Загрузка

самаряне

В Библии слово "самаряне" упоминается в 4 стихах.
Другие формы слова : самаряне.

4Цар 17 : 29
Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, -- каждый народ в своих городах, где живут они.
Ин 4 : 39
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
Ин 4 : 40
И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
Деян 8 : 14
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
Слово Самаряне найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Самаряне в НЗ — это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи (4Цар 17:24; Езд 4:9,10), которые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассирийского царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа (4Цар 17:27), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа → Иосии, затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом (Езд 4:2), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (→ Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу.

Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу — в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин 4:20; ср. Лк 9:25), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк 17:15,16; Ин 4), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-неевреи (Деян 8:5–25; Деян 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк 10:33–35) смог исполнить заповедь любви (Лев 19:18), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев 21:1) и предписаниями об их исполнении.

Сегодня в Наблусе, близ древнего Сихема, проживают несколько сотен С., зарабатывающих на жизнь мелкой торговлей и ремеслами. Они ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и другие предписанные в Лев 23 праздники. Самарянское → Пятикнижие Моисея имеет совсем немного существ. расхождений с Масоретским текстом; так, напр., во Втор 27 азвание «Гевал» заменено на «Гаризим». В остальных же прим. 6 тыс. случаях отклонения от текста незначит., многие из них согласуются с Септуагинтой. Таким образом, оба варианта восходят к одинаковым или родств. первоисточникам. С. утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия «от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана» (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия Моисея, видимо, был окончат. установлен прим. в 400 г. до Р.Х., до окончат. разрыва между евреями и С. В этой связи исследователи указывают на текст Неем 13:28: упомянутый здесь зять Санаваллата, будучи изгн. из Иерусалима, мог взять с собой одну из рукописей Пятикнижия.

