Пергам, город в Мисии, находящийся прим. в 135 км сев. Эфеса (в настоящее время Бергама) (Откр 1:11; Откр 2:12). Согласно Плинию, греч. царь Эвмен II (197–159 гг. до Р.Х.) способствовал развитию в П. производства → пергамента. Он же воздвиг на акрополе знаменитый жертвенник Зевсу. кроме того, в городе был храм бога-целителя Асклепия Сотера (Эскулапа). В 133 г. до Р.Х. Пергамское царство было присоединено к Рим империи. Позднее П. стал центром культа императора, здесь были сооружены храмы богини Ромы и имп. Августа. Какой из них назван «престолом сатаны» (Откр 2:13), не установлено.
Слово Пергам найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
(Укрепленный город, цитадель) (Откр 1:11; Откр 2:12) — старинный город в западной части Малой Азии, расположенный на судоходной реке Кайкос недалеко от ее впадения в Эгейское море, столица древнего Пергамского царства, позже — столица римской провинции Асия. Здесь находилась одна из знаменитых библиотек древнего мира и здесь же был изобретен пергамент (тонкая кожа ягнят, употреблявшаяся для письма). В этом городе находился храм известного бога-целителя Эскулапа, на который, видимо, имеется намек в Откр 2:13. В настоящее время этот город называется Бергама. От старого города сохранилось много развалин.
Словарь Никифорова :
(Откр 1:11) город, упоминаемый в Откровении ап. Иоанна Богослова (в настоящее время Бергама) был некогда столицею Мизии в Малой Азии. Здесь была одна из семи Асийских Церквей, к которым св. Иоанн обращается в своем Откровении (Откр 2:12). Апостол говорит, что в Пергаме находится престол сатаны, и сими словами указывает быть может на находящийся там знаменитый языческий храм Эскулапа. Из епископов Пергама в Постановлениях апостольских первым упоминается Гаий, рукоположенный Иоанном. В Пергаме при гонении Домициана пострадал верный свидетель Христов Антипа, по преданию, брошенный в раскаленного медного быка. Члены Пергамской Церкви, как видно, придерживались учения Валаама и Николаитов. В настоящем городе. В Пергаме уцелело еще несколько архитектурных остатков Римского и Христианского периодов. Город считался некогда столицею Мизии и впоследствии времени главным городом одной Римской провинции. Он стоял на р. Калке, в 120 стадиях от моря. Один из Пергамских царей был известен своею громадною библиотекою, состоявшею из 200,000 томов, и своими общественными работами. Библиотека впоследствии времени была перевезена в Египет. По преданию, Пергамский царь Евмен первый изобрел пергамент, названный так по имени города. Настоящее народонаселение Пергама простирается не свыше 14,000 человек, в числе которых находится немного Христиан. Городские жители показывают ту самую церковь, в которую собирались Пергамские Христиане для выслушания пророчества Иоанна Богослова о судьбах Пергамской Церкви, равно как и гробницу священномученика Антипы (Откр 2:13) верного свидетеля Господа, по слову таинственно-пророческой книги.
Словарь Нюстрема :
Старинный город в Мисии, расположенный на судоходной реке Кайкас, недалеко от ее впадения в Эгейское море. Город был известен преимущественно, как столица Пергамского царства (283-133 гг. до Р. Хр.); во время же римского владычества, — как столица провинции Асии и место римского суда. Здесь находилась одна из самых знаменитых библиотек древнего мира и храм известного бога — целителя Эскулапа, олицетворением которого была живая змея. Теперь этот город называется Бергама. От старого города сохранилось много развалин.
Очень рано здесь образовалась христианская церковь, к которой апостол Иоанн обращается с одним из 7 посланий (Откр 1:11, Откр 2:12 и дал.), в котором Спаситель восхваляет церковь за ее верность в городе, где находится престол сатаны, (может быть, намек на служение Эскулапу), но предостерегает ее от ереси николаитов, которые хотели совместить свет с тьмою. Побеждающему Он обещает дать сокровенную манну и белый камень, на котором написано новое имя.
Очень рано здесь образовалась христианская церковь, к которой апостол Иоанн обращается с одним из 7 посланий (Откр 1:11, Откр 2:12 и дал.), в котором Спаситель восхваляет церковь за ее верность в городе, где находится престол сатаны, (может быть, намек на служение Эскулапу), но предостерегает ее от ереси николаитов, которые хотели совместить свет с тьмою. Побеждающему Он обещает дать сокровенную манну и белый камень, на котором написано новое имя.