Загрузка

одежда

В Библии слово "одежда" упоминается в 40 стихах.

Быт 37 : 32
и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
Быт 37 : 33
Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.
Лев 6 : 27
все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте;
Лев 11 : 32
И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
Лев 13 : 45
У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!
Лев 15 : 17
и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера;
Втор 8 : 4
одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет.
Нав 9 : 5
и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый [и раскрошенный].
Нав 9 : 13
и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги.
Суд 5 : 30
верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
1Цар 4 : 12
И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его.
2Цар 1 : 2
вот, на третий день приходит человек из стана Саулова; одежда на нем разодрана и прах на голове его. Придя к Давиду, он пал на землю и поклонился [ему].
2Цар 13 : 18
На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь.
2Цар 15 : 32
Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.
3Цар 11 : 29
В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое.
Иов 13 : 28
А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.
Иов 30 : 18
С великим трудом снимается с меня одежда моя; края хитона моего жмут меня.
Иов 37 : 17
Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга?
Иов 38 : 14
чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
Пс 44 : 14
Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом;
Слово Одежда найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ОДЕЖДА ж. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны, чулки и башмаки; французская или немецкая, фрак или разрезной сзади сюртук, чего старики наши не любят. Без одежи, вскочишь, да побежишь, а без одежи, посидишь. Не в той одеже, а по тому ж мосту. Одежу платят, а шкура сама зарастает. По одежке тяни ножки. Протягивай ножки по одежке, живи по достатку. По росту прибирай одежку. Постройка крытая, а одежа шитая. На убогом дери одёжу, у богатого рожу. Всей одежи - шапка да онучи! Одежа наизнанку - либо пьян, либо бит будешь. Семьдесят ооежек - а все без застежек? (качан). | Покров, покрывало, покрышка; ухитка: сплошная устилка чего. Одежда престола, в алтарь. Одежда мебели, стен, обои. Одежда рва, вала, застилка крутостей, боков и откосов )дерном, камнем. Одежина ж. одеж(в)ище ср. одна штука одежи ( немец. Kleidungsstueck). Одежная дача, все нужное на одежду. Одежные и обувные деньги. Одежный человек, твер. нарядный, богатый одеждою. Одежник, гардероб, шкаф или целая комната для одежи. Оденый (одейный?), оден м. арх. хорошо, чисто одетый, богатый одеждою. Одеждити кого, церк. одеть. Аще видишь нага, одежди. Одежить и одежить что, сев. одеть, надеть; | покрыть одеялом пли попоной, скутать. Приукутайте, приодежьте его, песня, приоденьте. Одёжь кафтан. Одежся или одежись, на дворе холодно.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (→ Нагой) (2Цар 6:20; Ин 21:7). На ассирийских рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1Цар 2:19; 1Цар 24:5; Иов 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на котором носили меч (1Цар 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд 3:16; 2Цар 20:8). В поясах хранили деньги (Мф 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Иез 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы (→ Пазуха). Пояса были льняные (Иер 13:1) или кожаные (4Цар 1:8), иногда их богато украшали (Дан 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (4Цар 9:1; Иер 1:17; Ин 21:7; Деян 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1Пет 1:13; ср. Ис 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк 17:8).

II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, которым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх 22:25). В Мф 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх 12:34; 4Цар 4:39; Агг 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф 24:18; Деян 7:58; Деян 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Чис 15:38; Втор 22:12), которые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синодальном переводе под «воскрилиями» (Мф 23:5) и под «краем одежды» (Лк 8:44).

III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, который был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, которые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2Цар 15:30; Ис 20:2; Иез 24:17). → Обувь.

IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела некоторые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руф 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Быт 24:65; Быт 38:14,19; Иер 2:32; Иез 16:10). В Иез 16 поминается женская обувь из тонкой кожи («сафьянные сандалии»). Изготовление О. было женским делом (1Цар 2:19; Деян 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Притч 31:21,24).

