Загрузка

первосвященник

В Библии слово "первосвященник" упоминается в 39 стихах.

Нав 24 : 33
[После сего] умер и Елеазар, сын Аарона [первосвященник], и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой.
4Цар 12 : 10
И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем;
4Цар 22 : 8
И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее.
2Пар 19 : 11
И вот Амария первосвященник, над вами во всяком деле Господнем, а Зевадия, сын Исмаилов, князь дома Иудина, во всяком деле царя, и надзиратели левиты пред вами. Будьте тверды и действуйте, и будет Господь с добрым.
2Пар 26 : 20
И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
2Пар 31 : 10
И отвечал ему Азария первосвященник из дома Садокова и сказал: с того времени, как начали носить приношения в дом Господень, мы ели досыта, и многое осталось, потому что Господь благословил народ Свой. Из оставшегося составилось такое множество.
2Езд 5 : 40
И сказал им Неемия и Атфария, чтобы они не участвовали в святынях, доколе не восстанет первосвященник, облеченный в урим и туммим.
2Езд 9 : 40
И вынес первосвященник Ездра закон ко всему народу - от мужчины до женщины, и ко всем священникам, чтобы слушали закон, в новолуние седьмого месяца,
1Макк 12 : 6
"Первосвященник Ионафан и народные старейшины и священники и остальной народ Иудейский братьям Спартанцам - радоваться.
2Макк 3 : 10
Хотя первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот
2Макк 3 : 21
Трогательно было, как народ толпами бросался ниц, а сильно смущенный первосвященник стоял в ожидании.
2Макк 3 : 32
Первосвященник, опасаясь, чтобы царь не подумал, что сделано Иудеями какое- нибудь злоумышление против Илиодора, принес жертву о его спасении.
2Макк 3 : 33
Когда же первосвященник приносил умилостивительную жертву, те же юноши опять явились Илиодору, украшенные теми же одеждами, и, представ, сказали ему: воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь;
3Макк 2 : 1
А первосвященник Симон, преклонив колени пред святилищем и благоговейно распростерши руки, творил молитву:
Мф 26 : 62
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
Мф 26 : 63
Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
Мф 26 : 65
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
Мк 14 : 60
Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
Мк 14 : 61
Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
Мк 14 : 63
Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
Слово Первосвященник найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Должность П. давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым П. израил. народа был → Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Финеес (Чис 20:26; Втор 10:6; Суд 20:28). До → Илии или начиная с него этот пост по неустанов. причине перешел к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар 1:9; 1Пар 24:1–6). Во времена Давида его совместно занимали → Авиафар и → Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключит. привилегией потомков Елеазара (3Цар 2:26,35).

II. П. назван в Библии «священником» (Исх 29:30), «помазанным священником» (Лев 4:3,5,16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев 21:10). Описание свящ. одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх 28:2–39. Одежды состояли из → наперсника, → ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Ее подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят.

Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (Исх 28:32). В Исх 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать П. о заповедях (см. Чис 15:38–41), которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх 28 (ср. Исх 28:43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как ее носителю, так и Господу на славу, величие и святость П. На кидаре П. носил укреп. на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на которой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех послед. П. (Исх 28:36–38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего П. был отмечен ею как освященная собственность Господа. Кидар П., вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления П. должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев 16:4).

III. Должность П. была весьма почетной и передавалась по наследству. К П. предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев 21:10–15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев 10:6). В это время П. не должен был покидать святилище (Лев 10:7). П. не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

IV. Обязанностью П. было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев 4:3–12), так и за грехи всего народа (Лев 4:13–21); ему полагалось совершать предпис. жертвоприношения в День искупления (Лев 16). кроме того, в особо ответственных случаях П. должен был испрашивать волю Господа при помощи → урима и туммима (Лев 8:8). П. мог исполнять любые священнич. обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников. Во время вавил. плена (587–538 гг. до Р.Х.) обязанности П. не исполнялись.

В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. П. стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было. Впоследствии хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и П. в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса П. председательствовал в синедрионе и в политич. плане являлся верховным вождем народа, правда, подконтрольным оккупац. рим. властям. Относит. упомянутых в Библии П. см. таблицу в Приложении. → Синедрион (II).

