Загрузка

мардохей

В Библии слово "мардохей" упоминается в 29 стихах.
Другие формы слова : мардохей.

Есф 2 : 5
Был в Сузах, городе престольном, один Иудеянин, имя его Мардохей, сын Иаира, сын Семея, сын Киса, из колена Вениаминова.
Есф 2 : 7
И был он воспитателем Гадассы, -- она же Есфирь, -- дочери дяди его, так как не было у нее ни отца, ни матери. Девица эта была красива станом и пригожа лицем. И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери.
Есф 2 : 10
Не сказывала Есфирь ни о народе своем, ни о родстве своем, потому что Мардохей дал ей приказание, чтобы она не сказывала.
Есф 2 : 11
И всякий день Мардохей приходил ко двору женского дома, чтобы наведываться о здоровье Есфири и о том, что делается с нею.
Есф 2 : 19
И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских,
Есф 2 : 20
Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании.
Есф 2 : 21
В это время, как Мардохей сидел у ворот царских, два царских евнуха, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились [за то, что предпочтен был Мардохей], и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса.
Есф 2 : 22
Узнав о том, Мардохей сообщил царице Есфири, а Есфирь сказала царю от имени Мардохея.
Есф 3 : 2
и все служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц.
Есф 3 : 4
И как они говорили ему каждый день, а он не слушал их, то они донесли Аману, чтобы посмотреть, устоит ли в слове своем Мардохей, ибо он сообщил им, что он Иудеянин.
Есф 3 : 5
И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман.
Есф 3 : 6
И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев.
Есф 4 : 1
Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким: [истребляется народ ни в чем не повинный!]
Есф 4 : 4
И пришли служанки Есфири и евнухи ее и рассказали ей, и сильно встревожилась царица. И послала одежды, чтобы Мардохей надел их и снял с себя вретище свое. Но он не принял.
Есф 4 : 7
И рассказал ему Мардохей обо всем, что с ним случилось, и об определенном числе серебра, которое обещал Аман отвесить в казну царскую за Иудеев, чтобы истребить их;
Есф 4 : 13
И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев.
Есф 4 : 17
И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь. [И молился он Господу, воспоминая все дела Господни, и говорил: Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты -- Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё; Ты знаешь, Господи, что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это, что не поклонялся тщеславному Аману, ибо я охотно стал бы лобызать следы ног его для спасения Израиля; но я делал это для того, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя, Господа моего, и я не стану делать этого по гордости. И ныне, Господи Боже, Царю, Боже Авраамов, пощади народ Твой; ибо замышляют нам погибель и хотят истребить изначальное наследие Твое; не презри достояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской; услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обрати сетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи, и не погуби уст, прославляющих Тебя, Господи. И все Израильтяне взывали всеми силами своими, потому что смерть их была пред глазами их. И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась Господу Богу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. Я слышала, Господи, от отца моего, в родном колене моем, что Ты, Господи, избрал Себе Израиля из всех народов и отцов наших из всех предков их в наследие вечное, и сделал для них то, о чем говорил им. И ныне мы согрешили пред Тобою, и предал Ты нас в руки врагов наших за то, что мы славили богов их: праведен Ты, Господи! А ныне они не удовольствовались горьким рабством нашим, но положили руки свои в руки идолов своих, чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих, и истребить наследие Твое, и заградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных богов, и царю плотскому величаться вовек. Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество. Царь богов и Владыка всякого начальства! даруй устам моим слово благоприятное пред этим львом и исполни сердце его ненавистью к преследующему нас, на погибель ему и единомышленникам его; нас же избавь рукою Твоею и помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя, Господи. Ты имеешь ведение всего и знаешь, что я ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника; Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его, как одежды, оскверненной кровью, и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного, и не веселилась раба Твоя со дня перемены судьбы моей доныне, кроме как о Тебе, Господи Боже Авраамов. Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего.]
Есф 6 : 2
и найдено записанным там, как донес Мардохей на Гавафу и Фарру, двух евнухов царских, оберегавших порог, которые замышляли наложить руку на царя Артаксеркса.
Есф 6 : 12
И возвратился Мардохей к царским воротам. Аман же поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову.
Есф 6 : 13
И пересказал Аман Зереши, жене своей, и всем друзьям своим все, что случилось с ним. И сказали ему мудрецы его и Зерешь, жена его: если из племени Иудеев Мардохей, изгза которого ты начал падать, то не пересилишь его, а наверно падешь пред ним, [ибо с ним Бог живый].
Слово Мардохей найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Мардохей (מַרְדְּכָי – может быть, чтитель Марса или Марсу посвященный; Μαρδοχᾶιος; V. Mardochaï, Mardocháus; L: Mardochai; Мардохе́й):

Человек :

МАРДОХЕЙ — имя двух лиц:

а)  Есф. 2:5 — пленный Иудей, из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, родственник и воспитатель Есфири, ставшей впоследствии царицей Персии.

