Загрузка

суббота

В Библии слово "суббота" упоминается в 19 стихах.

Исх 16 : 23
И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.
Исх 16 : 25
И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
Исх 16 : 26
шесть дней собирайте его, а в седьмой день -- суббота: не будет его в этот день.
Исх 20 : 10
а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
Исх 31 : 15
шесть дней пусть делают дела, а в седьмой -- суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
Исх 35 : 2
шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти;
Лев 16 : 31
это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
Лев 23 : 3
шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
Лев 23 : 32
это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу.
Лев 25 : 4
а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;
Втор 5 : 14
а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты;
4Цар 4 : 23
Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.
Ам 8 : 5
вы, которые говорите: "когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами,
Мк 2 : 27
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
Мк 6 : 2
Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
Лк 23 : 54
День тот был пятница, и наступала суббота.
Ин 5 : 10
Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Ин 9 : 14
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Ин 19 : 31
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, -- ибо та суббота была день великий, -- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Слово Суббота найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
СУББОТА, субота, или церк. суббота ж. евр. по Ветхому Завету, седьмой, праздничный день недели (откуда и наше шабаш, шабашить), а затем и | всякий ветхозаветный праздник, иудейский праздничный день. День седьмый суббота, Исход. Субботы моя сохраните, Левит | Со времени празднованья воскресения Христова, новозаветная суббота обратилась в канун недельного праздника; по церковному счисленью, она осталась седьмым днем, седмицу начинают воскресеньем, а по гражданскому - шестым, воскресенье же седьмой день, неделю начинают с понедельника. Нет легче дня против субботы (а тяжеле понедпльника). Суббота не работа: помой, да помажь, да и спать ляжь. Не заигрывай под субботу. Читай себя по субботам. До этого ждать-еще год суббот. От субботы и до субботы, носи без заботы, так прочно. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Задать кому субботки (высечь школьника). Только бы перенес Бог через субботу (школьничья). Красильная суббота, страстная (Ярославль). На Лазареву субботу сеют горох. Пятница субботе повещала, суббота бы долги считала (долги собирают по субботам). На седьмую субботу по Пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.). | Неделя, седмица. Пощуся два краты в субботы. Лука. Лазарева суббота, на шестой неделе великого поста, день празднованья воскресения Лазаря, откуда и загадка: Когда суббота бывает в воскресенье (или воскресенье в субботу)? Великая суббота, страстная. Родительская суббота или Дмитриева, день общего поминовенья, в конце октября. Ходи в баню по субботам, все в свое время. Нам что ни день, то и суббота, все ждем воскресенья. Субботний, к субботе относящийся. Чти день субботний, по нынешему воскресный. Субботки ж. мн. арх. вечеринки, посиделки, с покрова дня, до половины ноября, шесть субботок. | Пск. святки, святочные вечера, где девушки собираются нарядные и поют; молодежь смотрит их, слушает и дарит мелкими деньгами. | Пск. род посиделок, для пряжи. | В школах и семинариях звали субботками сеченье учеников по субботам, когда чинилась расправа за всю неделю. Субботник м. синодик, поминальная книга, читаемая в монастырях по субботам. | Субботки, в значении наказания ученика. Зададут тебе субботника, будешь помнить! | Толк раскольничий вернее ересь жидовская, ветхозаветники, жидовины, иудействуюшие, не признающие воскресения Христова. Субботица, раскольница этого толка. | Субботники, род груш, полудули, прочный и сладкий разбор. Субботствовать, церк. стар. праздновать день субботний, как повелено ветхозаветникам. Аще веруете в Сына Божия, то почто жидам последуете, субботствуете, постящеся в ню, и опреснок жрете? Акты ист. Субботствованье, действ. по глаг. Субботство, то же, празднованье субботы. | Покой, отдых, неделанье. Субботничать, праздновать день субботний, как жиды и субботники; | поститься по суботам. -чанье, действ. по глаг. Суббочанка ж. пск. каждая из девиц на субботках.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на → День очищения (Лев 16:31; Лев 23:32; ср. также Лев 23:24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.;

2) в Вавилоне существовало понятие ша пату — «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.

II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ

1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ.

С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22–30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8–11; Исх 31:12–17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4; Быт 8:10,12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28);

2) ПРЕДПИСАНИЯ.

Каждый 7-й день (Исх 23:12), С., был днем святого покоя (Исх 16:23; Исх 31:15; Исх 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10; Исх 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» (Мк 15:42; Исх 16:23). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27–29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» (Иер 17:21). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15; Исх 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в который израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).

III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему → покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11; Исх 31:17), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, которых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4–9) в егип. рабстве (Втор 3:20; Нав 1:13–15), С. стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10–13) была распространена на → субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2–7).

IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

На соблюдение заповедей о С. и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32); этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем 13:15–22). Раввины знали, что С. «дана для наслаждения, а не для боли», но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км; → Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы таким образомпредпринять поездку «на воде», что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ИИСУС И СУББОТА.

У Иисуса было собств. понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1–14; Мк 2Мк 3:6; Лк 13:10–17; Ин 5:1–18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9), не оскверняя себя, совершали определ. виды деятельности, которые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. сделать человеку обрезание (Ин 7:22), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был «больше храма» (Мф 12:6), а вместе с тем и «господином субботы» (Мф 12:8; Мк 2:28). Он знал, что С. была создана для человека (Мк 2:27), поэтому и в С. творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23; Ин 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29);

2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:

а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5–9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9–11; Гал 5:1–4). Такие же взгляды выказывали и христ. писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан); б) днем христ. богослужения вместо С. стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2).

Возможно, первый день недели подразумевается под «днем Господним» в Откр 1 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (→ День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как «дня Господня», впоследствии появилось другое его обозначение — «день солнца», восходящее к названию соотв. языч. праздничного дня; в) но не только перенесением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. у иудеев. Очень важно, что у христ. праздника отсутствует самый заметный признак иуд. праздничного дня — отдых от работы, соблюдая который иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. времени для богослужения, которое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил гос. праздником день, который у христиан считался Господним, а у язычников — священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. ограничили в воскресный день и частные виды деятельности.

Словарь Геце :

Установлена Богом. Быт 2:3.

Основание ее. Быт 2:2, Быт 2:3. Исх 20:11.

Седьмой день недели. Исх 20:9, Исх 20:10, Исх 20:11.

Установлена для человека. Мк 2:27.

Бог:

Благословил. Быт 2:3. Исх 20:11.

Освятил. Быт 2:3. Исх 31:15.

Повелел соблюдать. Лев 19:3, Лев 19:30.

Велел святить. Исх 20:8.

Соблюдением ее воздается честь благости Божией. Втор 5:15.

Являет милость Свою указав блюсти субботу. Неем 9:14.

Являет благость Свою к твари. Исх 23:12.

Признак завета. Исх 31:13, Исх 31:17.

Образ небесного покоя. Евр 4:4, Евр 4:9.

Христос:

Господин ее. Мк 2:28.

Соблюдал ее. Лк 4:16.

Учил в субботу. Лк 4:31, Лк 6:6.

Слуги и скот должны были пользоваться отдыхом. Исх 20:10. Втор 5:14.

Никакого рода работа не допускалась в этот день. Исх 20:10. Лев 23:3.

Запрещены были покупки. Неем 10:31, Неем 13:15−17.

Ношение тяжестей не разрешалось. Неем 13:19. Иер 17:21.

Совершение богослужений предписывалось. Иез 46:3. Деян 16:13.

Также и чтение священных книг. Деян 13:27, Деян 15:21.

Совершалась проповедь Слова Божия. Деян 13:14, Деян 13:15, Деян 13:44, Деян 17:2, Деян 18:4.

Разрешались труды, связанные с богослужением. Чис 28:9. Мф 12:5. Ин 7:23.

Благотворительная деятельность допускалась. Мф 12:12. Лк 13:16. Ин 9:14.

Неотложные мелкие работы допускались. Мф 12:1. Лк 13:15, Лк 14:1.

Наименования:

Суббота Господня. Исх 20:10. Лев 23:3. Втор 5:14.

Суббота покоя. Исх 31:15.

Покой, святая суббота. Исх 16:23.

Святой день Божий. Ис 58:13.

День Господень. Откр 1:10.

Первый день недели был у первых христиан днем покоя. Ин 20:26. Деян 20:7; 1Кор 16:2.

Святые:

Соблюдают субботу. Неем 13:22.

Чтут Бога этим. Ис 58:13.

Утешаются этим. Пс 117:24. Ис 58:13.

Свидетельствуют против оскверняющих субботу. Неем 13:15, Неем 13:20, Неем 13:21.

Соблюдение субботы должно быть установлением длительным. Исх 31:16, Исх 31:17. Мф 5:17, Мф 5:18.

Благо в почитании субботы. Ис 58:13, Ис 58:14.

Благо в соблюдении субботы. Ис 56:2, Ис 56:6.

Доносы на нечтущих. Неем 13:18. Иер 17:27.

Наказания не почитающим субботы. Исх 31:14 Исх 15:1. Чис 15:32−36.

Нечестивые:

Смеются над субботой. Плач 1:7.

Безчестят субботу. Ис, 56, 2. Иез 20:13, Иез 20:16.

Оскверняют субботу. Неем 13:17. Иез 22:8.

Обманывают в субботу. Ам 8:5.

Отворачивают взоры от субботы. Иез 22:26.

Веселятся в субботу. Ис 58:13.

Носят тяжести в субботу. Неем 13:15.