V. Согласно Евр 5:5, Христос считается истинным П. Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных П., каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя наши грехи и примирил нас с Богом (Евр 9:25–28; ср. Ис 53:11; Ин 1:29; 1Пет 2:24), войдя в небесное святилище (Евр 9:24). → Жертва → Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

Словарь Геце :

Первосвященник Богом призван. Исх 28:1−2. Евр 5:4.

Первосвященник посвящен на служение Богу. Исх 40:13. Лев 8:12.

Первосвященник назывался иногда священником. Исх 29:30. Неем 7:65.

Божий первосвященник. Деян 23:4.

Начальник народа. Исх 22:28. Деян 23:5.

Должность его наследственна. Исх 29:29.

Второе лицо после царя. Плач 2:6.

Часто управлял государственными делами. 1Цар 4:18.

Служение первосвященника состояло в:

Приношении жертв. Евр 5:1.

Возжении святых светильников. Исх 30:8. Чис 8:3.

Входил однажды в год в святое святых. Лев 16:1. Евр 9:7.

Поминал пред Господом имена колен Израиля. Исх 28:12, 29.

Вопрошал Бога об уриме и тумиме. 1Цар 23:9−12, 1Цар 30:7−8.

Посвящал левитов. Чис 8:11−21.

Назначал священников. 1Цар 2:36.

Распоряжался суммами, собранными в сокровищницах. 4Цар 12:10, 4Цар 22:4.

Председательствовал в синедрионе. Мф 26:3, 57-62; Деян 5:21−28, Деян 23:1−5.

Заведывал народной переписью. Чис 1:3.

Благословлял народ. Лев 9:22−23.

Иногда мог предсказывать события. Ин 11:49−52.

Имел заместителя. 2Цар 15:24; Лк 3:2.

Заместитель назывался вторым священником. 4Цар 25:18.

Первосвященник имел ближайшее наблюдение над скинией. Чис 4:16.

Ему подчинялись левиты. Чис 3:32.

Полагалось первосвященнику иметь женой девицу из рода Аарона. Лев 21:13−14.

Запрещалось оплакивать чью либо смерть. Лев 21:10−12.

Должен быть отзывчив и добр. Евр 5:2.

Приносил жертву за себя самого. Евр 5:1−3.

Его одеяние:

Ефод с узорчатым поясом. Исх 28:6−7.

Пояс. Исх 28:4, 39.

Вышитый плащ (хитон). Исх 28:4, 39.

Верхняя риза. Исх 28:31−35.

Наперсник. Исх 28:15−29.

Кидар из виссона. Исх 28:4, 39.

Дощечка из золота. Исх 28:36−38.

Одежды первосвященника сделаны мудрыми сердцем. Исх 28:3, Исх 36:1, Исх 39:1.

Одежды первосвященника служили его славе и благолепию. Исх 28:2.

Надевал их первосвященник при посвящении. Лев 8:7, 9.

Семь дней облачался в них первосвященник. Исх 29:30.

Одежды переходили к его преемнику. Исх 29:29.

Одевал простые одежды, входя во святилище с жертвою. Лев 16:4.

Священство вечное обещано потомству Финееса. Чис 25:12−13.

Потомство Илия отставлено от служения. 1Цар 2:27−36.

Иногда первосвященник смещался царем. 3Цар 2:27.

Римляне установили ежегодную смену первосвященника. Ин 11:49−51. Деян 4:6.

Прообраз Христа:

В его призвании Богом. Евр 5:4−5.

В его титуле. Евр 3:1.

В его назначении. Ис 61:1. Ин 1:32−34.

Он умилостивлял Бога. Лев 16:33. Евр 2:17.

Пышные одежды его. Исх 28:2. Ин 1:14.

Подвержен искушению. Евр 2:18.

Сострадание к слабым и простым. Евр 4:15, Евр 5:1−2.

Брак с девственницей. Лев 21:13−14; 2Кор 11:2.

Святость его служения. Лев 21:15. Евр 7:26.

Сам совершал служение в день примирения. Лев 16:1. Евр 1:3.

Носил имена Израиля в своем сердце. Исх 28:29. Песн 8:6.

Один имел вход во святилище. Евр 4:14, Евр 9:7, Евр 12:24.

Предстательствовал пред Богом. Чис 16:43−48. Евр 7:25.

Благословлял. Лев 9:22−23. Деян 3:26.

Его неравенство Христу:

В необходимости жертвы примиререния за свои грехи. Евр 5:2−3, Евр 7:26−28, Евр 9:7.

