Загрузка

учитель

В Библии слово "учитель" упоминается в 49 стихах.

1Пар 15 : 22
А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем.
1Езд 7 : 21
И от меня царя Артаксеркса дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте:
Мф 8 : 19
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Мф 9 : 11
Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
Мф 10 : 25
довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Мф 12 : 38
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Мф 17 : 24
Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
Мф 19 : 16
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Мф 22 : 16
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
Мф 22 : 24
Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
Мф 22 : 36
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Мф 23 : 7
и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
Мф 23 : 8
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель -- Христос, все же вы -- братья;
Мф 26 : 18
Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
Мк 4 : 38
А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
Мк 9 : 17
Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
Мк 9 : 38
При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Мк 10 : 17
Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Мк 10 : 20
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Мк 10 : 35
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Слово Учитель найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Каждый, кто передает к.-л. знания, является У. (ср. 1Пар 25:8; Притч 5:13). В Библии У. названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Исх 24:12; Захария: 2Пар 26 и др.). В Дан 12:3 восхваляются праведные У. (в Синодальном переводе — «разумные»). У. же, которые уводят людей от Бога (Иер 8:9), будут осуждены.

II. Книжники (— учителя Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил. плена. Одним из первых книжников был Ездра (Езд 7:11). Их основной задачей было толкование ВЗ и они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич. язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистич. правил, ставший для народа тяжелейшим бременем. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Мф 7:1; Мф 23:23; Мк 2Мк 3 и пар.).

III. В НЗ упоминаются разные У.:

1) еврейские У. (Лк 2:46; Ин 3:10);

2) Иоанн Креститель (Лк 3:12);

3) все евреи (Рим 2:20);

4) все христиане (Евр 5:12);

5) Павел как У. язычников (1Тим 2:7; 2Тим 1:11);

6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк. служением (→ Должность; Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11);

7) но в первую очередь У. назван Иисус Христос.

IV. Иисус-Учитель:

1) Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (Мф 4:23; Мф 9:35) и в храме (Мф 26:55; Мк 12:35). Он учил народ и Своих учеников (Мф 5:1,2), как это делали и книжники (Мк 2:18). Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (Мф 5:21; Мф 15:3; Мф 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ. Писания стоя, а излагал его сидя (Лк 4:16; ср. также Мф 5 о начале → Нагорной проповеди). Наиб. часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как «Господь» и «Учитель» [греческое дидаскале, Мф 8:19; Мф 19 и др.] или → «Равви», «Раввуни» (Мк 10 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Ин 20:16). Никодим называет Его «Учителем, пришедшим от Бога» (Ин 3:2). У. Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (Мф 22:16; Мк 12:32). Евангелия свидетельствуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам. В первую очередь это относится к Его ученикам (Мф 26:17; Мк 4:35,36; Мк 6:37; Мк 11:1; Ин 4:8);

2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть. Иисус не только не получил необходимого У. образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к.-л. религ. инстанцией (Мф 13:54; Ин 7:15 и др.). Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности. Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (Мф 22:37,39), призывал повиноваться Божьей воле. Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже «исполнилось время» (Мк 1:15). Он учил с властью Св. Духа (Мк 1:22; Мф 7:29) и противопоставлял прежним толкованиям Свящ. Писания Свое собств.: «А Я говорю вам» (Мф 5:21). Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью — Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). Как Сын Божий и воплощ. Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (Мф 16:24,25) и безусловного следования за Собой (Мф 19:21). Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (Мф 7:28; Мк 6:2; Ин 7:15). Учение Иисуса равнозначно Откровению. Он наделен исключит. авторитетом: «Один у вас Учитель — Христос» (Мф 23:8). Ответом же книжников было: «Он богохульствует. Он повинен смерти!» (Мк 14:64).

V. Учителя в раннехрист. Церкви:

1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (Мк 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (Мф 28:20). Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о «покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 20:20,21). кроме того, благовествуя народу Израиля (Деян 9:20–22), они постоянно доказывали на основании Свящ. Писания, что Иисус — это обетов. Мессия (см. Ев. от Матфея). Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом;

2) на У., наряду с апостолами, пророками и евангелистами, была возложена в Церкви особая миссия (→ Должность) (Деян 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит. смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Обязанности У. тесно переплетаются с обязанностями → пастыря (Еф 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св. Духа (1Кор 12:28). У. должен постоянно пребывать в «учении» (Рим 12:7; 2Тим 4:2) и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых» (1Фес 5:14; 2Тим 2:15). Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У., предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Иак 3:1); в Евр 13 вучит призыв к повиновению У., которым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (Евр 13:7). Ср. → Увещание;

3) в Тит 2 говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств. примером «учить добру» своих детей, внуков и других членов семьи. Но подобное учительство не имеет ничего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ. им ап. Павлом (1Кор 14:34; 1Тим 2:12). Ср. → Богослужение (V,3);

4) в Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей (2Тим 4:3; 2Пет 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради «мзды неправедной» наследниками Валаама (2Пет 2:15). Ср. → Проповедь, проповедовать, проповедник.

Словарь Никифорова :
Означенное слово иногда употребляется вместо Еврейского или Халдейского: Равви (Мф 23:7,8, Ин 1:38), а также для означения слова Раввуни (Ин 20:16). В этом и других подобных случаях оно означает духовного руководителя (Мф 26:25-49). Оно употребляется также часто и в смысле обыкновенного учителя (Мф 10:24-25 и др.).