Загрузка

пастух

В Библии слово "пастух" упоминается в 6 стихах.

Быт 46 : 34
то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Прем 17 : 16
Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе,
Иер 43 : 12
И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжет оные, а их пленит, и оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно,
Иез 34 : 12
Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный.
Ам 3 : 12
Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе.
Ам 7 : 14
И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
Слово Пастух найдено в следующих словарях:
Словарь Нюстрема :
евр. роэ. Предки евреев, во время патриархов были скотоводами и кочевали со своими стадами; потому часто Библия дает нам много картин из пастушеской жизни. Наблюдение за стадами поручалось не только слугам, но и сыновьям и дочерям знатных лиц (Быт 30:29, Быт 29:6, Исх 2:19). Рабство в Египте много содействовало приобретению привычки к оседлой жизни и мы часто видим, что те колена, которые еще имели склонность к кочевой пастушеской жизни, избрали себе подходящее для этого место на восточной стороне Иордана (Чис 32:1 и дал.). Но и помимо них, некоторые сохранили любовь к пастушеской жизни (1Пар 4:39 и дал., Иер 35:6 и дал.). Занятие пастухов, по библейскому описанию, было нелегко и даже опасно. Пастух должен был переносить и холод, и жару (Быт 31:40); заработок его был незначителен: может быть, он мог пользоваться некоторой частью продуктов, например, молоком (1Кор 9:7); так что он должен был довольствоваться простой пищей, например, ягодами сикоморы, рожками и, может быть, акридами и диким медом (Срав. Ам 7:14, Лк 15:16). Он постоянно подвергался опасности от диких зверей, например, льва и медведя (1Цар 17:34, Ис 31:4, Ам 3:12) и не был также в безопасности от нападения разбойников (Быт 31:39). Одежда и снаряжение пастуха состояли из плаща, вероятно, из овечьей шкуры (Иер 43:12), мешка с пищей, пращи с камнями (1Цар 17:40) и, наконец, посоха, который служил и оружием, и орудием для управления стадом (1Цар 17:40, Пс 22:4, Зах 11:7). Когда пастух пас стадо вдали от селения, то строил себе шалаш (Ис 38:12, срав. Песн 1:7). Иногда строили сторожевые башни для наблюдения за врагами и для защиты стад (2Пар 26:10, Срав. 27:4). Ежедневное занятие пастуха состояло в следующем: утром он выводил свое стадо из загона (Ин 10:4), идя перед своими овцами и клича их; придя на пастбище, он стерег стадо с помощью своих собак (Иов 30:1). Если какая-нибудь овца убегала, он искал ее до тех пор, пока не находил (Иез 34:12, Лк 15:4). Он должен был поить их из корыта (у колодца или прямо из ручья) (Быт 29:8, Быт 30:38, Исх 2:16, Пс 22:2). Вечером он вел их обратно в загон и пересчитывал (для того, чтобы удостовериться, что ни одна из них не пропала) при помощи своего посоха, под который овца пролезала (Лев 27:32, Иез 20:37), под рукою считающего (Иер 33:13). Тяжелая ответственность лежала и на том пастухе или стороже, который стерег ночью находящихся в загоне овец (Ин 10:3). Служба пастуха требовала много бодрствования (Лк 2:8) и заботы о молодых и слабых (Ис 40:11, Быт 33:13). У крупных владельцев, кроме пастухов, были еще надзиратели над пастухами; отсюда слово пастыреначальник (1Пет 5:4, 1Цар 28:7, Срав. Быт 47:6).

В качестве иллюстрации к Ин 10:1-16 приводим рассказ миссионера Хартлея, который путешествовал по Греции и восточным странам: «Вчера вечером», говорит он, «остановил внимание на тексте Ин 10:3, я обратился к своему слуге с вопросом, существует ли в Греции обычай давать прозвища овцам. Он ответил мне, что овцам дают имена и что они прислушиваются к пастуху, когда он называет их по имени. Сегодня утром я удостоверился в этом, когда шел мимо стада овец, и предложил пастуху тот же вопрос, что и своему слуге. Пастух дал мне такой же ответ. Тогда я попросил его позвать одну из своих овец; он исполнил это, и тотчас же одна из овец отделилась от стада и побежала к пастуху с такой радостью и готовностью, какой я никогда не наблюдал у других животных; я также удостоверился в том, что на чужой голос овцы не идут, а бегут от него. Пастух прибавил, что многие из его овец еще дики и не знают своего имени, но что через некоторое время они привыкнут и будут отзываться на свои имена».

Из жизни пастуха и его обязанностей в Библии взято много примеров; все они знакомы и всякому понятны. Цари и правители часто называются пастырями, подобно тому, как еще у Гомера цари назывались «пастырями народа». (Срав. 2Цар 5:2, Притч 12:10, Пс 77.71 и дал., Иер 2:8). В Ис 44:28 Бог называет Кира «Мой пастырь». Уже в Быт 49:24, в пророчестве Иакова Бог назван «Пастырем и твердыней (скалой) Израиля». Это название в дальнейшем встречается очень часто (Пс 22, Пс 79:2, Ис 40:11, Иер 31:10). В Иез 34 Иегова, в противоположность ложным пастырям Израилевым, изображает Себя, как верного Пастыря, и обещает поставить над ними одного Пастыря — раба Своего Давида (стих 23), — Того, Который, пришед, сказал: «Я Пастырь добрый» (Ин 10:11), «Великий Пастырь овец» (Евр 13:20), Который отдал Свою жизнь за овец (Ин 10:15, Мф 9:36) и Которого Петр называет «Пастырем душ (1Пет 2:25) и Пастыреначальником (1Пет 5:4), так как Он является Наставником для всех пастырей, т.е. учителей и блюстителей, которым Он поручил пасти Свое стадо, как Он положил это на сердце Петру после Своего воскресения (Ин 21:15 и дал., Еф 4:11). Подобно тому, как Иегова обещал в Иер 31:10 собрать рассеянного Израиля, как пастух собирает свое стадо, так и Иисус обещал собрать Своих рассеянных овец: «И будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).