Происхождение от Аарона. Евр 6:20, Евр 7:11−17, Евр 8:4−5.

Священник без клятвы. Евр 7:20−22.

Священство непреходящее. Евр 7:23−24.

Часто повторяет принесение жертвы. Евр 9:25−26, Евр 9:28, Евр 10:11−14.

Входит во святилище каждый год. Евр 9:7, Евр 9:12, Евр 9:25.

Словарь Вихлицкого :
Старший в священническом роде (из потомков Аарона), которому одному (помимо других священнических обязанностей) дозволялось входить во Святое-святых в день очищения. Он имел также и отличную от других священников одежду: верхнюю мантию голубого цвета (Исх 28:31-35), ефод, наперсник и кидар. К первосвященнику предъявлялись более высокие требования в отношении его чистоты и поведения, чем к другим священникам (Лев 21:10-15). По смерти Аарона первосвященство перешло к его потомкам по линии Елеазара (Чис 20:28; Втор 10:6), но от Илия до Авиафара оно оказалось в линии Ифамара — другого сына Аарона, а затем вновь перешло к потомкам Елеазара (3Цар 2:27). Первосвященники, наследуя своему отцу, занимали эту должность до своей смерти. Но во времена Христа они назначались царем (как и сами цари поставлялись римлянами), поэтому в Новом Завете встречаются упоминания одновременно о нескольких первосвященниках (Мк 14:53-55; Анна и Каиафа). Но первосвященство было упразднено как и сам Ветхий Завет Тем, Кто, принеся Собой однажды достаточную жертву, навсегда стал Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 6:20) и постоянно ходатайствует за избранных Божиих (Рим 8:34; Евр 7:25). На схеме в Приложении 8 показаны имена всех известных из Писания первосвященников от царствования Давида до Неемии. (см. также священник, Елеазар, а, Ифамар, Садок, а)
Словарь Никифорова :
(2Пар 19:11) — глава и начальник священников в Иудейской церкви, старший великий и первый священник, каков был Аарон и его преемники из старейших семейств его потомства. Посвящение в сан первосвященника совершалось по особому обряду и отличалось обильным излиянием мира на главу посвящаемого. Одежда первосвященника была более величественная и ценная, чем одежды простых священников. Описание сего обряда и первосвященнических одежд содержится в 28 и 29 гл. книга Исход и в Лев 8. Одежда первосвященника в день умилостивления была проще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясом вокруг, посему-то она и называлась Евреями белою одеждою, тогда как первая называлась золотою. Первосвященники обыкновенно назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно многими первосвященниками, людьми дурной нравственности и порочными, каков был например первосвященник Каиафа. Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященников состояла в том, чтобы входить во Святая Святых и приносить в оном жертвы за грехи народа в день умилостивления. В Левит 16 мы находим описание этого торжественнейшего священнослужения. По истине, звание первосвященника было самым высоким званием на земле и ничто не могло сравниться с ним по важности и значению. Первосвященник был главою всех прочих священников и один только мог входить во Святая Святых. Он стоял пред Лицом Божиим ближе всех к Нему и молился за всех Израильтян. Он был так сказать посредником между землею и небом и прообразом Господа Иисуса Христа, Первосвященника великого, прошедшего небеса... куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником почину Мельхиседека (Евр 5:5, Евр 4:14, Евр 6:20).
Словарь Нюстрема :
Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в Лев 21:10, евр. «коген-гадол», т.е. великий священник или первосвященник (Чис 35:25 и дал.). Как представитель еврейского священства и как единственное лицо, имеющее право совершать известные священнодействия, кроме тех, которые вообще лежали на обязанности священников, первосвященник должен был отличаться особенною одеждою и являть пример чистой жизни. Кроме тех одежд, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию, — нижней рубашки, штанов, пояса и тюрбана или кидара, — первосвященник носил особое служебное одеяние, состоявшее из четырех одежд, а именно:

1) верхняя риза голубого цвета, вся тканная с отверстием для головы, без рукавов, обшитая кругом по нижней кайме золотыми колокольчиками и гранатовыми яблоками из голубой, яхонтовой, пурпуровой и червленой шерсти так, что колокольчики и яблоки чередовались (Исх 28:31, Исх 39:22 и дал.); риза была длиною, приблизительно, до колен; поверх этой ризы одевался

