II. Домашние боги представлены скульптурными или живописными изображениями, наделенными человеч. формами. Мотивы поступка Рахили, похитившей домашних идолов своего отца Лавана (Быт 31:19,34 и следующие), становятся понятнее из текстов, начертанных на глиняных табличках, которые были найдены в Нузе, недалеко от совр. Киркука (XV в. до Р.Х.). Согласно этим текстам, обладание фигурками домашних богов гарантировало руководящее положение в семье и позволяло притязать на наследство. Это относилось и к мужу дочери, поэтому присвоение Рахилью домашних святынь означало серьезное нарушение прав сыновей Лавана (Быт 31:1). Т. хранились в своего рода домашней часовне вместе с ефодом. К ним относились как к оракулу (Суд 17:5; Суд 18:4-6). Так, Навуходоносор вопрошал домашних идолов (→ Идол, идолослужение), будет ли успешным путь для его войска (Иез 21:21). Даже в доме Давида находился Т. (1Цар 19:13; в Синодальном переводе — «статуя»), принадлежавший, видимо, его жене Мелхоле. О домашних идолах упоминает и пр. Осия (Ос 3:4). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить и всех Т. (4Цар 23:24), тем не менее они встречались в домах израильтян и после вавил. плена (Зах 10:2).
Слово Терафим найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. Слово терафим (в еврейском языке — это форма множественного числа) имеет значение «домашние божки», «идолы». Материалы раскопок пока не дают представления о том, как они выглядели. Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от араб. слова со значением «дарить благо и изобилие»; другая — что его можно перевести с араб. как «мерзость»; третья — что оно происходит от араб. слова «маска»; четвертая полагает, что его основу составляет хеттско-хурритское слово со значением «дух», «демон».
Словарь Вихлицкого :
(Суд 17:5; Суд 18:14, Суд 18:17, Суд 18:20; 4Цар 23:24; Иез 21:21; Ос 3:4; Зах 10:2) — идол, имевший человеческую фигуру (1Цар 19:13, 1Цар 19:16) и почитавшийся домашним богом (Быт 31:19-35).
Словарь Никифорова :
(Суд 17:5) — название идола, имевшего человеческую фигуру и почитавшегося домашним божеством. К нему обращались с вопросами о будущем, как к оракулу (Ос 3:4). Во времена Судей, мать Михи, одного из жителей г. Ефремовой, вылила из своего серебра ефод, терафим и истукан и литой кумир, и поставила в своем доме; сюда был приглашен один левит, и таким образом было открыто богослужение, происходившее там во все время, когда дом Божий находился в Силоме (Суд гл. 17, 18). Навуходоносор, отправляясь в поход, представляется в кн. Иезекииля вопрошающим терафимов, против кого ему направлять свое оружие (Иез 21:21). Впрочем обоготворение терафимов (идолов) существовало еще за долго прежде и до времени Судей и до царя Вавилонского, как это видно из истории Рахили, жены Иакова (Быт 31:19-34) и из истории Мелхолы, дочери Сауловой, жены Давида (1Цар 19:13-16). Обыкновенно же думают, что терафимы у Евреев были то же самое, что впоследствии и пенаты, или домашние божества Римлян.