евр. кевер. Могила (гроб). Евреи заботливо оберегали все, относящееся к выражению горя по умершим. см. «Похороны».
Могилами у них служили или простые ямы, выкопанные в земле (Быт 35:8, 1Цар 31:13), или пещеры, которых так много в Палестине (Быт 23:17). Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами, которые соединялись коридорами. Могилы охотнее всего делали под тенистыми деревьями и в садах, вне городов (Лк 7:12, Ин 11:30). Только цари и пророки погребались в городах (3Цар 2:10, 3Цар 16:6, 1Цар 25:1, 1Цар 28:3, Деян 2:29). Богатые, обыкновенно имели фамильные могилы (Быт 23:20. Суд 8:32). Из развалин могил близ города Петры можно судить, что богатые люди, как, напр., Севна (Ис 22:16) — любили высекать себе могилы высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов (3Цар 13:22, 2Пар 28:27). Об общих кладбищах говорится в 4Цар 23:6, Иер 26:23 (евр. могилы «сыновей народа»). Могилы, высеченные в скалах, заваливались большими камнями (Мф 27:60, Мф 28:2, Ин 11:38). Над могилами иногда ставили памятники, сделанные из камней или высеченные из скалы (Быт 35:20, Иов 21:32); такой памятник Авессалом построил для себя еще при жизни (2Цар 18:18), хотя его похоронили потом в яме, набросав над ним груду камней. «Памятник Авессалома» предание указывает в долине Кедрона. Он частью высечен из скалы, частью построен из камней в виде четырехугольной пирамиды с небольшим уклоном около 15 метров в вышину. В Кедронской долине земля усыпана старыми надмогильными камнями и памятниками. Склон горы Мориа на восточной стороне от стены храма весь покрыт такими могильными памятниками с еврейскими и арабскими надписями. Всюду путешественник встречает там могильные пещеры, которые иногда служат убежищем для стад овец или для бедуинов, подобно тому, как в древние времена бедняки находили приют в таких пещерах (Лк 8:27). Суеверные идолопоклонники совершали в них свои таинственные волхвования (Ис 65:4). Букоторф в виде примера приводит следующие надписи на еврейских памятниках — «Этот камень я поставил в память уважаемого покойного Елиакима. Да даст ему Бог покой в Едеме между другими святыми земли. Аминь. Аминь. Села». Памятник одной девушки имеет такую надпись — «Этот памятник я поставил над святейшей, чистейшей, добродетельной и нравственной Ревеккой, дочерью святого раввина, левита Самуила, о которой все хорошо отзывались. Умерла она 8 декабря 135 г. Да покоится ее душа в Едемском саду». После зимних дождей могилы белились мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле (Чис 19:16), и потому Господь Иисус уподобляет фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненных костями мертвых и всякой нечистотою (Мф 23:27). Срав. Лк 11:44, где фарисей, из-за своего лицемерия, которое затуманивает глаза людей, уподобляется незаметным для глаза могилам. Охрана и украшение гробниц пророков впоследствии стали вытекать из лицемерия. Суеверное и наружное поклонение могилам и праху, на которое Иисус указывал и которое обличал в Своих современниках, ставя этих строителей памятников на одну доску с их отцами, убившими пророков, и до сих пор можно встретить во всей своей неприглядности. Местам, где, как считают, умер, и погребен Иисус, поклоняются и воздают почести тысячи людей, которые в то же время презирают Закон Божий. До сего времени охраняют могилу Давида на горе Сионе и гроб Авраама в Хевроне с величайшей заботливостью, тогда как многие Божеские и человеческие законы безнаказанно попираются.
Могилами царей называются прекрасные надмогильные постройки, недалеко к северу от Иерусалима, где в твердой скале высечено большое четырехугольное углубление, по сторонам которого помещаются высокие и богато украшенные склепы. Вероятно, это дело царицы Елены из Адиабены, которая во времена Иисуса вместе со своим сыном перешла в еврейство. Она умерла в Иерусалиме, построив для себя могильный памятник. Языческие писатели воспевали этот памятник.
Могилу Христа показывают в одной из многих часовен, находящихся внутри храма св. Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри этой небольшой мраморной часовни показывают настоящую скалу с могильной пещерой, камень отваленный ангелом от гроба и прочее. см. «Голгофа».
