Загрузка

потоп

В Библии слово "потоп" упоминается в 10 стихах.

Быт 6 : 17
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Быт 7 : 6
Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
Сир 39 : 28
Благословение Его покрывает, как река, и, как потоп, напояет сушу.
Сир 40 : 10
все это - для беззаконных; и потоп был для них.
Сир 44 : 17
посему сделался остатком на земле, когда был потоп;
3Езд 3 : 9
По времени, Ты навел потоп на обитателей земли и истребил их,
3Езд 3 : 10
и исполнилось на каждом из них, - как на Адаме смерть, так на сих потоп.
Мф 24 : 39
и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, -- так будет и пришествие Сына Человеческого;
Лк 17 : 27
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
2Пет 2 : 5
и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
Слово Потоп найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ПОТОП, потопь и пр. см. потапливать.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Потоп [еврейское мабул, «гигантское, продолжительное наводнение»].

I. Божья кара отпавшему человечеству, от которой был спасен только → Ной, как родоначальник нового человечества, и его семья (ср. Быт 10) (Быт 6Быт 9:1; Ис 54:9; Мф 24:37–39; Лк 17:26; 1Пет 3:20; 2Пет 2:5; 2Пет 3:6; Евр 11:7). → Арарат → Ковчег → Летосчисление.

II. 1) сказания о великом потопе имеются у многих народов мира, в т.ч. Месопотамии, Греции, Китая, Австралии и Океании. Из всех подобных сказаний наиболее близок по своим деталям к библ. повествованию шумеро-вавил. рассказ из эпоса о Гильгамеше, который при этом в объяснении причин потопа имеет совершенно иной, мифологический характер. До нас дошли различные версии этого вавил. рассказа, имевшие хождение почти до 2000 г. до Р.Х. Отрывок из него, найденный при раскопках города Мегиддо в Израиле, показывает, что в XIV в. до Р.Х. он был известен и в Палестине. Наблюдается литературная общность библ., полностью демифологизированного повествования о потопе и вавил. рассказа при наличии глубоких идеологических и смысловых различий в обоих текстах;

2) потоп упомянут и в ист. записях Шумера и Аккада. В клинописном документе из Киша названы десять «великих мужей», правивших до потопа (ср. Быт 5), их имена встречаются и в др. текстах как имена ист. правителей. Правда, их возраст мифологически исчисляется многими тысячелетиями.

III. При раскопках в Уре, Кише и в других местах Месопотамии были найдены толстые пласты отложений ила, которые покрывали самые ранние культурные слои, но сами не содержали никаких находок. В Уре эти слои достигают толщ. 2,5–3,5 м. Они свидетельствуют об одном или нескольких чрезвычайно сильных наводнениях; установление временной и пространственной связи между отдельными местами находок пока еще затруднительно.

IV. На основании устных и письменных преданий, а также геол. открытий и археол. находок совр. исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о которой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов.

Словарь Геце :

Потоп послан, как наказание за крайнюю злобу человека. Быт 6:5−7, Быт 6:11−13, Быт 6:17.

Называется потоп Быт 9:28.

Называется водами Ноя. Ис 54:9.

Бог предупредил Ноя о потопе. Быт 6:13. Евр 11:7.

Долготерпение Божие отсрочено потопом. Быт 6:3; 1Пет 3:20.

Злые предупреждены о потопе. 1Пет 3:19−20; 2Пет 2:5.

Ной с семейством и животными спасен от потопа. Быт 6:18−22, Быт 7:13 Быт 14:1.

Время начала потопа. Быт 7:11.

Потоп начался неожиданно и внезапно. Мф 24:38−39.

Безпрерывный дождь продолжался 40 дней и 40 ночей. Быт 7:4, Быт 7:12, Быт 7:17.

Разверзлись все источники великой бездны. Быт 7:11.

Умножался постепенно. Быт 7:17, 18.

Крайняя высота потопа. Быт 7:19, 20.

Время усиления потопа. Быт 7:24.

Причины окончания потопа. Быт 8:1, 2.

Постепенное уменьшение потопа. Быт 8:3, 5.

Время окончательного прекращения потопа. Быт 8:13.

Последствие потопа — полное истребление всех существ на земле. Быт 7:23.

Перемены на поверхности земли. 2Пет 3:5, 6.

Традиционная весть о потопе. Иов 22:15−17.

Никогда более не должно быть потопу. Быт 8:21, Быт 8:22, Быт 9:9−11.

Доказательство верности Божией — радуга. Быт 9:12−17.

Доказательство верности — Завет Божий. Ис 54:9−10.

В переносном смысле о:

Уничтожении грешников. Пс 31:6. Ис 28:2, 17.

Крещении. 1Пет 3:20−21.

Внезапности пришествия Христова. Мф 24:36−39. Лк 17:26, Лк 17:27−30.

