Загрузка

обрезание

В Библии слово "обрезание" упоминается в 13 стихах.

1Макк 1 : 61
а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
Ин 7 : 22
Моисей дал вам обрезание [хотя оно не от Моисея, но от отцов], и в субботу вы обрезываете человека.
Ин 7 : 23
Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, -- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
Рим 2 : 25
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
Рим 2 : 26
Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
Рим 2 : 28
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
Рим 2 : 29
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Рим 4 : 12
и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
1Кор 7 : 19
Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.
Гал 5 : 6
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
Гал 5 : 11
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
Гал 6 : 15
Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
Филл 3 : 3
потому что обрезание -- мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
Слово Обрезание найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Обычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер 9:24–26 (МТ: «...все эти народы обрезаны...»). Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было). В наше время О. практикуется некоторыми народностями Африки, Австралии и Америки. Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь О. носило культовый характер, а мед. или санитар. соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин. О глубокой древности обычая О. говорят библ. свидетельства, согласно которым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх 4:25; Нав 5:2–8 — в МТ речь идет именно о каменных ножах).

ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Введение О. связано с именем Авраама (Быт 17:9–14). Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав 5:2). Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт 17:10,23; Быт 21:4; Нав 5:2), но гл. обр. обрезанию подвергались младенцы муж. пола, не достигшие восьми дней (Быт 17:12; Лев 12:3; Флп 3:5). О. применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт 34:14–17; Исх 12:48), а позднее — и к полностью принявшим иудаизм. Как правило, обряд совершался главой дома (Быт 17), реже — матерью (Исх 4:25), а позднее — врачом и могелом (что значит «тот, кто обрезает»). Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О. (Лк 1:59). В первых христ. общинах, в т.ч. и в Иерусалиме, О. сначала распространялось на всех без искл. мужчин (о чем свидет. спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О. не совершалось над обращенными из язычников (Деян 15:1–20; Рим 4:12; Гал 2:2; см. также 1Кор 7:18).

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ

В Израиле О. было символом завета между Богом и Его народом (Быт 17:9–14; ср. Исх 4:25; Исх 12:48; Нав 5:2; Деян 7:8; Рим 4:11) и служило чисто внеш. признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, т.е. от язычников, олицетворением которых в этом отношении были филистимляне (Суд 14:3; Суд 15:18; 1Цар 14:6; 1Цар 17:26; 2Цар 1:20). Слово «необрезанный» имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определ. круги в Израиле стыдились О. и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники которых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев. Почему именно О. стало символом завета, неизвестно. Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ. в Божьем завете (относит. потомства, владения землей, Быт 17:4–8), и об обязанностях, возлож. в нем на Израиль (Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4; Иез 44:7; Рим 4:11; Гал 5:3). В НЗ выражение «обрезанные» иногда означает евр. религ. общину в ее противопоставлении христ. общине (Гал 2:8; Кол 4:11).

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) «необрезанные» деревья — это фруктовые деревья, с которых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев 19:23–25);

2) необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев 26:41; Иер 6:10; Иер 9:25; Иез 44:9; Деян 7:51; Кол 2:13). Соотв., эти органы нуждаются в дух. обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4; Иер 9:26);

3) апостол Павел использует понятие О. как символ обновления человека через веру в Христа, которое он называет О. Христовым (Кол 2:11). О. Христово заключается в «совлечении греховного тела плоти» и совершается, в отличие от иуд. обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Рим 2:29; Кол 2:11). Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, т.е. участником завета с Богом, человека делает наружное О. (Рим 2:28). Причастность к Богу основывается на внутр. дух. обновлении человека. Тем самым иуд. О. становится ненужным и бессмысленным (Рим 4:12; Гал 2:3; Гал 5:6; Гал 6:15; Кол 2:11). Свидет-вом подлинности этого внутр. О. служит крещение (Кол 2:12). «Обрезание Христово» выступает здесь как понятие, равнознач. «совлечению плоти», подтверждаемому крещением, которое следует понимать как погребение ветхого человека. Таким образом, в Кол 2 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О. и крещения. В крещении заключен очень важный момент, которого не было в обряде О. времен Павла, а именно — крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к.-л. внеш. знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Рим 2:29; Кол 2:12).

Словарь Геце :

Установлено Богом. Быт 17:9, Быт 17:10.

Описание обряда обрезания Быт 17:11. Исх 4:25.

Закреплено законом. Лев 12:3. Ин 7:22.

Называется заветом обрезания. Деян 7:8.

Называется плотским обрезанием. Еф 2:11.

Обряд болезненный. Исх 4:26; Нав 5:8.

Обетования, данные Аврааму перед обрезанием. Рим 4:9, 13.

Знамение завета. Быт 17:11.

Печать праведности. Рим 4:11.

Получивший обрезание должен исполнить весь закон. Гал 5:3.

