Загрузка

судьи

В Библии слово "судьи" упоминается в 22 стихах.

Исх 22 : 9
О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
Втор 17 : 12
А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, -- и так истреби зло от Израиля;
Втор 19 : 18
судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
Втор 21 : 2
то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого;
Втор 29 : 10
Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, [судьи ваши,] надзиратели ваши, все Израильтяне,
Втор 32 : 31
Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.
Нав 8 : 33
Весь Израиль, старейшины его и надзиратели [его] и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников [и] левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.
Суд 2 : 18
Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.
Руф 1 : 1
В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.
1Езд 10 : 14
Пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят сюда в назначенные времена и с ними старейшины каждого города и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело.
2Езд 2 : 17
Царю Артаксерксу, господину, рабы твои Рафим, описатель происшествий, и Самеллий писец, и прочие из совета их, и судьи, находящиеся в Келе-Сирии и Финикии.
Пс 2 : 10
Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
Пс 57 : 2
Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
Пс 148 : 11
цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
Прит 8 : 16
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Прем 1 : 1
Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его,
Прем 6 : 1
Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли!
Дан 3 : 3
И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.
Дан 7 : 10
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
Дан 7 : 26
Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.
Слово Судьи найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. 1) после смерти → Иисуса Навина (Нав 24:29–31; Суд 2:6–10) Израилем «управляли судьи» (Руф 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Суд 9) и насилием (Суд 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1Цар 10:17; 1Цар 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных → начальников и → старейшин (Суд 2:7; Суд 10:18; Суд 11:5–21; 1Цар 4:3; 1Цар 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Суд 17:6; Суд 18:1; Суд 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Суд 5:15–17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Суд 8:1–3; Суд 12:1–6). Народ был разделен на группы:

1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,

2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и

3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Суд 1:19,21,27–35; Суд 3:1–6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Суд 2:10–13), непослушание и → идолослужение. Наряду с главным местом поклонения — скинией, находившейся в Силоме (Нав 18:1; 1Цар 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Суд 17) и святилища отдельных колен (Суд 18:30);

2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Суд 2:11–15; Суд 3:7,12–14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Суд 6:1; Суд 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Суд 3:9,15; Суд 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, который освобождал Израиль от врагов (Суд 1:18; Суд 3:31) и устанавливал в стране мир (Суд 3:11; Суд 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Суд 3:12; Суд 4:1; Суд 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.

II. 1) С., которых Господь воздвигал Своему народу (Суд 2:16,18; Суд 3:9,15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназначение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Суд 4:5; 1Цар 71Цар 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Суд 2:17,19), улаживать споры, устранять несправедливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Суд 4:5–7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1Цар 3:20). Илий был первосвященником (1Цар 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Суд 10:1–5; Суд 12:8–15). Гедеон (Суд 6:1) и Самсон (Суд 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Суд 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они «восстали для спасения Израиля» и были С. Израиля (Суд 10:1,3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1Цар 8:1–3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Суд 3:10; Суд 6:34; Суд 11:29; Суд 13:25);

2) судья действовал по поручению Господа, подобно → Моисею и → Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоятельство, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжительность эпохи С. Некоторые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что царем Израиля является Сам Господь (Суд 8:22). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Суд 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, «как у прочих народов» (1Цар 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (1Цар 8:6–9);

3) должность и полномочия судьи [еврейское шофет], которые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согласно Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из которых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. → Право (II).

Словарь Геце :

Бог:

Поставляет судей. Притч 8:16. Рим 13:1.

Низлагает судей. Иов 9:24, Иов 12:17, Иов 12:19.

Судит посреди судей. 2Пар 19:6; Пс 81:1; Притч 29:26.

Судьи суть Божии служители. Рим 13:4, Рим 13:6; 1Пет 2:14.

Судьи судят от Бога. Втор 1:17; 2Пар 19:6.

Цель их установления. Втор 16:18; Рим 13:4; 1Пет 2:14.

Судьи должны быть избираемы с разборчивостью. Исх 18:21. Втор 1:13. Езд 7:25.

Судьи должны:

Править и судить в страхе Божием. Исх 18:21; 2Цар 23:3; 2Пар 19:6−9. Неем 5:9. Пс 2:10, Пс 2:11.

Побуждать к исполнению законов. Езд 7:26.

Судить по голосу двух или трех свидетелей. Чис 35:30. Втор 17:6, Втор 19:15. Мф 18:16. Ин 8:17; 2Кор 13:1. Евр 10:28.

Судить с правдою. Лев 19:15. Втор 1:16, Втор 16:18, Втор 25:1; 2Пар 19:6−9. Иер 22:3. Ин 7:24.

