Загрузка

пророки

В Библии слово "пророки" упоминается в 58 стихах.

3Цар 22 : 10
Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
3Цар 22 : 12
И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
4Цар 23 : 2
И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.
2Пар 18 : 9
Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своем престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
2Пар 18 : 11
И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский; будет успех тебе, и предаст его Господь в руку царя.
2Пар 18 : 12
Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, пророки единогласно предрекают доброе царю; пусть бы и твое слово было такое же, как каждого из них: изреки и ты доброе.
1Езд 5 : 2
Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их.
2Езд 6 : 1
Во второй год царствования Дария Аггей и Захария, сын Аддо, пророки, пророчествовали Иудеям, которые были в Иудее и Иерусалиме, от имени Господа Бога Израилева.
Тов 14 : 5
Но опять Бог помилует их и возвратит их в землю; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века. И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно, и дом Божий восстановлен будет в нем на все роды века, - здание величественное, как говорили о нем пророки.
Ис 29 : 10
ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы.
Иер 2 : 8
Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают.
Иер 2 : 26
Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, -
Иер 4 : 9
И будет в тот день, говорит Господь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснутся священники, и изумятся пророки.
Иер 5 : 13
И пророки станут ветром, и слова [Господня] нет в них; над ними самими пусть это будет".
Иер 5 : 31
пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?
Иер 14 : 13
Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: "не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте".
Иер 14 : 14
И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.
Иер 14 : 15
Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки,
Иер 23 : 25
Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось".
Иер 26 : 7
Священники и пророки и весь народ слушали Иеремию, когда он говорил сии слова в доме Господнем.
Слово Пророки найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

В общем смысле.

Название «пророк» значит, как в еврейском, так и в греческом языке, «вещатель», именно — в особом смысле: провозвестник Божественных откровений, определений и воли Божией, а не только будущих событий. Другое обозначение для пророков в др. евр. языке — «прозорливец» или «провидец» — 4Цар 17:13; 2Цар 24:11. Ам 3:7. Ос 12:11. Иер 1:9, Иер 15:9. Характерно: Исх 7:1.

В более широком смысле названы пророками Авраам и патриархи вообще, а также Давид, как люди, бывшие в близком общении с Богом и воспринимавшие Его слово непосредственно от Него. Быт 20:7, также Давид — Деян 2:30.

Особое Божественное призвание и духовное озарение отличает истинного пророка от ложного.

Бог воздвигает пророка, наделяет его Своим словом и посылает к людям возвещать Его волю. Втор 18:18. Иез 2:3. Ис 6:8.

Божественное призвание имеет непреодолимую силу. Ам 3:8. Иер 1:6, Иер 20:9. Исх 4:1 и история Ионы.

Божьи мысли и воля Его сообщаются пророкам или непосредственным вдохновением, или в особых видениях, часто имеющих символический характер. 2Пет 1:21. Иер 1:11, Иер 1:13. Ам 7:7, Ам 8:1; видения Захарии (гл, 2 — 6) и т. д.

Лжепророки либо выдают собственные мысли за Божьи, либо говорят по внушению духа лжи. Они часто служат языческим божествам и бывают обличаемы и опровергаемы Божьими избранниками. Иер 14:14, Иер 28:15; 3Цар 22:6−23.

Задача пророков — раскрытие Божьих мыслей относительно Его народа и руководство народом по Божьей воле. При этом они приподнимают завесу, скрывающую будущее, настолько, насколько это служит обеим целям. Их проповедь охватывает в особенности две стороны:

Одна сторона — угрозы карой Божией за грех или грехи отдельных лиц (напр. выступление Самуила против Саула — 1Цар 15:10. Нафана против Давида — 2Цар 12:1, Илии против Ахава — 3Цар 17:1 и 18; и против целых городов и всего народа, напр. Ис 1:1. Ам 3:1-9:1 и т. д.)

Другая сторона — возвещение раскаявшимся помилование, (напр. Иез 18:21) и намерений Божиих относительно спасения Его народа (напр. Ис 40:1-66:1), причем пророчество простирается на отдаленное будущее — сравните: пророчества о Месии и Его Царстве, напр. Иер 31:31. Мих 5:1 и т. д.

Каким образом они пророчествовали?

В древнейшия времена они ограничивались словесной передачей Божьих определений. Вокруг них собирались ученики, иногда называемые «сынами пророков», напр. 4Цар 6:1 — и помогали распространять мысли Божьи в народе.

В позднейшее время к словесной передаче присоединилась письменная, чтобы слова Божии сохранились для следующих поколений (сравните: пророческие книги Ветхого Завета). Позднейшие пророки порою подкрепляли свои слова символическими действиями; так, напр. Иеремия (28, 10) возлагает на себя ярмо, а Иезекииль изображает осаду Иерусалима кирпичиной и противнем (4, 1).

Влияние пророков в Ветхом Завете.

Хотя в десяти Синайских заповедях — которые Господь Иисус сводит к двум (Мф 22:35−40) — дан нравственный закон во всей его полноте, однако народ Израильский постоянно склонялся к предпочтению закона обрядового и довольствовался внешним богопочитанием. Тем важнее должно было быть, по мысли Божией, значение провозвестников. Но в народной жизни они не производили коренного переворота, к которому призывали, и потому не могли влиять на судьбы народа. Для себя самих они не искали и не находили признания; некоторым выпала в удел мученическая кончина. При всем том, они не напрасно говорили и писали для своего времени. В значительной степени благодаря им в лучших элементах народа поддерживалось правильное отношение к Богу, выражением чего являются Псалмы, передающие все движения ищущей Бога души. В Пс 72:25 она возвышается даже до новозаветного доверия к Богу: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле».

Новозаветные пророки.

На переломе Ветхого и Нового Заветов стоит Иоанн Креститель. Его миссия — возвещать народу о приближении царства Божия и подготовлять к его встрече. Он совершал это зовом к покаянию и возвещением о милующей благодати Божией в прощении грехов раскаявшимся; свою проповедь он подкреплял символическим крещением (погружением в воду). Мф 3:2, Мф 3:5−10. Лк 3:3, Лк 4:14.