2) ефод, состоявший из двух частей — передней и задней, — соединенных на плечах двумя дощечками из камня оникса, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых, по 6 на каждой. Этот ефод, который был также соткан из нитей священных цветов с вотканными золотыми нитками, стягивался вокруг стана поясом (Исх 28:6, Исх 39:2 и дал.); поверх ефода, на груди, был прикреплен

3) наперсник, из той же искусной ткани, сложенной вдвое в виде кармана, украшенный 12 оправленными в золото драгоценными камнями с выгравированными 12 именами колен Израилевых, по одному на каждом камне, с уримом и туммимом, вложенными в наперсник (Исх 28:15, Исх 39:8 и дал,). см. «Наперсник». Срав. также «Урим и Туммим» и «Драгоценные камни».

4) Тюрбан или кидар напоминал тюрбаны остальных священников, отличались лишь, по сведению Иосифа Флавия, голубым украшением наверху; он был снабжен диадемой, т.е. дощечкой из золота, которая прикреплялась к тюрбану голубым шнурком. На этой дощечке были выгравированы слова: «Святыня Господня» (Исх 28:36, Исх 39:30 и дал.). Все это одеяние, называемое раввинами золотым одеянием, потому что в каждой из его 4 частей было золото, имело в каждой части в отдельности символическое значение. Риза, сотканная из цельной ткани, символизировала законченность, которая свойственна истинному богослужению. Гранатовые яблоки и колокольчики должны были свидетельствовать о том, что откровение Господне укрепляет души, и о том, что слуга Господа обязан свидетельствовать о Нем во всеуслышание. Имена 12 колен Израилевых были выгравированы на драгоценных камнях не только на плечевых украшениях первосвященника, но также и на наперснике, который он носил на груди. Все это указывало на могущество, которое несет тяготы служения на своих плечах (срав. Ис 9:6 «Владычество на раменах Его», Ис 22:22), а также на любовь, которая носит нужды страждущих на сердце своем. Наконец, золотая дощечка, или диадема (Исх 29:6, Исх 39:30, Лев 8:9) своей полной значения надписью «Святыня Господня» свидетельствует о том, что святое звание первосвященника имело силу примирить и изгладить все недостатки приношений, посвящаемых израильтянами (Исх 28:38).

Посвящение первосвященника на служение совершалось посредством тех же обрядов, как и священника вообще: омовением, облачением, помазанием, приношением жертвы за грех, жертвы всесожжения, жертвы посвящения, окроплением кровью и другими обрядами, которые повторялись в течение 7 дней (Исх 29:1, Исх 40:12 и дал., Лев 8:1). Особенным отличием при посвящении первосвященника было то, что св. елей помазания выливался на его голову (Исх 29:1, Лев 8:12, Лев 21:10, Лев 21:12, срав. Пс 132:2); при посвящении же остальных священников елеем помазывался только лоб (по сведениям раввинов). Вследствие этого обильного возлияния елея, символа высшей меры Духа, первосвященник преимущественно и назывался помазанным священником, по-евр. мессией, по-греч. Христом (Лев 4:3, Лев 4:5, Лев 4:16).

Во всех этих, так подробно установленных законом, определениях, проглядывает пророческое указание на Того, Который сделался в свое время Первосвященником вовек, помазанным елеем радости более своих соучастников (Евр 1:9).

Кроме совершения вообще тех же жертвоприношений, что и прочими священниками, были две особенные служебные обязанности, которые принадлежали исключительно первосвященнику: во-первых — в великий день очищения он должен был совершать известные жертвоприношения и входить в Святое Святых для кропления кровью жертвы за грех на крышку ковчега, и сжечь курение (Лев 16:1), причем он должен был быть одетым в особенную белую одежду, названную «священною одеждою» (Лев 16:3, Лев 16:4); во-вторых, в более важных делах испрашивать волю Божию посредством урима и туммима (Чис 27:21, Чис 30:7 и дал.). Кроме того, он должен был начальствовать во время разбора судебных дел, которые решались священниками (Втор 17:8, Втор 19:17, Втор 21:5, Втор 33:8, Втор 33:10, Иез 44:24, Иак 2:7), почему он в позднейшие времена и был председателем синедриона.

В соответствии с такими высокими обязанностями первосвященник должен был соблюдать себя больше, чем другие священники, в отношении личной чистоты и святости. Ему нельзя было прикасаться к телу умершего, обнажать голову и раздирать одежду в знак горя по умершим; он также не мог брать в жены вдову, разведенную или блудницу, но только девицу из своего народа (Лев 21:10 и дал.).

