Ecclesiae infantiam texere: sed si noverimus scriptorem eorum esse Lucam Medicum, cuius lavs est in Evagelio, animadvertemus pariter, omnia verba illius animae langventis esse medicinam“ (Epist. ad Paulin). Св. Иоанн Златоуст о книге Деяний ап. подробнее пишет: «Книга эта может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она любомудрия, такой чистоты догматов, и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым! Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин.14:12), и предсказал им, что их поведут к правителям и царям, что их будут бить в синагогах (Мф.10:17–18), что они подвергнутся жесточайшим мукам, и над всем восторжествуют, и что Евангелие будет проповедано во всем мире (Мф.24:14): все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы как бы на крыльях обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми... Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Господь воскрес и вознесся на небо. Посему, как сам Христос преимущественно старался показать, что Он пришел от Отца, так и Лука в особенности доказывает, что Он воскрес и вознесся, и отшел к Отцу, и от Него пришел... И настоящая книга действительно содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения, так как уверовавшему в это уже легко было принять и все прочее»... (из первой беседы на кн. Деяний). Присоединим ко всему этому о писаниях св. Луки вообще, что Евангелие его, согласно собственномуго указанию (Лк.1:1–3), отличается особенной полнотой содержания и последовательностью в изложении как истории жизни Спасителя, так и Его учения, и что оно, как составленное под особ. влиянием ап. Павла, представляет полное соответствие с учением, раскрываемым сим апостолом в его посланиях, даже в иных местах и в самом слоге и образе выражений (напр. Лк.22:19–20. Сн. 1Кор.11:23–25. Лк.24:34. 1Кор.15:5. Деян.20:35. Лк.6:30, 11, 41, 18:22); книга же Деяний служит продолжением его Евангелию, представляя историю постепенного распространение Церкви Христовой на земле по Его вознесении, как она сначала распространялась между природными наследниками древних обетований Божиих – иудеями, и как потом, согласно предсказаниям Господа, перешла в мир языческий и постепенно распространялась в образованнейших тогда странах его, покоряя души верующих игу Христову, и из иудеев и язычников образуя единое стадо под управлением Единого Пастыря. См. Арх. Мих. Толк. Ев. и Толк. Ап. на Ев. Лки и Деян. ап.

Человек :

ЛУКА ЕВАНГЕЛИСТ — писатель третьего Евангелия и книги Деяния Апостолов, уроженец г. Антиохии. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции, а также в Африке.

Самые ранние свидетельства авторства Евангелия относятся к концу II века по Р.Х., но последующее свидетельство позволяет предположить, что к этому времени предание уже существовало. Мураториев канон, Пролог «Против Маркиона», Ириней, Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан — все они утверждают, что Лука был автором не только Евангелия, но и книги Деяний.

Исследование двух этих книг позволяет сделать вывод об авторстве. Автор, вероятно, был врачом; об этом свидетельствует использование многочисленных греческих медицинских терминов. Обе книги характеризуются схожестью стиля и языка. Автор прекрасно понимает жизнь римского и греческого общества раннехристианских времён. Можно смело утверждать о единстве двух этих книг. Лука посвящает особо пристальное внимание идее Воскресения, Святого Духа, личности Христа и служению язычникам.

Существует также довольно весомое свидетельство того, что автор третьего Евангелия был знаком с Павлом. То, что в книге Деяний есть несколько отрывков, в которых местоимение первого лица множественного числа используется вместо местоимения третьего лица (16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1-28:16), даёт основание полагать, что автор этих разделов был очевидцем описываемых событий и, поэтому, спутником апостола Павла. Если согласиться с этим выводом, то это значит, что автор:

