Загрузка

пища

В Библии слово "пища" упоминается в 31 стихах.

Быт 24 : 33
и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.
Быт 40 : 17
в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей.
Быт 41 : 36
и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
Лев 3 : 11
священник сожжет это на жертвеннике; это пища огня -- жертва Господу.
Лев 3 : 16
и сожжет их священник на жертвеннике: это пища огня -- приятное благоухание [Господу]; весь тук Господу.
Лев 11 : 34
Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.
Лев 22 : 7
но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища.
Чис 21 : 5
и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
Иов 20 : 14
то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.
Пс 77 : 30
Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
Прит 23 : 3
Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища.
Сир 36 : 20
Желудок принимает в себя всякую пищу, но пища пищи лучше:
Дан 4 : 9
Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть.
Иоил 1 : 16
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего - веселье и радость?
Ав 1 : 16
За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.
Мал 1 : 12
А вы хулите его тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная".
Мал 3 : 10
Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
3Езд 9 : 26
И пошел я, как Он сказал мне, на поле, которое называется Ардаф, и сел там в цветах и вкушал от полевых трав, и была мне пища от них в насыщение.
Мк 7 : 19
Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
Лк 3 : 11
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Слово Пища найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ПИЩА ж. все, что служит для питанья, что питает; снедь, яство, еда, все съедомое, брашно, харч, харчи, корм, сыть, выть, все питательное. Пища хищного зверя: кровь и мясо; пища травоядного: растенья, плоды. Пища растений: вода и частицы орудного и ископаемого Цар. Тяжелая, легкая пища. Все сгораемое служит пищею огню. Книги пища ума. Чувство пища души. На хозяйской пище, харчах. Дал Бог день, даст и пищу. Бог даст день, даст и пищу. На пище Св. Антония, голодая. Пищный, содержащий обильную пищу, или питательный. Пищевой, к пище относящийся. Пищевое горло, заднее, пащеприемное, где проходит пища; глотка, перед коею дыхательное горло. Пищевые деньги, харчевые. Пищевик, желудок, особенно низших животных. Пищепроводное горло, пищепроводник, рукав или продолженье пищеприемного, до желудка. Пищеваренье ср. природное действие желудка и других черев, животная сила, усвояющая себе из пищи все пригодное и извергающая остатки. Пищеварные, пищеварительные усилия природы. Пищеварный котел, харчевой. Пищеварная печь. Пищевар, -варка, кухарь, повар, кашевар; кухарка, повариха, стряпуха, приспешник, -ница. Пищедатель, -податель, кто кормит, насыщает, дает пищу, питает.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. П. — это любой вид питания для человека и животного (Быт 6:21; Быт 41:35; Суд 13:16; Притч 6:8; Иез 34:5; Мал 3:10; Мф 14:15). Бог создал всякую П. (Быт 1:29; 1Тим 4:3) и дает ее всем живущим (Быт 9:3; Иов 38:39–41; Пс 135:25; Пс 144:15; Деян 14:17). Он дарует ее в изобилии (Иов 36:31) и благословляет ее (Пс 131:15). Тем, кто доверяет Ему, Он советует не заботиться о еде и питье (Мф 6:25). П. необходима для жизни; только у больных душа отвращается от всякой П. (Пс 106:18); но П. не приносит духовной пользы, не приближает нас к Богу (1Кор 8:8; ср. Рим 14:17). Сердце хорошо укреплять благодатью, а не яствами (Евр 13:9; в данном случае понятие «яства» употребляется метафорически: подразумеваются чуждые христианству учения). Проступок Исава тем тягостнее, что свое первородство, Божье благословение и обетование, он продал за П. (Евр 12:16). Павел призывает не осуждать верующих за их П. (Кол 2:16; 1Тим 4:3–5); никто не должен из-за П. огорчать или соблазнять брата (Рим 14:15). → Пищевые запреты.

II. В переносном смысле пожираемое огнем именуется его П. (Ис 9:18; Иез 21:32). Слезы — П. страждущего (в Синодальном переводе — «хлеб») (Пс 41:4), который как бы живет своей болью. Духовной жизненной силой становится слово Божье (Иер 15:16), а Иисус говорит, что Его П. — творить волю Божью (Ин 4:32,34). Он учит о «пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6:27), и о Своей плоти как о П. истинной (Ин 6:55). Как молоко и «твердая пища» (1Кор 3:2; 1Кор 10:3; Евр 5:12–14) противопоставлены в посланиях Павла учение для начинающих, еще незрелых христиан, и учение для христиан «совершенных», «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр 5:14). → Еда, пища, есть, вкушать → Трапеза.

