Загрузка

соломон

В Библии слово "соломон" упоминается в 149 стихах.

2Цар 5 : 14
И родились еще у Давида сыновья и дочери. И вот имена родившихся у него в Иерусалиме: Самус, и Совав, и Нафан, и Соломон,
2Цар 8 : 8
А в Бефе и Берофе, городах Адраазаровых, взял царь Давид весьма много меди, [из которой Соломон устроил медное море и столбы, и умывальницы и все сосуды].
2Цар 12 : 24
И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она [зачала и] родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его
2Цар 24 : 25
И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. [После Соломон распространил жертвенник, потому что он мал был.] И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.
3Цар 1 : 13
Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: "сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем"? Почему же воцарился Адония?
3Цар 1 : 17
Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: "сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем".
3Цар 1 : 30
Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня.
3Цар 1 : 34
и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!
3Цар 1 : 39
И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
3Цар 1 : 46
И Соломон уже сел на царском престоле.
3Цар 1 : 51
И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом.
3Цар 1 : 52
И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
3Цар 1 : 53
И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой.
3Цар 2 : 12
И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.
3Цар 2 : 22
И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
3Цар 2 : 23
И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
3Цар 2 : 25
И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.
3Цар 2 : 27
И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
3Цар 2 : 29
И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его].
3Цар 2 : 35
И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара. [И дал Господь Соломону разум и мудрость весьма великую и обширный ум, как песок при море. И Соломон имел разум выше разума всех сынов востока и всех мудрых Египтян. И взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и, во-первых, дома Господня и стены вокруг Иерусалима; в семь лет окончил он строение. И было у Соломона семьдесят тысяч человек, носящих тяжести, и восемьдесят тысяч каменосеков в горах. И сделал Соломон море и подпоры, и большие бани и столбы, и источник на дворе и медное море, и построил замок и укрепления его, и разделил город Давидов. Тогда дочь фараона перешла из города Давидова в дом свой, который он построил ей; тогда построил Соломон стену вокруг города. И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он устроил Господу, и курение совершал на нем пред Господом, и окончил строение дома. Главных приставников над работами Соломоновыми было три тысячи шестьсот, которые управляли народом, производившим работы. И построил он Ассур, и Магдон, и Газер, и Вефорон вышний и Валалаф; но эти города он построил после построения дома Господня и стены вокруг Иерусалима. И еще при жизни Давид завещал Соломону, говоря: вот у тебя Семей, сын Геры, сына Иеминиина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, как я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: "я не умерщвлю тебя мечом". Ты же не оставь его безнаказанным, ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.]
Слово Соломон найдено в следующих словарях:
Человек :

СОЛОМОН (мирный) — десятый сын Давида, рождённый от Вирсавии, отец Ровоама. Взошёл на царский трон после Давида, был знаменит своею мудростью, богатством и славою, но впоследствии тщеславие и страсть к женщинам погубили его. Был автором книги Притчей Соломоновых, книги Екклесиаста, книги Песни Песней Соломона (1 Пар. 3:5; 3 Цар. 1:39-53; Пр. 1:1; Песн. П. 3:11 и др.).

Известные люди с именемСоломонСоломон I Багаратиони — царь ИмеретииСоломон II Багаратиони — последний царь ИмеретииСоломон Аш — американский психологСоломон Гесснер — швейцарский писательСоломон Гуггенхайм — американский меценатСоломон Катнер — английский пианистСоломон Лефшец — американский математикСоломон Михоэлс — советский актёрСоломон Август Андре — шведский инженер, естествоиспытатель, аэронавт, исследователь Арктики.Соломон Крым — премьер-министр Крымского краевого правительства в 1919 году, учёный—агроном и филантроп.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Соломон [еврейское Шеломо, от евр. «процветание», «благоденствие», «мир»].

