Загрузка

виноград

В Библии слово "виноград" упоминается в 24 стихах.
Другие формы слова : винограда, виноград, виноградом.

Втор 32 : 32
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
Суд 8 : 2
[Гедеон] отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?
Суд 9 : 27
И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха.
2Езд 4 : 16
и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино;
Иов 24 : 6
жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;
Пс 77 : 47
виноград их побил градом и сикоморы их - льдом;
Пс 79 : 15
Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
Пс 104 : 33
и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
Ис 62 : 9
но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.
Иер 5 : 17
И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.
Иер 6 : 9
Так говорит Господь Саваоф: до конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею, как обиратель винограда, наполняя корзины.
Иер 31 : 29
В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина",
Иер 31 : 30
но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
Иер 48 : 32
Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера; отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера; опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград.
Иез 18 : 2
зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
Ос 9 : 10
Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили.
Ос 10 : 1
Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры.
Ам 9 : 13
Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут.
Зах 3 : 10
В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.
3Езд 16 : 27
Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение.
Слово Виноград найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(Grape) Сочная ягода с гладкой кожицей, растет гроздьями на вьющейся лозе. Виноград едят в свежем или засушенном виде, из него также делают вино. Смотрите: вино; лоза, растения (лоза); сельское хозяйство.
Словарь Никифорова :
Виноградник, вино (Чис 16:14; Ис 7:23; Исх 22:4; Иез 28:26 и друг.) Виноградники и добываемое из них вино всегда высоко ценились в каждой стране. В первый раз о них упоминается в кн. Бытия (Быт 9:20), в истории патр. Ноя. Это место св. Писания указывает на то, что возделывание винограда было неизвестно до потопа. Дикие виноградные лозы до сих пор растут Армении, в Араратской области. Уже в первобытные времена культура винограда достигла некоторой степени развития. В повествованиях о Мелхиседеке, который вынес хлеб и вино на встречу Аврааму; о Лоте, которого дочери напоили вином, о престарелом Исааке, которому сыновья его Иаков и Исав предложили в пищу хлеб, дичь и вино; в пророчестве умирающего Иакова и в книге Иова мы находим самые ранние указания на вино, как на общераспространенный напиток (Быт 14:18; Быт 19:32; Быт 27:25; Быт 49:12; Иов 13:18; Притч 23:30; Ис 5:11). Виноградники вообще разбивались на горах и крутых утесах (Иер 31:5), на которых иногда ставили стены для укрепления почвы. Способы посадки лоз были различны, но самой обычной — посредством отводков. Они обыкновенно разрастались скоро и густо, подобно смоковницам. Потому-то приточное выражение сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей (Мих 4:4) служит эмблемой домашнего мира и спокойствия. Такие виноградники находились в Хевроне и давали виноградные кисти иногда весом в 10 фунтов. Известно, что еврейские соглядатаи одну виноградную кисть несли вдвоем на шесте по причине ее тяжести. Да и в настоящее время в Палестине можно видеть такие виноградные кисти, весом по 12 фунтов ягоды которых походят на сливы. Часто виноградные лозы вились по бокам и внутри дома (Пс 127:3). Виноградники окружались оградой или стеной для защиты от нападения полевых диких зверей. В виноградных содах строилась также сторожевая башня (или столб), на котором помещался страх для надзора (Мф 21:33). Евреи столько же заботились о своих виноградниках, сколько и о своих нивах. Пр. Исаия, предсказывая нашествие ассириян, говорит: И будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник (Ис 7:23). Будущие бедствия он так представляет: Плачет сок грозда; болит виноградная лоза, воздыхают все веселившиеся сердцем (Ис 24:7). Пр. Захария пророчествуя о наступающем благосостоянии еврейского народа, восклицает: Посев будет в мире, виноградная лоза даст плод свой (Ис 8:12). Что касается способа обработки виноградников, то он был очень несложен: раз или два в году виноградники вспахивали, чтобы разрыхлить почву и очистить от сорных трав, камни выбрасывались, а побегам давалось надлежащее направление (Ис 5:2). Виноградари и стражи составляли особый класс рабочих (4Цар 25:12). Обычный сбор винограда в Сирии начинается в половине сентября и продолжается около двух месяцев (Лев 26:5, Ам 9:13). Впрочем созревшие виноградные лозы можно встретить в Палестине даже в июне и июле, хотя общий сбор начинается с сентября. Время собирания винограда, как и время жатвы, были в Палестине радостным и веселым временем (Суд 9:27, Ис 16:9). Гроздья снимались с песнями, потом бросались в точила или тиски для выжимания сока, находившиеся в каждом винограднике. Хотя топтание винограда в точиле работа довольно тяжелая и нечистая (т.к. обрызгивается одежда), тем не менее евреи считали ее самым веселым трудом. Пелись песни, играла музыка, топчущие иногда испускали радостные клики (Иер 25:30, Иер 48:32-33). Виноградный сок вливался прямо в новые мехи (мешки из кожи животных) или в другие сосуды, хранимые обыкновенно в ямах, выратых в земле или в особых кладовых. Влитое в сосуды вино сначала кипит как бы от сильного жара, так что и отлично приготовленные мехи и сосуды иногда разрываются от сильного брожения оного (Мф 9:17). Для улучшения вина, достаточно уже перебродившегося. Евреи переливали его из одного меха в другой (Иер 48:11), и при этом иногда приправляли оное различными благовониями. Ароматное вино (Песн 7:3) употреблялось обыкновенно во время пиршеств и отличалось особенною крепостью. Из высушенных виноградных ягод делали изюм (1Цар 30:12, 2Цар 16:1), и в настоящее время изготовляемый в большом количестве в Сирии, особенно в Дамаске. Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большою и заслуженною славою. Относительно действия вина (по Евр яин) на организм человеческий в Свящ. Писании ему усвояются: блестящие очи (Быт 49:12), необузданный язык (Притч 21:1), возбуждение духа (Притч 31:6), потеря ума (Ос 4:11), превратное суждение (Притч 31:1) и болезни (Ос 7:5). В Свящ. Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так например Иаков в благословении своем Иуде предсказал: «он привязывает к виноградной лозе, осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое» (Быт 49:11-12), чем указывалось на изобилие винограда -в земле Обетованной. Виноградная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у Иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская Церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной, превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом (Иер 2:21, Пс 79:9). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды (Ис 5:2, Иер 2:21). «Виноград их (т.е. Непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песни (Втор 32:29-33), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их — ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.» Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградною лозою «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь» (Ин 5:1-6) и под видом хлеба и вина (виноградного). Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Мф 26:26-28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.
Словарь Нюстрема :
см. «Виноградна лоза».