Загрузка

мытарь

В Библии слово "мытарь" упоминается в 5 стихах.

Мф 10 : 3
Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
Мф 18 : 17
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Лк 18 : 10
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Лк 18 : 11
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
Лк 18 : 13
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Слово Мытарь найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Мытарь, Мытари (’Τελώνης, Τελώναι – сборщики податей, откупщики; V: Publicani; Мыта́рь, Мытарѝ, Мытаріе; L: Zöllner): Мф.5:46, 9:10. 10:3, 11:19, 18:17, 21:31. Мк.2:15. Лк.3:12, 5:27, 7:29, 34, 15:1, 18:10, 13. 19:2 и др. – Мытарями назывались сборщики податей и пошлин. Слово пошлина –חֲלַךְ в В. Зав. встречается во времена персидского владычества (1Ездр.4:13, 20, 7:24). римляне, подобно персам, налагали пошлины на привозимые и вывозимые товары в покоренных ими землях (portoria rerum venalium, Vectigalia, Τέλη, φόροι). Но как афиняне и жители других греческих городов, чтобы сократить состав чиновников, государственные подати и пошлины отдавали на откуп, то отдельным лицам (откупщикам или арендаторам), то целым обществам, с главным откупщиком во главе их, которые потом имели своих подчиненных сборщиков: так с древних времен было и у римлян; подати не непосредственно собирались с государства, но обыкновенно отдавались на откуп тем, кои более всех могли доставлять дохода (см. Тац., Плин. Свет., Циц., Аппиан. и др.). Эти откупщики назывались публиканами (Publicani – откупщики). Откупы и залоги на них могли принимать на себя только богатые лица и общины богатейших граждан, и особенно это брали на себя Equites, societates equitum (всадники, общины всадников). Это первоначально было военное сословие, составлявшее, вероятно, царский конвой. Они состояли из самых зажиточных граждан, и каждый из них получал первоначально лошадь и на содержание ее ассигновку (aes equestre). После при Гракхах, они получили политическое значение, и посредством откупов государственных доходов достигали огромных богатств и имели большое влияние в государстве, хотя военное значение этого сословия мало-помалу наконец утратилось. Так как Иудея в последнее время находилась под властью римлян, то и иудеи должны были платить им подати и пошлины. Для сбора сих пошлин устраивались и содержимы были римлянами особенные дома, которые отвечали некоторым образом нашим таможням, и сбором, как уже сказано, главным образом занимались богатейшие из граждан римских и особенно рыцари или всадники. Главные сборщики, снявши сбор на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных других людей из низшего класса, и им поручали сбор, были сборщиками и природные евреи. Между теми и другими встречались люди своекорыстные и безнравственные, которые, думая только о большем своем обогащении от откупа, угнетали народ, требуя более назначенного и прибегая иногда к разным несправедливостям, обманам и насилию. Отсюда Феокрит (Stob. Serm. 2. 34), на вопрос: какие самые свирепые из диких животных, отвечает: «ἐν τοῖς ὄρεσιν ἄρκτοι και λέοντες, ἐν δέ ταῖς πόλεσι τελῶναι και συχοφάνται. Отсюда и иудеи, и без того уже тяжело сносившие иго римлян, тем более ненавидели мытарей; грешник, язычник и мытарь у них значили одно и тоже (Мф.5:46, 9:10, 11:19, 18:17, 21:31. Лк.5:30. 7:34); говорить с ними почиталось грехом, обращаться с ними – осквернением. Слепая ненависть не хотела делать различие между добрыми и худыми мытарями. Ненавидели даже и тех, которые обращались с мытарями. Отсюда и Сам Господь нередко подвергался за сие укоризнам и ненависти. «Учитель ваш ест с мытарями и грешниками; он друг мытарей и грешников» (Лк.5:30, 7:34, 15:1–2. Мф.11:19). Между тем были между мытарями и добрые люди, которые с истинной верою и искренним раскаянием обращались к Богу (Лк.18:13, 19:2–10), и Господь говорил фарисеям: «Мытари и грѣшники варяютъ вы в царствіи небесномъ» (Мф.21:31). Даже один из мытарей был в числе апостолов (Лк.5:27. Мф.10:3). Арх. Мих. Толк. на Ев. Мф.1870 г. стр. 95. 152–155. Herz. 18. p. 652–653. Zell. 2. p. 779. Коссов. Рим. Древн. 1875 г. Варш. р. 32. 46. 79–80.

Словарь Вихлицкого :
Сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мф 18:17). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мф 9:11), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мф 10:3). Русское слово мытарь происходит от слова мытарство — страдание, мука. В оригинале везде: сборщик податей и налогов.
Словарь Никифорова :
(Лк 18:10) — сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У Евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).
Словарь Нюстрема :
У римлян богатые и почетные мужи, обыкновенно римского дворянского сословия, за известную плату на точно определенное количество лет, получали у римского правительства право на собирание податей в какой-либо римской провинции. Эти откупщики на таможенных заставах ставили своих чиновников (Мф 9:9, Мк 2:14), которые и взимали с населения пошлины для откупщиков. Эти подчиненные чиновники и называются в Новом Завете — мытарями; они были или римлянами, или уроженцами данной страны. Их положение и деятельность делали их людьми подозрительными и, поэтому, они упоминаются вместе с грешниками, блудницами и язычниками (Мф 9:11, Мф 21:32). По Талмуду, еврей, поступивший на эту службу, считался отлученным от общества израильского (Ср. Мф 18:17). Иисус ел вместе с мытарями и грешниками (Лк 15:1) и приобрел последователей также и из них, напр., Закхей (Лк 19:2 и дал.); один из них даже стал Его апостолом (Мф 9:9, Мф 10:3).