I. 1) сын → Давида и Вирсавии. Родился прим. в 990 г. до Р.Х. В 970–930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды (3Цар 13Цар 11:1; 1Пар 29:202Пар 9). Еще до рождения С. Господь назначил его наследником престола, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1Пар 22:9). кроме того, Господь повелел через пр. Нафана наречь Соломону имя Иедидиа — «Возлюбленный Богом» (2Цар 12:24). С., как миролюбивый царь, является прообразом → Мессии, великого Божьего Царя-Миротворца. Но С., какой бы большой властью и славой он ни обладал, не был тем мессианским, праведным правителем, о котором пророчествовал Давид (2Цар 23:1–7);

2) при Давиде и С. царство Иуды и Израиля достигло наибольших размеров за всю свою историю. С. властвовал над всеми царствами от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта, народ в его время жил спокойно, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3Цар 4:20,25). Однако на склоне лет С. поддался влиянию своих жен-язычниц и наряду с почитанием Господа стал поклоняться идолам, чем навлек на себя Божий суд. У С. было два иноземных врага — → Адер Идумеянин и → Разон, царь Дамаска; впоследствии к ним добавился внутр. враг в лице → Иеровоама, к которому позже, после смерти С., перешла власть над десятью израил. коленами (3Цар 11:14–40).

3) восхождение С. на престол состоялось еще при жизни его отца. Перед смертью Давид оставил С. завещание (3Цар 2:1–10). Вскоре к молодому царю обратился с просьбой → Адония, еще при жизни Давида претендовавший на престол. Старший брат просил отдать ему в жены Ависагу, девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, надеясь с ее помощью осуществить свои планы. С. не без основания усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, по-этому Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник → Иоав также был убит, а первосвященник → Авиафар — сослан в Анафоф. Главным военачальником стал Ванея, а первосвященником — Садок (3Цар 2:12). Все это укрепило власть С. (в Синодальном переводе отсутствует фраза, содержащаяся в евр. тексте 3Цар 2:46: «Так царство было укреплено в руке Соломона»). Могущество С. закрепилось и его женитьбой на дочери фараона (1Цар 3:1), вероятно, одного из последних фараонов XXI, или Танисской, династии (→ Египет). Егип. царевна, видимо, была не первой женой С., поскольку его сын → Ровоам родился в тот год, когда он стал царем (3Цар 11 и 3Цар 14:21).

II. В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: «Проси, что дать тебе» (3Цар 3:5). С. попросил даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло (3Цар 3:9), а также премудрости и знания (2Пар 1:10). За эту просьбу Господь обещал дать ему больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. кроме того, С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого, однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он решал судебные дела (см. 3Цар 3:16–28); его мудрость была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян» (3Цар 4:30). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен (3Цар 4:32). Часть их сохранилась в Притч 1:1Притч 9:1; Притч 10:1–22:16; Притч 25Притч 29:1 (→ Песнь песней → Екклесиаст). Разные люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично (3Цар 4:33,34), среди них была царица Савская (→ Шева) (3Цар 10:1–13; 2Пар 9:1–12). Позднее С. приписали апокрифич. книгу «Премудрость Соломона» и псевдоэпиграфы типа «Псалмы Соломона» и «Песни Соломона» (→ Апокрифы).

III. 1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. → храм. При сооружении храма С. оказал помощь тирский царь → Хирам (1), приславший искусного ремесленника → Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) (3Цар 6:1; → Летосчисление, IV,2). Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет (3Цар 7:1) С. продолжал строительство своего дворца. В общей сложности сооружение храма и дворца заняло 20 лет (3Цар 9:10), с 967 по 947 г. до Р.Х.;

2) масштабные строит. работы, в т.ч. возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук. С. установил для израильтян трудовую повинность (3Цар 5:13); оставшихся в стране хананеев он превратил в оброчных работников и низовых надсмотрщиков (1Цар 9:20; 2Пар 2:16), в то время как все руководящие должности занимали евреи (3Цар 9:22; 2Пар 8:9). Интересные подробности о разработке рудных копей в Араве (на юге и в окрестностях → Пунона) совр. ученые узнали благодаря находке археологов — большой медеплавильной установке в Ецион-Гавере. Из этого порт. города корабли отправлялись в Офир (1Цар 9:26–28; 1Цар 10:11,22). Геогр. положение его царства позволяло С. контролировать все караванные пути, по которым шла транзитная торговля между Сирией, Месопотамией, Малой Азией на севере и Египтом и Аравией на юге. О податях, которые брали с купцов, упоминается в 1Цар 10:15; 2Пар 9:14. кроме того, С. был посредником в торговле лошадьми из Малой Азии и боевыми колесницами из Египта, то и другое он поставлял сир. и хеттским царям (3Цар 10:28,29; → Мицраим). Торговля дала толчок строит-ву «городов для запасов», из которых особо упомянуты Фадмор (Пальмира), располож. сев.-вост. Дамаска, и Тамара — на юге (3Цар 9:18,19; 2Пар 8:4,6).

