Загрузка

псалмы

В Библии слово "псалмы" упоминается в 1 стихах.

Иак 5 : 13
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Слово Псалмы найдено в следующих словарях:
Словарь Нюстрема :
Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири — сборника духовных песнопении народа израильского. Эти псалмы поются по всему лицу земли на сотнях языков. Еврейское название этого сборника, — одной из, так называемых, поэтических книг Ветхого Завета, — техиллим, т.е. хвалебные песни. Другое общее еврейское название находим в Пс 71:20 — Тефиллот — молитвы. Эти два наименования определяют также внутренее содержание этих песнопений, а именно, хваления и молитвы. Из 150 псалмов только один (144) озаглавлен словом «Техилл», т.е. хвала; 57 из них озаглавлены словом «мизмор» — псалом (например, 3, 4); 5 имеют заглавие «тефилла», т.е. молитва (16, 85, 89, 101, 141); 6 названы михтам», по всей вероятности, то же, что «михтав», т.е. песнь или писание (15, 55-59); 13 псалмов названы «маскиль», т.е. учение (например, 31, 44, 87). Многие носят название «шир», т.е. песнь, употребляемое вместе с «мизмор», т.е. псалом для пения; 15 псалмов (119-133) носят название: «песнь восхождения», что обозначает, вероятно, торжественные песнопения, которые пелись на пути в святилище, Пс 7 назван «шиггайон». см. «Музыка». Весь сборник получил название Псалтырь (от греч. «псалло», т.е. пение сопровождаемое игрою на псалтири — струнном инструменте; см. «Музыка»).

В Лк 24:44 «Псалмы» обозначают вообще поэтический отдел в Ветхом Завете (см. «Библия»). По содержанию Лютер делит псалмы на
а) пророческие,
б) поучительные,
в) утешительные,
г) молитвенные,
д) благодарственные. Однако, надо иметь в виду, что иногда в одном и том же псалме встречаются 2 или 3 из этих подразделений, а изредка и все пять. Некоторые из благодарственных псалмов содержат обращение к Иегове как Творцу природы и всей вселенной (Пс 8З.1, Пс 103:1); другие прославляют Его, как покровителя и защитника Израиля (Пс 19:1, Пс 28:1, Пс 32:1, Пс 45:1, Пс 46:1). Некоторые составлены отдельными лицами, прославившими таким образом Бога за полученную помощь (Пс 17:1, Пс 30:1), иные псалмы восхваляют особенные качества Иеговы (Пс 89:1, Пс 102:1, Пс 138:1). Большая часть псалмов носит чисто лирический характер; в них выражены субъективные религиозные чувства, например, вера и упование (Пс 22:1, Пс 61:1, Пс 124:1); преданность (Пс 15:1); сожаление о невозможности присутствовать на богослужении (Пс 41:1, Пс 42:1, Пс 83:1); молитвы о прощении грехов и т.д.; сюда принадлежат 7, так называемых, покаянных псалмов (Пс 6:1, Пс 31:1, Пс 37:1, Пс 50:1, Пс 101:1, Пс 129:1, Пс 142:1). К поучительным псалмам относятся Пс 1:1, Пс 33:1, Пс 127:1, Пс 14:1, Пс 31:1, Пс 49:1 и др. Плачевные псалмы, в которых псалмопевец выставляет нужду свою или народа и взывает о помощи, многочисленны: например, Пс 3:1, Пс 9:1, Пс 22:1Пс 39:1, Пс 12:1, Пс 54:1, Пс 78:1 и т.д. Многие псалмы содержат краткую историю израильтян для поучения, ободрения и предупреждения, например, Пс 77:1, Пс 104:1, Пс 105:1, Пс 106:1, Пс 113:1.

Особенного внимания заслуживают мессианские псалмы. Они разделяются на чисто пророческие, которые содержат дальнейшее развитие прежних предсказаний и обетовании, и в которых Обетованная личность ясно рисуется духовному зрению; и прообразные, в которых святые псалмопевцы, особенно Давид, так высказывают свои собственные опыты жизни, чувствования и упование, что, благодаря гармонии в плане Царствия Божия и водительству Св. Духа, личность говорящего и образ Грядущего сливаются. В псалмах этого рода в одном случае образ Мессии выступает на первом плане, а личность псалмопевца почти не заметна, а в другом — указание на Мессию представляется в слабых, легких, едва уловимых намеках; поэтому невозможно определенно указать, какие, псалмы имеют мессианское содержание и какие не имеют.

