Загрузка

мелхиседек

В Библии слово "мелхиседек" упоминается в 3 стихах.
Другие формы слова : мелхиседек.

Быт 14 : 18
и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего, --
Евр 7 : 1
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
Евр 7 : 10
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
Слово Мелхиседек найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Мелхиседек (מַלְכִּי־צֶדֶק = царь правды; Μελχισεδέκ; V. и L: Melchisedech; Мелхиседе́къ): Быт.14:18. Пс.109:4. Евр.5:6, 10, 6:20, 7:1, 10, 11, 15, 17. – Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Когда Авраам возвращался с победы над царем Еламским и его союзниками, Мелхиседек встретил его с хлебом и вином, и благословил его именем Бога Всевышнего. Авраам так высоко понял и так благоговейно принял это благословение, что дал ему десятую часть всей своей добычи. Кто был этот Мелхиседек? Иные из толкователей думали видеть в нем то Сына Божия, то Духа Святого, то ангела; но естественнее, проще и согласнее с повествованием Моисеевым мнение Блаженного Феодорита, что Мелхиседек происходил из народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем и священником. Таргум Иерусалимский полагает, что это был Сим, который еще 150 лет мог жить одновременно с Авраамом (сн. Быт.11:10 и дал.). Но Св. Писание об этом не говорит; и мысль, что он был Симова потомства, и оно первоначально населяло Ханаанскую землю, которую после заняли потомки Хамовы, не согласна с указанием Св. Писания (Евр. 7 гл.), где, очевидно, предполагается, что Мелхиседек был другого рода, а не того, которого был Авраам и Левий. Вероятно, он происходил от ханаанских народов, аморреев, живших тогда в Палестине, ибо у них был и царем и священником. Салим, думают, тоже, что потом Иевус, и после Иерусалим (Пс.75:3). Между ханаанскими племенами могло еще тогда сохраняться благочестие, мера грехов аморрейских тогда еще не исполнилась (Быт.15:16); и это подтверждает союзник Авраама Мамрий Аморреянин (Быт.15, 13, 24). Сам Мелхиседек мог жить еще несколько времени при Ное, который 350 лет жил после потопа (сн. Быт.9:28, 12:4). Как бы то ни было, Мелхиседек был священником Бога Всевышнего. Этим именем он отличается не только от чтителей ложных богов, но и от прочих царей и даже от Авраама. Хотя в древности с царским достоинством весьма обыкновенно соединялось и священническое достоинство, но Мелхиседек был священником в некотором особенном смысле; ибо иначе, почему бы Моисею не назвать священником царя Содомского, или, по крайней мере, Авраама? Но хотя Авраам и совершал священнодействия, но не назван священником. Посему можно догадываться, что Мелхиседек был особенный, славный по всей Палестине служитель истинного Бога. Св. Писание скрыло подробности о нем, давая видеть в нем прообраз Христа Спасителя. Еще в Ветхом Завете царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел прообраз священства Мессии, когда говорил о Сыне Божием: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»; но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у ап. Павла в послании к евреям (гл. Евр.7). Мелхиседек, по значению имени, есть царь правды; по званию – царь Салима, т. е. царь мира, и вместе священник Бога Всевышнего; он представляется без отца, без матери, без рода; его священство вечное, ибо не видим ни его предшественников, ни преемников; его благословение высшее, ибо от имени Всевышнего низводит он благословение на отца верующих, и сам Авраам высоко понял и благоговейно принял это благословение, как низший от высшего. Все эти высокие черты и преимущества соединяются в одном Сыне Божием, Иисусе Христе (Евр.7 гл.). Зап. М. Фил. на кн. Быт.1819 г. ч. 2. стр. 126–128. Сн. Keil и Del. на Быт. р. 150–152. Zell. 2. р. 109–110. Herz. IX. р. 300–303.

Человек :

МЕЛХИСЕДЕК (царь правды) — царь Салимский, священник Бога Всевышнего, вышедший навстречу Аврааму после сражения с четырьмя восточными царями (Быт. 14:18; Пс. 109:4; Евр. 5:6 и др.).

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Мелхиседек [еврейское Малкицедек, «царь правды», «(мой) царь справедливый»], царь → Салима, который вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками (Быт 14:18–24); священник Бога Всевышнего [еврейское Эль-Эльон]. В Послании к евреям М. (внезапно появившийся в библ. повествовании и так же внезапно исчезнувший, не имеющий священнич. родословия) рассматривается как прообраз Христа (Евр 5:6,10; Евр 6:20; 7). Священство по чину М. превосходит священство по чину Аарона, поскольку М. благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал М. десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как «священника вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109:4; в Синодальном переводе в этом месте — Мельхиседек). Образ М. по-разному осмыслялся иуд. толкователями. В текстах Кумрана он изображен как небожитель, имеющий ангельскую сущность.

Словарь Никифорова :
(Царь правды; Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 5:6 и др.) — царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его по всей вероятности было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем относительно сего существуют различные мнения (см. Салим). Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большою известностью (Евр 7:1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр 7:3). Он так таинствен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве того что он был лицо особенно великое и значительное. Впрочем самое умолчание Свящ. Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чипу Мелхиседекову (Пс 109:4), и писатель послания к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр 5:5-10,6:Исх 7:21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах 6:12-13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр 7:3). «Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нем ап. Павел, он пребывает священником навсегда» (ст. 3).