Словарь Вихлицкого :
Вначале человеку была дана только растительная (Быт 1:29), но после потопа также и животная (Быт 9:2-4). В Писании часто упоминаются как простые естественные продукты (фрукты, орехи, мед), так и произведения земледелия (хлеб, вино, овощи) и животноводства (мясо, молоко, сыр — 1Цар 17:18; Иов 10:10). (см. вино, еда, елей)
Словарь Никифорова :
(Быт 1:29, Мк 7:19). Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт 1:29). Употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт 9:2-4). Вообще же пищу человека должно было составлять все. что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт 9:3, Рим 14:2-3). К этому издавна служила еще соль, как приправа (Иов 6:6). Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт 25:29-34, Лев 23:14, 2Цар 17:28-29, Нав 5:11, Лев 2:1,4,14 и др.). С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Втор 32:14, Притч 27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое. Без сомнения, Израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов 10:10; 1Цар 17:18, 2Цар 17:29), сбивали также вероятно и масло (Притч 30:33). Очень любили также пчелиный мед (Исх 16:31, Притч 16:24, Сир 39:32), также виноградный, сваренный в сироп морс из сладкого винограда и лесной мед диких пчел (1Цар 14:25, Мф 3:4), которым Палестина и доселе богата, изюм, или сушеный виноград, сушеные фиги, или смоквы (1Цар 25:18, 2Цар 16:1), финики и разные свежие плоды. Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3Цар 21:2) и частью на полях растущие (Притч 15:17). Между животною пищею первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно, также голубей и горлиц; при том, к столу богатых шла еще дичь — олени и различные птицы (3Цар 4:23, Неем 5:18). А рыбу, вкус к которой Израильтяне приобрели еще в Египте (Чис 11:5) доставляло в великом множестве озеро Геннисаретское (Ин 21:11, Мф 14:17, Мф 15:34), так что в Галилее она, вероятно, соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенною закускою при хлебе (Ин 6:9,11; Ин 21:9 и др.), а впоследствии Финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем 13:16). Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев 11:22, Мф 3:4, Мк 1:6), частью соленую и высушенную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом. Законом запрещено было употреблять нечистых животных, все мертвое, издохшее, удавленное (Исх 22:31, Лев 17:18, Втор 14:21), Не должно было есть крови никакого животного и ничего не есть с кровью (Лев 17:10-14, Лев 7:26, Втор 12:16-23, Иез 23:25. 2Цар 14:32, Деян 15:20-29, Деян 21:25 и проч.). Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Притч 25:21-25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса, смешанного с водою (Руфь 2:14). Вино, употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водою и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино — сикера (Лк 1:15). Что до уксуса, или вина с миррою, или до уксуса с желчью, которое давали на кресте Господу (Ин 9:29, Мк 15:23, Мф 27:3,4), то это было кислое, или окисшее вино, употребляемое воинами, но которое теперь смешано было с миррою, или каким другим одуряющим и притупляющим чувство вещество. Такой напиток давали пить осужденным, чтобы несколько уменьшить и облегчить тягость их страданий. Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в 1Цар 9:13. Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т.е. в благодарении и прославлении Бога (Мф 15:36, 1Кор 10:30, 1Тим 4:4). После Вавилонского плена вошло в обычай, вместо сидения на коврах, возлежать за столом на ложах (Ам 6:4). Женщины на Востоке не были приглашаемы к столу мужчин, а обедали в особой комнате; только в Вавилоне знатные женщины присутствовали на пирах мужчин. При еде не употреблялись ни тарелки, ни ложки, ни ножи, ни вилки. Вместо тарелок им служил тонкий хлебец, на который жители Востока клали то что мы кладем на тарелки. Хлеб они разламывали руками, а мясо подавалось уже нарезанное маленькими кусочками, которые они и подносили ко рту пальцами правой руки; даже соус и молоко они ели, обмакивая в них хлеб рукою. Так жнецы (Руфь 2:14) макали свой хлеб в кислый соус, или в уксус; так Господь Иисус Христос обмакнул Свой кусок в блюдо и подал его Иуде предателю (Ин 3:26). То же самое делается и теперь почти во всех Восточных странах, хотя в настоящее время имеются уже деревянные ложки даже при дворе Персидского шаха. Трезубая вилка, упоминаемая в 1Цар 2:13 служила не для еды, но для вынимания мяса из горшка, или котла. Напитки подавались в чашках, или кубках, как это и теперь водится на Востоке. Пища и питие нередко в Свящ. Писании употребляются в иносказательном смысле, означая манну и изведенную воду из камня в пустыне (1Кор 10:3-4), исполнение воли Божией (Ин 4:32-34), слово Божие (Мф 4:4, 1Кор 3:2, Евр 5:12-14), наконец. Тело и Кровь Христовы (Ин 6:32-58).
Словарь Нюстрема :
И питье. На Востоке приготовление пищи не вызывает так много затруднений и хлопот, как у нас. Природа сама предлагает щедрою рукою готовые питательные вещества, множество вкусных и полезных плодов, например, виноград, который утоляет жажду и к тому же очень питателен; фиги, финики, миндаль и т.п.; самое чистое масло и очень жирное молоко, большое количество дынь и различного рода овощи. Поэтому варка пищи не является необходимостью. Самой необходимой пищей был хлеб, который пекли ежедневно. Хлеб и вода вообще упоминаются в Писании, как самое необходимое для жизни: «хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис 33:16). Поэтому и встречаются такие выражения: «всякий стебель хлебный истребил» (Пс 104:16); «истребил в ней хлебную опору» (Иез 14:13, срав. Ам 8:11). Ели также баранину, телятину, а богатые, кроме того, и нежную дичь (3Цар 4:23, Неем 5:18). Все-таки мяса употребляли в пищу гораздо меньше, чем в холодных странах. Рыба упоминается также, как пища, употреблявшаяся с хлебом (Ин 6:9, Ин 21:9). Сушеные и жареные пшеничные зерна были в древности и до сих пор еще являются любимой пищей (Срав. Лев 23:14, 1Цар 17:17). Саранча также была довольно обыкновенным кушанием бедняка; ее или жарили на решетках, или сушили на солнце.