Иисус говорит о нем, что Он больше пророка, ибо ему было дано указывать прямо на Мессию. Мф 11:9, Мф 3:11. Ин 1:29 Ин 30:1-34:1.

Иисус:

И Он выступает сначала, как пророк, говоря о приближении царства Божия и, подобно древним пророкам Илии и Елисею, доказывая Свое посланничество знамениями и чудесами. Он, без сомнения, говорит о том, что Он выше пророка, и ученики Его скоро убеждаются в большей Его близости к Богу. Мф 4:17, Мф 12:41, Мф 16:13−16. Лк 7:16. Ин 6:14, Ин 6:68.

Но хотя Иисус был Тот, Который не только провозглашал, но и осуществлял Царство Божие, тем не менее Его земной подвиг совмещал и пророчество, сравните: пророческие речи у Мф 24:1 и 25.

Пророки имелись и в первых христианских церквах (Еф 4:11); пророческим духом были в особенности наделены сами апостолы. Задачей пророков было не только предсказывать церкви отдельные события, но и служить ей вообще проповедью, открывать сокровенное в сердцах и объяснять поступательное движение царства Божия. Деян 11:27, Деян 15:32, Деян 21:10; 1Кор 14:3, 1Кор 14:24. Деян 5:1−11 (Анания и Сапфира). Рим 9:1-11:1.

В церквах появлялись и лжепророки, как об этом предупреждал Иисус (Мф 7:15, Мф 24:11 Мф 24:1); поэтому Апостолы убеждают относиться с недоверием к тем из пророчествующих, чьи слова не согласуются с преподанным церкви учением и верою церкви. 2Пет 2:1; 1Ин 4:1; 1Фес 5:20.

Богатое пророческое наследие оставил нам ап. Иоанн в своем «Откровении». Оно освещает путь, по которому Бог ведет Свою Церковь к совершенству, и дано ей в назидание Иисусом через служение Апостола. В ряде картин показано Церкви, что ее ожидает в мире, и какова ее задача; вместе с тем, ей должно быть ясно, что все, в мире происходящее, в конечном итоге зависит от Мироправителя-Бога, и что поэтому через все бури судов Божиих рука Отца ведет ее к надежной пристани; уверенность в этом дает силу сохранить терпение и веру до блаженного конца. Откр 1:1, Откр 1:3; Откр 13:1, Откр 13:10; Откр 22:1, Откр 22:16.

Пророки называются также:

Видящими. 1Цар 9:9, 1Цар 9:19; 2Цар 24:11; 1Пар 9:22, 1Пар 21:9, 1Пар 25:5, 1Пар 26:28, 1Пар 29:29; 2Пар 16:7, 2Пар 29:25, 2Пар 33:18, 2Пар 35:15; Ам 7:12. Мк 3:7.

Людьми Божиими. Втор 33:1; 1Цар 2:27, 1Цар 9:6; 3Цар 12:22, 3Цар 13:1, 3Цар 13:17, 3Цар 13:24, 3Цар 20:28; 4Цар 1:9 4Цар 10:1, 4Цар 4:7, 4Цар 5:8 4Цар 20:1, 4Цар 6:10, 4Цар 7:2, 4Цар 8:7, 4Цар 13:19, 4Цар 23:17; 1Пар 23:14; 2Пар 8:14, 2Пар 30:16; Езд 3:2. Неем 12:24.

Пророки были:

Возбуждаемы Богом. Втор 18:18. Иер 29:15. Ам 2:11, Ам 7:15.

Избираемы Богом. Исх 7:1; 1Цар 3:20; Иер 1:5; Евр 4:11.

Посылаемы Богом. Иис. Нав 24:5. Суд 6:8; 2Пар 24:19, 2Пар 25:15, 2Пар 36:15; Езд 5:1; Ис 48:16. Иер 7:25, Иер 26:5, Иер 35:15, Иер 44:4. Иез 2:3. Ам 7:14, Ам 7:15. Мф 23:34. Лк 11:49.

Посылаемы Христом. Ис 48:16. Мф 23:34.

Исполняемы Духом Святым. Иез 2:2, Иез 3:24. Мих 3:8. Лк 1:15, Лк 1:67. Деян 2:4; 1Пет 1:11.

Вдохновляемы Духом Святым. Чис 11:25; 1Цар 10:10; 2Цар 23:2; Иез 11:5; Мф 22:43; Мк 12:36; Деян 1:16, Деян 11:28, Деян 19:6, Деян 28:25. Еф 3:5; 1Пет 1:11; 2Пет 1:21.

Бог вложил Свое слово в уста. Исх 4:12, Исх 4:15. Чис 22:38, Чис 23:5, Чис 23:16. Втор 18:18; 2Цар 23:2; 3Цар 12:15, 3Цар 22:28; 4Цар 20:19, 4Цар 23:16; 2Пар 36:21. Езд 1:1. Ис 51:16. Иер 1:9, Иер 5:14, Иер 36:4. Иез 3:27. Ос 12:11. Мф 10:20. Лк 1:70. Деян 3:21.

Пророки говорили от Бога. Чис 12:2, Чис 24:13. Втор 18:18; 3Цар 22:14; 2Пар 18:13, 2Пар 33:18, 2Пар 36:12. Иер 26:2. Дан 9:6. Ос 12:11. Агг 1:3, Агг 1:13, Агг 2:1. Зах 1:6, Зах 7:7. Лк 1:70. Еф 3:5. Евр 1:1. Иак 5:10.

Пророки говорили с властию. 3Цар 17:1. Мих 3:8.

Пророки все предсказали пришествие и страдания Христовы. Лк 24:27, Лк 24:44. Ин 1:45, Ин 11:51. Деян 3:22, Деян 3:24, Деян 10:43. Рим 1:2; 1Пет 1:10, 1Пет 1:11.

Бог послал пророков для того, чтобы:

Открыть Свой закон и Свою волю людям. Чис 9:23. Втор 4:5 Втор 8:1, Втор 18:18. Иис. Нав 22:5. Езд 9:10, Езд 9:11. Неем 9:14. Иер 7:25, Иер 11:1−4, Иер 23:22, Иер 26:8, Иер 44:4. Иез 2:7, Иез 3:10, Иез 12:10, Иез 40:4. Дан 9:10. Зах 1:6. Мал 4:4. Ин 1:17.

