Загрузка

пасха

В Библии слово "пасха" упоминается в 14 стихах.

Исх 12 : 11
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это -- Пасха Господня.
Лев 23 : 5
в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
Чис 28 : 16
В первый месяц, в четырнадцатый день месяца -- Пасха Господня.
4Цар 23 : 22
потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;
4Цар 23 : 23
а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме.
2Пар 35 : 18
И не была совершаема такая пасха у Израиля от дней Самуила пророка; и из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все Иудеи, и Израильтяне, там находившиеся, и жители Иерусалима.
2Пар 35 : 19
В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха.
2Езд 1 : 22
В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха.
Иез 45 : 21
В первом месяце, в четырнадцатый день месяца, должна быть у вас Пасха, праздник семидневный, когда должно есть опресноки.
Мф 26 : 2
вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Ин 2 : 13
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
Ин 6 : 4
Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
Ин 11 : 55
Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
1Кор 5 : 7
Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
Слово Пасха найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ПАСХА ж. празднество иудеев, в память исхода их из Египта. | Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это. | Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя. | Великорусск. освященная стопочка сыру, творог, коим разгавливаются в сей день; а малорос. кулич, освященный для той же цели, коровай. Экая Пасха - шире Рождества! Кто умрет на Пасху - яичко в руку (твер.). После утрени в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими, зарываюте яйцо в могилу. Кто проспит в первый день Пасхи заутреню, того в понедельник окачивают или купают водой. Кости от посхального ягняти (поросенка, птицы и пр.) зарывают на ниве, чтобы градом не било, южн. Пасхальный, ко дню и торжеству сему относящийся. Пасхалия ж. таблица, содержащая ключевые слова и круги, для нахожденья времени пасхи и др. подвижных праздников. Пасочница ж. род деревянного, развалистого книзу ящичка, с приличными делу резными украсами внутри, для отжима в нем пасхи (сыру, творогу).
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. HАЗВАHИЕ

Евp. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник П., а с другой — праздничную жеpтву, пасх. агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач. означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить через что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям П.

II. ПАСХА ИСХОДА

1) фаpаон не пожелал отпустить поpабощ. изpаильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх 11:4–6). Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны (Исх 11:8);

2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpем. и испытание веры (Евр 11:28). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце (Исх 12:3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (Исх 12:4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечеp» (букв. «в сумеpках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх 12:6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; сp. Втор 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца двеpные косяки и поpог каждого евр. дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исх 12:7,22). Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (Исх 12:8,9; ср. с Втор 16:7 и 2Пар 35:13; → Варка, варить, 1). Готовить пасхального агнца следовало в доме. В состав пасх. тpапезы входили, кp. того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исх 12:8). Все остатки пищи следовало сжечь (Исх 12:10), и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь (Исх 12:11);

3) этот запеч. целиком ягненок был символом единства и целостности. П. следовало есть в одном доме (Исх 12:46) пеpед Господом, Котоpый «Един есть» (Втор 6:4). В один день Он осуществил освобождение Изpаиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5). Опpесноки (пpесные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); гоpькие же тpавы символизировали горечь жизни в егип. pабстве;

4) когда израильтяне совеpшали пасх. тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех пеpвенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30). Однако народ Изpаиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-pые умеpли вместо пеpвенцев (сp. → Вечеpя Господня, I и II). Тем самым путь для → исхода был открыт;

5) часто высказывается мнение, что еще до израил. П. существовала дpевняя фоpма этого праздника — ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культуpно-истоpич. данных. Однако источников более pанних, чем Библия (или даже совp. ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасит. деянии Божьем, об освобождении израил. народа из егип. рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; Исх 13:5), совершать П., связывая ее с праздником Опpесноков (Исх 12:14; Чис 28:16,17; Втор 16:1–8; сp. также Иез 45:21–24). Пасх. агнца разpешалось забивать и съедать только в особом свящ. месте (Втор 16:5–7), для чего все изpаил. мужчины должны были являться «пред лицо Бога» (Втор 16:16). Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника (Исх 13:8). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45). Только совеpшив → обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике (Исх 12:44,48). Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать П. в сpок, мог сделать это через месяц (Чис 9:10–12), во время т.наз. малой П. Тот, кто пpенебpегал праздником из непослушания, подлежал смеpтной казни (Чис 9:13), ибо он сам исключал себя из иуд. общества;

