Загрузка

синагога

В Библии слово "синагога" упоминается в 1 стихах.

Деян 17 : 1
Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
Слово Синагога найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
СИНАГОГА ж. евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня. | Совокупность ученых раввинов, их толкованье и ученье.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Греч. слово сюнагоге в Синодальном переводе чаще всего передается как С., но иногда и как «собрание» (Иак 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2 — букв. «в синагогу вашу»); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9; Откр 3 — в Синодальном переводе — «сборище сатанинское»). В новозаветное время С. были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в → рассеянии (Деян 13:5; Деян 17:17), и вообще «по всем городам» (Деян 15:21). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синодальном переводе — «сыны пророческие»). Важно то, что Пс 21 рименяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синодальном переводе — «скопище»), а Иак 2 относит и к христ. собранию (в Синодальном переводе — «собрание»).

II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, которые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возможно, что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возможно, свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, который разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар 23:8; в Синодальном переводе здесь евр. коганим — «священники» передано как «жрецы»). «Места собраний Божиих», о которых упоминается в Пс 73:8, возможно, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии.

Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, которые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидетельствовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175–164 гг. до Р.Х.).

Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Рим авторы пишут без дополнит. пояснений о «местах молитвы» [греческое просеухэ], т.е. о С.

Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в → рассеянии, чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на котором велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на которое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13 ечь идет о С. диаспоры).

III. О строительстве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деятельности общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении — в нише или в особом шкафчике или ларце («ковчег») — на некотором возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кроме того, в С. должны стоять два семисвечных → светильника (ср. Лев 24:2–4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа — умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на которой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, которые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на котором, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возможно, рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10).

Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, который устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто — восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины — на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. (Деян 13:15), кантора и раввина.

IV. Синагогальное богослужение состоит из благодарств. и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел — Пс 112, Пс 113, Пс 114, Пс 115, Пс 116, Пс 117). Богослужение в С. всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой.

Кульминац. моментом богослужения, в котором основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль — «Слушай, Израиль», состоящая из Втор 6:4–9; Втор 11:13–21; Чис 15:37–41; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (→ Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем — своего рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11).

V. Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15–30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9). Павел регулярно ходил в С. (Деян 9:20; Деян 13:5,14; Деян 14:1; Деян 17:1,10, Деян 17:1; Деян 18:4,19; Деян 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуверовавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45; Деян 17:5; Деян 18:6; Деян 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. → Учебные занятия → Училище.

Словарь Геце :

Синагога место собрания евреев для молитвы и богослужения. Деян 13:5, Деян 13:14.

Раннее упоминание о синагоге. Пс 73:8.

Начало их положено школами пророков. 1Цар 19:18−24; 4Цар 4:23.

Возстановление их по возвращении из плена. Неем 8:1−8.

Богослужение состояло:

Из молитв. Мф 6:5.

Чтения слова Божия. Неем 8:18, Неем 9:3, Неем 13:1. Деян 15:21.

Изложения слова Божия. Неем 8:8. Лк 4:21.

Благодарения и славословия. Неем 9:5.

Богослужение имело место в субботу. Лк 4:16. Деян 13:14.

Над синагогой был начальник. Деян 18:8, Деян 18:17.

Были в ней и чтецы. Мк 5:22. Деян 13:15.

Служитель хранил священные книги. Лк 4:17, Лк 4:20.

В ней были места для сидения. Деян 13:14.

Главные места принадлежали старейшинам. Мф 23:6.

Один из присутствующих читает назначенную главу св. Писания. Лк 4:16.

Пришельцы могли выступать со словом. Деян 13:15.

Христос:

Часто посещал синагоги. Лк 4:16.

Проповедывал и учил в синагоге. Мф 4:23. Мк 1:39. Лк 13:10.

Совершал чудеса. Мф 12:9, Мф 12:10. Мк 1:23. Лк 13:11.