Увещавать грешников к покаянию. 4Цар 17:13; 2Пар 24:19, 2Пар 36:15. Неем 9:26. Ис 58:1. Иер 3:12, Иер 7:2−6, Иер 18:11, Иер 23:22, Иер 25:4−6, Иер 26:2, Иер 26:3, Иер 35:15, Иер 44:20. Ос 14:1. Мих 3:8. Зах 1:4, Зах 7:7−12. Мал 3:7.

Возвещать наказание и суд. 2Цар 24:20. Ис 13:6, Ис 13:9. Иер 6:21−27, Иер 7:20, Иер 18:11, Иер 23:20, Иер 25:8−11, Иер 26:4−6, Иер 43:10−12. Иез 5:8, Иез 6:1−3, Иез 7:1−3, Иез 14:21. Ос 4:1−3, Ос 6:5, Ос 8:1. Иоиль 1:15, Иоиль 2:1, Иоиль 2:11. Ам 3:1. Авд 1:15. Ин 3:4.

Открыть будущие события. Быт 49:1. Чис 24:14. Втор 4:30, Втор 31:29; 3Цар 14:7−12; 4Цар 8:10, 4Цар 8:12, 4Цар 20:1. Ис 2:2, Ис 39:6, Ис 42:9, Ис 48:3. Иер 37:17. Дан 2:29, Дан 2:30, Дан 10:14. Ам 3:7. Мих 4:1. Деян 1:16, Деян 2:16−18, Деян 11:28, Деян 21:11, Деян 26:22; 1Пет 1:11. Откр 1:19, Откр 22:6.

Предсказать пришествие Мессии. Втор 18:15−18. Ис 7:14, Ис 9:5. Иер 23:5, Иер 23:6. Дан 9:24, Дан 9:25. Мих 5:2. Зах 9:9. Ин 1:45. Еф 3:5.

Возвещать спасение грешникам. Ис 35:4, Ис 40:1, Ис 40:2, Ис 46:13, Ис 52:10, Ис 55:1−3, Ис 59:20, Ис 62:11. Иер 3:23. Рим 1:1 Рим 2:1; 1Пет 1:10, 1Пет 1:12.

Пророки были одарены сверхестественными силами:

Видения и предвидения. Втор 31:29; 1Цар 9:15−17; 3Цар 14:4−6; 4Цар 5:26, 4Цар 6:9−12, 4Цар 6:31, 4Цар 6:32, 4Цар 8:10; 4Цар 13:1. 2Пар 25:16; Иер 38:21−23. Ам 3:7. Деян 5:3−9, Деян 27:23, Деян 27:24.

Чудес. Исх 7:20, Исх 7:21, Исх 9:8 Исх 11:1; Нав 10:12−14; 3Цар 13:4−6, 3Цар 17:1, 3Цар 17:17−22; 4Цар 1:10−12, 4Цар 2:8, 4Цар 6;18−20, 4Цар 8:5; Пс 104:26, Пс 104:27. Евр 11:33−35.

Бог исполняет слово Своих пророков. 3Цар 8:20, 3Цар 12:15; 2Пар 10:15; 3Цар 17:16; 4Цар 1:10, 4Цар 1:17, 4Цар 4:17, 4Цар 7:17, 4Цар 10:10, 4Цар 23:16; 2Пар 36:21, 2Пар 36:22. Езд 1:1, Езд 6:14; Ис 44:26; Иер 14:29; Дан 9:12; Мф 2:17, Мф 4:14, Мф 8:17, Мф 12:17, Мф 13:14, Мф 21:4, Мф 26:56; Лк 24:44, Ин 12:38. Деян 1:16, Деян 3:18.

Верьте пророкам. Исх 14:31; 2Пар 20:20. Лк 16:31, Лк 24:25. Ин 5:46, Ин 5:47, Ин 13:20.

Помните слова пророков. 2Пет 1:19, 2Пет 3:2.

Остерегайтесь ложных пророков. Мф 7:15.

Не слушайте ложных пророков. Втор 13:3. Иер 23:16, Иер 27:14, Иер 27:15, Иер 29:8 Иер 9:1.

Признак истинного и ложного пророка. Чис 16:28, Чис 16:29. Втор 18:21, Втор 18:22; 3Цар 18:36, 3Цар 22:28; 2Пар 18:27; 4Цар 1:10, 4Цар 5:8. Ис 41:22. Иер 28:9. Иез 33:33. Деян 13:10, Деян 13:11.

Злые:

Обходятся с пророками как с обольстителями. 2Пар 36:16. Иер 43:2.

Презирают и насмехаются над пророками. 4Цар 2:23; 2Пар 36:16. Иез 21:5. Иер 15:10, Иер 20:7. Плач 3:14, Плач 3:63. Деян 17:32. Евр 11:36.

Насмехаются над предсказаниями пророков. 2Пар 36:16. Ис 5:19, Ис 28:14, Ис 28:15. Иер 17:15. Иез 12:22, Иез 12:27; 2Пет 3:4.

Отказываются слушать и повиноваться пророкам. 2Цар 24:19. Неем 9:30. Иер 7:25−27, Иер 25:4, Иер 26:5, Иер 29:19, Иер 35:15, Иер 44:4, Иер 44:5. Дан 9:6. Зах 7:12.

Не любят внимать пророкам. 3Цар 22:8; 2Пар 18:7; Ис 30:10.

Запрещают пророкам пророчествовать. Ис 30:10. Иер 11:21. Ам 2:2, Ам 7:16. Мих 2:6.

Повелевают пророкам пророчествовать все приятное, по их желанию. 3Цар 22:13; 2Пар 18:12; Ис 30:10. Мих 2:11.

Преследуют и умерщвляют пророков. 1Цар 22:16−19; 3Цар 18:4, 3Цар 19:10, 3Цар 22:27; 2Пар 24:20−22. Иер 38:9. Неем 9:26. Мф 5:12. Деян 7:52. Евр 11:36−38.

Бог наказывает злых:

Отнимая Своих пророков. 1Цар 3:1. Пс 73:9. Плач 2:9. Иез 3:24−26, Иез 7:26. Ам 8:12. Мих 3:6, Мих 3:7.

