Модин (Μωδεΐν, Μωδεείν, Μωδεείμ, Μοδιείμ; Modin; Мѡди́нъ, Мѡдiнъ; L: Modin): 1Мак.2:1, 15, 23, 70, 9:19, 13:25, 30, 16:4. 2Мак.13:14. – Отечественный город Маккавеев, по Евсевию (в его Onom.) близ Диосполиса или Лидды, на дороге из Иерусалима в Иоппию, на выдающемся холме долины, с которого открывается широкий вид на Саронскую долину до моря. Здесь жил священник Маттафия, который положил начало восстанию против Антиоха Епифана, царя Сирийского, для освобождения своего отечества от ига царей Сирийских (1Мак.2:1). Здесь он и похоронен детьми своими (1Мак.2:70). Отсюда вышел Иуда Маккавей, заступивший место отца своего в деле освобождения своего отечества от ига иноплеменного, и здесь и он похоронен. Здесь покоится прах и прочих Маккавеев. Здесь Симон, брат Иуды, воздвиг высокий и великолепный памятник над гробом отца и братьев своих, украсив его высокими столбами и изваяниями. Памятник сей видим был всеми, плавающими по морю (1Мак.13:27–30). Во времена Евсевия и Иеронима здесь существовали еще остатки сего памятника. Но положение этого города с его памятником доселе не определено в точности. Робинсон полагал Модин на одной из первых высот гор Иудейских, называемой ель-Кубаб; но эта высота не может быть различена с моря. Новейший путешественник Фуррер полагает в расстоянии 372 часов от Яффы в селении ель-Бурдж, сближающемся с горами Иудейскими; но такое положение делает его неудобно видимым с моря. В 1866 г. французский патер Форнер, на пути из Самарии в Лидду, заходивший здесь в деревню Эль-Медиэ, первый подал мысль отождествить эту деревню с родиной Маккавеев. Развалины селения Ель-Медиэ раскинуты на трех холмах к востоку от Лидды и к северу от Ель-Бурджа. Проживающий в Иерусалиме лекарь из поляков, Сандрецкий, полагает место древней гробницы Маккавеев на юго-восточном холме селения ель-Медиэ-Хербет-ель-Егуди. Но это указание отвергнуто французским исследователем Гереном, который указывает место погребения Маккавеев на другом северо-западном холме развалин ель-Медиэ, носящем название хербет Гербагуи, по имени одного арабского шейха, памятник которого возвышается здесь на верхней части холма. Невдалеке от этого новейшого памятника Герен открыл развалины большого четырехугольного здания, сложенного из больших, прекрасно обделанных, гладких камней. Здесь на восточной и западной стороне его различают сохранившиеся небольшие камеры со следами гробниц, иссеченных в скале. Кругом развалин валяются остатки колонн. Средняя часть развалин еще не раскопана. Достоверность того, что это должна быть гробница Маккавеев, подтверждается 1., тем, что название Медиэ, какое предание дает этой местности, легко объясняется из арабского произношение Модина, которое у Флавия читается Μοδίέμ (Древ. ХII. 11, 2). 2., Селение ел-Медиэ лежит недалеко (на два часа) от Лидды, на выдающемся холме долины, с которого открывается широкий вид на Саровскую долину до моря, и, след., стоявший на нем памятник легко мог быть виден с кораблей, проходивших между Яффой и Кесарией. 3., Памятник покрывал не одну гробницу, но группу гробниц, что все весьма идет к тому описанию гробницы Маккавеев, какое представляют нам 1 книга Маккавейская (1Мак.13:25–30) и Флавий, который говорит, что памятник имел значительную высоту и был сложен из белого и гладкого камня, так что издалека был виден (Древ. к. 13 гл. 6. § 6). Что здесь находят на некоторых гробницах христианские кресты и греческие надписи христианского периода, то это показывает только, что с распространением христианства могли быть в Модине и христианские церкви. Сн. Олесн. Св. Земл. Т. 2. 1878 г. стр. 234–239. Нор. 2 Пут. на Вост. стр. 10–11. и прим. 15. Keil на Мак. р. 57 и 216. Herz. XIV. р. 756.