Словарь Вихлицкого :
Народ, образовавшийся из смешения колонистов, переселенных Саргоном в покоренную им Самарию (4Цар 17:24), с незначительными остатками местного израильского населения (2Пар 30:6, 2Пар 30:10, 2Пар 30:18; 2Пар 34:6, 2Пар 34:9; Иер 41:5). Вначале они ревностно чтили своих прежних богов, но затем, боясь Бога той земли, пригласили к себе израильского священника (4Цар 17:25-28) и стали чтить Господа, поклоняясь одновременно и своим истуканам (4Цар 17:33, 4Цар 17:41). Когда возвратившиеся из плена иудеи начали работы по восстановлению храма, они сделали попытку присоединиться к ним, выдавая себя за своих (Езд 4:1-2), но, будучи, отвергнуты, сделались их врагами и в письме к царю персидскому назвались язычниками (Езд 4:9-10). Также они поступали и в дальнейшем: когда Александр Великий оказал покровительство иудеям, они потребовали для себя того же, а когда Антиох Епифан осквернил храм и пытался насадить язычество в Иудее, они приняли его сторону. Таким образом, в Самарии сложилось довольно обособленное общество, которое построило свой храм на горе Гаризим и имело свое Пятикнижие, в котором во Втор 27:4 вместо Гевал стояло Гаризим. По свидетельству Иосифа Флавия постройкой храма и обучением местных священников руководил Манассия, сын иудейского первосвященника Иоиады, которого прогнал от себя Неемия (Неем 13:28). Вражда между иудеями и самарянами усиливалась. В 130 г. до РХ иудеи, разрушив Самарию (см. Самария, а), разрушили до основания и храм, который больше не был восстановлен. Интересно отметить, что в Наблусе (бывший Сихем) до сих пор существует небольшая группа верующих, считающих себя потомками самарян и сохраняющая свое Пятикнижие, которое было переписано, как они утверждают, Авишуем, сыном Финееса. Во времена земной жизни Спасителя иудеи никогда не рисковали ходить из Галилеи в Иерусалим через Самарию, опасаясь кровавых стычек с самарянами, а ходили в обход, за Иорданом. Они не поддерживали с самарянами никаких отношений (Ин 4:9) и назвать иудея самарянином считалось жесточайшим оскорблением (Ин 8:48). Господь при Своей земной жизни не посылал Своих учеников в Самарию (Мф 10:5), но после вознесения Он сделал их Своими свидетелями по всей земле, в том числе и в Самарии (Деян 1:8). И Священное Писание говорит нам, как много плода принес там Дух Святой (Деян 8:1; Деян 8:5; Деян 8:14, Деян 8:25; Деян 9:31; Деян 15:3), о чем пророчествовал еще пророк Иезекииль (Иез 16:55).
Словарь Никифорова :
Раскол самарянский (4Цар 17:29). Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их землю колонии из своих собственных подданных. Сии последние смешались между собою и вступали в браки с дочерьми оставшихся Израильтян, хотя очень немногочисленных. Вступивши в брак, Самаряне боялись Иеговы и вместе с тем служили своим собственным богам, воображая, что Иегова есть только охранительное божество и желая сообразоваться во всем с языческими обычаями своей страны. По мнению других, Сямаряне были вполне язычниками, что их страна была совершенно особенная от обитателей Ассирийского монарха и что Самаряне произошли от этих языческих колонистов. В Евангелии от Матфея (Мф 10:5) Самаряне совершенно отличаются как от Иудеев, так и от язычников. Их характер вполне сходствовал с их происхождением: так например они выпросили себе на жительство Иудейского священника, который вероятно принес им Пятикнижие Моисееве, но при всем этом они делали себе языческих идолов. Когда они обратились к Зоровавелю с просьбою соединиться с Иудеями в построении храма, то они не указывали на свое Израильское происхождение (Езд 4:2). В своем послании к Артаксерксу против Иудеев они по-видимому указывали на свое языческое происхождение (Езд 4:9-10). Когда Александр оказал покровительство Иудеям, то они утверждали, что были сами Иудеи и требовали себе равных с ними привилегий; но когда Антиох преследовал Иудеев, то Самаряне отвергали всякую связь с ними и выдавали себя за Сидонян. Это сомнительное происхождение, враждебность к Евреям, настойчиво заявляемое ими пред Персидским царем, их отделение от Иудеев, вместе и богопочитание и сооружение ими своего известного храма на горе Гаризим (Лк 9:52-53, Ин 4:20,21) делали вражду между Самарянами и Иудеями почти ожесточенною (Мф 10:5, Ин 4:9), так что самое название Самарянин считалось у Иудеев бранным и презрительным словом (Ин 8:48). Самаряне ожидали Мессию (Ин 4:48) и многие из них последовали Христу (Деян 8:1, Деян 9:31, Деян 15:3). Небольшая часть этого древнего народа существует еще доселе и их посещали многие новейшие путешественники. Они показывают путешественникам список Пятикнижия Моисеева, написанный за 3460 лет до Р.Х. Авишуем, сыном Финееса. Некоторые списки Самарянского Пятикнижия первоначально были привезены в Европу путешественником Delia Valle в 1616 году, другие же были доставлены на счет архиепископа Ucher. В Самарии и в Наблусе (древнем Сихеме) есть еще и доселе небольшое общество, которое строго держится Самарянского учения, сохраняя, как святыню, Самаританские манускрипты, писанные на Еврейском и Халдейском языке, буквами похожими на Ефиопские, содержащие в себе, кроме Пятикнижия Моисеева, книгу Иисуса со многими вымыслами и прибавлениями. Есть там у них большая синагога, в которой может помещаться все их общество. Они утверждают, что доселе есть их единоверцы в Париже и в других местах Европы, но несмотря на то и эта немногочисленная колония Самарян в настоящее время быстро уничтожается.
Словарь Нюстрема :
(4Цар 17:29), жители провинции Самарии, смешанный народ, большею частью, языческого происхождения, о котором говорится в 4Цар 17:24 и дал. После падения города Самарии в 721 г. до Р.Хр. и увода ее жителей в плен, ассирийский царь перевел людей из Вавилона, из Куты, из Аввы, из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах самарийских. По Езд 4:2 это сделал Асардан, царь сирийский, наследник Сеннахирима. Подобная колонизация происходила и прежде; об этом свидетельствуют надписи на ассирийских памятниках, относящихся ко времени ассирийского царя Саррукина (библейский Саргон), где он рассказывает о взятии Самарии, как о своем подвиге, а также упоминает и о переселении туда колонистов. Приводим его слова: «Я осадил и взял Самарию; 27.800 жителей я увел в плен; 50 колесниц я отделил, как свою царскую часть; место их (выселенных) я назначил для обитания жителям покоренных стран». Далее сказано ...»семь жителей вместе с их имуществами я перевел и поставил в земле Хатти (т.е. Израиль)... жителей Тасида, Ибадида... я покорил и оставшихся я переселил и позволил им жить в городе Самарии». Это является веским подтверждением библейского рассказа.

В 4Цар 17:1 рассказывается далее, что язычники, переселенные в города самарянские в начале не чтили Иеговы, за что Он посылал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли об этом царю ассирийскому. Тогда он отдал приказ: «Отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там и он научит их закону Бога той земли». Один из выселенных из Самарии священников поселился в Вефиле и стал учить народ, как чтить Господа. Следствием этого явилось, что самаряне стали чтить Бога и продолжали служить своим идолам по обычаю тех народов, откуда они были выселены. «Дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их».

Таким образом произошел самарянский народ, столь ненавидимый евреями. Из 4Цар 17:1 можно заключить, что он состоял почти исключительно из язычников, которые, благодаря еврейским законоучителям, усвоили некоторые черты еврейства. С другой стороны, предполагают, что Самарийскии народ включал также рассеянные остатки 10 колен, которые остались в Палестине, о чем свидетельствуют некоторые места в Библии, как, например, остатки Израиля в земле Ефремовой и в Манассииной во время Иезекии и Иосии (см. 2Пар 30:6, 2Пар 30:10, 2Пар 30:18, 2Пар 34:6, 2Пар 34:9), также в Иер 41:5 говорится о 80 мужах из Сихема и Самарии, которые во время Вавилонского плена пришли в Иерусалим с жертвами и фимиамом.