Загрузка

проказа

В Библии слово "проказа" упоминается в 16 стихах.

Лев 13 : 8
священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.
Лев 13 : 11
то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.
Лев 13 : 12
Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника,
Лев 13 : 13
и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист.
Лев 13 : 15
священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа.
Лев 13 : 25
и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углубленным в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым: это язва проказы;
Лев 13 : 30
и осмотрит священник язву, и она окажется углубленною в коже, и волос на ней желтоватый тонкий, то священник объявит их нечистыми: это паршивость, это проказа на голове или на бороде;
Лев 13 : 42
Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа;
Лев 13 : 51
в седьмой день осмотрит священник зараженное, и если язва распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по коже, или по какому-либо изделию, сделанному из кожи, то это проказа едкая, язва нечистая;
Лев 13 : 52
он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне.
Лев 14 : 44
то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он;
4Цар 5 : 27
Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег.
2Пар 26 : 19
И разгневался Озия, -- а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
2Пар 26 : 20
И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
Мк 1 : 42
После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
Лк 5 : 13
Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
Слово Проказа найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ПРОКАЗА ж. наследственая и, может быть, заразительная накожная (худосочная) болезнь lepra, о которой много говорится в Священном Писании. В то время она походила на злокачественый лишай, переходящий в гнойные язвы, отчасти и поныне известный на востоке; вот описание его: И узрит жрец язву на кожи плоти его и влас в язве изменится в бело, и взор язвы умален от кожи плоти его (т. е. впадиной), язва проказы есть, Левит, XIII, 3. Ныне проказой зовут довольно редкую болезнь утолщения и обезображения кожи, с гнойными язвами и конечным истощением, изнурением. | Проказа, растение лишай, ягель. Прокажать, проказить кого, заразить проказой; -ся, страдат. или заразиться ей. Прокаженный или прокаженник, одержимый, страждущий проказой. Прокажение ср. заражение или вообще заболевание проказой, либо состояние прокаженного. | Проказа, или мн. проказы, пакости, проделки на зло кому, прокуда; шалости, дурачества, вредные шутки; или затеи, забавы и потехи. Его (вола) принесть богам, за все его проказы! Река проказы строит! дурит, рвет плотины, сносит мельницы. С ним дело без проказ не обойдется, он затейлив, придирчив, лукав. С ним много проказ было, смеху, потех. Без проказ ни на час. Проказить и проказничать, строить проказы, выкидывать штуки, чудить, чудачить; каверзить, пакостить, прокудить, южн. шкодить (немецк. scaden), тешиться, делая что на зло, во вред другим; дурить, шалить, шутить, забавляться, смешить людей. Кошка проказит, молоко вылакала. Барин проказит, словно не в своем уме. Этот шут всегда проказничает. Что тут у вас проказится? что делается, строится. Ты что напроказил тут? наделал беды. Допроказишься до беды! Опять запроказил! Попроказили ребята на святках. Спроказить, напроказить. Проказное дело! Проказливый парень, шутник, затейник. Проказливая кошка, прокудливая. Проказник, -ница, кто проказит; бол. в шуточн. знач. шутник, потешник, забавник и выдумщик. | Проказник, растение проказа, лишай, ягель. Проказливый человек, кто строит шутки, проказы, потехи; | прокудливый, шалостливый. И не приказный, да проказлив. Приказный проказлив: что ни сдерет, то все проживет!
Словарь Геце :

Болезнь не редкая в те времена среди евреев. Лк 4:27.

Заразительна для:

Мужчин. Лк 17:12.

Женщин. Чис 12:10.

Жилищ. Лев 14:34.

Одежды. Лев 13:47.

Считалась неизлечимой. 4Цар 5:7.

Иногда посещала людей в наказание за грехи. Чис 12:9−10; 2Пар 26:19.

Нередко передавалась по наследству. 2Цар 3:29; 4Цар 5:27.

Она поражала:

Руки. Исх 4:6.

Голову. Лев 13:44.

Лоб. 2Пар 26:19.

Подбородок. Лев 13:30.

Все тело. Лк 5:12.

Начиналась с красного пятна. Лев 13:2, Лев 13:24.

Кожа затем белела. Исх 4:6; 4Цар 5:27.

Волоса белели и желтели. Лев 13:3 Лев 10:1 Лев 30:1.

Священникам предоставлялось определять болезнь и распоряжаться больными. Втор 24:8.

Они изследовали подозрительных больных. Лев 13:2, Лев 13:9.

Подвергали семидневному карантину. Лев 13:4.

Руководились предписанными правилами. Лев 13:5−44.

Проверяли больных исцелившихся. Лев 14:2. Мф 8:4. Лк 17:14.

Обряд очищения от проказы. Лев 14:3−32.

Больные проказой должны были:

Официально считаться нечистыми. Лев 13:8 Лев 11:1 Лев 22:1 Лев 24:1.

Быть исключены из общения с людьми. Чис 5:2, Чис 12:14−15.

Соединяемы были вместе. 4Цар 7:3. Лк 17:12.