Могилами у них служили или простые ямы, выкопанные в земле (Быт 35:8, 1Цар 31:13), или пещеры, которых так много в Палестине (Быт 23:17). Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами, которые соединялись коридорами. Могилы охотнее всего делали под тенистыми деревьями и в садах, вне городов (Лк 7:12, Ин 11:30). Только цари и пророки погребались в городах (3Цар 2:10, 3Цар 16:6, 1Цар 25:1, 1Цар 28:3, Деян 2:29). Богатые, обыкновенно имели фамильные могилы (Быт 23:20. Суд 8:32). Из развалин могил близ города Петры можно судить, что богатые люди, как, напр., Севна (Ис 22:16) — любили высекать себе могилы высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов (3Цар 13:22, 2Пар 28:27). Об общих кладбищах говорится в 4Цар 23:6, Иер 26:23 (евр. могилы «сыновей народа»). Могилы, высеченные в скалах, заваливались большими камнями (Мф 27:60, Мф 28:2, Ин 11:38). Над могилами иногда ставили памятники, сделанные из камней или высеченные из скалы (Быт 35:20, Иов 21:32); такой памятник Авессалом построил для себя еще при жизни (2Цар 18:18), хотя его похоронили потом в яме, набросав над ним груду камней. «Памятник Авессалома» предание указывает в долине Кедрона. Он частью высечен из скалы, частью построен из камней в виде четырехугольной пирамиды с небольшим уклоном около 15 метров в вышину. В Кедронской долине земля усыпана старыми надмогильными камнями и памятниками. Склон горы Мориа на восточной стороне от стены храма весь покрыт такими могильными памятниками с еврейскими и арабскими надписями. Всюду путешественник встречает там могильные пещеры, которые иногда служат убежищем для стад овец или для бедуинов, подобно тому, как в древние времена бедняки находили приют в таких пещерах (Лк 8:27). Суеверные идолопоклонники совершали в них свои таинственные волхвования (Ис 65:4). Букоторф в виде примера приводит следующие надписи на еврейских памятниках — «Этот камень я поставил в память уважаемого покойного Елиакима. Да даст ему Бог покой в Едеме между другими святыми земли. Аминь. Аминь. Села». Памятник одной девушки имеет такую надпись — «Этот памятник я поставил над святейшей, чистейшей, добродетельной и нравственной Ревеккой, дочерью святого раввина, левита Самуила, о которой все хорошо отзывались. Умерла она 8 декабря 135 г. Да покоится ее душа в Едемском саду». После зимних дождей могилы белились мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле (Чис 19:16), и потому Господь Иисус уподобляет фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненных костями мертвых и всякой нечистотою (Мф 23:27). Срав. Лк 11:44, где фарисей, из-за своего лицемерия, которое затуманивает глаза людей, уподобляется незаметным для глаза могилам. Охрана и украшение гробниц пророков впоследствии стали вытекать из лицемерия. Суеверное и наружное поклонение могилам и праху, на которое Иисус указывал и которое обличал в Своих современниках, ставя этих строителей памятников на одну доску с их отцами, убившими пророков, и до сих пор можно встретить во всей своей неприглядности. Местам, где, как считают, умер, и погребен Иисус, поклоняются и воздают почести тысячи людей, которые в то же время презирают Закон Божий. До сего времени охраняют могилу Давида на горе Сионе и гроб Авраама в Хевроне с величайшей заботливостью, тогда как многие Божеские и человеческие законы безнаказанно попираются.
Могилами царей называются прекрасные надмогильные постройки, недалеко к северу от Иерусалима, где в твердой скале высечено большое четырехугольное углубление, по сторонам которого помещаются высокие и богато украшенные склепы. Вероятно, это дело царицы Елены из Адиабены, которая во времена Иисуса вместе со своим сыном перешла в еврейство. Она умерла в Иерусалиме, построив для себя могильный памятник. Языческие писатели воспевали этот памятник.
Могилу Христа показывают в одной из многих часовен, находящихся внутри храма св. Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри этой небольшой мраморной часовни показывают настоящую скалу с могильной пещерой, камень отваленный ангелом от гроба и прочее. см. «Голгофа».