Наружный признак еврея. Рим 2:28.

Символ внутреннего обрезания Рим 2:29.

Необходимо для приобретения преимуществ Израильского общества. Иез 44:7. Исх 12:48.

Было совершено над лицами мужеского пола, рожденными в доме и купленными. Быт 17:12, 13.

Было совершено в восьмой день от рождения. Быт 17:12. Лев 12:3.

Было совершено даже в субботу. Ин 7:22, 23.

Было совершено каменным ножом. Исх 4:25; Нав 5:3.

Было совершено главами семейства. Быт 17:23. Исх 4:25.

Было совершено лицами с авторитетом. Иис. Нав 5:3.

Было совершено в присутствии семейства и др. Лк 1:58−61.

Было совершено с получением имени. Быт 21:3, 4; Лк 1:59, Лк 2:21.

Было совершено впервые над Авраамом и его семейством. Быт 17:24−27.

Не было совершено в пустыне. Нав 5:5.

Совершено Иисусом Нав. в Галгале. Нав 5:1−10.

Наказание за упущение обрезания Быт 17:14. Исх 4:24, 26.

Без веры нет пользы от обрезания Рим 3:30. Гал 5:6.

Без послушания напрасно обрезание Рим 2:25; 1Кор 7:19.

Евреи от обрезания получили название обрезанных. Деян 10:45. Гал 2:9.

Брак с лицом из необрезанных незаконный. Быт 34:14; Суд 14:3.

У евреев нет общения с необрезанными. Деян 10:28, Деян 11:3; Гал 2:12.

На необрезанных смотрели как на нечистых. 1Цар 14:6, 1Цар 17:26. Мф 15:26, 27. Еф 2:11.

Иногда совершалось над убитыми неприятелями. 1Цар 18:25−27; 2Цар 3:12.

Отменено евангелием. Еф 2:11, 15; Кол 3:11.

Совершено над Тимофеем ради Иудеев. Деян 16:3.

Павел отрицает необходимость обрезания Гал 2:3−5.

Требуется лжеучителями. Деян 15:24. Гал 6:12. Тит 1:10.

Упование на обрезание отпадение от Христа. Гал 3:3, Гал 3:4, Гал 5:3, Гал 5:4.

На Павла жаловались за отступление от обрезания. Деян 21:21.

Святые суть духовное обрезание Флп 3:3. Кол 2:11.

Прообраз готовности слушать и повиноваться. Иер 6:10.

Прообраз чистоты сердца. Втор 10:16, Втор 30:6.

Словарь Вихлицкого :
Религиозный обряд, заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) на половом органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа. Обрезание издревле практиковалось у многих народов (египтян, африканских негров, финикийцев, индусов, мексиканцев, индейцев), но у большинства, и особенно, у египтян оно было не религиозной, а просто гигиенической мерой, однако оно было дано еврейскому народу как знамение завета между Богом и Авраамом (Быт 17:9-12). Еврейских мальчиков до сих пор торжественно обрезывают на восьмой день после рождения, как и велит закон, мусульмане же обрезывают своих детей на тринадцатом году, как был обрезан Измаил (Быт 17:25). Обрезание символизирует смирение, подчинение воли Божией, поэтому в Священном Писании оно иногда образно относится и ко всему человеку (Втор 10:16; Иер 4:4), и к сердцу и к ушам человека (Иер 6:10; Деян 7:51) и даже к плодам вновь посаженных деревьев (Лев 19:23). В годы зарождения христианства новообращенные иудеи придавали чрезмерно высокое значение этому обряду и потому ап. Павел не раз поясняет, что в деле спасения важен не внешний знак, а внутреннее перерождение (Рим 2:29; Гал 6:15), напоминая, что и Аврааму праведность была вменена по вере, а не по обрезанию (Рим 4:11).
Словарь Никифорова :
(Быт 17:10-12, Ин 7:22) было замечательным обрядом Иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Повеление об обрезании было повторено Моисею (Исх 12:44, Лев 12:3, Ин 7:22,23). Евреи всегда с особою точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южно-африканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что Филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От Евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд и он составляет главное условие вступления в религию Магомета, хотя в настоящее время считается Магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож (Исх 4:25, Нав 5:3). Приводят много физических причин, объясняющих установление означенного обряда, на которых впрочем мы не останавливаемся за неимением места и времени; но среди Иудеев он соблюдался как религиозный обряд, для отличия естественных потомков Авраама (Рим 4:9-12) Иудеи времен апостольских, обратившиеся в Христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: Вот я, Павел, говорю вам: вели вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон (Гал 5:2-3) и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: Ибо во Христе Иисус ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал 6:15). Слово обрезание часто употребляется в иносказательном смысле; слова необрезанный и необрезание употребляются вообще для выражения злобы и нечестия, и обрезать себя для Господа значит сделаться верным и послушным Ему (Иер 4:4). Иудеи, отказавшиеся от Иудейской религии во время преследования со стороны Римлян, нередко старались изглаживать знак обрезания и, вероятно, на это-то указывает ап. Павел в 1 послании к Коринф. (1Пет 7:18) Новейшие Иудеи доселе совершают этот обряд с большою торжественностью: дитя приносят в синагогу, и известное лицо, называемое Баал-Берифом, принимает его на свои руки и раввин совершает над ним обрезание со многими обрядностями, которые было бы излишне приводить здесь.
Словарь Нюстрема :
евр. бритмила. На 99 году своей жизни Авраам получил повеление от Бога обрезать себя и весь мужеский пол в доме своем, своих детей и детей слуг, рожденных в доме его, и купленных за серебро у иноплеменника. Это было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт 17:9). После этого оба народа, происшедшие от Авраама, именно: измаильтяне (арабы) и евреи стали обрезывать своих сыновей. У первых это совершается в возрасте между 6-15 годами, обыкновенно на 13-ом году, а у евреев в 8-ой день от рождения, как сказал Господь Аврааму (Быт 17:12), как это и было сделано с Исааком (Быт 21:4) и предписано законом (Лев 12:3, срав. Флп 3:5). Суббота не должна была препятствовать обрезанию (Ин 7:22). Самое обрезание совершалось отцом, в исключительных случаях также женщинами (Исх 4:25). В другие времена употреблялись для этого каменные ножи (Исх 4:25, Нав 5:3, евр. текст). При обрезании мальчику давали имя (Лк 1:59, Лк 2:21, Срав. Быт 17:5). В течение всех времен израильтяне неуклонно придерживались закона обрезания и даже в Египте тщательно исполняли этот обряд. Только рожденные во время странствования по пустыне не были обрезаны до тех пор, пока, после вступления в Ханаан, не обрезались в Галгале (Нав 5:4 и дал.). Во время Сирийских гонений Антиоха Эпифана народ придерживался обрезания, несмотря на многие страдания и язвительные насмешки греков и римлян. Евреи, со своей стороны, клеймили другие народы презрительным словом «необрезанный». Необрезанный и нечистый в их понимании имело то же значение, что у греков «варвар» (Быт 34:14, Ис 52:1, Суд 15:18, 1Цар 14:6, 1Цар 17:26, 1Цар 31:4)

