Загрузка

волхвы

В Библии слово "волхвы" упоминается в 7 стихах.

Исх 7 : 11
И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:
Исх 7 : 22
И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь.
Исх 8 : 7
То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
Исх 8 : 18
Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте.
Исх 8 : 19
И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
Исх 9 : 11
И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.
Мф 2 : 1
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
Слово Волхвы найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Волхвы, волхвователи, волшебники, гадатели, и пр. (,חֲכָמִים ,יִדְּעֹנִים ,חַרְטֻמִּים קְסָמִים и др.; Ἐξηγητάι, σοφιστάι, γνοστάι, μάγοι, и др.; coniectores, sciolae, sapientes, magi, arioli, и др.; сказатели, волхвы, обаятели, мудріи, и пр.; Wahrsager, Weisen, Gelehrte, Zauberer, и пр.): Быт.41:8. Исх.7:11. Лев.19:81. Втор.18:10–11. Иер.39:3, 13. Дан.2:10, 27, 4:4,. 6, 5:11. Мф.2:1, 7 и др. – Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями тайных сил природы, светил небесных, священных письмен, иероглифов, и т. под. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; были большей частью вместе и жрецами, и пользовались великим уважением и при дворах царских, и в народе. Таковы были: волхвы египетские, упоминаемые во времена Иосифа и Моисея (Быт.41:8. Исх.7:11). Таков Валаам у мадианитян (Числ.22:23). Таковы волхвы и мудрецы персидские, упоминаемые у Даниила (Дан.2:4). Таковы волхвы или маги, приходившие на поклонение Спасителю (Мф.2:1–2). Слово «волхв», «маг», «מַּג», «μάγος», в еврейском встречающееся только у Иеремии (Иер.39:3, 13), на востоке, у разных народов, было весьма употребительно. Таковы слова – в санскритском: mah, maha, mahe; в Зендавесте: Meh (megh), Megovad; у ассириян: Mag или Meg; у древних мидян: Mag, Mog; у персов: Mugh, Magusch, и др. Herz. 8. р. 687. Ges. р. 541. Слово это означало и жреца, и мудреца, ученого, и потому у халдеев, ассириян, мидян и персов употреблялось как о жрецах, так и об ученых и мудрых людях вообще, и отсюда в арамейском и еврейском часто заменялось словами: חָכָם, חַכִּים = мудрец, мудрецы (Ис.44:25. Иер.50:35, 39:3, 13. Дан.2:2, 12, 18, 24, 4:3, 15, 5:7–8), или: חַרְטֻמִּים ,חַרְטֹם – Ἐξηγητάι, ἱερογραμματεῖς, σοφισταί, μάγοι = тайноведцы, софисты, мудрецы (Быт.4:8, 24. Исх.7:11. Дан.1:20, 2:10, 27, 4:4, 5:11). Fürst. 1. p. 43S и 692. Судя по первоначальному значению и употреблению слова «маги, волхвы» можно думать, что с ним первоначально не соединялось понятий волхвования и колдовства. Это, как выше сказано, были люди ученые, которые предпринимали путешествия по разным странам, занимались исследованием сил природы, наблюдали течение светил небфсных; были и жрецами, и служителями божества, приносили жертвы, возносили молитвы, пели священные гимны, толковали священные письмена и иероглифы, изъясняли сны, предугадывали будущее, были советниками царей и учителями народа. Апулей в Апологии пишет: «Persarum lingua Magus est, qui nostra sacerdos». Гезихий пишет: «Μάγον – τὸν θεοσεβῆ και θεόλογον, καὶ ἱερέα οἱ Πέρσοι λέγουσί». Свида в своем лексиконе пишет: «Μάγοι παρὰ Πέρσους οἱ φιλόσοφοι καὶ φιλόθεοι». Herz. VIIΙ. p. 680. Маги или волхвы, приходившие ко Христу на поклонение, вероятно, были также из Персии. Они были астрологи, служили звездам, и, как видно, были люди добродетельные, и потому и удостоились особенных откровений Божиих. Толк. Ев. Мих. на Мф. 1870 г. стр. 17. – Но с давних времен слово «маги, волхвы», принималось и в худую сторону, и с ним соединялись понятия волшебства, колдовства, ворожбы, заклинаний, шарлатанства и разных обманов и суеверий. И LXX толковников нередко обозначают этим словом не только толкователей священных письмен, жрецов и тайноведцев, но и разных волшебников, гадателей, вопрошателей мертвых, обаятелей и обольстителей народа, и пр. См. на прим. Дан.2:2, 4:4, 5:7. Прем.17:7. И у разных народов с древних времен магами называют и волшебников, и чародеев. Филон египетских волшебников называет софистами и магами. Симмах слово חַרְטֻמִּים (Быт.41:8) переводит Μάγοι. Флавий слово μαγεῖαι отожествляет со словом τερατουργίαι (Древ. К. 2. гл. 18. § 3). Плутарх волшебства фригийских жрецов называет Μαγε͂ιαι. То же Павзаний говорит об индийских магах. Гезихий называет мага обманщиком, колдуном. Свида говорит: «Μάγους ἐκάλουν τους ψευδεῖς φαντασίας περιτιθέντας ἑαυτοῖς: απὸ τούτου δε καὶ τοὺς φαρμακοὺς μάγους ελεγον (Herz. 8. р. 682). Подоб. обр. и в Нов. Зав. слово это означает не ученых только наблюдателей явлений природы и светил небесных (Мф.2:2), но и разных волшебников, гадателей, обманщиков и обольстителей народа. См. напр. Деян.8:9, 13:6, 10, 19:13–19. Гал.5:20. 