Пилат → Понтий Пилат.
Слово Пилат найдено в следующих словарях:
Человек :
ПИЛАТ, или ПОНТИЙ ПИЛАТ — был назначен Римским прокуратором Иудеи в 29 году после Р.Х. По его суду был предан на поругание и крестную смерть Иисус Христос (Матф. 27:2; Иоан. 19:1).
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
(Мф 27:13, Мф 27:17, Мф 27:22, Мф 27:24, Мф 27:58, Мф 27:62, Мф 27:65; Мк 15:1-5, Мк 15:8, Мк 15:12, Мк 15:14, Мк 15:15, Мк 15:43, Мк 15:44; Лк 13:1; Лк 23:1, Лк 23:3, Лк 23:4, Лк 23:6; Лк 23:11, Лк 23:20, Лк 23:24, Лк 23:52; Ин 18:29, Ин 18:31, Ин 18:33, Ин 18:35, Ин 18:37, Ин 18:38; Ин 19:1, Ин 19:4, Ин 19:5, Ин 19:6, Ин 19:8, Ин 19:10; Ин 19:12, Ин 19:19, Ин 19:21, Ин 19:22, Ин 19:31, Ин 19:38; Деян 3:13; Деян 13:28) — римский наместник (прокуратор) Иудеи, Самарии и Идумеи с 26 г. до 36 г. Высокомерный, гордый человек (имевший некоторые притязания на должность сенатора и даже на римский престол), он с жестокостью осуществлял свое правление, относясь с презрением к иудеям. За избиение галилеян во время церемонии жертвоприношения (Лк 13:1) он был вызван в Рим, низложен и, как говорит предание, покончил жизнь самоубийством в ссылке (Виенна, Галлия, 41 г.). В случае суда над Иисусом, он совершенно определенно видел Его невиновность, но, уступая натиску иудейских начальников и разъяренной толпы, демонстративно, по иудейскому обычаю умыл руки (Втор 21:6; Мф 27:24) и предал Его на распятие. В Мф 27:2; Лк 3:1; 1Тим 6:13 назван Понтий Пилат.
Словарь Никифорова :
(Ин 9:1), или ПОНТИЙ ПИЛАТ (Мф 27:2) — был назначен Римским правителем, или прокуратором Иудеи в 29 году по Р.Х. Жил он в Кесарии, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей Римскому правительству и в то же время производил здесь и судебные разбирательства (Ин 9:20) во дворце или претории, воздвигнутой, как кажется, именно для этой цели (Ин 8:28). Его правление было вообще крайне неприязненно для Иудеев, так как он нисколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях, которыми он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их словам, он отличался крайне суровою жестокостью во все время своего правления (Лк 13:1). Вызванный в Рим по делу об убийстве Галилеян по его распоряжению в самом храме во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену в Галлию, где мучимый угрызениями совести, лишил себя жизни (Евсев. Ц. Ист. кн. 2 гл. 7; Древ. кн. XVIII, гл. 4, § 1, 2). Личность Пилата имеет особое значение для Христиан, потому что по суду его был предан на поругание и крестную смерть Господь наш Иисус Христос. Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования о том первосвященников и народа (Лк 23:4-11); на суде до трех раз защищал невинность Иисуса, при чем ссылался и на засвидетельствование о невинности Его от Ирода, решению которого Пилат попытался предоставить решение участи Подсудимого. К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: не делай ничего праведнику тому, просила она Пилата, потому что я ныне, во сне много пострадала за Него (Мф 27:19). Первосвященники, книжники и фарисеи отвечали на все ужасным воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих уст: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). После чего Пилат, вероятно из опасения лишиться своей должности (Ин 9:12), велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, при чем сказал еще раз «неповинен я в крови праведника сего,» предал Его в руки разъяренной толпы на распятие. По крестной смерти Господа Иисуса, Пилат составил форму надписи, которая была прибита на кресте; и когда Иудеи просили его переменить надпись, чтобы представить Иисуса важным преступником — притязателем на царство Иудейское, Пилат, быть может сознавая, что он уже пожертвовал правосудием, решительно отказался исполнить эту просьбу (Ин 9:19-22). Он дал Иосифу позволение снять тело Иисуса с креста и положить его в своем гробе и наконец, по просьбе Иудеев, поставил стражу ко гробу (Мф 27:57-66).
Словарь Нюстрема :
Или Понтий Пилат, пятый из римских прокураторов в Иудее и Самарии 25-36 г. по Р.Хр. (Лк 3:1). Это был гордый человек, презрительно и даже жестоко относившийся к евреям (Ин 18:35); однажды он приказал убить некоторых галилеян в то время, когда они приносили жертву Богу (Лк 13:1). Пилат, находясь перед праздником Пасхи в Иерусалиме, разбирал дело Иисуса и, убедившись в его невинности, он понял, что Иудеи предали Его из зависти (Мф 27:18). Жена предупредила Пилата, чтобы он не делал зла этому Праведнику (Мф 27:19), но, чтобы угодить народу, он отдал Назаренина на распятие, умыв руки в знак личного признания невинности Иисуса (Мф 27:24). Он велел прибить надпись к кресту с указанием Его вины (Ин 19:19, срав. Мф 27:37). Историк Тацит, упоминая о христианах, пишет: «Зачинщик этой ереси был, Христос, который в царствование Тиверия был наказан смертью прокуратором Понтием Пилатом» (Анналы XV 44). Впоследствии Пилат был обвинен в жестокости по отношению к некоторым самарянам, собравшимся на горе Геризим, и вызван в Pим. Предание говорит, что он покончил жизнь самоубийством.