Посылая ложных пророков. 3Цар 22:22, 3Цар 22:23; 2Пар 18:21, 2Пар 18:22. Мих 2:11.

Наказание за отвержение и отказ слушать пророков. 2Пар 24:19, 2Пар 24:23, 2Пар 36:16. Неем 9:30. Ис 30:12−14. Иер 11:21−23, Иер 26:4−6. Дан 9:10−12. Зах 7:11, Зах 7:12; 1Фес 2:15, 1Фес 2:16.

Возьмите в пример терпение пророков. Иак 5:10.

Пророк не бывает почтен в своем отечестве. Мф 13:57. Мк 6:4. Лк 4:24. Ин 4:44.

Награда тому, кто принимает пророков. Мф 10:41. и 3Цар 17:9−15; 2Тим 1:16−18; Евр 6:10; 3Ин 1:5−8.

Иудеи преследовали и умерщвляли пророков. 3Цар 18:4, 3Цар 19:10, 3Цар 19:14. и Рим 11:3. Неем 9:26. Иер 2:30. Мф 23:29−35 и Лк 11:47−51. Мф 5:12 и Лк 6:23. Деян 6:52; 1Фес 2:15.

Пророк Иоанн Креститель послан приготовить пришествие Мессии. Мал 3:1. Мф 11:10. Мк 1:2−4. Лк 7:27. Ис 40:3. Мф 3:3. Лк 3:4. Ин 1:15, Ин 1:23.

Иерусалим, который убивает пророков. Мф 23:37. Лк 33:1, Лк 34:1.

Бог запрещает худо обходиться с Его пророками. 1Пар 16:22. Пс 104:15. Зах 2:8.

Бог хранит и покровительствует Своим пророкам. Исх 3:12. Втор 31:6. Нав 1:5, Нав 1:9; 4Цар 1:15, 4Цар 6:16, 4Цар 6:17. Пс 26:5, Пс 63:3. Иер 1:8, Иер 1:19, Иер 15:20, Иер 15:21, Иер 36:26. Плач 3:57, Плач 3:58. Иез 2:6. Дан 6:22. Лк 21:18. Деян 12:11, Деян 18:10; 2Тим 4:16. Евр 13:6.

Бог мстит за кровь Своих пророков. Втор 32:42; 4Цар 9:7; Пс 78:10; Мф 23:35; Лк 11:50, Лк 11:51; 2Фес 1:6; Откр 6:10, Откр 16:6, Откр 18:20, Откр 18:24, Откр 19:2.

Мессия должен быть великим пророком, подобным Моисею. Втор 18:15, Втор 18:18. Деян 3:22, Деян 7:37.

Иисус Христос был признан за великого пророка. Мф 16:14, Мф 21:11, Мф 21:46. Ин 9:17. Лк 7:16, Лк 24:19. Ин 3:2, Ин 4:19, Ин 6:14, Ин 7:40.

Пророк Моисей видел Бога лицом к лицу. Исх 33:11. Чис 12:7, Чис 12:8. Втор 34:10.

Иоанн Креститель был великий пророк. Мал 5:4. Мф 11:9−11, Мф 14:5, Мф 21:26. Лк 1:76, Лк 7:26−28.

Примеры. Авраам. Быт 20:7. Иаков. Быт 49:1. Аарон. Исх 7:1. Мария пророчица. Исх 15:20. Моисей. Исх 4:12. Чис 16:28, Чис 16:29. Втор. гл. 33. Ин 9:29; Ин 70:1 старцев. Чис 11:25. Елдад и Модад. Чис 11:26, Чис 11:27. Валаам. Чис 23:5, Чис 24:2. Девора пророчица. Суд 4:4. Самуил. 1Цар 3:20, 1Цар 3:21; 1Пар 26:28. Саул. 1Цар 10:6, 1Цар 10:10−13. Нафан. 2Цар 7:2, 2Цар 12:1; 1Пар 29:29; 2Пар 9:29. Давид. 2Цар 23:2. Деян 1:16, Деян 2:30. Ахия. 3Цар 11:29, 3Цар 12:15; 2Пар 9:29, 2Пар 10:15. Самей. 3Цар 12:22; 2Пар 12:15. Человек Божий от Иуды. 3Цар 13:1. Пророк из Вефиля. 3Цар 13:11. Ииуй. 3Цар 16:1; 2Пар 20:34. Илия. 3Цар 17:1, 3Цар 18:22, 3Цар 21:17−19. Михей. 3Цар 22:28. Иер 26:18. Мих 1:1. Елисей. 3Цар 19:16; 4Цар 2:15, 4Цар 6:12, 4Цар 9:1. Исаия. 4Цар 19:2. Ис 1:1, Ис 37:2. Мф 4:14. Лк 4:17. Деян 28:25. Алдама пророчица. 4Цар 22:14; 2Пар 34:22. Гад. 1Пар 21:9, 1Пар 29:29; 2Пар 29:25. Асаф. 1Пар 25:2; 2Пар 29:30. Идифун. 1Пар 25:3; 2Пар 35:15. Еман. 1Пар 25:5. Адд. 2Пар 12:15, 2Пар 13:22. Езд 5:1. Ананий. 2Пар 16:7. Азария. 2Пар 15:1. Иозиил. 2Пар 20:14. Елиезер. 2Пар 20:37. Люди Божии. 2Пар 25:7, 2Пар 25:15. Захария. 2Пар 24:20. Езд 5:1. Зах 1:1, Зах 1:7. Мф 23:35. Одед. 2Пар 15:8, 2Пар 28:9. Иеремия. 2Пар 36:12. Иер 1:4−9, Иер 20:1. Аггей. Езд 5:1, Езд 6:14. Агг 1:1, Агг 1:3. Урия. Иер 26:20. Иезекииль. Иез 1:3, Иез 25:2, Иез 34:2. Даниил. Дан 1:17, Дан 10:1. Мф 24:15. Осия. Ос 1:1. Иоиль. Иоиль 1:1. Амос. Ам 1:1, Ам 3:1. Авдий. Авд 1:1. Иона 1:1. Ин 3:1−4. Мф 12:39. Наум. Наум 1:1. Аввакум. Авв 1:1. Софония. Соф 1:1. Малахия. Мал 1:1. Иоанн Креститель. Лк 1:76. Мф 14:5, Мф 21:26. Мк 11:32. Лк 20:6. Анна пророчица. Лк 2:36. Каиафа. Ин 11:51. Агав. Деян 11:28, Деян 21:10. Иуда и Сила. Деян 15:32. Ученики Ефеса. Деян 19:6. Четыре пророчицы. Деян 21:9. Енох. Иуд 1:4.

