Волхвы, волхвователи, волшебники, гадатели, и пр.
(,חֲכָמִים ,יִדְּעֹנִים ,חַרְטֻמִּים קְסָמִים и др.; Ἐξηγητάι, σοφιστάι, γνοστάι, μάγοι, и др.; coniectores, sciolae, sapientes, magi, arioli, и др.; сказатели, волхвы, обаятели, мудріи, и пр.; Wahrsager, Weisen, Gelehrte, Zauberer, и пр.): Быт.41:8. Исх.7:11. Лев.19:81. Втор.18:10–11. Иер.39:3, 13. Дан.2:10, 27, 4:4,. 6, 5:11. Мф.2:1, 7 и др. – Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями тайных сил природы, светил небесных, священных письмен, иероглифов, и т. под. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; были большей частью вместе и жрецами, и пользовались великим уважением и при дворах царских, и в народе. Таковы были: волхвы египетские, упоминаемые во времена Иосифа и Моисея (Быт.41:8. Исх.7:11). Таков Валаам у мадианитян (Числ.22:23). Таковы волхвы и мудрецы персидские, упоминаемые у Даниила (Дан.2:4). Таковы волхвы или маги, приходившие на поклонение Спасителю (Мф.2:1–2). Слово «волхв», «маг», «מַּג», «μάγος», в еврейском встречающееся только у Иеремии (Иер.39:3, 13), на востоке, у разных народов, было весьма употребительно. Таковы слова – в санскритском: mah, maha, mahe; в Зендавесте: Meh (megh), Megovad; у ассириян: Mag или Meg; у древних мидян: Mag, Mog; у персов: Mugh, Magusch, и др. Herz. 8. р. 687. Ges. р. 541. Слово это означало и жреца, и мудреца, ученого, и потому у халдеев, ассириян, мидян и персов употреблялось как о жрецах, так и об ученых и мудрых людях вообще, и отсюда в арамейском и еврейском часто заменялось словами: חָכָם, חַכִּים = мудрец, мудрецы (Ис.44:25. Иер.50:35, 39:3, 13. Дан.2:2, 12, 18, 24, 4:3, 15, 5:7–8), или: חַרְטֻמִּים ,חַרְטֹם – Ἐξηγητάι, ἱερογραμματεῖς, σοφισταί, μάγοι = тайноведцы, софисты, мудрецы (Быт.4:8, 24. Исх.7:11. Дан.1:20, 2:10, 27, 4:4, 5:11). Fürst. 1. p. 43S и 692. Судя по первоначальному значению и употреблению слова «маги, волхвы» можно думать, что с ним первоначально не соединялось понятий волхвования и колдовства. Это, как выше сказано, были люди ученые, которые предпринимали путешествия по разным странам, занимались исследованием сил природы, наблюдали течение светил небфсных; были и жрецами, и служителями божества, приносили жертвы, возносили молитвы, пели священные гимны, толковали священные письмена и иероглифы, изъясняли сны, предугадывали будущее, были советниками царей и учителями народа. Апулей в Апологии пишет: «Persarum lingua Magus est, qui nostra sacerdos». Гезихий пишет: «Μάγον – τὸν θεοσεβῆ και θεόλογον, καὶ ἱερέα οἱ Πέρσοι λέγουσί». Свида в своем лексиконе пишет: «Μάγοι παρὰ Πέρσους οἱ φιλόσοφοι καὶ φιλόθεοι». Herz. VIIΙ. p. 680. Маги или волхвы, приходившие ко Христу на поклонение, вероятно, были также из Персии. Они были астрологи, служили звездам, и, как видно, были люди добродетельные, и потому и удостоились особенных откровений Божиих. Толк. Ев. Мих. на Мф. 1870 г. стр. 17. – Но с давних времен слово «маги, волхвы», принималось и в худую сторону, и с ним соединялись понятия волшебства, колдовства, ворожбы, заклинаний, шарлатанства и разных обманов и суеверий. И LXX толковников нередко обозначают этим словом не только толкователей священных письмен, жрецов и тайноведцев, но и разных волшебников, гадателей, вопрошателей мертвых, обаятелей