В Священном Писании за исключением одного места (Песн 1:1) упоминается только как приветствие и знак почитания, любви и гостеприимства. В этом смысле поцелуи в древности на востоке были очень распространены. Родители целовали своих детей (Быт 31:28, Быт 31:55; Быт 48:10; 2Цар 14:33), и дети — своих родителей (Быт 27:26, Быт 27:27; 3Цар 19:20). Братья и сестры приветствовали друг друга поцелуями (Быт 45:15; Исх 4:27; Песн 8:1), также поступали и другие родственники (Быт 29:11, Быт 29:13; Исх 18:7; Руфь 1:9) и друзья (1Цар 20:41; 2Цар 19:39; Деян 20:37). Целовали многократно и в губы, и в плечи и даже в ноги. При этом торжественно кланялись, обнимались, похлопывали по плечам и даже церемонно брали за бороду (2Цар 20:9). Поэтому приглашение Апостолов приветствовать друг друга целованием святым или любви (1Пет 5:14; Рим 16:16; 1Кор 16:20; 2Кор 13:12; 1Фес 5:26) не являлось установлением еще и целоваться при встрече (сверх других приветствий), но наоборот — призывало к ограничению пышности приветствий тех времен. Поэтому оно и для нас означает призыв к уменьшению и сокращению существующих в наше время в мире приветствий, а не наоборот, не добавление к ним еще и поцелуя (который часто бывает Иудиным). (см. приветствие)
Слово Поцелуй найдено в следующих словарях:
Словарь Вихлицкого :
Словарь Никифорова :
ЛОБЗАНИЕ (Быт 27:26) — род приветствия, значащего любовь и уважение. Самуил по повелению Божию помазал Саула на царство — вылил из сосуда елей на голову его, поцеловал его и сказал: вот Господь помазывает тебя в правителя наследия своего в Израиле (1Цар 10:1). У евреев было обычаем, после того как на голову царя надевался венец, вельможи целовали его поцелуем подданства, или поцелуем величия. На Востоке письмо или грамота от государя посланные к кому либо из подданных обыкновенно целовались, и затем прикладывались ко лбу. Друзья целовали иногда друг у друга сначала бороду, а потом уже уста. Первенствующим Христианам было дозволено употребление поцелуев и лобзаний (Рим 16:16). Женщина, упоминаемая в Евангелии, из глубочайшего благоговения целовала ноги Господа на вечери в дому Симона Фарисея (Лк 7:38). Поцелуй Иудою Господа Иисуса Христа в саду Гефсиманском имел значение предательское: «кого я поцелую, сказал Иуда посланным от первосвященников и старейшин народных взять Иисуса, тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! и поцеловал Его» (Мф 26:48-49).
Словарь Нюстрема :
евр. нешука. Поцелуй — знак приветствия (Быт 29:11, Быт 29:13). Поцелуй в губы был признаком любви (Песн 1:1, Песн 8:1, срав. Притч 24:26). Иногда целовали бороду (2Цар 20:9) и в знак глубочайшего уважения — ноги (Лк 7:38). Поцелуй служил также выражением чувства верноподданства (1Цар 10:1, Пс 2:12 осн. текст). Идолопоклонники оказывали такой же знак уважения своим идолам (3Цар 19:18, Ос 13:2). Царь Давид поцеловал старого Верзелия (2Цар 19:39). Пресвитеры Ефеса целовались с апостолом Павлом при прощании (Деян 20:37). Святой поцелуй (Рим 16:16) или поцелуй любви (1Пет 5:14) является знаком взаимной любви между верующими.