б)  Езд. 2:2 — один из начальников народа Иудейского, возвратившихся с Зоровавелем из плена.

Известные люди с именемМардохейМордехай (IV век) — вавилонский амора.Мордехай бен-Гиллель (ок. 1250 — 1298) — немецкий раввин-галахист, автор труда его имени.Мордехай бен-Иосиф из Авиньона (Mordecai ben Joseph of Avignon; XIII в.) — провансальский талмудист.Мордехай бен-Нисан[en] (XVII—XVIII вв.) — караимский учёный.Мордехай га-Коген из Сафеда (1523—1598) — палестинский каббалист.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Мардохей (аккад. слово, происходит от имени верховного вавил. божества Мардука):

1) знатный израильтянин, возвратившийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7). Согласно иуд. преданию, то же лицо, что и → Мардохей (2);

2) вениамитянин, который в период изгнания жил в перситской столице Сузах при царе → Артаксерксе (в Библии под этим именем подразумевается Ксеркс). Он удочерил осиротевшую Гадассу (она же → Есфирь) (Есф 2:5–7). После того как Есфирь стала царицей, ей вместе с М. удалось расстроить планы фаворита Артаксеркса Амана, задумавшего истребить всех иудеев, живших в Персидском царстве. После низвержения Амана М. стал вместо него главным вельможей в государстве — «вторым по царе Артаксерксе» (Есф 8:2; Есф 10:3).

Словарь Вихлицкого :
А) (Езд 2:2; Неем 7:7) — аналог. Билшан;

б) (Есф 2:5, Есф 2:7, Есф 2:10, Есф 2:11, Есф 2:15; Есф 2:19; Есф 3:2; Есф 4:1; Есф 4:5, Есф 4:9, Есф 4:10, Есф 4:12, Есф 4:13, Есф 4:15, Есф 4:17; Есф 5:9, Есф 5:13, Есф 5:14; Есф 6:2; Есф 6:10; Есф 7:10; Есф 8:1, Есф 8:2, Есф 8:7, Есф 8:9, Есф 8:15; Есф 9:4, Есф 9:20, Есф 9:23, Есф 9:29, Есф 9:31; Есф 10:2, Есф 10:3) — сын (потомок) Иаира из колена Вениаминова, воспитатель Есфири, своей двоюродной сестры.
Словарь Никифорова :
(Происхождение и значение слова неизвестны, но очевидно имеет такое же значение как и Мородах, и если так, то оно Персидского происхождения) — именно следующих лиц: Есф 2:2 — пленный Иудей, из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, родственник и воспитатель Есфири, сделавшейся впоследствии царицею Персии. Мардохей впал в немилость Амана, главного вельможи царского, человека весьма честолюбивого и гордого. Чтобы отметить презренному Иудею, Аман составил план поголовного истребления всех Иудеев в царстве. Преступный замысел его однако не осуществился, благодаря ходатайству царицы Есфири перед царем Артаксерксом; сам Аман погиб на виселице, а Мардохей занял его высокое место при дворе. Место гробницы Мардохея и Есфири одни полагают в центре г. Гамадана, другие же в г. Сузах. Езд 2:11 — из начальников народа Иудейского, возвратившихся с Зоровавелем из Вавилонского плена.
Словарь Нюстрема :
Сын Иаира, из колена Вениаминова (Есф 2:5), прадед которого Кис был переселен в Вавилон вместе с Иехонинею. Мардохей удочерил не имевшую отца Есфирь и достиг высокого положения при дворе персидского царя Артаксеркса, будучи чудесным образом спасен от гибели. Посредством его Бог спас Свой народ, в память чего был установлен праздник избавления (Пурим). (Есф 8-10).