Загрузка

осел

В Библии слово "осел" упоминается в 13 стихах.

Быт 16 : 12
он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
Быт 49 : 14
Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;
Исх 20 : 10
а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
Исх 21 : 33
Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел,
Исх 22 : 4
если [он пойман будет и] украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит [за них] вдвое.
Исх 23 : 12
Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
Втор 5 : 14
а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты;
3Цар 13 : 24
И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.
3Цар 13 : 28
Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.
Иов 6 : 5
Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?
Ис 1 : 3
Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
Ос 8 : 9
Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе.
Лк 14 : 5
При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
Слово Осел найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ОСЁЛ и осел м. осил, силок; накидная петля, аркан, от осилить, совладать, поймать. ОСЁЛ м. животное конского рода, Еquus asinus, ишак. | *Глупый, ленивый человек. Ослова прыть. Ослий, ослиный розум. Ослячьи уши. Осла знать по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам. Осел на осле, дурак на дураке. Осла с волком не четают. Здесь прежде жили царские послы, а ныне мы ослы (о посольском подворье в Москве). Родился, не крестился; умер, не спасся, а Христа носил (осел). Ослик м. умалит. | Насекомое мокрица, сороконожка. Ослица ж. ослятица церк. осля кобыла, самка осла. Ослицын жеребенок, осля ср. и осленок м. Осленочий ошейник. Ослятник, -ница, погоншик, либо пастух ослячий, ослопас м. Ослина, увелич. ослища, но более бранно, дурень, скотина. Ослиник, растен. Onagra oenothera. Ословенник, растенье OnasmaО. Осляк м. дикий осел, Еquus asinus ferus; см. также кулан и джигитай. | Осляк или мул, от конского жеребца и ослицы; лошак, полуконь, от ослячьего жеребца и конской кобылы. Ослятина ж. ослячье мясо, либо шкура.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Осел [еврейское хамор, ослица — атон; греческое онос]:

1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; Быт 22:3) и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их использовали как вьючных (Быт 42:26; 1Цар 25:18; ср. Быт 49:14) и упряжных животных (Втор 22:10; Ис 30:6), причем запрещалось запрягать О. вместе с волами. Как ездовых животных, О. использовали воины (1Цар 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в обществе (Суд 5:10; Суд 10:4; Суд 12:14; ср. Быт 49:11; Зах 9:9). Если царь призывал молодых воинов с их ослами (1Цар 8:16), это воспринималось как тяжелая повинность;

2) О. — нечистое животное, поэтому его мясо можно было употреблять в пищу только в случае крайней нужды. Так, во время голода при осаде Самарии (4Цар 6:25) ослиная голова продавалась за неслыханную сумму в 80 сиклей серебра (→ Деньги). В то время как первенцев других нечистых животных можно было выкупить за деньги или продать (Лев 27:27; Чис 18:15), первенца О. разрешалось заменить только агнцем (т.е. обменять на другую жизнь), в противном случае первенцу надлежало «сломать шею» (так в МТ — Исх 13:13; Исх 34:20; см. также Втор 21:4,6; Ис 66:3);

3) известно, что у аморреев существовал обычай, описанный в док-тах архива Мари, при заключении договора приносить в жертву О. (→ Ваал-Вериф);

4) Иисус вступил в Иерусалим, «сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:5). В этом исполнилось пророчество Захарии (Зах 9:9) и отразилось значение Иисуса как царя, возвещающего народам мир, — образ, совершенно не соответств. земным представлениям и ожиданиям Его учеников и народа (Лк 24:21; Деян 1:6);

5) наряду с домашними О. в Библии упоминаются и два вида диких О.: а) евр. слово пэрэ, переданное в Синодальном переводе как «дикий осел» (Иов 24:5; Пс 103:11; Ис 32:14; Иер 14:6), видимо, подразумевает онагра (Asinus onager), очень быстрого и пугливого дикого О., отдельные особи которого встречаются в пустыне Сахаре и в Аравии; б) евр. слово арод встречается лишь в Иов 39:5 (Синод. пер. — «онагр») и в Дан 5:21; вероятно, им назван сир. дикий О. (Asinus hemippus), обитающий в горах Армении, в Месопотамии, Сирии и на севере Палестины.

Словарь Геце :

Первое о нем упоминание. Быт 36:24.

Глуп и непослушен. Пс 31:9.

Им пользовались:

Почтенные люди для передвижений. 2Цар 13:29, 2Цар 18:9; 3Цар 1:33.

Для переноски тяжестей. 4Цар 5:17; 1Пар 12:40.

Для перевозки почты и гонцов. Есф 8:10, 14.

Подвержен эпидемическим болезням. Зах 14:15.

Пища его. 3Цар 4:28, 3Цар 18:5.

Евреям запрещено разводить. Лев 19:19.

Высоко ценился. 3Цар 18:5.