2Фес.2:9. Откр.13:13–15, 21:8, 22:15. – Видов волшебства было весьма много. В Св. Писании встречаются следующие названия: 1) Хартюмим (חַרְטֻמִּים – от חָרַט резать, чертить письмена) = тайноведцы, хранители тайн, толкователи священных письмен, обрядов и снов (Быт.41:8. Дан.2:2, 5:11); – 2) Ашафим (אַשָׁפִים от אָשַׁף) = гадатели, чародеи, волшебники, обаятели (Дан.1:20, 2:10, 5:7, 11); – 3) Мекашефим (מְכַשְׁפִים от כָּשַׁף = нашептыватели, чародеи, волхвователи (Дан.2:2. Ис.47:9. Иер.27:9); – 4) Газерим (גָּזְרִים от גָּזַר) = разрешатели, гадатели, астрологи, прорицатели (Дан.2:27, 5:7, 11); – 5) Кесамим (קסמים от קסם) = волхвователи, чародеи, прорицатели (Числ.22:7. Втор.18:10. 1Цар.28,8. Иез.13:6); – 6) Менахашим (מנחשים – от נחש) = нашептыватели, волхвователи, авгуры, прорицатели, ворожеи (Втор.18:10. Числ.23:23, 24:1); – 7) Иддоним (יִדְּעֹנִים от יָדַע = γνοστάι, scioli, знахари, колдуны, волхвователи (Лев.19:31, 20:6. Мих.5:12); – 8) Овот (שֹׁאֵל אוֹב ,אוֹבוֹת) = чревовещатели вызыватели духов, вопрошатели мертвых (Лев.19:31, 20:6. Втор.18;11); – 9) Хаким, хакамим (חַכִּים, חֲכָמִים) = σοφιστάι, мудрецы, означающее и ложных мудрецов, обманщиков (Ис.44:25. Иер.50:35. Дан.2:12, 18, 24, 4, 3, 15, 5:7–8); – 10) Хасдим (כַּשְׂדִּים) = Халдеи, употребляющееся и о магах, астрологах, волхвах и волшебниках (Дан.2:2, 5, 10, 4:4, 5:7, 11), и др. – Против волшебства в Св. Писании говорится во многих местах, и оно строго воспрещается как в В. Зав., так и в Новом. «Не ворожите и не гадайте, – пишется в кн. Левит; – не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш (Лев.19:26, 31); И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то я обращу лицо Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее. Мужчина ли, или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев.20:6. 27). Сн. Втор.18:10–14. Ис.8:19–20. Иер.27:9–10, Мих.5:12. Мал.3:5. Несмотря на это, и в самом народе израильском оно проявлялось нередко, и иногда было весьма сильно, подобно, как и у язычников. У язычников оно с древнейших времен господствовало у египтян, халдеев и других народов восточных, и потом у греков и римлян. В народе израильском царь Саул изгнал волшебников и гадателей из страны (1Цар.28:3); но из истории самого Саула видно, что и после сего волшебство тайно продолжалось (ст. 1Цар.28:4–14). После оно усилилось с введением идолослужения Иеровоамом, и поставляется в числе тех беззаконий, которые навлекли на них праведный гнев Божий (4Цар.17:17). Волшебство проникло потом и в царство Иудейское, и особенно распространялось во времена Иезавели и Манассии. Иезавель отличалась многими волхованиями (4Цар.9:22). Манассия проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников, и довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых (2Пар.33:6, 9). Во времена христианства из истории деяний апостольских видим, что Симон волхв в Самарии занимался волхвованием и удивлял многих своими чародействами (Деян.8:9–11). В Пафе иудеянин Вариисус был волшебник (Деян.13:6–12). В Ефесе были люди, занимавшееся заклинаньями и тайными знаниями и чародейством (Деян.19:13–16, 19). С распространением христианства волшебство должно было потерять свою силу (1Ин.3:8); но, несмотря на спасительные действия веры, оно во многих местах остается и в христианском мире, и особенно сильно господствовало в средние века – времена невежества и суеверий; не прекращается и в наши времена, и, что всего удивительнее, держится не только в простом народе, но находит себе приверженцев и покровителей и среди высшего класса, среди самых образованных, по-видимому, людей (как напр., спириты, стологадатели, и т. под.). Zell. 2 р. 759–761. Herz. VΙII. р. 675–685.

