Миро, священное миро (מִשְׁחַת־קֹדֶשׁ שֶׁמֶן– миро для священного помазания, מִרְקַחַת = мироварение, миро, состав из благовонных веществ; ἔλαιον χρίσμα ἅγων, μύρον μυρεψικόν; V: Unctionis oleum sanctum, ungventum compositum; елей, помазаніе святое, мѵро изъ арѡматъ; L: ein heiliges Salböhl nach der Apothekerkunst): Иcx.30:25–23. 1Пар.9:30 и др. – Особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. Священное миро в В. Зав., по повелению Божию, составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, касии и елея или масла оливкового (Исх.30:23–25). Миром этим Бог повелел Моисею помазать, во-первых, Скинию со всеми ее принадлежностями, а потом – Аарона и сынов его для священного служение Ему; и никого других не помазывать им и никому другому подобного мира не составлять и не употреблять, под опасением смерти, потому что это великая святыня (Исх.30:26–33, 29:7, 21. Лев.8:10–12, 30, 10:7). От этого помазание миром имеет свое начало священное помазание вообще. В последующее время помазывали не только священников, но и царей и пророков. иудейские учители утверждают, что помазание, однажды совершенное Моисеем над Аароном и сынами его, служило достаточным посвящением и для всех их преемников, и потому после никогда не совершалось более; но это не имеет для себя основания (Исх.29:29–30. Сн. 1Пар.9:30). Во время второго Храма о помазании Первосвященника нигде не говорится; он посвящаем был только чрез облачение в священные одежды; касательно священного помазания, которое, подобно ковчегу Завета, при разрушении Иерусалима утратилось, надеялись, что оно снова явится, когда восстанет священник с Уримом и Туммимом (1Ездр.2:63. Неем.7:65). Кроме священников помазуемы были цари, по непосредственному повелению Божию, чрез пророков или священников (1Цар.10:1, 15:1, 17, 16:1, 3, 13. 3Цар.1:34, 39 и дал. 2Пар.23:11. 4Цар.11:12. 23:30). Помазуемы были еще пророки. О помазании в пророка упоминается только один случай, когда пророк Илия, по повелению Божию, помазал в пророка преемника своего Елисея (3Цар.19:16). Чрез это помазание относительно·Скинии сообщалось ей божественное освящение, так что она с ее принадлежностями делалась чрез это святыней и все прикасающееся к ним освящалось (Исх.30:29); священным же лицам чрез помазание сообщались особенные дары Святого Духа, как- то: просвещение, мудрость, сила, крепость, правда, святость, мир, радость и спасение (Ис.61:3. Пс.44:8. и др.). Ветхозаветное помазание, как чувственный образ сообщение даров и сил Духа Божия получает свою полноту, свою особенную силу и значение в Новом Завете, и так как дары Святого Духа преимущественно принадлежали Господу нашему И. Христу (Ис.11:1–5), Ему по преимуществу принадлежит и ведение пророка, и святость первосвященника и могущество царя, то Он по преимуществу называется Помазанником (1Цар.2:10. Пс.2:2, 6. Дан.9:24. Ис.61:1. Лк.4:18. Ин.1:14, 3:14. Деян.10:38); и от полноты Его и все истинно верующие в Него приемлют благодать духовного помазания (Ин.1:16. Тит.3:6. Еф.4:7. 2Кор.1:21) и потому называются христианами, освященными, помазанными, царским священством (1Пет.2:9. 2Сол.2:13. Откр.1:6). В Православной христианской Церкви, от самых времен апостольских, существует особенное таинство миропомазание для освящения и сообщения даров духовных верующим и для утверждения и запечатление их во Христе (1Ин.2:20, 27. 2Кор.1:21–22. Пост. апост. К. 3. гл. 16 и 17. Кн. 7. гл. 43 и 44. Дион. Ареоп. о Церк. иерар. гл. IV. § 1 и 11. Кирал. Иерус. Поуч. тайноводств. 3. п. 1 и 3. Втор. Всел. Соб. прав. 7. Соб. Лаодик. пр. 7 и 48). И так как утверждать и запечатлевать верующих низведением на них Св. Духа чрез рукоположение имели право одни апостолы (Деян.8:12–17), то и освящать миро для таинства миропомазания издревле принадлежало высшей иерархической власти – епископам, как преемникам апостолов (Соб. Карф. пр. 6. сн. Арх. Ин. Опыт курс. Цер. закон. Т. 2. 1851г. стр. 129–130). Миро это в Православной Церкви нашей освящается в Киеве и Москве в великий четверток страстной седмицы, во время Божественной литургии, и оттуда доставляется епископам по всем епархиям и чрез них священникам. Помазанием святым этим миром освящаются у нас, подобно ветхозаветной Скинии, все наши храмы. Святым миром, по примеру Ветхозаветной Церкви (1Цар.10:1, 16:13. Пс.88:21), помазуются и наши цари на великое дело царственного их служения. Сн. Помазанник. Сн. Keil и Del. на Исх. р. 545. Zell. 2 р. 380–382. Сн. о Служ. и Чинопол. Пр. Грекор. Цер. 1819 г. стр. 296.