Загрузка

обет

В Библии слово "обет" упоминается в 31 стихах.

Быт 28 : 20
И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
Быт 31 : 13
Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].
Лев 22 : 21
И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, [или в праздники ваши,] из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней;
Лев 27 : 2
объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей,
Лев 27 : 8
Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник.
Чис 6 : 2
объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,
Чис 6 : 21
Вот закон о назорее, который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое, кроме того, что позволит ему достаток его; по обету своему, какой он даст, так и должен он делать, сверх узаконенного о назорействе его.
Чис 21 : 2
И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие [на них и] на города их.
Чис 30 : 3
если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.
Чис 30 : 4
Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей,
Чис 30 : 5
и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится;
Чис 30 : 7
Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя,
Чис 30 : 9
если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит ей.
Чис 30 : 10
Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится.
Чис 30 : 11
Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою,
Чис 30 : 14
Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть;
Втор 23 : 21
Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
Суд 11 : 30
И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
Суд 11 : 39
По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
1Цар 1 : 11
и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его.
Слово Обет найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Обет: 1) первые О., встречающиеся в Библии, — это торжественные О. [еврейское недер], о которых говорится в Быт 28:20; Суд 11:30; 1Цар 1 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. → назореев (Чис 6:2), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян 18:18; Деян 21:24);

2) давая т.н. зарок [еврейское иссар, производное от «связывать», «сковывать», т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3–6,11–15). → Пост;

3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21–23; Пс 49:14; Екк 5:3–5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; ср. → Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам — мужей. Если те не давали согласия, то данный О. считался недействительным пред Богом (Чис 30:3);

4) относит. О. существовали след. предписания: а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28);

б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27); в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных;

г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1–16 (→ Жертва);

5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5; Мк 7:9); → Корван;

6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2 и др.).

Словарь Геце :

Торжественное обещание Богу. Пс 75:11.

Посвящение себя Богу взрослыми. Чис 6:2.

Посвящение Богу детей. 1Цар 1:11.

Посвящение Богу имущества. Быт 28:22.

Вместе с принесением жертв. Лев 7:16, Лев 22:18, Лев 22:22; Чис 15:3.

С целью смирения духа. Чис 30:13.

Даются добровольно. Втор 23:21, 22.

Храним верно. Чис 30:2.

Дается безотлагательно. Втор 23:21, 23.

Не должен быть поспешен. Притч 20:25.

Дети не посвящаются без согласия родителей. Чис 30:3−5.

Жены не посвящают себя без согласия мужа. Чис 30:6−8, Чис 30:10−13.

Жены разведенные и вдовы могут давать обеты свободно. Чис 30:10.

Муж может утвердить или расторгнуть обет жены. Чис 30:14, Чис 30:15.

Можно откупиться взносом соответствующей платы. Лев 27:1−8, Лев 27:11−23.

Чистые животные, данные в обет, не могут быть выкуплены. Лев 27:9, 10.

В Св. Писании упомянуты обеты:

Иакова. Быт 28:20−22, Быт 31:13.

Израильтян. Чис 21:2.

Иеффая. Суд 11:30, 31.

Анны. 1Цар 1:11.

Елканы. 1Цар 1:21.

Давида. Пс 131:2, 5.

Матросов, выбросивших Иону. Иона 1:16.

Ионы. Иона 2:9.

Матери Лемуила. Притч 31:1, 2.

Павла. Деян 18:18.

Некоторых из евреев. Деян 21:23, Деян 21:24, Деян 21:26.

Все посвященное должно быть доставляемо в скинию. Втор 12:6, Втор 12:11, Втор 12:17, Втор 12:18, Втор 12:26.

Оскорбление Богу — обет о вещах порочных и нечистых. Лев 22:23. Мал 1:14.

Нельзя посвящать Богу плату блудницы и цену пса. Втор 23:18.

Словарь Вихлицкого :
Обещание, клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было грехом против третьей заповеди (Чис 30:3; Втор 23:21; Еккл 5:3). Для человека было сетью давать поспешно обет (Притч 20:25), что мы видим на примерах Иеффая (Суд 11:30-39), Ирода (Мк 6:22-28). Обеты жены и дочери по закону не имеют силы без согласия на то мужа или отца (Чис 30:4-9), обеты же разведенной и вдовы — имеют силу всегда (Чис 30:10). Иаков дал обет Господу с условием (Быт 28:20-22), также и Анна (1Цар 1:11). Об обете назорейства см. назорей.
Словарь Нюстрема :
евр. незер. Обет, т.е. данно перед Богом обещание, которое дается или из благодарности за полученную милость или помощь; или из страха перед угрожающим бедствием, или при желании получить благословение (Еккл 5:3, Мал 1:14). Когда Иаков отправлялся в Месопотамию, он обещал давать Богу десятину со своего имения, если Бог сохранит его и он вернется в дом отца своего (Быт 28:20). Через Моисея Бог дал различные законы касающиеся обетов. «Если кто дает обет Господу или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вы шло из уст его» (Чис 30:3, Втор 23:21 и дал.). Обеты дочери или жены не имели силы без согласия на это отца или мужа; обеты вдов и разведенных имели силу (Чис 30:4). Иеффай по обету, принес свою дочь в жертву Господу (Суд 11:30); Самуил так же по обету был посвящен на служение Господу (1Цар 1:11, 1Цар 1:27). Кто посвящал себя самого или свое имение Господу, был обязан неуклонно выполнить обет; однако же были случаи, когда давший его мог быть освобожден от исполнения. см. Лев 27:1.