Большой библейский словарь :
(Magi) Мудрецы, о которых говорится в Мф 2:1-12. Следуя за звездой, они пришли в Иерусалим, а потом в Вифлеем, чтобы поприветствовать новорожденного «Царя Иудейского». Рассказ Матфея представляет собой впечатляющее вступление к Евангелию, привлекая внимание к личности Иисуса как Царя и предвещая те почести, которые язычники будут оказывать Иисусу в его евангелии. Волхвы в Древнем мире. Внебиблейские свидетельства помогают нам понять, откуда взялись волхвы в Мф. 2 и кто они такие. Историк Геродот сообщает, что это была каста жрецов из Мидии Персидской. Так как в те времена религией Персии был зороастризм, скорее всего это были жрецы-зороастрийцы. Геродот, а также Плутарх и Страбон предполагают, что волхвы отчасти занимались обрядами и культовыми мероприятиями (надзирали за жертвоприношениями и молитвами), отчасти были царскими советчиками при восточных дворах. Геродот пишет, что восточные правители, веря в зависимость исторических событий от движения звезд и других явлений, использовали астрологические познания волхвов и толкование ими снов для ведения государственных дел. Таким образом, волхвы изучали движение звезд в качестве указаний на будущие исторические события. Этим объясняется не только интерес волхвов к звезде в Евангелии от Матфея, но и их вывод, с которым согласился Ирод: появление звезды свидетельствует о рождении нового великого правителя (Мф 2:2).

