С древних времен Н. домашних животных использовался на полях в качестве удобрения, а высушенный верблюжий и коровий Н. — как топливо (Иез 4:15). В Библии слово «Н.» употребляется также в метафорич. значении, когда речь идет о поверженности, униженности («как навоз на поле», 4Цар 9:37; Иер 9:22), ненужности (Лк 14:35). В Ис 25:10 завоеванный иноземцами Моав сравнивается с соломой, которая «попирается в навозе». В числе предписаний к совершению жертвы за грех содержится указание сжигать нечистоты жертв. животного вне стана (Исх 29:14; Лев 4 и др.), то же говорится и о человеч. нечистотах (Втор 23:12–14). Поэтому понятно, каким бесчестием считалось превращение любого сооружения в «место нечистот» (4Цар 10:27) и каким позором грозило священникам обещание пророка «раскидать» на их лица «помет» за грехи их (Мал 2:3). Лежание в Н. (1Цар 2:8; Пс 112:7 — в обоих случаях в Синодальном переводе — «брение»; Плач 4:5) символизировало крайнюю нужду и унижение человека (ср. Ис 25:10).
Слово Навоз найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Никифорова :
(Исх 29:14, Лев 4:11, Лев 8:17, 4Цар 18:27, Лк 13:8). Во многих восточных странах дерево так ценно и редко, что продается на вес. По сему, как свидетельствуют путешественники, для топлива нередко употребляются животные нечистоты и они составляют преимущественно материал для отопления печей, даже у людей состоятельных. Навоз, т.е. помет и урина животных, смешанные с соломенною подстилкою употребляли и для удобрения земли (Лк 13:8, Лк 14:35). С навозом и пометом животных нередко в Свящ. Писании сравнивается глубокое унижение людей нечестивых: «трупы их будут как помет на улицах... Моав будет попран на месте своем как попирается солома в навозе,» говорит пр. Исаия (6:B:26 25:10). Сирийский военачальник угрожает Иудеям, что они за непокорность Сеннахериму доведены будут до такой крайности, что будут есть помет свой и пить мочу свою (4Цар 18:27, Ис 26:12). Такую крайность Иудеи действительно испытывали (4Цар 6:25), когда во время осады Самарии они ели голубиный помет, продававшийся по пяти сиклей серебра за четвертую часть каба, и особенно испытали ее во время осады Иерусалима Титом. По словам Нейбура, нечистоты ослов и верблюдов в Аравии собираются на улицах детьми и смешиваются с рубленою соломою, затем их выставляют для сушки на солнце, и тогда они делаются годными для топки. Санитарные постановления относительно этих нечистот были строго предписаны в Законе Моисеевом (Втор 23:12). В видах поддержания чистоты, в обыкновенных домах устраивались особенные помещения для нечистот. Строить жилища человека на высотах, где находились нечистоты или где вообще мочились, считалось великим бесчестием (Дан 2:5, Дан 3:29). Крайнее посрамление священников Ветхого Завета пр. Малахия изображает раскиданием помета жертвенных животных по лицу их и выбрасыванием их вон вместе с пометом (Мал 2:3). Подобное посрамление выражено было во дни Ииуя, царя Израильского, над идолами, когда статуи Ваала были сожжены, капище его было разрушено и место его сделано местом нечистот (4Цар 10:27).