Маслина, масличное дерево (זַיִת = ἐλαία, ἔλαως; oliva, olea; маслина, елеѡ́нъ; L: Oel-baum): Быт.8:11. Втор.24:20. 2Цар.15:30. 1Пар.27:28. Иер.11:16. Ос.14:7. Ам.4:9. Рим.11:17. и пр. и пр. – Масличное дерево составляло одно из главных произведений обетованной земли. Оно растет медленно и достигает значительной высоты около 7 или 8 лет; зато может жить долго, даже за тысячу лет. Иные сохранились доселе от прежнего Гефсиманского сада. Большие масличные деревья имеют в обхвате около 2-х с 1/2 сажен. Дерево это имеет гладкую серую кору и весьма раскидистые сучья. Толстые листья его сверху темно-зеленого цвета, а снизу – серого или беловатого; зелень их не изменяется почти никогда (Пс.51:10–11, 127:3. Иер.11:16. Ос.14:7). Бревно маслины замечательно по своей крепости и употребляется для строений и разных столярных изделий (3Цар.6:31–33). Доски этого дерева широки, и в отделке представляют вид мрамора с разными узорами. Палатки, устрояемые в праздник кущей, строились, между прочим, и из ветвей масличного дерева (Неем.8:15). Масличные ветви, сплетенные в венок, служили украшением для еврейских женщин. Иудифь, по низложении Олоферна, возложила на себя масличные венки, и собравшиеся к ней жены израильские, возложив на себя также масличные венки, составили из себя хор и торжественно воспевали благодарственную песнь Богу (Иудиф.15:12–14). Масличное дерево с глубокой древности возделывается в странах по Средиземному морю, в Палестине, также в Закавказье и на берегу Крыма. Оно растет и в лесах дико, и в садах под особенным присмотром и уходом. Дикая маслина и доселе обильно ростет около Иерихона на дне высохшего потока. Масличные сады издревле разводились в Палестине не только частными лицами, но и царями иудейскими. Из частных лиц каждый владетель земли имел свой масличный сад (Втор.6:11. 1Цар.8:14. Неем.5:11). У Давида над масличными садами были особые приставники (1Пар.27:28). Масличное дерево неприхотливо на почву; разводились масличные сады и на сухой песчаной почве, и на гористых местах. Хозяин обыкновенно делал гряды и по ним сажал ветви масличного дерева. В первые три года новосаждения масличные подрезались и чрез то значительно укреплялись в своей силе и росте; впоследствии же, когда они достигали достаточного роста, хозяин сада почти ежегодно взрывал землю у корня. Главный продукт масличного дерева – сочные плоды, оливы, маслины, из которых выжиманием получается оливковое или деревянное масло (Иов.24:11). Плоды масличное дерево приносило в сентябре и начале октября (Иер.11:16). Олива имеет овальную форму, величиною с голубиное яйцо, сначала зеленого, потом пурпурового, и наконец, темно-желтого и почти черного цвета. Внутри маслины находится продолговатая и, как камень, твердая косточка с двумя семечками. Из маслин евреи добывали масло (по слав. елей), известное у нас под именем деревянного. Для приготовление лучшого масла, хозяин, при сборе или обирании маслин, с особенною заботливостью снимал для сего маслины (Ис.17:6, 24, 13. Втор.24:20). Оливы, отобранные для масла, сначала омывались в воде и потом уже полагались в тиски или точила (Мих.6:15. Иоил.2:24) или выбивались в ступах (Исх.27:20, 29:40. Лев.24:2). И в том и в другом случае евреи получали в основе густое мутное масло (ицегар –,יִצְהָר הֵלֶב יִצְהָר: Чис.18:12. Втор.12:17. Ос.2:22). Этому маслу надлежало устояться: густые вещества садились на дно сосудов, а на поверхности их накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двух