Словарь Нюстрема :
евр. навиим. Так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха и идолопоклонства, и свидетельствовать о могущественных делах Божиих в прошедшем. Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего, хотя и это часто входило в их миссию, но они были прежде всего провозвестниками воли Божьей. Греческое слово «профетес» также, как и еврейское «нави» обозначает просто оратора или вестника (срав. «Нево»). Авраам является первым, который назван пророком. В Быт 20:7 Бог говорит Авимелеху «он (Авраам) пророк и помолится о тебе», хотя мы нигде не видим, чтобы Авраам предсказывал события. Аарон также называется пророком Моисея (Исх 7:1), так как он являлся лицом, которому было поручено пересказывать все то, что Моисей слышал от Бога. Итак, пророки Израиля были людьми особо призванными и являлись орудием, через которое Иегова говорил к народу. Часто, когда священники и цари заблуждались или когда угрожали бедствия и голод, выступали пророки. Эти строгие и ревностные выходцы из народа, грозными, осуждающими проповедями, или же гневными, ободряющими и утешающими речами, то указывали на дела Господа в прошлом и глубоко внедряли в сердца людей сознание необходимости сердечного послушания Богу, а не одного лишь выполнения обрядовой стороны закона; то возвещали грядущие наказания, которые будут совершаться руками иноплеменников, нападающих на непокорного Израиля; и говорили о возмездии, которое постигнет языческие народы за порабощение ими Израиля. Предсказывали также о дивных временах царства Мессии и о том спасении, которое, в лице Царя этого Царства, будет явлено на горе Сионе, а оттуда распространится на народы всей земли (4Цар 17:13, Иер 25:4).

Взятые из различных слоев общества, некоторые от сохи или стада (3Цар 19:20, Ам 7:15) и охваченные пересозидающей, переплавляющей, усмиряющей и закаляющей силой Духа (1Цар 10:6 и дал., Ис 6:5 и дал., Иер 1:6 и дал., Иез 3:8), пророки выступали среди склонного к идолопоклонству изнежненного народа со святым дерзновением и самоотвержением (4Цар 1:1-8, 4Цар 5:15 и дал., Мф 3:4), говоря во имя Господа, терпя злострадания (Иак 5:10). Иногда они соединяли свою проповедь с символическими поступками; таким образом — путем личных выступлений, а иногда и семейных обстоятельств, пророки являлись знаменем для народа (Ис 8:18, Ис 8:20, Иер 19:1, Ос 1:3, Иез 4:5), будучи во всех обстоятельствах верны своему Господу: и в плену, и в тюрме, и в смерти (Мф 23:34 и дал., Евр 11:32 и дал.).

Подобно тому, как Аарон был пророком (голосом) Моисея (Исх 7:1) или его устами (Исх 4:16), — и пророки должны были передавать людям только Слово Божие; поэтому они часто начинают свою речь словами: «Так говорит Господь». Следовательно, они говорили только то, что им внушал Бог и не выдавали себя за всезнающих прорицателей, могущих все предсказать (4Цар 4:27), за каковых их часто принимало общественное мнение (4Цар 6:12). Библия также иногда отличает собственный вымысел пророка от того слова, которое Бог повелел ему передать (2Цар 7:3 и дал., срав. 1Кор 7:10 и дал.).

На обязанности пророков лежало говорить Слово Божие, и их речь всегда вращалась вокруг Бога-Слова (Личного Слова), центра и главного предмета их пророчества. Христос, будучи сущностью и силой прообразных жертв, являлся также и средоточием пророчеств: «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр 19:10); пророки говорили» будучи движимы Духом Святым» (2Пет 1:21); они исследовали и свидетельствовали о страданиях Христовых и о последующей за ними славе по вдохновению живущего в них Духа Христова (1Пет 1:10 и дал., Лк 24:27, Лк 24:44, Деян 10:43). Все они были предтечами Великому Пророку, Которого Господь через Моисея обещал воздвигнуть сынам Израилевым из среды их братьев (Втор 18:15 и дал, Деян 3:22 и дал.).

Обетование в Втор 18:1 о пророке, которому поручено будет говорить Слово Божие народу, понимается некоторыми, как указание на ветхозаветных пророков, которых Бог по временам посылал Израилю, хотя это обетование собственно указывает на Христа, «Великого Пророка», большего, нежели Моисей, хотя Моисей был величайшим пророком в Ветхом Завете (Втор 34:10). см. сравнение между Моисеем и Христом в Евр 3 гл. Такую достойность или многоразличие мы замечаем в некоторых из пророческих предсказаний.