Словарь Вихлицкого :
(Быт 6:17; Быт 7:6; Быт 9:11, Быт 9:28; Быт 10:1, Быт 10:32; Пс 28:10; Мф 24:38, Мф 24:39; Лк 17:27; 2Пет 2:5) — воды Ноя, которыми Бог истребил всякую плоть на земле, ибо развращенность людей стала очень велика (Быт 6:5). Потоп произошел на 600м году жизни Ноя (Быт 7:11) (см. Приложение 9), то есть на 1656м году от начала счета лет Адама и его потомков (Быт 5:1) (примерно за 2250 лет до рождения Христа).
Словарь Никифорова :
(Быт 6-8). Во время повсеместного растления нравов от смешения благочестивого племени Сима с потомками Каина, оставался непричастным злу праведный и непорочный Ной. Ему сказал Бог: «Земля наполнилась злодеяниями от людей: и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте), и осмоли его смолою с внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием на верху в локоть и с дверью с боку ковчега (на нашу меру ковчег был 65 сажень 1 аршин 14 вершков длиною, 10 сажень 2 аршина 13 вершков широтою и 6 сажень 1 аршин 11 вершков высотою). Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, они.» Ной сделал все, что повелел ему Бог. За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота — коров, овец и коз, а из птиц — голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи пар, и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления. В семнадцатый день второго лунного месяца (в конце ноября нашего юлианского года) шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ним жена его и жены сыновей его. Особенным действием промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы и вошли в тот же ковчег. Наконец сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжении пяти месяцев, или ровно 150 дней. Наконец в семнадцатый день седьмого месяца (в конце апреля) Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе и ковчег остановился на горах Араратских, в Армении. Воды убывали; показались верхи гор. Ной выждал сорок дней и чрез окно в ковчеге выпустил ворона. Ворон в ковчег обратно не возвратился, вероятно потому что находил обильную пищу в плававших трупах и отдых на деревах и верхах гор и на верху ковчега, к которому прилетал. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который обыкновенно любит места сухие и вблизи жилищ человеческих. Голубь возвратился в ковчег, потому что не нашел сухого места, где бы отдохнуть ему. Прошли другие семь дней. Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился вечером с свежим масличным листом в клюве. Это ясно показало Ною, что начинает показываться растительность и что поверхность земли освобождается от воды. Наконец еще чрез неделю он опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной открыл кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце к двадцать седьмому дню (т.е. к концу ноября) земля осушилась. Таким образом потоп продолжался на земле ровно год, так называемый солнечный. Потоп был всемирный или всеобщий для всей земли. «На сомнение, заимствуемое от потребного на сие чрезвычайного количества воды, не трудно ответствовать, говорит митр. Филарет: а) что всеобщий потоп можно представить прохождением воды, занимающей, как известно, около половины земного шара, на другую открытую половину, и что б) земля была даже и вся покрыта водою, доколе воды не были собраны в одно место (Быт 1:9) и что в) как известно по новейшим исследованиям, одна атмосфера может дать более воды, нежели сколько нужно для потопления всей земли. Напротив того мнение о частном потопе влечет за собой неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собрание в него всех животных, если бы животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться? Филон доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор (Phys. Sacr. t. 1). Подобные следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих. Фонтенель во Франции, Лейбниц в Германии узнали на природных камнях изображения растений Восточной Индии и Южной Америки и Бюффон признается, что сего явления не можно изъяснить иначе, как действием великого наводнения (Hist. Nat. Theorie de la terre, t. 1). Паллас в Сибири, которая есть возвышеннейшая часть возвышеннейшей из частей света Азии, на горах нашел целые остовы слона и носорога. Что кроме всеобщего потопа могло загнать их туда, или занести трупы их? (Observ. sur la formation des montagnes, par M. Pall.). Происхождение всеобщего потопа новейшие испытатели естества с вероятностью стараются изъяснить: а) движением средоточия земли, или точки ее равновесия; б) удержанием ее обращения около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. Но человеческие догадки ничего не прибавляют к достоверности Св. Писания» (Митр Филарет. Зап. на кн. Бытия).
Словарь Нюстрема :
евр. мабуль. Потоп, «воды Ноя» (Ис 54:9), которые были посланы Богом на грешную землю, и затопили ожесточенное человечество, за исключением 8 душ, которые спаслись в ковчеге. Господь закрыл дверь ковчега, после чего, на 600 году жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца «все источники великой бездны и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт 7:11, Быт 7:12). Вода поднималась в течение 5 месяцев и покрыла горы на 15 локтей. После этого вода начала спадать, и в 18-ый день 7-го месяца ковчег остановился на Араратских горах. Спустя еще три месяца показались вершины гор, через 40 дней после этого Ной, желая узнать, в каком состоянии находится земля, выпустил ворона. После ворона Ной три раза с перерывами в одну неделю выпускал голубя. На 601 году жизни Ноя, в день нового года, вода сошла, а 27 числа второго месяца земля была суха. Ной вышел со своими домашними из ковчега и принес жертву благодарности. В знак завета между Богом и землею Бог дал на небе радугу (Быт 6:8). Свидетельства, подтверждающие это событие, и его практическое значение, см. Мф 24:37, Лк 17:27, 1Пет 3:20, 2Пет 3:6.