цветов: желтого (שֶׁמֶן זַיִת, Исх.27:20), который добывался из спелых маслин и притом в большом количестве, и зеленого цвета (שֶׁמֶן רַעֲנָן, Пс.91:11), который добывался в небольшом количестве из незрелых маслин. Производство масла было очень развито в древней Палестине. Деревянное масло первоначально удовлетворяло внутренним потребностям иудейской земли. Евреи употребляли деревянное масло, как приправу при приготовлении различных жертв и приношений, также снедей или кушаний (Исх.29:2, 40. Лев.2:1, 7:12. Втор.32:13. 3Цар.17:12, 14, 16. Иез.16:1, 19. и др.). Употребляли для горения в лампадах и освещения (Исх.25:6, 27:20, 35:8. Мф.25:3–4 и др.). Употребляли, как лекарство от различных болезней (Лев.14:10 и дал. Ис.1:6. Мк.6:13. Лк.10:34. Иак.5:14). Смешанное с разными ароматическими веществами, оно употреблялось при освящении Скинии и ее принадлежностей (Исх.30:24–29), при помазании первосвященников и священников (Исх.30:30–32), царей и пророков (1Цар.9:16, 10:1, 16:1, 13. Пс.44:8. 4Цар.9:6. 12. Ис.61:1). Евреи мазались елеем также по случаю какого-либо особого радостного торжества или пиршества (2Цар.14:2. Еккл.9:8. Мф.26:7. Лк.7:46). Наконец, в смешении с другими благовонными веществами елеем помазывали умерших; ибо в составе благовонных мазей, коими намащали тела умерших, употреблялся и елей. Так, конечно, помазан был Лазарь. На такое помазание, как погребальный обряд, указывает сам Господь, когда Он в последнее время на вечерях дважды помазан был миром (Мф.26:7, 12. Ин.12:3, 7). При таком обширном употреблении дерев. масла или елея в земле Иудейской, естественно, требовалось усиленное его производство. Во времена царей деревянное масло составляло значительный предмет для внешней торговли(Лк.16:6). Ефремляне посылали елей в Египет (Ос.12:1). Финикияне также много вывозили деревянного масла из Иудеи (Иез.27:17). Хирам, царь Тирский, получал от Соломона 20,000 ведер чистого масла (2Пар.2:10). – Маслине и елею, добываемому из нее, часто в Св. Писании усвояется образное, символическое значение. Масличный лист, принесенный голубем при возвращении в ковчег Ноев, указывал на возрождение и обновление природы после потопа и служил для Ноя радостным предзнаменованием сего возрождения и обновления. Возлияние патриархом Иаковом, после видения таинственной лесницы, елея на камень, который был в возглавии его, служило вместо принесения жертвенного животного в жертву Богу (Быт.28:18–19, 22, 35:14–15). Различные свойства елея, его светлость, лоск, его смягчающее, укрепляющее, освежающее, исцеляющее и оживляющее свойство служат многознаменательным образом различных сил и дарований духа Божия, как то: света, мудрости, жизни, силы, счастья, мира, радости и блаженства (Ис.61:3. Пс.44:8. 2Кор.1:2–22. 1Ин.2:20, 27). Помазание елеем Давида означало помазание от Духа Божия, который с сего времени и почил на Давиде (1Цар.16:13). В Откровении Иоанна маслинами и светильниками называются свидетели истины Божией на земле (Откр.11:3–4 и дал.). В Св. Пис. и все истинно верующие христиане называются помазанниками Божиими (2Кор.1:21. 1Ин.2:20), ветвями хорошей маслины, крепкими верой, так как, напротив, дикая маслина означает язычников, которые по благодати Божией, чрез привитие к истинной маслине – Христу, становятся истинными членами Христовой Церкви (Рим.11:13 и дал.). Сн. Разум. Обозр. раст. св. П. 1871 г. стр. 115–121. Ackerm. Archaeol. Bibi. 1826 ап. p. 96–98. Zell. 2. p. 205–208.