Творить правое бедным и угнетенным. Исх 23:6. Иов 29:12, Иов 29:16. Пс 81:3, Пс 81:4. Ис 1:17. Иер 22:3.

Быть справедливыми. Исх 18:21. Притч 17:7.

Быть добродетельными и мудрыми. Исх 18:21. Втор 1:15.

Бояться Бога. Исх 18:21; 2Пар 19:7−9.

Ненавидеть бесчестные прибыли. Исх 18:21.

Быть нелицеприятными. Лев 19:15. Втор 1:17, Втор 16:19. Притч 18:5, Притч 24:23.

Не допускать себя до того, чтобы быть подкупленными. Исх 23:8. Втор 16:19; 2Пар 19:7.

Благословение, обещанное честным судьям. Притч 28:16.

Нечестивые судьи судят неправедно. Пс 57:2, Пс 57:3, Пс 81:2, Пс 93:20, Пс 93:21. Ис 10:1, Ис 10:2.

Бог наказывает неправедных судей. Иер 5:28, Иер 5:29. Ис 3:14.

Проклятие неправедным судьям. Втор 27:19. Притч 24:23, Притч 24:24. Ис 10:1.

Верующие:

Должны быть покорны судьям. Рим 13:1; 1Пет 2:13, 1Пет 2:14.

Должны молиться за судей. 1Тим 2:1, 1Тим 2:2.

Не имеют ничего к тому, чтобы бояться судей. Рим 13:3; 1Пет 2:14.

Примеры добрых судей. Иосиф. Быт 41:39−45. Судьи, избранные Моисеем. Исх 18:25, Исх 18:26. Втор 1:15−18. Гедеон. Суд 8:22, Суд 8:23. Самуил. 1Цар 12:3−5. Ездра. Езд 7:25, Езд 7:26. Неемия. Неем 5:14−19. Иов. Иов 29:7−17. Даниил. Дан 6:2−5.

Примеры нечестивых судей. Сыновья Самуила. 1Цар 8:1−3. Правители Иерусалима. Ис 1:23. Мих 3:11. Первосвященники. Мф 26:3, Мф 26:4, Мф 26:59. Мк 14:1, Мк 14:55. Пилат. Мф 27:18, Мф 27:24−26. Мк 15:9−15. Филиппийские правители. Деян 16:22, Деян 16:23. Галлион. Деян 18:17. Анания. Деян 23:2. Феликс. Деян 24:27, Деян 24:28.

Словарь Вихлицкого :
(Израиля) — вожди израильского народа, которых Бог выдвигал из различных колен для временного избавления от поработителей (Суд 2:16), при этом слово, употреблявшееся в еврейском тексте — повелитель множества — означало не только судью, но в большей степени правителя. Судьи управляли не всем народом, в то время еще необъединенным, а лишь отдельными его частями, и своей власти не передавали, как цари, своим детям. Всего в Священном Писании упоминается семнадцать судей:

(период без судьи — Суд 3:8) 8 лет

Гофониил (Суд 3:9-11) 40

(период без судьи — Суд 3:14) 18

Аод (Суд 3:15-30) 80

Самегар (Суд 3:31) ?

(период без судьи — Суд 4:3) 20

Девора (Суд 4:4) 40

(период без судьи — Суд 6:1) 7

Гедеон (Суд 8:28) 40

Авимелех (Суд 9:6, Суд 9:22) 3

Фола (Суд 10:1-2) 23

Иаир (Суд 10:3) 22

(период без судьи — Суд 10:8) 18

(промежуточная сумма = 319 + ? лет, ср. Суд 11:26)

Иеффай (Суд 11:6-11; Суд 12:7) 6

Есевон (Суд 12:8-9) 7

Елон (Суд 12:11) 10

Авдон (Суд 12:13-14) 8

(период без судьи — Суд 13:1) 40

Самсон (Суд 13:5; Суд 15:20; Суд 16:31) 20

Илий (1Цар 4:18) 40

Самуил (1Цар 7:15) ?

Иоиль, Авия (1Цар 8:1-2) ?

(общий итог: 450 лет, при этом периоды, обозначенные ???,

видимо, в сумме составляют не менее 100 лет)

+

Гофониил, Аод, Самегар, Фола и Самсон названы спасителями, Иеффай — начальником, а Авимелех — царем.

Суммы лет в вышеприведенной таблице (319 и

450) совпадают (если не считать периодов, обозначенных ???) с Суд 11:26 и Деян 13:20, но число 450 сильно расходится с 3Цар 6:1: 480-40-40-40-4=356 лет, что, по-видимому, говорит о совпадении по времени некоторых периодов в правлении судей или об ошибке в записи.