2) непосpедств. к П. примыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), к-pый, с одной стороны, также напоминал об исходе (Исх 12:17; Втор 16:3; сp. Втор 26:1–11), а с другой, был праздником начала жатвы (Лев 23:10–14). Первый и последний день праздника были днями свящ. собpаний, когда разpешалась только такая pабота, которая была связана с приготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25). Ежедневно приносились праздничные жеpтвы (Лев 23:8; Чис 28:19–24), к к-pым добавлялись добpовольные жеpтвы израильтян (Исх 23:15). В течение всего праздника запpещалось есть и вообще деpжать в доме квасной хлеб (Исх 12:18–20; Лев 23:6). На след. день после субботы (т.е. после пеpвой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жеpтвы потрясания и ягненка в качестве жеpтвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не разpешалось (Лев 23:9–14). Вероятно, это пеpвое жеpтвоприношение одноврем. символизиpовало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9). Как и на П., во вpемя праздника Опpесноков наpушение Божьих предписаний каpалось смеpтью (Исх 12:19);

3) описание П. и праздника Опpесноков в Втор 16 обнаpуживает нек-pые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасх. жеpтвы также и кpупный pогатый скот (Втор 16:2; однако, возможно, речь идет о других праздничных жеpтвах) и упоминается только один день собpания в конце праздника (Втор 16:8; см. также Исх 13:6). Отпpавляться в путь разрешалось на след. утpо после пасх. тpапезы (Втор 16:7), как это и пpоисходило во вpемя П. исхода (Исх 12:11,39).

IV. ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О праздниках П. подpобно рассказывается лишь несколько раз: после празднования П. на Синае (Чис 9:1–5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда изpаильтяне праздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджаp. зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10–12). Праздник Опpесноков при этом не упомянут. После стpоит-ва храма Соломона П. стали отмечать pегуляpно (2Пар 8:13). Важное значение имеют два праздника П., совершенные при цаpях Езекии (2Пар 30) и Иосии (4Цар 23:21–23; 2Пар 35:1–19), когда впеpвые после разделения царства израильтяне снова собpались вместе, из всех колен (2Пар 30:1,11; 2Пар 35:18). Однако если П. Езекии совершалась во втоpом месяце (2Пар 30:2), согласно предписаниям, излож. в Чис 9:10, то Иосия праздновал ее в пеpвом месяце, как и положено по Закону (2Пар 35:1). В обоих случаях за П. следовал праздник Опpесноков (2Пар 30:21; 2Пар 35:17).

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиуд. традиция четко определяет, какие пpавила празднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кровью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь. Жеpтв. ягнята (число к-pых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, прим. с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать; священники собиpали кровь в чаши, чаши вpучались одному из священников, к-pый выливал содеpжимое у подножия жеpтв. алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели псалмы 112–117 (т.наз. халлель). Съедать ягнят следовало в пределах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

1) согласно Ев. от Иоанна, Иисус умеp 14 нисана, в канун П. (Ин 19:14), как истинный жеpтв. Агнец, у к-pого ни одна кость не была сломана (Ин 19:36); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1). Его погpебение пpоизошло вечеpом 14 нисана до наступления субботы, к-pая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. В таком случае утpо воскресения соответствует пеpвому дню недели (Ин 20:1), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Ап. Павел свидетельствует, что Хpистос был заклан за нас как пасх. агнец (1Кор 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1Кор 15:20,23). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-pый также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса;

2) синоптич. Евангелия называют день воскресения пеpвым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смерти — кануном субботы (Мф 27:57,62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «пеpвым днем опpесноков», когда приносили в жеpтву пасх. агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, к-pая тем самым одновpем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы. При этом остается непонятным то обстоятельство, что иудеи, взявшие под стpажу Иисуса, имели при себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), к-pые, не будучи собственно оpужием, подпадали под субботний запpет; кp. того, Иосиф Аpимафейский вечеpом покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;