Первосвященник пользовался величайшим уважением среди народа, по крайней мере, в древние времена. Случалось даже, что первосвящелники женились на царских дочерях (2Пар 22:11); см. «Иосавеф». Изредка первосвященники вынуждались обстоятельствами, хотя это первоначально не входило в их обязанности, брать на себя руководство государственными делами, например, Иодай, Хелкия и Иисус, и даже управлять страной, как, например, Илий. Во время Маккавеев первоначальнический сан и княжеское достоинство соединились в одно.

Обязанность, которая, по всей вероятности, не принадлежала одному только первосвященнику, но священникам вообще, была — благословлять народ Божий. см. «Благословение».

Кроме первосвященника, после времени Иосии упоминается священник второй чреды (4Цар 25:18, Иер 52:24, срав. 4Цар 23:4), как стоящий по чину непосредственно за первосвященником, может быть, то же положение, что и надзиратель в доме Господнем (Иер 20:1, Иер 29:25 и дал.); или «начальник при доме Божием», «начальствующий в доме Божием» (2Пар 31:13, Неем 11:11). В Талмуде он называется «саган» или начальник (священник) и является помощником при служении первосвященника. По всей вероятности, это то лицо, которое, по сведению Талмуда, должно было быть готово исполнить обязанности первосвященника в великий день очищения, если тот не будет в состоянии исполнить это сам.

По смерти Аарона должность первосвященника перешла к его потомкам по линии Елеазара (Чис 3:32, Чис 20:28, Втор 10:6, срав. Суд 20:28). Со времени Илия до Соломона первосвященники были из рода Ифамара, второго сына Аарона, после чего служение вновь перешло к роду Елеазара (срав. 1Цар 2:35, 3Цар 2:35). Во время Маккавеев после Ионафана первосвященники были поставляемы из священнического рода Иоарива (1Мак 2:1, 1Мак 14:35, Мк 14:41), доколе Ирод Великий не предоставил права на это звание вообще священникам. Обыкновенный порядок был таков, что должность первосвященника переходила по наследству, от отца к сыну, и каждый служил до своей смерти. Пример увольнения с этой должности встречается только один раз до плена (3Цар 2:35); но после Сирийского периода это бывало чаще. Последним из упоминаемых в Ветхом Завете первосвященников является Иаддуй, во время Александра Великого (Неем 12:11). Законным возрастом для вступления на эту должность, по преданию было 20 лет (срав. 2Пар 31:17). Однажды эту должность занял 17-летний юноша. Все число первосвященников, от первого — Аарона, — до назначенного во время начала последней иудейской войны Фамниаса (около 68 г. по Р. Хр,), составляло, по Иосифу Флавию, 83 человека. В последнее время, когда быстро менявшиеся властители страны, по политическим причинам, увольняли и назначали первосвященников по своему произволу, случалось, что называли одновременно нескольких первосвященников и были в недоумении, кто из них подлинный. Так объясняется некоторыми то, что в Новом Завете мы иногда читаем о нескольких первосвященниках в одно и то же время (Лк 3:2, Ин 11:49, срав. Ин 18:13). Этим же стараются объяснить недоумение Павла в Деян 23:5. Срав. «Анания 3». Другие предполагают, что первосвященниками в это время называли также лиц, ранее исполнявших эту должность, а также членов их семейств (срав. Деян 4:6), или также начальников 24 чред священников. Во 2Пар 36:14, по-видимому, имеется в виду высшее духовенство вообще.

Точный перечень иудейских первосвященников трудно составить вследствие недостаточных и спорных данных. Кроме случайных сведений в более древних книгах Библии, мы находим в 1Пар 6:1, 1Пар 6:50 и дал. и в Езд 7:1 и дал. родословные линии первосвященников до самого плена, а в Неем 12:10 и дал. продолжение до времени Александра Великого. Другие, расходящиеся с этим, записи даются Иосифом Флавием и пр.

