Загрузка

пророк

В Библии слово "пророк" упоминается в 109 стихах.

Быт 20 : 7
теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
Чис 12 : 6
И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;
Втор 13 : 1
Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
Втор 18 : 19
а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;
Втор 18 : 22
Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, -- не бойся его.
1Цар 3 : 21
И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне. [И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Господень. Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем своим пред Господом.]
1Цар 22 : 5
Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.
3Цар 1 : 8
Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.
3Цар 1 : 22
Когда она еще говорила с царем, пришел и пророк Нафан.
3Цар 1 : 23
И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли.
3Цар 1 : 34
и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!
3Цар 1 : 38
И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
3Цар 1 : 45
и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город. Вот отчего шум, который вы слышите.
3Цар 11 : 29
В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое.
3Цар 13 : 18
И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". -- Он солгал ему.
3Цар 13 : 26
Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему.
3Цар 13 : 29
И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его.
3Цар 14 : 2
И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа.
3Цар 17 : 1
И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
3Цар 18 : 22
И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных];
Слово Пророк найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ПРОРОК и пр. см. прорекать.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Греч. слово профетес, которым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возможно, «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синодальном переводе — «прозорливец», 1Цар 9:9; 1Пар 9:22; 1Пар 29:29), хозэ (в Синод, пер. — «прозорливец», 2Цар 24:11; «провидец», Ам 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» (1Цар 2:27; 3Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.

II. ПРОРОК В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис 7:1–9); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8; Мих 2:1). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; Иер 4:1–4; Иоиль 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6–13). Таким образом, П. — это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой — знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. — это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь — в словах милости и в словах гнева — высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;

2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: → Авраам (Быт 20:7), → Моисей (Втор 18:15–18; Втор 34:10), → Аарон (Исх 7:1), → Самуил (1Цар 3:20), → Гад (1Цар 22:5), → Нафан (2Цар 7:2), → Ахия (3Цар 11:29), → Самей (3Цар 12:22), → Иуй (3Цар 16:7; 2Пар 19:2), → Илия и → Елисей, → Михей (3Цар 22:9), а также → Иоанн Креститель (Мф 3:7–11; ср. Мф 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: → Мариамь (Исх 15:20), → Девора (Суд 4:4), → Алдама (4Цар 22:14) (→ Олдана) и → Анна (Лк 2:36); в Ис 8 под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;

3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10; 1Цар 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38–41; 4Цар 6:1) существовали т.наз. «школы П.» — служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), которые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» (3Цар 20:35) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10; 1Цар 19:20–24);

4) подобных П. собирал Ахав (3Цар 22:6; ср. 3Цар 22:22, где эти П. названы «его пророками»), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Ис 28:7; Иер 6:13; Иер 8:1; Иер 14:18; Иер 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7; 3Цар 13:7; 4Цар 8:8),но против подобной деятельности восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5–8), решит. отмежевывались от профессиональных П., которые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14; Иер 8:11; Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13–16; Иер 23:17,25–27,32; Иер 27:10,14; Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14; Иер 23:25–27; Иез 13:6; Иез 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30–32; Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22); 5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Ис 6; Иер 1; Иез 1, Иез 2, Иез 3; Ам 7:15; Иона 1:1); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, которые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился «рабом Божиим» (Иер 7:25);

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1; Ис 8:1–4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иер 20:7; Ос 1). Для народа Израиля П. — это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. — это служение стража (Иез 3:17; Иез 33:7), а его слово — это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2; Иер 7; Ос 4:1) и возвещение суда (Ис 5:1; Ам 2:4), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, — а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.

III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг которых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис 1:24;Иер 29 идр.;

3) во многих случаях весть П. — это призыв к → обращению от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1; Ис 9:8; Иер 21:4; Иер 28). Ист. катастрофы — это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12; ср., однако, Ис 44Ис 45:7);

4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (→ Остаток; ср. ниже, III,8). Так П. становятся живым доказательством верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1) или произнесенную речь (Иер 7:1); слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16; Агг 2:2) или через символич. действие (Ис 20; Иер 28; Иер 32). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа...»; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (→ Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь «протоколирует» действия пророка;

6) в пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по которым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);

8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6; Ис 11:1; Ис 53; Иер 23:5; Зах 9:9). Таким образом, так или иначе все П. говорили об одном — о Божьем Новом Завете (Иер 32:32).

IV. НОВОЗАВЕТНЫЕ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ

НЗ видит в Иисусе окончат. исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи которого и призваны П. (Евр 1:1). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5; Мф 3:3; Мф 21:4; Рим 14:9–11). В 1Пет 1:10–12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.

V. ПРОРОКИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1Кор 12:28; Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1Кор 14:37; 2Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20; Еф 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42; ср. →Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, которое касается либо данного момента (Деян 21:10–14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11–16).

Словарь Вихлицкого :
Глашатай воли Божией. Греческое слово профетес, как и еврейское наби означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк — не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7:1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20:7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.

