Загрузка

могила

В Библии слово "могила" упоминается в 2 стихах.

4Цар 23 : 17
и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским.
Пс 48 : 15
Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их.
Слово Могила найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
МОГИЛА ж. яма для погребенья покойника; место, где он погребен, с насыпью; | большая древняя насыпь, курган, где по преданью погребены могутники, богатыри; | южн. курган или холм вообще. | *Гибель, конец, смерть. Гомола церк. ком, куча: и взя Даниил смолу... и сотвори гомолу. Даниил 14, 27; гомола, южн.-слав. могила; вероятно от ком (Шимкевич), как ладонь, долонь. Каков в колыбельку, таков и в могилку, неисправим. Упрямого исправит дубина, горбатого могила. Сила уму могила. Живьем в могилу не кладут. Мертвый не без могилы. Словно из могилы встал, тощ, хил. У него одна нога в могиле. Могила не все покрыла: концы на тот свет вышли. Песни пой, а в могилу ложись. Житейское твори, а в могилу ложись. Под заступ, в могилку, да укрыться дернинкой. В могилу глядит, а над копейкой дрожит. Человек не без квартирки, а мертвый не без могилки. Живой не без места, мертвый не без могилы. Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит. Плетью (розгой) в могилу не вгонишь, а калачем не выгонишь (не выманишь). Горе умереть, а за могилой дело не станет! Чужая совесть - могила. Могилки мн. южн. зап. кладбище. Могильный, к могиле относящийся. - памятник, - запах, - тишина. Ком могильной земли к сердцу, скорбь отляжет. Могильное ср. расходы на погребенье, особенно попу. Могилистое место, бугристое. Могильчатый холм, похожий на насыпной, на курган. -ник м. вят. могилки, кладбище; арх. кур. могила, в знач. насыпи над покойником, дерновая кладка, памятник; | ярос. крупный кочкарник, кочегурник; | арх. походный чемоданчик с иглами, шильями, нитками, дратвой и пр. для чинки одежи и обуви. | Орел могильник, Aquila heliaca, темнобурый, слетается на мертвечину. | Могильник, могильщик, могиляк, могилокопатель м. гробокоп, рабочий при кладбище. | Желтопегий жук Silpha, зарывающий мелкую мертвечину. Могильняк пск. твер. могильник, холмы; | хвоя, для посыпки пути покойника. Могильников, -щиков, могиляков, ему принадлежащий. -льничий, -щичий, к нему относящ. Могильница м. стар. могила, в знач. насыпи, могильный бугор. | Растенье Vincaminor, барвинок, гроб трава. Могилограбительство, -грабитель м. могилокопание и пр. понятны без объяснений.
Словарь Нюстрема :
евр. кевер. Могила (гроб). Евреи заботливо оберегали все, относящееся к выражению горя по умершим. см. «Похороны».

Могилами у них служили или простые ямы, выкопанные в земле (Быт 35:8, 1Цар 31:13), или пещеры, которых так много в Палестине (Быт 23:17). Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами, которые соединялись коридорами. Могилы охотнее всего делали под тенистыми деревьями и в садах, вне городов (Лк 7:12, Ин 11:30). Только цари и пророки погребались в городах (3Цар 2:10, 3Цар 16:6, 1Цар 25:1, 1Цар 28:3, Деян 2:29). Богатые, обыкновенно имели фамильные могилы (Быт 23:20. Суд 8:32). Из развалин могил близ города Петры можно судить, что богатые люди, как, напр., Севна (Ис 22:16) — любили высекать себе могилы высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов (3Цар 13:22, 2Пар 28:27). Об общих кладбищах говорится в 4Цар 23:6, Иер 26:23 (евр. могилы «сыновей народа»). Могилы, высеченные в скалах, заваливались большими камнями (Мф 27:60, Мф 28:2, Ин 11:38). Над могилами иногда ставили памятники, сделанные из камней или высеченные из скалы (Быт 35:20, Иов 21:32); такой памятник Авессалом построил для себя еще при жизни (2Цар 18:18), хотя его похоронили потом в яме, набросав над ним груду камней. «Памятник Авессалома» предание указывает в долине Кедрона. Он частью высечен из скалы, частью построен из камней в виде четырехугольной пирамиды с небольшим уклоном около 15 метров в вышину. В Кедронской долине земля усыпана старыми надмогильными камнями и памятниками. Склон горы Мориа на восточной стороне от стены храма весь покрыт такими могильными памятниками с еврейскими и арабскими надписями. Всюду путешественник встречает там могильные пещеры, которые иногда служат убежищем для стад овец или для бедуинов, подобно тому, как в древние времена бедняки находили приют в таких пещерах (Лк 8:27). Суеверные идолопоклонники совершали в них свои таинственные волхвования (Ис 65:4). Букоторф в виде примера приводит следующие надписи на еврейских памятниках — «Этот камень я поставил в память уважаемого покойного Елиакима. Да даст ему Бог покой в Едеме между другими святыми земли. Аминь. Аминь. Села». Памятник одной девушки имеет такую надпись — «Этот памятник я поставил над святейшей, чистейшей, добродетельной и нравственной Ревеккой, дочерью святого раввина, левита Самуила, о которой все хорошо отзывались. Умерла она 8 декабря 135 г. Да покоится ее душа в Едемском саду». После зимних дождей могилы белились мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле (Чис 19:16), и потому Господь Иисус уподобляет фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненных костями мертвых и всякой нечистотою (Мф 23:27). Срав. Лк 11:44, где фарисей, из-за своего лицемерия, которое затуманивает глаза людей, уподобляется незаметным для глаза могилам. Охрана и украшение гробниц пророков впоследствии стали вытекать из лицемерия. Суеверное и наружное поклонение могилам и праху, на которое Иисус указывал и которое обличал в Своих современниках, ставя этих строителей памятников на одну доску с их отцами, убившими пророков, и до сих пор можно встретить во всей своей неприглядности. Местам, где, как считают, умер, и погребен Иисус, поклоняются и воздают почести тысячи людей, которые в то же время презирают Закон Божий. До сего времени охраняют могилу Давида на горе Сионе и гроб Авраама в Хевроне с величайшей заботливостью, тогда как многие Божеские и человеческие законы безнаказанно попираются.

Могилами царей называются прекрасные надмогильные постройки, недалеко к северу от Иерусалима, где в твердой скале высечено большое четырехугольное углубление, по сторонам которого помещаются высокие и богато украшенные склепы. Вероятно, это дело царицы Елены из Адиабены, которая во времена Иисуса вместе со своим сыном перешла в еврейство. Она умерла в Иерусалиме, построив для себя могильный памятник. Языческие писатели воспевали этот памятник.
Могилу Христа показывают в одной из многих часовен, находящихся внутри храма св. Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри этой небольшой мраморной часовни показывают настоящую скалу с могильной пещерой, камень отваленный ангелом от гроба и прочее. см. «Голгофа».