Петух [греческое алектор]. Куры, вероятно, были завезены в Палестину из Индии (через Персию) не ранее V в. до Р.Х. Этим и объясняется то обстоятельство, что они не упоминаются в ВЗ (однако, → Павлин). Под откормленными птицами в 3Цар 4 подразумеваются, скорее всего, утки и гуси, но не куры. Во времена Иисуса, когда ночь по рим. обычаю делилась на четыре → ночных стражи, петушиный крик служил сигналом начала третьей ночной стражи (Мк 13:35). Услышав пение П., Петр вспоминает слова Иисуса, предсказавшего, что Петр отречется от Него «прежде нежели пропоет петух» (Мф 26:34,74; Ин 13:38; Ин 18:27).
Слово Петух найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Никифорова :
(Мф 26:43). О петухе упоминается почти у всех Евангелистов (Мк 14:30, Лк 22:60), но только в связи с его пением. Петух был хорошо известен в глубокой древности в Ассирии и окрестных странах. На одном из камней, хранящихся в Британском музее, изображен священник, стоящий около стола перед жертвенником, с небольшим петухом на оном, с полумесяцем на голове. По этому кажется, что означенная птица была боготворима Вавилонянами и другими соседними народами. В языческой Греции в древности петуха приносили в жертву. В настоящее время на Востоке петухов держат между прочим для обозначения по их крику появления рассвета. Выражение пение петуха употребляется в Свящ. Писании для обозначения разделения времени. Оно означало одну из четырех страж времени, принятых обитателями Палестины от Римлян, и, именно, означало третью стражу, т.е. ту, которая была на ровном расстоянии от полночи до утренней зари. см. Курица.
Словарь Нюстрема :
евр. тарниголь. По пению петуха одна из четырех частей ночи получила название «пение петухов», а именно, — третья, которая приходилась после полуночи, с 12-3 часов (Мк 13:35, Срав. Мф 26:34).