В Писании упомянуты по именам следующие пророки:

Аарон (Исх 7:1),

Аввакум Авв 1:1,

Авдий (не назван пророком),

Авраам (Быт 20:7),

Агав (Деян 21:10),

Агей (Езд 5:1; Агг 1:1),

Адда (2Пар 12:15; 2Пар 13:22),

Азария (2Пар 15:1) (не назван пророком),

Амос (Ам 7:14) (не пророк и не сын пророка),

Ананий (2Пар 16:7) (прозорливец),

Анания (Иер 28:1) (лжепророк),

Асаф (2Пар 29:30) (прозорливец),

Ахав (Иер 29:21) (лжепророк),

Ахия (3Цар 11:29),

Валаам (2Пет 2:15-16) (лжепророк),

Вариисус (Деян 13:6) (лжепророк),

Варнава (Деян 13:1) (пророк и учитель),

Гад (1Цар 22:5),

Давид (не назван пророком),

Даниил (Мф 24:15),

Елдад (Чис 11:26) (не назван пророком),

Елиезер (2Пар 20:37) (не назван пророком),

Елисей (4Цар 6:12),

Еман (1Пар 25:5) (прозорливец),

Енох (Иуд 1:14) (не назван пророком),

Захария (Езд 5:1),

Идифун (2Пар 35:15) (прозорливец),

Иезекииль (священник — Иез 1:3),

Иеремия (Иер 28:5; Мф 2:17) (из священников — Иер 1:1),

Ииуй (2Пар 19:2) или Иуй (3Цар 16:12),

Илия (3Цар 18:36),

Иоанн (Лк 7:28),

Иозиил (2Пар 20:14) (левит, пророком не назван),

Иоиль (2Пар 9:29) (прозорливец),

Иоиль (Деян 2:16),

Иона (4Цар 14:25; Мф 12:39),

Исаия (4Цар 20:1; Мф 3:3),

Иуда (Деян 15:32),

Луций (Деян 13:1) (пророк и учитель),

Малахия (пророком не назван),

Манаил (Деян 13:1) (пророк и учитель),

Михей (3Цар 22:7, 3Цар 22:8, 3Цар 22:19) (пророком не назван),

Михей (Иер 26:18; Мих 1:1) (пророком не назван),

Модад (Чис 11:26) (пророком не назван),

Моисей (Втор 18:15; Втор 34:10),

Наум (пророком не назван),

Нафан (2Цар 7:2),

Одед (2Пар 28:9),

Осия (пророком не назван),

Савл (Деян 13:1) (пророк и учитель),

Самей (2Пар 12:5),

Самуил (1Цар 3:20; Деян 13:20),

Саул (1Цар 10:11) (во пророках, см. пророчествовать),

Седекия (Иер 29:21) (лжепророк),

Сила (Деян 15:32),

Симеон (Деян 13:1) (пророк и учитель),

Софония (пророком не назван),

Урия (Иер 26:20) (пророком не назван),

Хозай (2Пар 33:19) (пророком не назван),

Шемаия (Иер 29:31-32) (лжепророк).

Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:

пророк (Чис 12:6) (Суд 6:8) (2Пар 25:15),

один пророк (3Цар 13:11) (3Цар 20:13) (3Цар 20:25, 3Цар 20:38, 3Цар 20:41),

два пророка (Откр 16:3, Откр 16:10),

пророки (4Цар 23:2),

некоторые пророки (Деян 13:1),

прочие пророки (Неем 6:14) (лжепророки),

человек Божий (1Цар 2:27) (3Цар 13:1) (3Цар 20:28) (2Пар 25:7),

сыны пророков (3Цар 20:35; 4Цар 2:3, 4Цар 2:5),

50 сынов пророческих (4Цар 2:7),

100 пророков (3Цар 18:13),

400 пророков (2Пар 18:5) (лжепророки),

сонм пророков (1Цар 10:5),

весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16:22).

Пророками также названы в 3Цар 18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).

Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Цар 17:13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1:1), но их пророчества всегда имели как бы два плана — ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5:39; Откр 19:10) и наиболее ясно — самые великие пророки еврейского народа (Пс 21:2, Пс 21:17-19; Ис 9, 53; Иер 23:5-6; Иер 31:31; Иез 34:23-24; Дан 9:25).

В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шест-надцати пророков, которые делятся на больших (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и малых (остальные). Когда говорится закон и пророки (Мф 22:40; Рим 3:21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна (Мф 11:13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.

Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).

В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Цар 19:20), в Вефиле (4Цар 2:3), в Иерихоне (4Цар 2:5), в Галгале (4Цар 4:38) и в других местах (4Цар 6:1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Цар 4:1).

Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1:2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21:11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6:14; Деян 3:22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2:15; Откр 22:9). (см. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)
Словарь Никифорова :
Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа (1Кор 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель. Агав и др. По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний Ветхозаветных пророков составлял Мессия — Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его во Египет, избиение Вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть. Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых. Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и наконец вечное царство Христово, Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так ап. Петр пишет: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:22).