Царство С., за искл. удела Иуды, было заново поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый наместник (3Цар 4:5,7–19). Каждый из наместников в течение одного месяца в году отвечал за снабжение цар. двора (3Цар 4:7,22,23,27). В обязанности этих чиновников входило также снабжение постоянного войска (3Цар 4:28), состоявшего из 1400 боевых колесниц и 12 тыс. всадников. Для коней и колесниц было сооружено 4 тыс. стойл (2Пар 1:14; 2Пар 9:25).

После того как С. закончил сооружение храма и дворца, Господь явился ему во второй раз (3Цар 9:1–9; 2Пар 7:11–22), причем теперь в словах Господа звучало грозное предостережение: если С. или его потомки отпадут от Бога, то храм превратится в груду развалин. Видимо, к этому времени С. стал уже не столь богобоязн. человеком, каким он был в начале своего царствования: несмотря на серьезное предостережение, он впал в идолопоклонство (3Цар 11:1–13). Толчком к этому послужили его браки, в которые он вступал по полит. мотивам. Наряду с женой-египтянкой у С. было 700 жен из княж. родов и 300 наложниц. Это были аммонитянки, эдомитянки, сидонянки, хеттеянки и т.д. Они склонили сердце стареющего царя к своим языч. богам, так что оно перестало безраздельно принадлежать Господу. С. стал служить финикийской → Астарте и аммонитскому Милхому, сооружал капища на → высотах для → Хамоса и → Молоха. Тогда Господь оповестил С., что отнимет у него царство, а за его сыном останется лишь одно колено. Когда, процарствовав 40 лет, С. умер (3Цар 11:42), суд Божий над домом Давида и евр. народом выразился в разделе царства, которому уже никогда более не удавалось достичь прежнего могущества.

Словарь Вихлицкого :
(Мирный) — сын Давида от Вирсавии (2Цар 12:24) (бывшей за Уриею) и мудрейший царь израильский, царствовавший в Иерусалиме над всем Израилем 40 лет (3Цар 11:42). Он был определен Давидом как его наследник заранее (3Цар 1:17; 1Пар 28:5) и помазан на царство еще при жизни Давида, будучи не старше 15-20 лет В четвертый год своего царствования он начал строить храм и строил его семь лет (3Цар 6:1). Затем, в течение 13 лет, он строил свой дворец (3Цар 7:1-11; 3Цар 9:10). Соломон был знаменит своей великой мудростью (3Цар 3:12; 3Цар 4:29, 3Цар 4:34) и слава о нем распространялась далеко за пределами Израиля (3Цар 10:1-9). В своем дворце он сделал специальное помещение и трон, с которого судил народ (3Цар 7:7), ибо и на это Господь дал ему мудрости (3Цар 3:28). Им были составлены 3000 притчей и 1005 песен (3Цар 4:32), им написаны: Пс 126:1 (и, возможно, Пс 71:1), книга Притчей, Екклесиаста и Песни Песней. При Соломоне Израильское царство процветало как ни при каком другом царе (3Цар 4:20-21; 3Цар 4:24). Все Ханаанские народы были им полностью покорены (3Цар 9:20-21), были обстроены и укреплены многие города, создана сильная армия (3Цар 4:26; 3Цар 10:26). Соломон разделил все свое царство Нав 12:1 округов (не соответствующих уделам), которые доставляли ему продовольствие на каждый месяц (3Цар 4:7).