Сначала присоединился к Павлу в Филиппах.Снова появляется при возвращении Павла в Филиппы.Сопровождает апостола Павла в Иерусалим и остаётся с Филиппом в Кесарии.Интересуется тем же, чем Павел и его спутники. Павел называет его «врач возлюбленный» (Кол. 4:14; Филим. 23).После двухлетнего заточения Павла в темнице в Кесарии (а где в то время был автор, нам точно не известно), сопровождает Павла в Рим и терпит с ним кораблекрушение.Известные люди с именемЛукаЛука Елладский (896—953) — православный святой.Лука Жидята (XI век) — второй епископ Новгородский, почитается РПЦ.Лука Хрисоверг (XII век) — патриарх Константинопольский с 1156 по 1169 год.Лука (епископ Ростовский) (ум. 1189) — епископ Ростовский, святой.Лука Варфоломеев (XIV век) — сын новгородского посадника, основавший в Заволочье город Орлец.Лука Нотарас (ум. 1453) — последний великий дука Византийской империи.Лука (Конашевич) (?—1758) — Белгородский епископ.Лука (Войно-Ясенецкий) (1877—1961) — Святой Исповедник Русской православной церкви, хирург, духовный писатель, архиепископ.Лука (Ковачевич) (род. 1950) — епископ Сербской православной церкви, епископ Западно-Европейский.Лука (Мурьянка) (род. 1951) — священнослужитель Русской православной церкви заграницей, архимандрит.Лука (Коваленко) (род. 1971) — епископ Украинской православной церкви (Московского Патриархата).
Толковый словарь Даля :
ЛУКА ж. изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный и травный или лесистый мыс; поемный луг, огибаемый рекою. | Иногда лука принимается, обратно, в значении залива, затона, заводи или это | новорос. травная лощина, луг. | Седельных лук две, передняя и задняя. Мотри, возгрей к луке не примерзни! дразнят неженку. | Церк. лукавство, кривизна души. Лука реки, как и колено, локоть, иногда говорят вместо плесо, т. е. не изгиб, а прямое русло меж изгибов. Лука реки (дуга), лукно, лукошко (гнутое, гнуток), лук (гнутый, т. е. мечущий стрелы), лукать и пр. общего корня. Лук м. лучок, согнутая в дугу полоса; упругая полоса, деревянная, роговая, стальная, напрягаемая тетивою, для пусканья стрел. Лучок с прикладом, самострел; лучок с двойною тетивою, для метанья глиняных пуль, казарга. Лучок токарный, сверлильный, род смычка, коим вертят снаряды взад и вперед. Лучок пилы, железный станочек для нее. Лучок рыболовный, кармак, уда на белорыбицу. Шерстобитный лук или лучок, трехаршинный шест с кобылкою и тетивою, которою пушат, бьют шерсть, ударяя по ней катеринкою, колотушкой. | Дуга, дужка, пол-обруча, гнуток, напр. на кибитке. Лучок на косе, крюк, грабок, грабки, грабли для косьбы хлеба. | Сеть для ловли певчих пташек (тайник перекидывается на двух палочках, лучок на пол-обруче). | Прибор в запряжке коноводных лошадей. | Новг. отдельное место для путников, на лодке-тихвинке, под крышей, настланной по дугам. У конного солдата ноги лучком. Кому до чего, а стрелку до лука. Тугой лук, то сердечный друг. Лук, что царь, стрелы, что посланники. Лук добро и к бою, и во щах (игра слов). Плуг кормит, а лук (оружие) портит, стар. о мужике, солдате. Из лука не мы, из пищали не мы, а попить, поплясать, против нас не сыскать! Невелик лук, да туг. Как из лука стрела. Будто с лука спрянул. Оба луки, оба туги. | Лук, стар. мера земли; на сев. две обжи, 6,72 десятины. | Лук, растен. см. . Лучной, лучковый, к лучку относящийся. Лучной чехол, налучник, сайдак. Лучковая пила, вставленная в стальной лучок. Лучник м. сагайдачник, вообще воин, вооруженный луком. Башкирские лучники, идучи на службу, ныне вооружаются карабинами. Луконосец, лучник, луконосный воин. Лукома ж. стар. и сев. изгиб оврага. Лукоморье ср. морской берег, морская лука; поминается в сказках. У лукоморья дуб зеленый, Пушкин. Лукоморские половцы (половщики, половники, половинщики?), жившие по Азовскому морю. Лукно ср. пск. луконце, плетенка, корзинка из прутьев; пск. лукошко, гнутый кузовок; | арх. обручная посудина. | Стар. мера емкости, на мед, икру и пр. Лукнище ср. обечайка лукна, старое лукошко. Луконный, к лукну относящийся. Лукошко ср. лукошечко, гнутый коробок, кузовок; обечайка с донышком, из дранки, лубка, бересты; а по назначенью своему, зовется: набиркою, мостинкою, ягодницей, грибовницею, ималкою и пр. Кинешь с блошку, а вырастет с