Апостолы часто учили в синагоге. Деян 9:20, Деян 13:5, Деян 17:1, Деян 17:17.

Служили местом отправления правосудия. Деян 9:2. Иак 2:2.

В синагоге приводили на суд преступников. Лк 12:11, Лк 21:12.

Наказывали в синагоге. Мф 10:17, Мф 23:34. Деян 22:10.

Изгоняли из синагог. Ин 9:22, Ин 9:34, Ин 12:42, Ин 16:2.

Постройка синагоги считалась делом почтенным. Лк 7:5.

Иногда их было несколько в городе. Деян 6:9, Деян 9:2.

Каждая секта имела свою синагогу. Деян 6:9.

Словарь Вихлицкого :
Община или собрание евреев данной местности (Ин 9:22; Ин 12:42; Деян 9:2), а также здание, в котором они собирались для чтения Священного Писания, молитв и некоторых обрядов. Общепринято считать, что синагоги появились во время вавилонского плена, но некоторые полагают, что они были у израильского народа и раньше (Пс 73:8; Пс 106:32; Деян 15:21). Во времена Христа синагоги были во многих местах и вне Палестины: в Дамаске (Деян 9:2), в Саламине (Деян 13:5), в Антиохии (Деян 13:14), в Фессалониках (Деян 17:1), в Верие (Деян 17:10), в Афинах (Деян 17:17), в Коринфе (Деян 18:4), в Ефесе (Деян 18:19; Деян 19:8).

Здание синагоги всегда устраивалось так, чтобы главная стена, у которой помещались кафедра и ящик с книгами Священного Писания, была обращена к Иерусалиму. Таким образом получалось, что все слушающие оказывались обращенными лицами в том же направлении. Во время богослужебного собрания женщины в главную часть зала не допускались, но помещались за перегородкой или на балконе. Каждый иудей мог в собрании выступить для молитвы, чтения Писания и проповеди. Этим положением часто пользовался Господь в Своем земном служении (Лк 4:16-21; Лк 13:10), а также и Его Апостолы (Деян 13:15; Деян 14:1; Деян 17:1; Деян 18:26). Во время молитвы все вставали и заканчивали ее громким возгласом: Аминь. В помещениях синагог производились: обрезания, исцеления, объявлялись наказания и отлучения. Наряду с синагогами существовали, по-видимому, еще какие-то специальные молитвенные дома (Деян 16:13), которые устраивались у проточной воды, в которой евреи совершали омовения перед молитвой. (см. отлучение, река)
Словарь Никифорова :
(Мф 12:9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами. Первоначально, вероятно. Иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. По преданию в Иерусалиме прежде покорения оного Римлянами было не менее 480 подобных зданий. Конечно, в этом есть преувеличение, но все таки общая цифра представляется довольно правдоподобною. Строить синагоги считалось делом благочестивым и благотворительным (Лк 7:5). Синагоги можно было устроить во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из Евреев. Существовало некоторое сходство между устройством этих синагог и устройством храма. В центральном здании, называемом храмом, помещался шкаф или ящик, где хранились свитки закона Моисеева, который предлагался для чтения народу. Среди синагоги возвышался низкий налой или кафедра. Некоторые из мест для сидения были выше прочих и назначались для старейшин. В Евангелии от Матфея (Мф 23:6) они называются председаниями. Каждая синагога имела своих особенных служителей. Собор, которому принадлежало высшее управление синагогою, состояло из старейших или престарелых и влиятельных лиц. Председатель этого совета назывался правителем или начальником синагоги (Мк 5:22, Деян 13:15). Начальники синагоги имели власть отлучать и подвергать бичеванию нарушителей закона (Мф 10:17, Ин 6:2). Изгнание из синагоги считалось наказанием, которого Иудеи страшились даже более, чем самого бичевания. Как кажется, в синагогах разбирались также и различные судебные дела. Бичевание производилось в синагогах по распоряжению трибунала каким либо назначенным лицом.