I. В текстах Библии встречаются рассуждения об обычных человеч. С. (Иов 20:8; Пс 72:20; Екк 5:2,6; Ис 29:7,8); кроме того, в ней говорится о снах-желаниях (Иер 23:25; Иер 29:8–9). Пророки Иеремия и Захария критич. оценивают подобные С. (Иер 27:9; Зах 10:2). Во Втор 13 оворится, что тех, кто ложно выдает свои сны за откровения, стремясь этим соблазнить других к отпадению от Бога, ожидают жестокие наказания.
II. 1) Библия также неоднокр. свидетельствует, что через С. Бог дает некоторым людям откровения о настоящем (1Цар 28:6,15) и будущем (Быт 37:5). Бог говорит через С. не только со Своим народом, но и с язычниками (Быт 20:3; Быт 41:1; Дан 2:1; Дан 4:1). Бог дал обетование, что в грядущие времена спасения старцам будут сниться (вещие) сны (Иоиль 2:28). Откровения, получ. через С., распространяются на священноисторич. (Быт 28:12), политич. (Быт 41) и личную (Быт 40:9) сферы. Не всегда значение С. бывает столь ясным как, напр., в Быт 31:11,13,24; 3Цар 3:5–15. Многие С. можно понять только после их истолкования. Бог говорит в них образами (Быт 37:7,9; Быт 40:9; Суд 7:13; Дан 2:1; Дан 4:1), которые ни один человек не в состоянии истолковать собств. силами. Истолкования также исходят от Бога (Быт 40:8). Он наделяет отдельных людей способностью истолковывать сны (Иосифа, Даниила, пророков);
2) по сравнению с ВЗ в НЗ С. как средство откровения отступает на второй план. Для сообщения Своей воли Бог использует здесь преимущ. другие способы (ср. Евр 1:1; Лк 12:12; Ин 14:25,26 с Деян 13:2,4; Деян 15:28; Деян 16:6; Деян 20:28). Ни в одном из посланий ап. Павла нет упоминаний о С. И все же Бог и в новозаветное время использует сны, чтобы объявить о Себе некоторым людям. Однако, в отличие от ВЗ, подобные С. не нуждаются в истолковании. Бог либо Сам говорит открыто и понятно (Мф 2:12,22), либо с поручением от Него является ангел (Мф 1:20; Мф 2:13,19). Видимо, Божье откровение через С. получила однажды и язычница (Мф 27:19);
3) в Деяниях говорится об откровениях, которые Павел получил ночью; но при этом речь идет о → видениях (Деян 16:9; Деян 18:9), и вопрос о том, бодрствовал при этом апостол или спал (Деян 23:11; Деян 27:23), остается открытым.