Евреи много их привели из Вавилона. Езд 2:66.

Пользовались ими при возсоздании города. Ис 66:20.

Из Фогормы в обмен на товары получали ослов. Иез 27:14.

Нередко отдаваемы были в уплату дани. 3Цар 10:25.

Словарь Вихлицкого :
Известное домашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30:43). Ослы употреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Втор 22:10; Ис 30:24). Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие от въездов полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирение и мир (Зах 9:9; Мф 21:5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиеся раньше в Аравии и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16:12).
Словарь Никифорова :
(Быт 22:3), ОСЛИЦА (Чис 22:21) — домашнее животное, весьма часто упоминаемое в Свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов 1:3). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт 36:24). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и пр., цвет шерсти пепельно-серый с бурою продольною полосою вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета, во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд 5:10). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф 21:2-7). Слова в кн. Бытия: «Он привязывает к виноградное лозе осленка своею, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей» (Быт 49:11) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом. Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока, во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство. Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис 30:24, Ис 32:20). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (Втор 22:10) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, от чего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение Иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько полезным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов 24:3) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророка против Израиля: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего» (Ис 1:3). Однажды в Самарии был такой голод, что платили большие деньги — 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова, и при этом не гнушались даже есть такое мясо, которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным, и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях. Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа, которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы, под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух. С выброшенным трупом осла сравнивается у пророка Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. «Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра! Не будут оплакивать его: увы, государь, и: увы, его величие.» Пророк говорит так об Иоакиме царе Иудейском. «Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер 22:19). Место в Чис 20:28 касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно, именно: не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное? Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на Арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при в езде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в час. Кроме домашних у Евреев были еще дикие ослы или онагры (Иов 39:5). Измаил, в предречении об его образе жизни, называется диким ослом (Быт 16:12). Дикие ослы обыкновенно бродили стадами по пустыням и степям (Ис 32:14, Ис 8:9), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.
Словарь Нюстрема :
евр. хамор. Осел с самой глубокой древности был ценным домашним животным. В Палестине он бодрее, красивее и более вынослив, нежели в Европе. Цвет его коричневато-красный, или блестящий серовато-белый. Хотя осел не так быстр на ходу как лошадь, все-таки он несет всадника на одинаково далекое расстояние и на крутых горных дорогах ступает более уверенно, чем лошадь. Осел часто упоминается, как часть имущества восточных людей (Быт 24:35, Быт 30:43, Быт 32:5); также и в словах закона в 10 заповедях (Исх 20:17). Особенно ценными, как верховые животные, были ослицы. Авраам получил от Фараона ослов и ослиц (Быт 12:16). Иoв имел 500 ослиц (Иов 1:3), а Давид имел особого начальника над ослицами (1Пар 27:30). Возвратившиеся с Зоровавелем евреи имели с собою 736 лошадей и 6720 ослиц (Езд 2:66, Езд 2:67). Как верховые животные ослы и ослицы в древние времена были в общем употреблении даже между знатными и воинами, до тех пор, пока лошадь не вошла в большее употребление (Чис 22:21, 4Цар 7:7, Ис 21:7). В позднейшие же времена езда на ослах являлась более покойной и символизировала мир и покой (Зах 9:9). Иисус совершил Свой вход в Иерусалим, сидя на молодом осле (Мк 11:2 и дал., Лк 19:30 и дал., Ин 12:14 и дал.), за которым следовала ослица. На ослах ездили также женщины (Нав 15:18, 1Пар 25:23); при этом погонщик бежал рядом или сзади, как это происходит и теперь (Суд 19:3, 4Цар 4:24). В дороге муж, имея только одного осла для жены и детей, сам шел рядом, как написано о Моисее (Исх 4:20). Кроме того, ослами пользовались, как вьючными животными и для перевозки тяжестей (Быт 42:26, Неем 13:15), для пахоты (Ис 30:24); причем было воспрещено запрягать в ярмо осла и вола вместе (Втор 22:10); для вращения мельничных жерновов, почему больший из жерновов в Мф 18:6 и Лк 17:2, по основному тексту, называется «ослиным жерновом». Может быть, под названием «Осел Крепкий» — символ Иссахара (Быт 49:14) имеется в виду рабочий осел.

Мясо считалось нечистым (Лев 11:26); вместо в жертву первородного осла должно было принести агнца (Исх 34:20). Во время сильного голода за голову осла все-таки платили довольно дорого (4Цар 6:25).

Дикий осел (Иов 39:5), или лесной осел более худощав и быстр, живет в пустынях (Ис 32:14, Иов 24:5, Дан 5:21); он злонравен и неукротим. Этот осел является символом Измаила (Быт 16:12), и вообше нечестивого народа (Иов 11:12, Иер 2:24, Ос 8:9). Изнеможение диких ослов — признак сильного зноя (Иер 14:6, срав. Пс 103:11).