Давид оставил Соломону 100000 талантов (3600т) золота и 1 млн талантов (36000т или 30 современных железнодорожных составов) серебра (1Пар 22:14) и сверх того еще 3000 талантов (108т) золота и 7000 талантов (252т) серебра из личных запасов. Царица Савская подарила ему 120 талантов (4,3т) золота, не считая других подарков. Из Офира было доставлено 420 (450) талантов (15,1т или 16т) золота, а ежегодный доход только в золоте составлял 666 талантов (24т) (3Цар 10:14; 2Пар 9:13). Эти несметные богатства (Еккл 2:10), также как и жестокая работа подвластного ему народа (3Цар 12:4), говорили скорее о безумии, чем о мудрости величайшего из царей. Заведя огромный гарем и взяв 700 жен (3Цар 11:3; Песн 6:8), Соломон нарушил закон (Втор 17:16-17) и стал постепенно отходить от Господа (3Цар 11:4-11). У него появились враги (3Цар 11:14, 3Цар 11:23, 3Цар 11:26) и его царство Господь отторг от него, хотя это произошло после его смерти (3Цар 11:12-13) — при Ровоаме Израиль окончательно отделился от Иуды (3Цар 12:19). Соломон является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа. (см. Екклесиаста книга, Израиль, Притчей книга, храм)
Словарь Никифорова :
Означенное слово означает мирный. Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р.Х. (1Пар 3:5). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (1Пар 22:8-10). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия — возлюбленный Богом (2Цар 12:23). О детстве и юности сына Вирсавиина свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, — заветам, осуществление которых несомненно требовало большего ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости Израильской, и что ум его кроме того был глубоко напоен мудростью сходящею свыше. Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (3Цар 1:1), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние, Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве — сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам, были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя Израильтян. Все это было исполнено в точности. «Я затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон.» Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адониею и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. — Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранять чистоту сердца и справедливость, как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этою целью Адония, Ависага, последняя наложница в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с Восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь Фараона, царя Египетского, и ввел ее в дом Давидов — событие, хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (1Цар 3:3, Пс 44). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида отца своего: но и он приносил жертвы и курения на высотах (3Цар 3:2-3). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюда-то пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжении. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: «проси что дать тебе»? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного — сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И «благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого.» Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и кроме того богатство и слава, гораздо больше чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих (3Цар 3). Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в 3Цар 3-11, и в 2Пар 9, за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во 1) — мудрости Соломона, II) — его богатства, III) — его царствования и личного его характера. I. Мудрость Соломона. Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, — т.е. здравым суждением, обширною памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (3Цар 3:16-28). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии, что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом., с которого он судил, притвор для судилища сделал он (3Цар 7:7), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах по истине были изумительны. «И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов востока, и всей мудрости Египтян. Он быль мудрее всех людей (3Цар 4:30-31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» (ст. 32), Его познания, были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя «и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и. о рыбах» (3Цар 4:33). Кроме сих громадных ученых знаний, и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь Песней, Притчей, Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава об его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (3Цар 4:34). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, что бы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. «И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объявил бы ей» (3Цар 10:1-3). «И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала» (2Пар 9:6). II. Богатство Соломона. Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности — земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были по истине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и может быть также с Индиею. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой — в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. «Падут пред ним жители пустынь, восклицает Псалмопевец. и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары» (Пс 71:9-10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником приумножения богатства служила слава об его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения — именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, не мало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморами. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течении многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большою свитою евнухов и других слуг, конечно требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (3Цар 4:22-23). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (3Цар 3:4 B:4 8:63), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами. Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил па устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным, из них, конечно, было — храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. Храм). Он построил также великолепный дворец для себя — - дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (3Цар 7:1-1 I). и вне стен града Иудина — дворец для дочери Фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (3Цар 9:11-19). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили по-видимому всякое вероятие.III. Царствование Соломона. «И жили Иуда и Израиль, замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (3Цар 4:20-25). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12-ть областей, не соответствовавших впрочем 12-ти коленам Израилевым, и над каждою из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (3Цар 4). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. По истине его царствование считалось как бы, золотым веком Еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешний блеском своего царства, оставил, или по крайней мере уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большею частью язычниц из окрестных народов — Моавитян, Аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. Любовь и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и Потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода Идумейского. Во время покорения Идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими Идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет здесь благосклонно принят был Фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у Фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя Сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей, и повелевши Иеровоаму взять из них 10-ть, сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранил повеления Мои, а отниму царство от рук сына его: тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов.» Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом: но Соломон, узнав об этом, искал погубить его. и он убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и там оставался до кончины Соломона (3Цар 11:1-40). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли; конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (2Цар 7:14-15). Книга Екклезиаста, писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих, и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12,13). В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости; но при всем высоком поучительном ее содержании, она принадлежит позднейшему времени и ее нет на Еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждою душою верующею. В Притчах, или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни. полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самим животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искусство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода, все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукою практическою и не замедлила сделать значительные успехи, Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые к сожалению не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно И. Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф 6:29). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: «царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона» (Мф 12:42).