Мессианскими псалмами в строгом смысле являются следующие: Пс 2:1, Пс 8:1, Пс 15:1, Пс 21:1, Пс 39:1, Пс 44:1, Пс 68:1, Пс 71:1, Пс 109:1. Но, как уже сказано, мы и в других псалмах встречаем указания на личность Христа, Его дело и будущее господство. Например, в Пс 39:7 и дал. говорится о пришествии Христа, Который Своим совершенным послушанием отменит Моисеево жертвоприношение (см. Евр 10:5 и дал., Пс 131.11 предсказывает что Христос произойдет из дома Давидова (Деян 2:30); Пс 44:7 и дал. предсказывает Его божественную природу (Евр 1:8); Пс 117.22 говорит о том, что Он будет отвергнут евреями (Мф 21:42, Деян 4:11, 1Пет 2:6); Пс 21:1 говорит о Его страдании на кресте (ст. 2, 9); Пс 15.8 и дал. — о Его воскресении (Деян 2:25 и дал.); Пс 67.19 — о Его вознесении и о даровании Им Св. Духа (Евр 4:8). Пс 68:1, Пс 108:1 говорят о суде над Иудою и евреями (Деян 1:20, Рим 11:9 и дал.). Пс 116:1 — о призвании язычников (Рим 15:11). Пс 72:1 проводит конечную победу царства Мессии. Пс 109:1 особенно достопримечателен, как, вполне и исключительно указывающий на Христа (Срав. Пс 2:1, 1Кор 15:25, Деян 2:34, Евр 1:13).

Псалмы исторического содержания, говорящие о Давиде и народе Божьем, часто получают прообразное значение, указывая на Христа и Его Церковь. Когда Давид описывает своих врагов, свои страдания и победы, то его духовный взор проникает в будущее, речь становится возвышенной и относится к грядущему Мессии, выдающимся прообразом Которого является сам Давид, так что Христос иногда называется его именем (Иер 30:9, Иез 34:23 и дал., Ос 3:5).

Что касается авторов (составителей) псалмов, то, судя по заглавиям, 73 псалма принадлежат Давиду (Пс 1:1Пс 31:1, Пс 33:1Пс 40:1, Пс 50:1Пс 64:1, Пс 67:1Пс 69:1, Пс 85:1, Пс 100:1, Пс 102:1, Пс 107:1Пс 109:1, Пс 121:1, Пс 123:1, Пс 30:1, Пс 132:1, Пс 137:1Пс 144:1); один принадлежит Моисею, «человеку Божию» (Пс 89:1); 2 Соломону (Пс 71:1, Пс 126:1); 12 Асафу (Пс 49:1, Пс 72:1Пс 82:1); 1 Еману (Пс 87:1); 1 Ефаму (Пс 88:1); 12 псалмов принадлежат «сынам Кореевым», известным певцам из левитов во времена Давида (Пс 41:1Пс 48:1, Пс 83:1, Пс 84:1, Пс 86:1, Пс 87:1, о Пс 87:1 сказано, что он составлен Еманом); они являются наилучшими из псалмов. Составителей прочих псалмов невозможно определить. Псалмы, составленные, по всей вероятности, во время и после Вавилонского плена, — следующие: Пс 101:1, Пс 106:1, Пс 110:1Пс 117:1, Пс 120:1, Пс 122:1, Пс 125:1, Пс 128:1, Пс 136:1, Пс 145:1Пс 150:1, Пс 119:1. Относительно заглавных терминов (обозначений) см. «Музыка». Об «алфавитных» псалмах см. «Поэзия». Псалтырь разделен на 5 книг, которые ясно обозначены заключительными словами; именно книга 1. — Пс 1:1Пс 40:1, книга 2. — Пс 41:1Пс 71:1, книга 3. — Пс 72:1Пс 88:1, книга 4. — Пс 89:1Пс 105:1, книга 5. — Пс 106:1Пс 150:1 Это деление существовало до перевода 70 толковников (Septuaginta). Неизвестно, когда и кем эти отдельные книги и вообще весь этот сборник расположены в сохранившемся до сих пор порядке и соединены в одну общую книгу — Псалтырь. Первая книга содержит исключительно псалмы Давида, вторая и третья — псалмы Давида и его современников; в остальных книгах расположены все прочие священные поэтические произведения. Замечено удивительное различие между этими книгами по их употреблению имени Иегова и Элохим. В 1. книге преобладает имя Иегова, оно встречается 272 раза, тогда как Элохим (употребленное отдельно) только 15 раз; во 2 книге 164 раза встречается слово Элохим и 30 — Иегова; в 3 книге — Иегова 44 раза и Элохим 43 раза; в обеих последних книгах 339 раз Иегова и 7 раз Элохим. О различии слов Иегова и Элохим см. «Бог». Завершение сборника приписывается книжнику и священнику Ездре, которого многие считают автором длинного 118 псалма.

Ценность псалмов Иисус Христос подтвердил тем, что Сам вместе с учениками пел пасхальные псалмы (Мф 26:30); что Он разяснил эту часть Св. Писания Своим ученикам, указывая, что говорится в псалмах о Нем и Его Царстве (Лк 24:44); это Он в беседе с врагами пользовался псалмами (Мф 24:43) и, наконец, на кресте излил душу Свою словами псалма (Мф 27:46, Лк 23:46). Спав, употребление псалмов Петром (Деян 2:1), равно как и апостолами вообще (Деян 4:11, Деян 13:33, Евр 1:2). Павел побуждает верующих назидать друг друга псалмами, славословиями и песнопениями духовными (Еф 5:19, Кол 3:16), под этим он, вероятно, подразумевает как Псалтырь, так и позднейшие духовные песнопения. Из 1Кор 14:15, 1Кор 14:26 видно, что в собраниях верующих назидательное поучение чередовалось с молитвою и пением.