За несколько веков до Христа подобная связь проводилась между таким же астрономическим явлением и рождением Александра Македонского. Описание в Евангелии от Матфея. В рассказе Матфея о детстве Иисуса мало информации о том, кем были волхвы. Матфей сообщает только, что они были «с востока» (Мф 2:1-2), что весьма неоднозначно и породило множество гипотез. Одни отцы церкви предлагали Аравию, потому что дары (золото, ладан и смирна, Мф 2:11), скорее всего, происходят оттуда. Другие говорили о Халдее или Мидии /Персии, потому что в Персии была каста жрецов (волхвов), соответствовавших описанию у Матфея. Значение в Евангелии от Матфея. Приход волхвов играет важную роль во вступлении к Евангелию от Матфея. С самого начала становится понятно, что Младенец — долгожданный, предсказанный пророками Мессия Израиля. Прежде всего это отражено в появлении «звезды», которая несет в себе явно мессианское значение: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис 24:17; Ис 60:3).

Во-вторых, из беседы волхвов, Ирода и книжников (Мф 2:2-6) становится ясно, что Иисус представлял Собой исполнение пророчества из Мих 5:2, о том, что правитель Израиля будет родом из небольшого селения Вифлеем. В-третьих, дары (Мф 2:11), должно быть, тоже связаны с мессианскими обетованиями Пс 67:30; Пс 71:10.
Словарь Вихлицкого :
(Быт 41:8, Быт 41:24; Исх 7:11, Исх 7:22; Исх 8:7, Исх 8:18, Исх 8:19; Исх 9:11; Лев 20:27; Чис 22:7; Чис 24:1; 4Цар 9:22; Дан 1:20; Мф 2:1, Мф 2:7, Мф 2:16; Деян 8:9, Деян 8:11; Деян 13:6, Деян 13:8) — как и волшебники, ворожеи, вопрошатели мертвых, вызыватели духов, гадатели, мудрецы, обаятели, проводящие своих детей через огонь, прорицатели, тайноведцы, халдеи и чародеи, являлись родом ученых людей или магов древности (в оригинале указанные названия встречаются в различном порядке и не всегда могут быть точно переведены). Многие из этих людей были жрецами при языческих храмах и некоторые из них действительно обладали большими познаниями в астрономии, математике, астрологии (особенно среди персов и халдеев), но большинство из них уклонялось в волшебство и низкие спекуляции. Общение с ними и присутствие их среди народа Божиего было строго запрещено законом (Лев 19:31; Лев 20:27; Втор 18:9-14), но Даниил в определенное время был поставлен главою вавилонских мудрецов (Дан 5:11). Волхвы, приходившие с востока (из Аравии или Персии) поклониться родившемуся Спасителю, были несомненно ведомы Богом с помощью звезды, которую они все время видели перед собой (как видел ее и Валаам, Чис 24:17). (см. восток, ученость)
Словарь Никифорова :
(Мф 2:1) ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т.п. Они были по преимуществу Персы, но находились и в Аравии и других странах Востока, как например волхвы Египетские, упоминаемые во дни Иосифа и Моисея (Быт 41:8, Исх 7:11), Валаам у Мадианитян (Чис 22:23), волхвы и мудрецы Персидские, упоминаемые у Даниила (Дан 2:4), и, наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенной замеченной ими на востоке чудной звезде совершившие путь в Вифлеем на поклонение Богомладенцу Спасителю (Мф 2:1-2), так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождения Спасителя мира. Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Впрочем с давних времен слова маги, волшебники, или волхвы, принимались и в дурную сторону, и с ними соединялись понятия о снотолкованиях, волшебстве, ворожбе и т.п. Таковы были волхвы Египетские, несколько подражавшие чудесам, совершенным Моисеем и Аароном и упоминаемые во времена Иосифа и Моисея (Быт 41:8, Исх 7:11), Против волшебства в Свящ. Писании говорится во многих местах, и оно строго воспрещается как в Ветхом, так и в Новом Завете (Лев 19:26-31, Лев 20:6,27, 1Цар 28:3, 1Цар 28:4-14, Деян 8:9-11, Деян 13:6-B:12 19:13-16).
Словарь Нюстрема :
Так называется в Библии существовавшая в древности на Востоке священническая каста (маги). Волхвы, или маги у мидян и персов, были одновременно жрецами, учеными, астрономами и пророками. Главный из них назывался Раб-маг, т.е. начальник магов (Иер 39:3, Иер 39:13). Даниил был назначен на эту должность в Вавилоне (Дан 2:48, Срав. Ис 47:13).