Пророчество, которое ближайшим образом предугадывает вскоре предстоящее событие, может также содержать представление о еще более великом событии, относящемся к отдаленным временам. Например, пророчество Исайи об Еммануиле указывает сначала на спасение от сириян, а затем также на другое, великое спасение через Сына, рожденного от Девы (Ис 7:14 и дал., Мф 1:23). Пророчество Мф 24:1 сопоставляет разрушение Иерусалима со вторым пришествием Иисуса Христа. Одним словом, многие пророчества можно уподобить картине, на переднем плане которой нарисовано небольшое селение с церковью, а на заднем плане — синеющие горы, находящиеся на расстоянии многих миль от селения. (Срав. Ис 6:9 с Мф 13:14, Пс 108:8 с Деян 1:16, Деян 1:20). Иногда указание пророка на какое-либо дело Божие в прошедшем времени являлось также указанием на что-то еще большее в будущем. (Срав. Ос 11:1 с Мф 2:15). Пророки часто получали свои откровения в виде картин, которые, подобно панораме, проносились перед их внутренним взором в видении или в сновидении, в то время как их тело находилось в состоянии экзальтации или просто во сне. Исследуйте сказанное об Аврааме (Быт 15:12 и дал.); Иеремии (Иер 31:26); Исайи (Ис 6:1); о том как были на Иезекиле «рука Господня» и «дух» (Иез 1:3, Иез 2:1, Иез 2:2, Иез 3:14, Иез 11:1, Иез 11:24); и как Даниил изнемог и заболел от тех видений, которые представились его взору (Дан 8:27, Дан 10:8 и дал.); Срав. также рассказ о Валааме (Чис 24:2 и дал.); Петре (Деян 10:10 и дал.); Иоанне (Откр 1:10 и дал.). Настоящие и будущие события являлись при этом взору пророка не в последовательном по времени порядке, иногда даже о будущих событиях говорится так, как будто они уже совершились: например, пророчество Ис 53:1. Во время подобного прозрения духа все душевные способности пророка достигали такого напряжения, что переходили границы его природных дарований, так что он сам не вполне ясно понимал цель и значение тех сообщений, которые ему поручалось передать. Так, мы видим, что Даниил и Иоанн просили и получили объяснения некоторой части тех откровений, которые им были даны (Дан 8:15 и дал., Откр 17:7 и дал.). Из 1Пет 1:11 видно, что пророки не вполне понимали, на которое и на какое время указывал Дух, и из Дан 12:8 и дал. следует, что смысл некоторых предсказаний остался для них сокрытым.

Символические действия, которые должны были совершать пророки — часто очень трудно понять и объяснить; поэтому некоторые склонны согласиться с Шаффом (Schaff), который говорит относительно пророка Иезекииля; «Многие из символических действий, по всей вероятности, не буквально совершались пророком, а только описываются таким образом для риторического эффекта». Например, написано, что Иезикииль съел книжный свиток (Иез 2:9, Иез 3:3); что дух (ветер) поднял его между землею и небом и принес его по воздуху в Иерусалим (Иез 8:3 и дал.). Некоторые так же понимают рассказ о браке пророка Осии (Ос 13:1) с блудницею Гомерь. Одно, по крайней мере, ясно, что именно так нужно понимать слова о чаше с вином ярости, которую Господь подал Иеремии, и из которой он напоил народы (Иер 25:15).

Рука Господня, которая брала человека и делала его орудием для откровения воли Божьей, избирала иногда таких людей, которые в прямом смысле слова не были пророками и даже не принадлежали к народу Божьему. Филистимлянин, мадианитянин, вавилонянин и римлянка могли получать пророческие видения во сне (Быт 20:6, Суд 7:13, Дан 2:1, Мф 27:19); развратитель Валаам был принужден пророчествовать и благословлять, вместо того, чтобы проклинать (Чис 22:1Чис 24:1, Срав. 31:16); даже Каиафа, сам того не ведая, пророчествовал (Ин 11:51).

Еще несколько слов о внешнем виде пророков. Их одежда, обыкновенно, состояла из длинного широкого плаща сделанного из грубой шерстяной или волосяной ткани (3Цар 19:13, 4Цар 2:8, 4Цар 2:13), называемой также вретищем (Ис 20:2), опоясанного кожаным поясом (4Цар 1:8, Мф 3:4). Два свидетеля Господня в последнее время также будут пророчествовать, облеченные во вретище (Откр 11:3). Лжепророки подражали пророкам своей одеждой (Зах 13:4).

В противоположность священникам, служение которых совершалось только в святилище, пророки выступали со своей проповедью повсюду, где того требовали обстоятельства. Они проповедывали в общественных местах, на улицах и торговых площадях, около городских ворот и на дворах храма (Ис 20:1, Ис 20:2, Иер 7:2, Иер 19:14, Иер 26:2, Иер 19:14, Иер 26:2, Иер 29:26, Ин 3:4). Когда Бог повелевал им, они безбоязненно выступали в царских дворцах, обличая царей в их преступлениях и объявляя суды Божьи, как, например, Самуил перед Саулом; Нафан перед Давидом; Илия перед Ахавом и Исайя перед Ахазом и Езекиею (Ис 7:1, Ис 38-39). В Израильском царстве, где после разделения — во времена Иеровоама, — никакого регулярного богослужения и никаких законных священников не было, пророки являлись единственными представителями верховной власти Иеговы. Люди собирались у них для молитвы и приносили к ним хлебные начатки (4Цар 4:23, 4Цар 4:42, Срав. 4Цар 17:13, 4Цар 17:23).

Живая речь, которая, как уже было замечено, иногда сопровождалась символическими поступками, возвышалась иногда до поэтического энтузиазма (Ам 5:1, Ис 5:1). В древнее время и музыка также содействовала возбуждению пророческого дара. Елисей просил призвать гуслиста, когда стоял перед Иорамом для того, чтобы сказать ему слово Господне. «И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар 3:15). Пророки на холме Божием (Гиват-Елохим) пророчествовали при звуках музыки на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях, и, когда Саул встретил их, «сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1Цар 10:5 и дал.). Вероятно, в этом случае пророчествование состояло в том, что они в восторге пели духовные песни, равно как в 1Пар 25:1 певцы при богослужении представляются как пророчествующие на своих инструментах.

Когда Дух Божий совершенно овладевает человеком, так что он не сам говорит или действует, а Дух говорит и действует через него, тогда и речь и действие того человека называются пророчествованием в истинном смысле слова. Если, с другой стороны, злой дух настолько овладевает человеком, что он действует или говорит по вдохновению этого духа, то и это в Библии носит название пророчествования. Так, в 1Цар 18:10 написано, что Саул, когда злой дух от Бога напал на него, бесновался (по-евр. «пророчествовал») в своем доме; он поступал, как сумасшедший: бросал копьем в Давида, намереваясь пригвоздить его к стене — и об этом сказано, что он «пророчествовал», т.е. действовал по вдохновению. В 3Цар 18:29 то же слово обозначает поступок пророков Ваала: они стали кричать громким голосом и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась по ним; прошел полдень, а они все еще пророчествовали (русс, перевод «бесновались»). Срав. рассказ в 1Цар 19:20 и дал., где говорится, что Саул послал слуг взять Давида. Слуги увидели сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними; Дух Божий сошел на них, и они стали пророчествовать. Саул послал еще два посольства — получились те же результаты. Тогда Саул пошел сам в Раму; и вот Дух Божий сошел также на него; он снял свою одежду «и пророчествовал перед Самуилом и весь день тот и всю ночь лежал неодетый».