лукошко? конопля, семя. Двором жить, не лукошко шить. Метил в лукошко, а попал в окошко. Брюхо не лукошко: под лавку не сунешь. Посеяно с лукошко, так и выросло немножко. Каково лукошко, такова ему и покрышка. Голова с лукошко, а мозгу ни крошки. Славны бубны за горами, а к нам придут, что лукошко. Лукошный, лукошечный, к лукошку относящийся. Лукошник, лукошечник м. кто делает на продажу лукошки; | коробейник, владимирский разносчик. Лукошничий, к ним относящийся. Луковатый, изгибистый, извилистый, излучистый; луковатость ж. состоянье луковатого. Лукоть ж. твер. рассоха, развилье. Лукать, лукнуть что, спускать с лука или кидать изручь, метать, бросать, швырять. Не лукай в собаку. Лукнул в окно камнем. Лучить вят. лукать, бросать; оренб. бить из лука стрелкою, более о рыбе (см. лучать и лучина). Лукаться, лукать, швырять в кого. Не дури, не лукайся! | Лукать друг в друга. Ребятишки лукаются грязью. Лукнуться, мотнуться или броситься, кинуться куда. Рыба сама лукнулась в лодку. Луканье ср. действие по глаголу. Лука ж. симб. прямое направление, как летит брошенная вещь. Ветер третий день в одну луку дует, воднулук. Лукавить, ходить криво, луками, изгибами. Птица ходит, лукавит, Кирша. | *Хитрить замышляя, действовать лживо, притворно, коварно, скрытно и злоумышленно; кривить душою, идти скрытыми происками. Будешь лукавить, так черт задавит. Лукавиться, изгибаться, кривляться. Птица лукавится, Кирша. | *Безличн. Не всегда удачно лукавится. Вылукавил крестишка. Долукавил до конца. Опять залукавил. Излукавился совсем. Налукавил много. Облукавил всех. Отлукавился от дела, полукавил бы, да грешно. Перелукавил всех, перелукавил черезчур. Иногда прилукавливает немного. Пролукавил век. Он слукавил, сделал лукавое дело. Лукавый, хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый и опасный, криводушный, притворчивый, двуличный и злонамеренный. | В виде сущ. бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух. Вся неправда от лукавого. Ворочает, как лукавый в болоте. Криво-лукаво по лесу бежало, зелено-кудряво спрашивало:"Криво-лукаво, куда побежало?" - Зелено-кудряво, тебя стеречи! полевая городьба. Лукавой бабы и в ступе не утолчешь. На лукавого славу пускают, а сами мутят. Лукавец, лукавень м. лукавица, лукавка ж. лукавник м. лукавница ж. лукавщик м. лукавщица ж. кто лукавит. Лукавость ж. лукавство ср. коварство, ухищренья, злонамеренное двуличие, обман. Лукавость, свойство, лукавство, отвлеченное понятие и действие. Правдивому мужу лукавство не под нужу. Лукавствовать, лукавить зачастую, обычно. Луканька м. лукавый, соблазнитель, бес. Луканька хвостом накрыл, говорят о вещи, которой ищешь и не видишь перед глазами. Луканька, поиграй да назад отдай! говорят, когда вещь из-под глаз пропадет. Лукавомудрый, лжемудрый, употребляющий ум свой во зло, на лукавые дела. Лукавоухищрение ср. коварные происки.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Лука (краткая форма от Луция или Луциана). Во время своего первого заключения в Риме Павел передает христианам из Колосс приветствие Л., «возлюбленного врача» (Кол 4:14), бывшего, вероятно, христианином из язычников. Одноврем. с этим в Флм 1 Павел упоминает Л. в числе других своих сотрудников. Во время второго заключения Павла в Риме Л. также находился с апостолом, оставаясь временами его единств. помощником (2Тим 4:10). Л. назван автором третьего Евангелия, из чего можно заключить, что он одноврем. является и автором книги Деяния Апостолов — произведения, тесно связанного с Ев. от Луки (Лк 1:1–4; ср. Деян 1:1,2). Повествование от 2-го лица мн.ч. (т.н. «мы-повествование») в книге Деяния (Деян 16:10–17; Деян 20Деян 21:18; Деян 27Деян 28:16) с большой долей вероятности позволяет сделать заключение, что Л. присоединился к Павлу в Троаде, во время второго миссионерского путешествия, и сопровождал Павла до Филипп. Вероятно, там Л. задержался на некоторое время и позже вместе с Павлом отправился в Иерусалим. Наконец, он сопровождал Павла в его поездке в Рим Именно к этому времени относятся упоминания о Л. в апостольских посланиях (Кол 4:14; Флм 1:23; 2Тим 4:10). О жизни Л. более ничего не известно; согласно преданию, он был родом из Антиохии (Сирия). → Деяния апостолов (I) → Евангелие от Луки (II).