V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Быт 45:22; Суд 14:12; 4Цар 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Суд 5:30; 2Цар 1:24; Пс 44:14; Иез 16:10,13; Лк 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Нав 7:21; Суд 8:26; Иез 23:6; Иез 27:24; Соф 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Быт 41:42; Ис 22:21) и при публичном чествовании (Есф 6:7–9; ср. Лк 15:22);

2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Зах 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Откр 3:4; Откр 6:11; Откр 7:9,13; ср. Екк 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (→ Одевать, облекать. В некоторых местах Свящ. Писания говорится об «облечении в правду» (Иов 29:14) и о «ризах спасения» (Ис 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, которое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф 22:11–13).

VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (4Цар 1:8; Зах 13:4; Мф 3:4; ср. Мф 7:15). → Священник → Первосвященник.

VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Лев 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Лев 10:6; Нав 7:6; 2Цар 1:11; Есф 4:1; Иов 1:20) и раскаяние (3Цар 21:27; Есф 9:3; ср. Иоиль 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Чис 14:6; Иер 36:24; Мф 26:65; Деян 14:14). Относит. отрясания О. (Деян 18:6) (→ Нога, VI → Лен → Ремесло.

Словарь Геце :

Первая одежда Быт 3:7, 21.

Материал для одежды:

Шерсть. Притч 27:26. Иез 34:3.

Виссон. Притч 31:22. Иез 16:13.

Пурпур. Притч 31:22.

Шелк. Иез 16:13.

Льняная ткань. Лев 6:10.

Верблюжий волос. Мф 3:4.

Кожи. Евр 11:37.

Вретище. 2Цар 3:31; 4Цар 19:1.

Не должна быть сделана из разных веществ. Втор 22:11.

Перемена одежды между мужчинами и женщинами была воспрещена. Втор 22:5.

Цвет одежды, упомянутый в Писаниях:

Светлый. Еккл 9:8.

Яхонтовый. Иез 23:6.

Пурпуровый. Лк 16:19.

Багрянистый. 2Цар 1:24. Дан 5:7.

Разноцветный. Быт 37:3; 2Цар 13:18.

Часто с кистями на краях. Чис 15:38. Втор 22:12.

Книжники и фарисеи осуждены за то, что увеличивали воскрилия ... Мф 23:5.

Любили носить длинную и широкую одежду Лк 20:46. Откр 1:13.

Во время работы подпоясывали одежду Лк 17:8. Ин 13:4.

Названия одежды, упомянутые в Писаниях:

Верхняя одежда. Втор 24:13. Мф 21:8. Лк 6:29.

Хитон. Ин 19:23, Ин 21:7.

Пояс. 1Цар 18:4. Деян 21:11.

Кидар. Лев 8:13. Дан 3:21.

Сандалы или обувь. Исх 3:5. Мк 6:9.

Покрывало. Быт 24:65.

Осквернялась язвою или проказою. Лев 13:47−59.

Обрядная нечистота одежды могла быть смыта водою. Лев 11:32. Чис 31:20.

Одежда богатых:

Из лучшего материала. Мф 11:8. Иак 2:2, 3.

Пышная и роскошная. Лк 7:25. Деян 12:21.

Сшита золотом. Пс 44:14.

Узорчатая. Иез 16:18.

Надушена. Пс 44:8. Песн 4:11.

В большом количестве. Иов 27:16. Ис 3:22.

Часто изъеденная молью. Иов 13:28. Иак 5:2.

Одежда бедных:

От Бога дана. Втор 10:18.

Скудная. Иак 2:2.

Для покрытия ночью. Втор 24:13.

Как залог возвратить при захождении солнца. Втор 24:12−13.

Ветшает. Иис. Нав 9:5. Пс 101:27.

Одежда Израиля не ветшала в течение 40 лет. Втор 8:4.

Часто переменялась. Быт 35:2, Быт 41:14.

Одежду убитых мечем не носили. Ис 14:19.

Дана доказательством при заключении союза. 1Цар 18:4.

Дана в дар. Быт 45:22; 4Цар 5:22.

Часто во время скорби раздиралась. 2Цар 15:32; Езд 9:3, 5.