Следовательно, мы видим, что слово «пророчествовать», кроме общеизвестного значения

1) говорить от имени Господа людям в назидание, увещание и утешение (1Кор 14:3 и дал.);

2) предсказывать сокрытое и будущее (Мф 26:68, 1Кор 13:2, Иуд 1:14) также может обозначать

3) петь и играть

4) поступать ненормально по вдохновению от доброго или злого духа.

Другое назначение пророков было — писать историю. Моисей, великий пророк Израиля, записал не только закон, данный Богом, но и начальную историю своего народа. Впоследствии, мы видим, что некоторые из пророков записывали не только свои пророчества, но и историю отдельных царей, или целых исторических периодов. Упоминается не менее пяти пророков, или провидцев, как летописцев царствования Соломона (1Пар 29:29, 2Пар 9:29); срав. далее 2Пар 12:15, 2Пар 13:22, 2Пар 26:22, 2Пар 32:32). Поэтому евреи в своем расположении книг Ветхого Завета поместили под названием «старшие пророки» те большие исторические книги, которые в нашей Библии следуют непосредственно после книг Моисеевых, именно кн. Иисуса Навина, кн. Судей и 4 книги Царств. Смотри «Библия». В противоположность этим книгам они дали название «младшие пророки» книгам, написанным пророками в настоящем смысле этого слова. «Великими пророками» называют Исайю, Иеремию, Иезекииля к которым у нас присоединена и книга пророка Даниила, отнесенная евреями к поэтическим книгам Ветхого Завета; «Малыми пророками» называются Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Время выступления этих пророков заключается, приблизительно, между 800-400 годами до Р.Хр. Хотя и трудно с полной уверенностью определить их хронологическую последовательность, но все-таки, приблизительно, можно наметить 4 периода. В первый период (до переселения Израиля в Ассирию 722 г. до Р.Хр.) выступали Амос, Осия, Иоиль, Исайя и Михей; во второй период (с 722 г. до переселения в Вавилон, 606 г. до Р.Хр.) Наум, Софония, Иеремия, Аввакум и Авдий; в 3 период (во время Вавилонского плена) Иеремия, Иезекииль и Даниил и в 4 период (по возвращении из Вавилонского плена) Аггей, Захария и Малахия. (Относительно распределения исторических и пророческих книг для чтения в евр. синагогах, см. «Законы Моисеевы».

Кроме этих пророков, книги которых имеются в Библии, еще упоминается не малое число посланных Богом мужей с этим названием; вот имена этих пророков, кроме Моисея: Самуил, прибл. 1100 г. до Р.Хр. (1Цар 3:20, Деян 3:24, Деян 13:20); далее, во время царствования Давида и Соломона: Гад и Нафан; во время Ровоама и Иеровоама: Ахия, Самей и Адда; во время Асы, Ваасы и Иосафата: Азария, Ананий, Ииуй, Михей и Иозиил (2Пар 20:1-4). Елиазар и Одел; во время Ахана и Иоахаза: Илия, Елисей и Михей; во время Иоаса: Захария (2Пар 24:20) и во время Иоакима: Урия.

Женщины также иногда получали дар пророчества. Мы знаем следующих пророчиц Ветхого Завета: Девору, жену Лапидофа (Суд 4:4), Олдаму, жену Шаллума (4Цар 22:14), Мариамь также названа пророчицей (Исх 15:20). Ноадия была лжепророчицей и противодействовала Неемии (Неем 6:14). Однако слово «пророчица» у Ис 8:3 употреблено не иначе, как в смысле «жены пророка». В Новом Завете упоминается о пророчице Анне (Лк 2:36) и о жене Иезавели, которая выдавала себя за пророчицу (Откр 2:20).

Как видно из приведенных мест, пророк Самуил является первым звеном в цепи пророков (Деян 3:24, Деян 13:20), через которых Бог воспитывал народ израильский. В промежутке от Моисея до Самуила редко слышен пророческий голос (см. Суд 4:4, Суд 6:8 и дал., 1Цар 2:27 и дал.), С Самуила в этом смысле началась новая эра. Пробуждению народных масс содействовали, возникшие сначала при Самуиле, а потом при Илие и Елисее — школы пророков; эти школы состояли из набожных людей, которые, как служители и ученики, сплачивались вокруг пророков. Священное Писание называет их «сынами пророков». Мы знаем о таковых школах в Навафе (1Цар 19:19 и дал.), в Вефиле (4Цар 2:3), в Иерихоне (4Цар 2:5), в Галгале (4Цар 4:38) и также в других местах (4Цар 6:1, 4Цар 6:2). Сыны пророческие жили вместе (4Цар 6:1), часто большими группами (4Цар 2:16, 3Цар 18:4, 3Цар 18:13) и имели общий стол (4Цар 4:38 и дал.), среди них были и женатые мужи (4Цар 4:1). Вероятно, в этих пророческих школах изучали слова откровения (Слово Божие) и посредством проповеди и песнопений пробуждали и развивали теократический (т.е. где Бог является Правителем) дух. Сыны пророческие, или ученики, иногда выходили стройными рядами, говорили и пели, что видно из 1Цар 10:5, 1Цар 19:20 и дал. Иногда сыны пророческие посылались пророком с особым поручением. Например, Елисей послал одного из них помазать Ииуя в цари (4Цар 9:1). Из вышесказанного нельзя сделать заключения, что только посещавшие эти школы, и выступали потом, как пророки. Пророческий дух иногда охватывал мужей из народа, совершенно неподготовленных к тому (2Пар 20:14). Aмос ясно высказал, что он не был пророком или сыном пророка, но что Бог взял его от стада (Ам 7:14 и дал.); Иеремия и Иезекииль происходили из священнического рода; Софония, м.б., из царского рада.