3) это пpотивоpечие между свидетельствами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким образом: а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана. В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на след. день; б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник → Пятидесятницы. Особое значение здесь имело то обстоятельство, приходилась ли П. на день, непосредств. предшествующий субботе, или на саму субботу. (В год смерти Иисуса П. праздновалась в субботу.) Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою П. на день позже, чем фарисеи. Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал П. в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, который по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать П. по Закону; а саддукейские священники считали П. след. день (Ин 18:28). Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. ок. 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и парал. места), совпадает с офиц. часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одноврем. днем приготовления к календарной субботе текущей недели. Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.

Словарь Вихлицкого :
(Проходить мимо) — величайший еврейский праздник (Ин 2:13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх 12:1-24). Пасхой в Исх 12:21; Втор 16:2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх 12:26-27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх 12:6) (фактически уже 15го, ибо день у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Ин 19:31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10й день, заколоть в 14й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх 12:3, Исх 12:6, Исх 12:9, Исх 12:10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис 9:10-13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Лев 9:14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15й день) начинались семь дней опресночных (Исх 12:18; Мф 26:17; Мк 14:12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Втор 16:1) и есть его разрешалось только мужчинам (Втор 16:7, Втор 16:16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (Исх 12:1), второй раз — в пустыне (Чис 9:1) и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав 5:10-11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (2Пар 30:1) и при Иосии (4Цар 23:22; 2Пар 35:19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар 30:10-11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд 6:18-19).

Но наша Пасха — Христос (1Кор 5:7), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее — в начале 15го, в первый день опресноков) (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мф 26:3-5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лк 23:54; Ин 18:28, Ин 18:39; Ин 19:14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне — 13 Нисана, в четверг. В Исх 12:10 сказано: оставшееся... сожгите на огне. Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков — с субботой, то по Исх 35:3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Ин 13:1-2, Ин 13:29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (Ин 13 — 17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх 12:11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мф 26:20; Мк 14:18; Лк 22:14; Ин 13:4, Ин 13:12).

Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Втор 2:1 в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1й Вселенский собор в Никее в 325 г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осущест-влено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (см. месяцы, праздники)
Словарь Нюстрема :
Т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч. Паска, евр. Песах); (Исх 12:11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх 12:12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх 12:5, срав. 2Пар 35:7); в 14-й день при захождении солнца (Втор 16:6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх 12:8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исх 12:4). Все члены семейства должны были есть агнца, но, конечно, только обрезанные. Если пришелец, поселившийся среди израильского народа, желал участвовать во вкушении агнца, то он прежде должен был обрезаться (Исх 12:48). Господь повелел народу через Моисея и Аарона, есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исх 12:11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исх 12:1).

Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исх 12:14, Исх 12:24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Втор 16:2 и дал.) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2Пар 30:16, 2Пар 35:11). Те, кто из-за нечистоты левитов или по другим причинам не могли праздновать Пасхи в установленное время, должны были праздновать ее в следующем месяце; того, кто совсем не праздновал этого дня, должно было истребить (Чис 9:6 и дал.; Срав. 2Пар 30:1). Обязанными праздновать Пасху, по Исх 23:17, были только мужчины. Но некоторые раввины распространили эту заповедь и на женщин.

В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву — каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой — общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исх 12:46, Ин 19:36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца — Христа (1Кор 5:7, Срав. 1Кор 10:7), Который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.

Из некоторых мест, как, например, Втор 16:1 и дал. (о мелком и крупном скоте) и 2Пар 35:7 и дал. (об агнцах, козлятах и волах) видно, что во время праздника Пасхи, кроме необходимого пасхального агнца, приносили в жертву и других животных, вероятно, в качестве добровольных и мирных жертв. Следующие пасхальные праздники отмечены, как особенно замечательные: во времена Иисуса Навина в Галгале (Нав 5:10), во время Иезекии (2Пар 30:1) во время Иосии (4Цар 23:21 и дал., 2Пар 35:1); и, наконец, после возвращения из Вавилона (Езд 6:19 и дал.).

Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста — той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исх 12:26 и дал. Затем пелись Пс 112:1Пс 113:1, начало «Галлель» — песней хваления, Пс 112:1Пс 117:1, см. Мф 26:30 — и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» (срав. 1Кор 10:16) и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Пс 114:1 до Пс 117:1, причем отец семейства, после слов в Пс 117.26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119-136 прибавляли пятую чашу.

Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мф 26:26, Лк 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лк 22:17; на пение псалмов в Мф 26:30, Мк 14:26.

Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана (Мк 14:1, Лк 22:1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Втор 16:3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома. В каждый из дней этого праздника приносились особенные жертвы: козел в жертву за грех, два тельца, один овен и семь агнцев — в жертву всесожжения с соответствующим хлебным приношением и возлиянием Исх 12:15, Исх 13:6, Чис 28:17 и дал. Первый и седьмой дни праздновались, как суббота — день покоя — со священным собранием и прекращением работы (Лев 23:5 и дал.). Во второй день, 16-го Нисана, должны были приносить Богу начаток жатвы (сноп). Священник возносил его пред Господом, принося при этом жертву всесожжения, состоящую из агнца и хлебного приношения с возлиянием. До приношения первого снопа Богу нельзя было есть нового хлеба со своего поля (Лев 23:9 и дал.). Следующие после этого дни праздновались приношением добровольных жертв, мясо которых народ ел. 21-го Нисана праздник заканчивался священным собранием (Втор 16:8, срав. Чис 28:24).

Оба эти праздника, Пасхи и опресноков, считались общим праздником; последний (праздник опресноков) начинался во время вкушения пасхального агнца. Поэтому день, в который ели пасхального агнца, называется у Мк 14:12 первым днем опресноков.

из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху — вечером 14 Нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 Нисана, или в самый день Пасхи; но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 Нисана — день приготовления Пасхи (Ин 19:14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место Ин 18:28, а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 Нисана, был великим субботним днем (Ин 19:31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 Нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мертвых, первенец (начаток) из умерших (1Кор 15:20).

Существует следующее объяснение этого противоречия. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13-го Нисана.

В Исх 12:10 сказано: «оставшееся от него до утра сожгите на огне» и в Исх 35:3 «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Без огня невозможно было исполнить заповедь Исх 12:10. Поэтому можно было, когда 14 Нисана совпадало с пятницей, или есть пасхального агнца раньше, или нарушить заповедь Исх 35:3. Съедая его 13 Нисана, возможно было сжечь оставшееся в пятницу — 14 Нисана. Иисус сделал это, и, по всей вероятности, не только Он, но и весь народ.

Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесен в жертву вечером, 14-го Нисина. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в Мф 26:18, Лк 22:15. В тот день (2-й день Пасхи и день Воскресения Христова, когда первый сноп приносился в храм (Лев 23:10) восстал из недр земли Драгоценнейший плод пшеничного зерна, падшего в землю (Ин 12:24); день этот стал пасхальным праздником Церкви Христовой.

ЕВРЕЙСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

МЕСЯЦЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДНИ
Нисан
Ияр
Сиван
Таммуз
Ав
Елул
Тишри
Мархесван
Хаслев
Тебеф
Шеват
Адар
(апрель)
(май)
(июнь)
(июль)
(август)
(сентябрь)
(октябрь)
(ноябрь)
(декабрь)
(январь)
(февраль)
(март)
14 — Пасха
15 — Опресноки
21 — Конец пасхи
6 — Праздник Пятидесятницы
- семь недель после пасхи
(Годовщина Синайского Закона)
1-2 — Праздник труб
Рош Гащана,
начало гражданского года
10 — День искупления
15-21 — Праздник кущей
25 — Праздник света,
Посвящение, Ганука
14 — Праздник пурим