Волхвами называются также те мудрецы, которые были приведены к Иисусу чудесной звездой (Мф 2:1 и дал.). Причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями в Чис 24:17, Срав. Ис 60:1 и дал., Пс 71:10. Древние толкователи Библии объясняли появление этой звезды (Мф 2:1 и дал.), как сверхестественное явление, которое было видимо, может быть, только волхвам и, следовательно, не могло быть предметом астрономических наблюдений или определений. Но со времени благочестивого астронома Кеплера стали предполагать, что напали на след этой чудесной звезды. Кеплер наблюдал в 1603 г. совпадение планет Юпитера и Сатурна, которое весною 1604 г. стало еще заметнее, благодаря тому, что к ним присоединилась также планета Марс. 10-го октября того года он заметил вблизи них неподвижную звезду, необыкновенного блеска, которая некоторое время сияла, «как ослепительно яркий факел, раздуваемый сильным ветром, пламенеющий и искрящийся». Все это явление, которое он называет безмерным чудом Божиим, дало ему повод для продолжительных исследований и исчислений; этим путем он пришел к тому (в новейшее время подтвержденному знаменитыми астрономами) результату, что подобное совладение Юпитера с Сатурном и Марсом и еще с какой-то необыкновенной звездой, действительно, имело место в 747-748 гг. по римскому счислению. После Кеплера многие придерживались того мнения, что это соединение планет в связи с необыкновенной неподвижной звездой были внешним средством, которое Бог употребил для того, чтобы привести ищущих мудрецов к Великой звезде, взошедшей над Вифлеемом. Если волхвы заметили совпадение планет в его начале, то оно, действительно, явилось им на востоке (Мф 2:2), ибо 29 мая 747 года произошло Зах 3:1/2 часа до восхода солнца. Если они тогда же отправились в путь, то, по мнению Альфорда, вероятно через пять слишком месяцев, достигли Иерусалима (Ездра ехал 4 месяца из Вавилона в Иерусалим, Езд 7:9) и, следовательно, если они вечером отправились из Иерусалима в Вифлеем, то они видели совпадение планет в направлении к Вифлеему. Существует другое мнение, что они только через два года после полного окончания совпадения достигли Иудеи. Замечательно также и то, что ученый еврей Абарбанель, который ничего не знал об этом совпадении планет, в своем комментарии к Данилу, изданном в 1547 г., рассказывает, что, по преданию, не было более замечательного совпадения планет, как то, которое произошло между Юпитером и Сатурном перед рождением Моисея в 2365 г. по сотв. мира, и высказывает мнение, что подобное явление в 1468 г. по Р.Хр. нужно было считать за знамение, предвещавшее пришествие Мессии. Из вышесказанного явствует, что подобные астрономические понятия бытовали среди евреев уже во время Христа.

Против этого мнения возражали, что Бог не мог пользаваться астрологическим суеверием, ищущим знамения в звездах. Но на это отвечали, что премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, и допустившая вавилонского царя посредством языческого чародейства и бросания жребия решиться на войну с Иерусалимом (Иез 21:21 и дал.), также могла дать астрологии возможность привести волхов с Востока ко Христу. Вероятно также, что Бог открылся магам, прежде чем они увидили звезду, как Он сделал это и после (Мф 2:12).

На основании вышеупомянутых астрономических вычислений год рождества Христа определяется между 747-750 гг. по римскому исчислению. Срав. «Иисус Христос».