Кроме название «пророк», встречаем и другие названия, обозначающие этих посланников Господа. Вследствие того, что божественное откровение нередко давалось посредством внутреннего видения или прозрения, пророк назывался провидцем (евр. роэ) или прозорливцем (евр. хоце). Исаия жалуется на то, что сыны израилевы говорят провидящим: «Перестаньте провидеть» и прорицателям: «не всматривайтесь» (евр. текст) (Ис 30:10). Гад назван прозорливцем Давидовым (1Пар 21:9). В 1Пар 29:29 Самуил назван провидцем, Нафан — пророком и Гад — прозорливцем. Во 2Пар 9:29 упоминается об Иоиле прозорливце и т.д. Из 1Цар 9:9 мы узнаем, что пророки прежде назывались прозорливцами. В Чис 12:6 и дал., говорится о разнице между низшей формой откровения — посредством видения и сновидения и высшей формой, которую Бог даровал Своему рабу Моисею: «Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит», С другой стороны Иеремия предостерегает от пророков, которые передают сны, и посылает к Слову Божию (Иер 23:28).

Как орудие Господа, водимое Духом, пророк имеет и другие названия. Так, например, пророк Аггей называется «Ангелом Господа» (евр.), т.е. вестником Господа (Агг 1:13). Нередко мы встречаем название «человек Божий», обозначающее пророков (1Цар 2:27, 1Цар 9:6, 1Цар 9:10). Так же назван и Моисей (Втор 33:1, Пс 89:1). «Вдохновенный» (евр. муж Духа) — наименование пророка в Ос 9:7. Другое название, указывающее на ответственность пророческого служения, есть «страж» (Ис 52:8, Ис 56:10, Иер 6:17, Иез 3:17, Иез 33:2 и дал., срав. Евр 13:17). Наконец, пророк часто называется «рабом Господа» (Ам 3:7, 4Цар 17:13, Иер 7:25).

В противоположность истинным пророкам Господа, часто упоминается о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов (Иер 23:13), и жили в пороках, утверждая и прочих в нечестии (Иер 23:14) или ложно выдавали себя за говорящих от имени Господа (Иер 29:23). Число их было велико.

Израильский царь Ахав собрал 400 таких лжепророков (3Цар 22:6). Иеремия скорбит о том, что и священники, и пророки лицемеры и нечестивцы, и что, благодаря им, нечестие распространилось из Иерусалима на всю землю (Иер 23:11, Иер 23:15). О характере и отличительном признаке лжепророков срав. Втор 18:20 и дал., Иер 23:9 и дал., Иез 13:14. Они появлялись среди народа, будучи похожими по внешности на истинных пророков Господних, одетые в такие же одежды из грубой шерсти (власяницы) или овечьей шкуры (Зах 13:4, Мф 7:15). О лжепророках срав. Иез 13:17 и дал.

Когда мы переходим к Новому Завету, то нам приходится отметить, что некоторые из евреев поняли Втор 18, в смысле пророчества, указывающего на определенного пророка, предшествующего Мессии, причем они думали, что это будет один из ветхозаветных пророков, воскресший из мертвых (см. Мф 16:14, Ин 7:40 и дал.). Имея ввиду только воскресшего из мертвых пророка, евреи спросили Иоанна Крестителя: «Ты ли пророк?» на что он ответил отрицательно, так как он не воскрес из мертвых (Ин 1:21, Ин 1:25). Кто такой он был в библейском смысле, см. Мф 11:13, Мф 11:14, Мф 17:12, Мф 17:13.

Название «пророк» в Новом Завете дается не только ветхозаветным пророкам, из которых Иоанн Креститель был последним и величайшим, по собственным словам Иисуса (Мф 11:1, Лк 7:28), но и Самому Иисусу — «Пророк из Назарета Галилейского» (Мф 21:11). «Тот Пророк. Которому должно прийти в мир» (Ин 6:14, Деян 3:22 и дал), а впоследствии, в среде христианской церкви, — христианам обоего пола, говорящим на собрании (1Кор 11:4, 1Кор 14:29). Так у благовестника Филиппа были четыре дочери, которые пророчествовали (Деян 21:9).

Дар пророчества новозаветных пророков, который состоял в том, что они говорили краткое слово в назидание, увещание и утешение, отличался от дара апостольства и учительства и ставился среди духовных даров выше всех, как наиболее назидавший церковь. (Срав. 1Кор 12:10, 1Кор 12:28, 1Кор 14:1, 1Кор 14:3, 1Кор 14:22, 1Кор 14:30). Нельзя было уничижать пророчества (1Фес 5:20); у каждого оно не должно было превышать его веры (Рим 12:6). Иисус, вероятно, указывает на этих пророков в Мф 10:41, Мф 23:34, также и ангел в Откр 22:9. Мы находим далее, что в Антиохии, в тамошней церкви, были пророки и учителя, которые, по вдохновению Св. Духа, отпустили Павла и Варнаву в их первое миссионерское путешествие (Деян 13:1). Иуда и Сила, будучи пророками, обильным словом преподали наставление братьям и утвердили их (Деян 15:32). В Еф 3:4, Еф 3:5 говорится, что тайна Христова теперь открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым; и в Еф 4:11, что Он поставил (гр. т. даровал) церкви своей апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Без сомнения, апостол имел в виду этих пророков, говоря: «вы утверждены на основании апостолов и пророков» (Еф 2:20), т.е. на том же основании, на котором были утверждены первые свидетели и посланники Христовы. Многие все-таки относят эти слова к новозаветным апостолам и ветхозаветным пророкам и к возвещавшемуся ими основанию спасения.

Разница между даром пророчества в этом смысле и даром говорить (иными) языками была та, что пророк говорил по вдохновению и побуждению Духа Святого, сохраняя самообладание и ясность духа, между тем, как говорящий языками говорил в состоянии исступления, которое затуманивало его сознание. От дара учительства дар пророчества отличался тем (по Иоанну Златоусту), что пророчествующий говорил только по побуждению Духа; учитель же говорил и от своего собственного сердца и ума.

Также и у новозаветных пророков упоминается дар пророческого предсказания, а именно: у Агава (Деян 11:28, Деян 21:10 и дал.).

Наконец, в Откр 11:3 говорится о двух свидетелях Божих, которые будут пророчествовать с силою Моисея и Илии 1.260 дней, будучи облечены во вретище; после чего они будут убиты в Иерусалиме и 3 1/2 дня спустя воскреснут и взойдут на небо.