Работают в субботу. Неем 13:15.

Путешествуют в субботу. Неем 10:31, Неем 13:15, Неем 13:16.

Иногда как бы усердствуют в соблюдении субботы. Лк 13:14. Ин 9:16.

Лишены субботы. Плач 2:6. Ос 2:11.

Примеры почитания субботы:

Моисей. Чис 15:32−34.

Неемия. Неем 13:15, Неем 13:21.

Женщины. Лк 23:56.

Павел. Деян 13:14.

Ученики. Деян 16:13.

Иоанн. Откр 1:10.

Примеры осквернения субботы:

Собиравшие манну. Исх 16:27.

Собиратели топлива. Чис 15:32.

Жители Тира. Неем 13:16.

Жители Иерусалима. Иер 17:21−23.

Словарь Вихлицкого :
(Покой) — день священного успокоения от всяких трудов, праздник из праздников евреев, данный им Богом (Исх 31:13-17). В этом же смысле — священный покой, слово суббота употреблено в Лев 16:31 в отношении десятого дня седьмого месяца (вне зависимости от дня недели), а также в отношении каждого седьмого (субботнего) года, в течение которого земля должна покоиться (Лев 25:2, Лев 25:4, Лев 25:6). Бог особо благословил седьмой день, ибо Сам в оный почил от всех дел Своих (Быт 2:3; Исх 20:11). Но о субботе в Священном Писании упоминается впервые только после выхода израильтян из Египта (Исх 16:23; Исх 16:25; Исх 16:29) и соблюдение дня субботнего связывается с этим выходом (Втор 5:15). Следует заметить, что хотя израильтяне были тогда еще только на пути к Синаю, они уже имели устав и закон (Исх 15:25).

Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20:12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23:3) и приносилась особая жертва (Чис 28:9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26:33-35; 2Пар 36:21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12:2), оставив главное — делание добра (Лк 13:14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12:8). (см. неделя, праздники, семь)
Словарь Никифорова :
Этим словом означается седьмой день недели, в который Иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая все время этого дня богоустановленному покою (Исх 20:10, Исх 31:13, Исх 34:21, Исх 35:2, Чис 15:32). Празднование субботы долженствовало напоминать Евреям сотворение мира и освобождение из Египта Праздничный день этот, как и все священные дни Евреев, начинался и оканчивался вечером, от вечера пятницы до вечера субботы. Строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи, которую поэтому надлежало за день приготовить к субботе. Но такая строгость, без сомнения, не возбраняла дел необходимости, дел любви. Богослужение в субботу отличалось против ежедневного сугубым жертвоприношением (Чис 28:9, 2Пар 31:3, Неем 10:33). В позднейшее время, уже после плена Вавилонского понятие о покое субботнего дня было извращено. Так, по мнению фарисеев, нарушителем субботнего покоя, был тот, кто в субботу проходя мимо засеянного поля сорвал бы несколько колосьев и ел; также и тот, кто оказал бы в этот день пособие больному, а вместе с тем и сам выздоровевший, если бы он, встав на ноги, уносил с собой больничное ложе (Мф 12:2,10, Мк 2:23, Мк 3:2, Лк 6:1, Лк 13:14, Ин 9:14). Но если представлялась опасность лишиться чего-нибудь из имущества, то те же самые фарисеи и в субботу допускали всякий житейский труд(Мф 12:11, Лк 14:5).
Словарь Нюстрема :
евр. шабат. Суббота, т.е. покой (Быт 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал».

Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх 16:5, Исх 16:22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх 16:29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх 31:14, Исх 31:17). В Втор 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний».

Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх 34:21) в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх 35:3), нельзя было печь и варить (Исх 16:23); запрещалось носить ношу (Иер 17:21 и дал., Ин 5:10); покупать или продавать (Неем 10:31, Неем 13:15 и дал.). В Чис 15:32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневних жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев 24:8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев 23:2 и дал.).

Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев 23:39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев 16:31, Лев 23:32). О «великой субботе» в Ин 19:31 см. «Пасха».

Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер 17:21 и дал., Иез 20:12, Иез 22:26). В 2Пар 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мф 12:1, Лк 13:14 и дал., Ин 7:21 и дал., Лк 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мои доныне делает и Я делаю» (Ин 5:17).

Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян 20:7 и 1Кор 16:2). В Откр 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых.

В Исх 15:23-25 говорится, что израильтяне пришли в Мерру и «там Бог дал народу устав и закон». От создания человека до того дня в Библии ничего не говорится о том, что суббота соблюдалась людьми; только сказано, что «Бог почил в день седьмый от всех дел Своих». После же времени Моисея говорится очень часто о праздновании и нарушении субботы. В последующие времена одна часть христиан стала придерживаться празднования воскресенья, а другая, более малочисленная, празднует субботу. В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня.

О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».