Слова Павла «обрезанные» обозначают евреев и язычников (Рим 3:30, Гал 2:7). Первым христианам из обрезанных евреев было весьма трудно понять, как язычники без этого обряда могли быть также народом Божиим, взятым в удел. Петру нужно было особенное знамение, чтобы постичь это, но Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необразание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим 4:9, Гал 5:6, Гал 6:15). Уже в Ветхом Завете вдето говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор 10:16, Втор 30:6, Иер 4:4, Иез 16:30), почему и говорится (символически) о людях с необрезанным сердцем и ушами (Лев 26:41, Иер 6:10, Иер 9:26, Иез 44:7, Срав. 7:51, Рим 2:28, Рим 2:29, Флп 3:3). Есть также образные выражения: «необрезанные уста» (Исх 6:12, евр. текст) в значении косноязычности и «необрезанные плоды»: евреи должны были считать свои вновь посаженные плодовые деревья необрезанными в течение трех первых лет и бросить плоды от них, как нечистые (Лев 19:23).

Иногда случалось, что евреи, желая избегнуть насмешек со стороны язычников, — посредством особенной операции скрывали свою обрезанность (1Мак 15:1, евр. текст). На это намекают слова Павла: призван ли кто обрезанным — не скрывайся (1Кор 7:18).

Обычай обрезания существовал у некоторых из древнейших народов. Кроме других свидетельств, мумии, найденные в Египте, подтверждают, что и египтяне придерживались обрезания. По сведениям Иосифа Флавия и Оригена, египетские жрецы также подвергались обрезанию. Этот обряд обнаружен также и у других народов, например, у некоторых племен негров, мексиканцев и индейцев.

Евреи до сих пор исполняют обряд обрезания с величайшей торжественностью. Перед совершением обряда они молятся над младенцем, которому при этом дается имя, посвящая его Богу и испрашивая для него Божьего благословения. Во время чтения молитвы тот человек, который будет совершать обрезание, должен держать нож в руке; указание на это раввины видят в следующих словах псалмопевца: «Да будет славословие Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их (Пс 149:6).

Еврейское слово обрезание по-гречески переведено «перитомэ». Ап. Павел в Флп 3:2 говорит не об обрезании, как переведено по-русски, а об рассечении (греч. слово здесь «ката-томэ», что значит разрез, рассечение). Некоторые думают, что, выражаясь так, Павел подразумевал лжеучителей, настаивавших на необходимости еврейского обрезания, чтобы т.о. наложить иудейское иго на учеников Христа.