Следующая таблица является одной из многих попыток составления перечня первосвященников, наряду с именами властителей, которые все время управляли страной.
Правители страны: Первосвященники:

Моисеи
Иисус Навин
Гофониил
Авиуд
Илии
Самуил
Саул
Давид
Соломон
Авия
Аса
Иосафат
Иорам
Охозия
Иоас
Амассия
Озия
Иофам
Ахаз
Иезекия
Манассия
Аммон
Иосия
Иоаким
Седекия
Евилмеродах
Зоровавель
(Кир и Дарий)
Мордохей?
(Ксеркс)
Ездра и Неемия (Артаксеркс)
Дарий Нот
Артаксеркс
Мнемон
Александр Вел.
Ония 1 (Птолемей Сотер и Антигон)
Птолемей Сотер
Птолемей
Филадельф.
Птолемей Эвергет
Птолемей
Филопатр
Птолемей Епифан и Антиох
Антиох Епифан
Он же
Дмитрий
Александр Балас
Симон (Маккавей)
Иоанн Гиркан 1
Аристовул 1
Александр Ианней
Аарон
Елеазар
Финеес
Авиуд
Илии
Ахитув
Ахия
(Ахимелех?)
Садок
и Авиафар
Азария
Иоанан
Азария
Амария
Иодай
Он же
Он же и
Захария
?
Азария
?
Урий
Азария
Селлум
Селлум
Хелкия
Азария (?)
Сераия
(Иседек?)
Иисус
Иоаким
Елиашив (?)
Иодай
Иоанан или
Ионафан
Иаддуй
Ония 1
Симон
Праведный
Елеазар
Манассия
Ония 2
Симон 2
Ония 3
Иисус (Иасон)
Ония 4 или
Менелай
Иоаким или
Алким
Ионафан, брат
Иуды Мак-
кавея.
Симон (Маккавей)
Иоанн Гиркан 1
Аристовул 1
Александр
Ианней
Королева
Александра
Аристовул 2
Помпеи
Антитатр
Пахор
Ирод, царь Иудейский он же Ирод Великий
Архелай
Квириний
Валерий Грат
Вителлий
Ирод Агриппа он же Ирод из Халкиса
Иисус, сын Гамалиила по избранию народа.
Фанниас, сын
Самуила
избранный посредством жребия Гиркан 2
Аристовул 2
Гиркан
Гиркан 2
Анигон
Ананеел
Аристовул
(последн. из Маккавеев), (умерщвлен Иродом.
Ананеел, вторично назначенный.
Иисус, сын Фабия.
Симон, тесть Ирода
Матфий
Иоадзар
Елеазар
Иисус, сын >Сиаса.
Иоадзар (во второй раз).
Анна
Измаил
Елеазар
Симон
Иосиф или Каиафа, (который допрашивал Христа).
Ионафан Феофил (от которого Павел взял письмо в Дамаск; Деян 9).
Симон
Матфий
Елианей
Иосиф.
Анания (при котором допрашивался Павел, Деян 23).
Ионафан
Измаил
Иосиф
Анан
Иисус, сын Гамалиила
Матфий, сын Феофила
Фанниас, сын Самуила
Последний в этой длинной цепи первосвященников, который был избран партией необузданных зилотов, описывается Иосифом Флавием следующим образом: «Имя ему было Фанниас, сын Самуила, из селения Афты; он не только не был из первосвященнического рода, но даже был настолько невежествен, что едва понимал, что значит первосвященническая должность. Несмотря на это, его, против его воли, вытащили из деревни, принудили выступить в этой роли, точно как в театре: одели на него священные одежды и научили, как поступать. Это ужасное нечестие, которое для них было лишь веселой шуткой, стало для остальных священников поводом для вздохов и плача, когда они издали наблюдали, как их закон стал предметом хулы, и как святыню втоптали в прах. Огонь и меч римлян скоро положил конец и храму и священству. Так постыдно кончилась эта длинная цепь первосвященников, которая тянулась почти непрерывно около 16 столетий. Египетская, ассирийская, вавилонская, греческая и римская мировые державы, возвышение которых, одну за другою, наблюдали еврейские первосвященники, все, кроме последней, поблекли и исчезли, — и тогда последний преемник Аарона лишился своего святого одеяния, и храм, где он служил, был сравнен с землей с тем, чтобы никогда не быть восстановленным. Но это совершилось лишь тогда, когда истинный Первосвященник и Царь Израилев, Священнодействователь святилища и скинии истинной (Евр 8:2), принесший единую и навсегда действительную жертву, занял Свое место одесную Величества на небесах, нося на Своей груди право суда и устроения царства Своего искупленного народа и вовек пребывая Первосвященником Вечного Святилища.