Словарь Вихлицкого :
(Сокр. от греч. Луканус) (Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 1:23) — уроженец Антиохии (по свидетельству Евсевия и Иеронима), врач, прекрасно образованный человек (судя по стилю его языка), евангелист и автор исторической книги Нового Завета — Деяния Святых Апостолов. Верный сотрудник ап. Павла, единственный не еврей из авторов книг нового Завета, он впервые косвенно упоминает о себе в Деян 16:10. После описанных здесь событий он, видимо, остался некоторое время в Филиппах, но позже окончательно присоединился к ап. Павлу (Деян 20:5) и больше его не оставлял. Полагают, что Евангелие и книгу Деяний Лука начал писать в Кесарии, где он был два года с ап. Павлом, а закончил их в Риме. О его дальнейшей жизни ничего не известно.
Словарь Никифорова :
Евангелист (сокращ. форма лат, слова Lucanus, как например Сила — Silvanus), писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Н.З. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиохии. В Кол 4:14 Ап. Павел именует его врачом, возлюбленным. Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности Греческого языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из Греческой расы. Нам неизвестно, что именно побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своем обращении, сердечно привязавшись к великому апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил на служение Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк 10:1). Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостол, служение, мы находим точные и определенные сведения, описанные им самим в кн. Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл. 24). Когда Лука присоединился к ап. Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим до времени первого его темничного заключения в оном (Деян 27:1 и ел.) и оставался при нем (Кол 4:14). И во время вторых уз апостола, не задолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все прочие оставили апостола; вот почему так трогательно звучат слова ап. Павла в конце 2Тим 4:10: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Один Лука со мною.» По кончине ап. Павла, о последующей жизни ев. Луки из Свящ. Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался на 80 летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Констанце в половине IV века. Память его празднуется Церковью 18 октября. От Луки Евангелие — законоположительная книга Нов. Завета, третья в числе Евангелий, состоит из 24 глав. Побуждением к составлению оного, по собственным словам еван. Луки, служим пример многих предшествовавших повествователей о Евангельских событиях и желание утвердить в истинной вере некоего богобоязненного мужа, Феофила посредством точного и вполне достоверного изложения Евангельской истории (Лк 1:1-4). Евангелие начинается описанием обстоятельств рождения Предтечи и Господа И. Христа, оканчивается вознесением Господа на небо. В Евангелии от Луки находится впрочем изложение некоторых событий, о которых не упоминают другие евангелисты, как например рождение Иоанна Крестителя, Римская перепись в Иудее, обстоятельства, сопровождавшие рождество Христово в Вифлееме, небесное видение Вифлеемских пастырей, беседа 12-ти летнего отрока Иисуса Христа в Иерусалимском храме с Иудейскими учителями; притчи: о добром Самарянине, блудном сыне, богатом и Лазаре, неправедном судии, мытаре и фарисее; чудесное исцеление кровоточивой женщины, исцеление 10 прокаженных, воскрешение сына вдовы Наинской, подробности о путешествии в Еммаус двух учеников и явление им Господа.
Словарь Нюстрема :
»врач возлюбленный» (Кол 4:14), впервые появляется в Деян 16:10, как спутник Павла, сопровождавший его из Троады в Македонию (51-52 г. по Р.Хр.). После этого он, по-видимому, прожил в Филиппах несколько лет, ибо он продолжает дальнейшее описание путешествий ап. Павла в третьем лице; наконец, во время последнего путешествия Павла в Иерусалим, сразу после Пасхи 58 или 59 г., он сопровождает Павла из Филипп в Троаду (Деян 20:5) и с тех пор не разлучается с апостолом. Во время первого и второго заключения Павла в Риме он был одним из немногих, оставшихся верными Павлу (Кол 4:14, Флм 1:23, 2Тим 4:10). О его прошлой и дальнейшей жизни ничего неизвестно. Из послания к Кол 4:11, Кол 4:14 можно заключить, что он не был еврейского происхождения; по преданию, он был уроженцем Антиохии.