Законом были установлены некоторые ограничения относительно пищи. Так, например, нельзя было варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19, Исх 34:26). Срав. «Козленок»; не позволялось в один и тот же день закалывать корову, овцу или козу вместе с их порождением (Лев 22:28). Кровь, а также павших животных, не только было запрещено есть, но даже и прикасаться к ним. Вообще законом было установлено строгое различие между чистыми и нечистыми животными. Евреи ели только пищу приготовленную евреем и никогда не варили пищи в посуде иноплеменника. Считалось за осквернение, есть вместе с кем-нибудь нечистым по закону, например, с самарянином (Ин 4:9); мытарями (Мф 9:11) или язычниками (Гал 2:12). Есть с кем-либо вместе означало доверие и дружбу, залог дружеского отношения между семействами, и в будущем — между их детьми. Законы гостеприимства соблюдались свято и строго; даже и теперь у арабов случается, что беглец находит временный приют в палатке врага. Нарушение этого святого обычая считалось преступлением (Пс 40:10).

Обыкновенным напитком служила вода. Рано узнали про опьяняющее вино (Быт 9:20 и дал.). Финиковое вино и т.п. напитки употреблялись бедным населением, а также одно из дешевых вин, которое называлось уксусом (Мф 27:48, Руфь 2:14).

Еврейский закон, запрещающий употребление в пищу удавленины и крови, соблюдался первое время и в христианской церкви; он был одобрен собором в Иерусалиме, который и советовал христианам соблюдать его, чтобы не соблазнять посещающих синагогу (Деян 15:9-21). Относительно употребления пищи, принесенной в жертву идолам, см. «Идоложертвенное мясо».

Предполагают, что евреи принимали пищу два раза в день, что соответствует нашему обеду, и ужину. (Лк 14:12 «обед и ужин»). Главным временем еды был ужин, при заходе солнца, когда спадал утомительный дневной зной. Поэтому пиршества обыкновенно устраивали во время ужина (Срав. Мк 6:21, Лк 14:16, Ин 12:2).

Так как не употребляли ножей и вилок (срав. Мк 14:20, Ин 13:26), то омовение рук было необходимо как до, так и после еды. (Сравни Ев. от Мф 15:20, Мк 7:3). Поэтому и было прилично взять кусок хлеба рукою (Ин 13:26), обмакнуть его в соус или что-либо подобное и положить другу в рот (Руфь 2:14). Подобный обычай сохранился и доныне в Палестине. Д-р Иоветт рассказывает следующие: «К ужину подаются 2 или 3 горячих блюда, зелень и кислое молоко. Мне давали ножик, ложку и тарелку, а прочие брали прямо из миски, в которой можно было наблюдать 5 арабских рук одновременно. Их хлеб чрезвычайно тонок и легко разрывается (подобно нашему блину). В него завертывают твердую пищу перед отправлением в рот или свертывают его трубочкой, и употребляют вместо ложки для жидкой пищи. Когда хозяин находил какой-нибудь лакомый кусочек на блюде, то брал его пальцами и клал мне в рот».

Призывать Божие благословение перед принятием пищи было обычаем, который соблюдался уже в Ветхом Завете, например, Самуилом (1Цар 9:13). Христос также делал это (Мф 14:1, Мф 26:26).