Жили в особых помещениях. 4Цар 15:5.

Отлучены от храма. 2Пар 26:21.

Не участвовали в богослужениях. Лев 22:2−4.

Ходили с непокрытыми головами, закрыты до уст разодранной одеждой. Лев 13:45.

Обязаны были предупреждать криком «нечист». Лев 13:45.

При поражении всего тела менее заразителен. Лев 13:13.

Всемогущество Божие могло излечивать. Чис 12:13−14; 4Цар 5:8−14.

Властью Христа больные получали исцеление. Мф 8:3. Лк 5:13, Лк 17:13−14.

Христос передавал и другим власть исцелять проказу. Мф 10:8.

Одежды подозрительных больных:

Показывались священнику. Лев 13:49.

Отбирались у больного на семь дней. Лев 13:50.

Часть пораженной проказой одежды отрывалась. Лев 13:56.

Сильно пораженная одежда сжигалась. Лев 13:51−52.

Оказавшаяся незараженной мылась и объявлялась чистою. Лев 13:53−54 Лев 58:1-59:1.

Жилища подозрительные:

О них доносили священнику. Лев 14:35.

Освобождались от жильцов. Лев 14:36.

Осматривались священником. Лев 14:37.

Закрывались на семь дней. Лев 14:38.

Зараженная часть выламывалась и заменялась свежими камнями. Лев 14:39, Лев 14:42.

Зараженные полностью назначались на слом и сносились. Лев 14:43−45.

Входившие в зараженный дом почитались нечистыми. Лев 14:46−47.

Оказавшиеся незараженными объявлялись чистыми. Лев 14:48.

Обряд очищения. Лев 14:49−53.

Словарь Вихлицкого :
Тяжелая болезнь кожи и внутренних органов человека (животные этой болезнью не болеют), которая очень быстро может обезобразить больного. С древнейших времен эта болезнь распространена во всех странах с жарким климатом, особенно в Индии, в которой в настоящее время насчитывается более 15 млн больных. В Священном Писании эта болезнь часто предстает как Божие наказание (Чис 12:9-13; Втор 28:27, Втор 28:35; 4Цар 5:27; 4Цар 15:5) и, возможно, означает не только одну проказу, но и другие тяжелые болезни или поражения. Закон о проказе изложен в Лев 13:1-46. В случае излечения от проказы или выяснения, что это была не проказа, человек должен был принести определенные жертвы, омыться и очиститься (ритуально) (Лев 14:1-32).

Жертву и ритуал очищения ни в коем случае нельзя рассматривать как средство для исцеления, они являются лишь свидетельством об исцелении (Лк 5:13-14) (как и крещение не может быть средством или способом входа в Царство Небесное по желанию человека или его родителей, но лишь свидетельством совершившегося духовного рождения — 1Пет 3:21). Это лишний раз подчеркивает, что человек не может жертвой, ритуалом или другими своими действиями добиться своего исцеления или очищения, но должен ожидать их от Господа.

Проказа на строениях и одежде (Лев 13:47-59; Лев 14:34), по-видимому, означает порчу, плесень, гниение и т.п. (см. жертвоприношение, очищение)
Словарь Никифорова :
Прокаженный (Лев 13:41, Мф 8:2, Мк 1:40, Лк 17:12-19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвою, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собою все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которою он был поражен (Иов 2:7-12, Иов 6:2 Иов 7:3-5 Иов 19:14-21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злою, отвратительною и заразительною, каковою она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этою болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенною и почти домашнею, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озия. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены Иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в Лев 14, то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы, как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде на подобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашнею болезнью.
Словарь Нюстрема :
евр. цараат. Еврейское слово, которое так переведено в Лев 13:1 и т.д., обозначает не только ужасную накожную болезнь (см. «Болезни ), но употребляется также для обозначения ненормальных явлений на одежде, шерсти, мехах и даже на камнях и стенах. В Лев 13:47 и дал. говорится о язвах проказы на шерстяных и льняных одеждах, на коже и кожанных изделиях и на основе и утоке из льна или шерсти; если язва была злокачественной, то зараженные вещи сжигались. В Лев 14:34 и дал. говорится о язве проказы на домах: если при исследовании она оказывалась разъедающей, то нужно было выломать камни, на которых она появлялась, оскоблить дом внутри, вставить новые камни и обмазать дом заново. Если язва после этого появлялась снова, то должно было разломать весь дом; но, если после ремонта признаков язвы не появлялось, то дом очищался приношением такой же жертвы, какая приносилась за очистившихся от проказы людей, и объявлялся чистым. см. «Очищение».

Что нужно понимать под этой язвой на домах, одежде и т.п., — не выяснено. Современные иследователи предполагают, что это были наросто-подобные образования того вида, который появляется на выветренных камнях, род лишая, который имеет наружное сходство с лишаями на теле. Что касается язвы проказы на одежде, то это могло быть плесенью или ржавчиной.
Если в вышеприведенных местах имеется в виду настоящая проказа, перешедшая путем заражения от больных людей, то это противоречит всему, что известно о проказе.