Прообраз праведности. Мф 28:3. Откр 3:18; победы, Ис 9:5; изобилия, Быт 49:11.

Словарь Вихлицкого :
Почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка (плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одежды вообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна (Втор 22:17; Ис 22:26; Чис 15:38; Мф 21:8; Мф 23:5; Ин 21:7). Одежда эта (или накидка) делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи (или кожи — Мф 7:15) с отверстием для головы или без него, и в него человек закрывался (заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востоке относились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считался нагим (Ис 20:2; Мк 14:51; Ин 21:7), хотя бы на нем и были нижняя рубашка (Дан 3:21; Мф 5:40) и род панталон (трусы) (Исх 28:42). Эта верхняя накидка в некоторых местах названа милоть и епанча. Одежда (накидка) всегда охватывалась поясом, но, возможно, ее носили иногда и свободно, поверх пояса (Деян 12:8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти для напоминания о заповедях Божиих (Чис 15:38-41). Одежда имела какое-то отличие для мужчин и женщин (Втор 22:5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали (разрывали) в момент скорби и печали (Иоиль 2:13), чтобы обнажиться, показывая глубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала для головы (Быт 24:15; Исх 34:33; Притч 31:24), которые были подобны современным платкам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14:51). (см. также повязка)
Словарь Никифорова :
Восточная и особенно евреев (Мф 24:18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. «Да будут во всякое время одежды твои светлы,» говорит Соломон (Еккл 9:8). Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос — хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется. употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из Притч 21:13-24. Азиатский фасон одежды, как то видно из прилагаемого при сем ри-сунка, остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света, вследствие новейших исследований, на форму одежды Евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий. Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда Арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными (Ис 20:2-4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин 21:7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх 28:32). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин 9:23). Выражение — рубашки и платья (Деян 9:39) очевидно означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в Дан 3:21 — исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развивающиеся панталоны, мантии, а быть может и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простою, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у Арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу (Ис 52:10) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды, совершающий священнослужение священник, ради особенных случаев, должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх 28:42). Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение — препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение — снимать пояс означало предаваться покою и праздности (4Цар 4:29, Иов 38:3, Ис 5:27, Иер 1:17, Лк 12:35, Деян 12:8, 1Пет 1:13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6-ти вершков и более в ширину, с прикрепленною посреди пряжкою, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез 16:10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (2Цар 20:8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежащим к чреслам человека (Иер 13:11). Точно также правда и верность называются у пророка (Ис 11:5) препоясанием Обетованного Мессии. Верхняя или наружная одежда (Мф 21:8, Мф 5:40) вероятно состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время Арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку — это было нечто в роде настоящих Индейских покрывал, — и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку, и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженною только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх 22:26,27, Иов 24:7). Это, вероятно, та самая одежда, или льняной покров, на который указывается в Евангелии Матфея (Мф 5:40), и который иначе в русской Библии называется верхнею одеждою, или милотью (4Цар 2:8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды, или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис 15:38) помещались по сторонам, или краям (Мф 23:5). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в Восточных странах. В 4Цар 1:8 и в Зах 13:4, быть может, разумеется, одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр 11:37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф 7:15) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны,» употребленное в Суд 14:12-13, или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно за теплою меховою одеждою и вероятно была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Притч 31:24, Ис 3:23, Мк 15:46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии Марка (Мк 14:51) вероятно составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью. Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками, или пряжкою на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт 24:65). Оно служило также знаком покорности, или почтения у женщин замужних (1Кор 9:3-10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у Евреев (Ис 3:15-23). «В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо.» Платки (Деян 19:12) были в общем употреблении у Евреев, и, по свидетельству путешественников, жители Восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем. Опоясание (Быт 3:7, Деян 19:12). Несомненно, что означенная часть одежды у Евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время. Сандалии, сапоги. см. Обувь. Кидар (Исх 39:28), или головные повязки (Исх 28:40), по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: Святыня Господня. Головные повязки, как можно видеть из Ис 3:22, составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у Евреев головные повязки, или какой был образец по которому они делались и способ как их носили. Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте кн. Исаии, означает тонкий золотой, или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные, или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко. Разноцветная одежда. Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материй разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды. Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотою одежды. Дети носят эту одежду большею частью до 8-ми летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из 2Цар 13:18, была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери — девицы. Прибавлениями к Еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т.п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носить кольцо в левой ноздре. Нитка, упоминаемая в Быт 14:23, по мнению некоторых, означает тот шнурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья носили лица как мужеского, так и женского пола на обеих руках (2Цар 1:10), а женщины иногда также и на ногах (Ис 3:19-20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис 3:16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке или на шнурке на шее. см. Зеркало.

Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины Христианки (1Тим 2:9-10, 1Пет 3:3-4). В Втор 8:4 мы читаем, что одежда Евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути, по мере их возрастания; по мнению же других. Евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования. Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав 7:6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев 10:6, Лев 21:10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф 16:65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис 36:22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. По сему-то пр. Иоиль и обращается к народу с следующими словами: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Ис 2:13).
Словарь Нюстрема :
Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских странах, особенно у арабов. Различие между женской и мужеской одеждой в древние времена было очень небольшое. В Сирии часто затрудняются на большом расстоянии отличить фигуру женщины — от мужчины. Все же должно было существовать различие между мужским и женским платьем, может быть, более тонкий материал или какие-нибудь украшения, потому что закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот (Втор 25:5). Шитье платья древних времен было делом женщин, и даже самые знатные из них не считали для себя это занятие неприличным (1Цар 2:19, Притч 31:22, Деян 9:39). Платья не разрешалось ткать из смеси льна и шерсти (Лев 19:19, Втор 22:11).

Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4Цар 1:8, Мф 3:4, Иер 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четырехугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис 15:38, Втор 22:12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исх 22:26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1Цар 19:24, Ис 20:2, Ин 21:7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у Мк 14:51 или «плохо одетый» (Иак 2:15 2Кор 11.27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Откр 3:17, Срав. Ос 2:3.

Между этими двумя одеждами иногда носили третью — длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1Цар 15:27, 1Цар 18:4, Иов 1:20).

Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2Тим 4:13).

Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4Цар 1:8, Зах 13:4, Срав. Евр 11:37), далее говорится о мантиях из узорчастых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иез 16:10 и дал.), привозных (Нав 7:21, Соф 1:8) или изготовляемых у себя дома (Притч 31:22). Большой гардероб считался богатством (Ис 3:6, Лк 15:22, Иак 5:2); платья часто дарили (Быт 45:22, 1Цар 18:4, 4Цар 5:5, Есф 4:4, Есф 6:8). Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4Цар 10:22, 2Пар 34:22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Срав. 6:19, Иак 5:2).

Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иез 5:3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (Мф 10:9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иез 9:2), на поясах же носили мечи (Суд 3:16, 2Цар 20:8).

Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх 28:42). Персы же ходили в штанах (Дан 3:21, Дан 3:27 евр. текст).

Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Срав. Ис 61:3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов 29:14), или простым платком, под которым прятали волосы. Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2Цар 1:10, 2Цар 12:30), царицами (Есф 2:17), первосвященниками (Исх 28:36, Исх 29:6, Исх 39:30), невестою и женихом (Песн 3:11, Иез 16:12), сановниками (Есф 8:15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есф 6:8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1Кор 9:25, 2Тим 4:8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деян 14:13). Венец пли венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач 5:16, 2Тим 4:8, 1Пет 5:4, Откр 2:10, Срав. Притч 12:4, Ис 62:3).

Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Ам 2:6, Ам 8:6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песн 7:2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы и вавилоняне (Иез 16:10). Роскошная обувь (Иез 16:10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (Мф 3:11, Мк 1:7, Ин 1:27, Деян 13:25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деян 12:8, срав. Исх 12:11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исх 3:5, Нав 5:15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2Цар 15:30, Ис 20:2, Иез 24:17, Иез 24:23).

Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (см. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Ис 3:16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.