и обольстителей народа, и пр. См. на прим. Дан.2:2, 4:4, 5:7. Прем.17:7. И у разных народов с древних времен магами называют и волшебников, и чародеев. Филон египетских волшебников называет софистами и магами. Симмах слово חַרְטֻמִּים (Быт.41:8) переводит Μάγοι. Флавий слово μαγεῖαι отожествляет со словом τερατουργίαι (Древ. К. 2. гл. 18. § 3). Плутарх волшебства фригийских жрецов называет Μαγε͂ιαι. То же Павзаний говорит об индийских магах. Гезихий называет мага обманщиком, колдуном. Свида говорит: «Μάγους ἐκάλουν τους ψευδεῖς φαντασίας περιτιθέντας ἑαυτοῖς: απὸ τούτου δε καὶ τοὺς φαρμακοὺς μάγους ελεγον (Herz. 8. р. 682). Подоб. обр. и в Нов. Зав. слово это означает не ученых только наблюдателей явлений природы и светил небесных (Мф.2:2), но и разных волшебников, гадателей, обманщиков и обольстителей народа. См. напр. Деян.8:9, 13:6, 10, 19:13–19. Гал.5:20. 2Фес.2:9. Откр.13:13–15, 21:8, 22:15. – Видов волшебства было весьма много. В Св. Писании встречаются следующие названия: 1) Хартюмим (חַרְטֻמִּים – от חָרַט резать, чертить письмена) = тайноведцы, хранители тайн, толкователи священных письмен, обрядов и снов (Быт.41:8. Дан.2:2, 5:11); – 2) Ашафим (אַשָׁפִים от אָשַׁף) = гадатели, чародеи, волшебники, обаятели (Дан.1:20, 2:10, 5:7, 11); – 3) Мекашефим (מְכַשְׁפִים от כָּשַׁף = нашептыватели, чародеи, волхвователи (Дан.2:2. Ис.47:9. Иер.27:9); – 4) Газерим (גָּזְרִים от גָּזַר) = разрешатели, гадатели, астрологи, прорицатели (Дан.2:27, 5:7, 11); – 5) Кесамим (קסמים от קסם) = волхвователи, чародеи, прорицатели (Числ.22:7. Втор.18:10. 1Цар.28,8. Иез.13:6); – 6) Менахашим (מנחשים – от נחש) = нашептыватели, волхвователи, авгуры, прорицатели, ворожеи (Втор.18:10. Числ.23:23, 24:1); – 7) Иддоним (יִדְּעֹנִים от יָדַע = γνοστάι, scioli, знахари, колдуны, волхвователи (Лев.19:31, 20:6. Мих.5:12); – 8) Овот (שֹׁאֵל אוֹב ,אוֹבוֹת) = чревовещатели вызыватели духов, вопрошатели мертвых (Лев.19:31, 20:6. Втор.18;11); – 9) Хаким, хакамим (חַכִּים, חֲכָמִים) = σοφιστάι, мудрецы, означающее и ложных мудрецов, обманщиков (Ис.44:25. Иер.50:35. Дан.2:12, 18, 24, 4, 3, 15, 5:7–8); – 10) Хасдим (כַּשְׂדִּים) = Халдеи, употребляющееся и о магах, астрологах, волхвах и волшебниках (Дан.2:2, 5, 10, 4:4, 5:7, 11), и др. – Против волшебства в Св. Писании говорится во многих местах, и оно строго воспрещается как в В. Зав., так и в Новом. «Не ворожите и не гадайте, – пишется в кн. Левит; – не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш (Лев.19:26, 31); И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то я обращу лицо Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее. Мужчина ли, или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев.20:6. 27). Сн. Втор.18:10–14. Ис.8:19–20. Иер.27:9–10, Мих.5:12. Мал.3:5. Несмотря на это, и в самом народе израильском оно проявлялось нередко, и иногда было весьма сильно, подобно, как и у язычников. У язычников оно с древнейших времен господствовало у египтян, халдеев и других народов восточных, и потом у греков и римлян. В народе израильском царь Саул изгнал волшебников и гадателей из страны (1Цар.28:3); но из истории самого Саула видно, что и после сего волшебство тайно продолжалось (ст. 1Цар.28:4–14). После оно усилилось с введением идолослужения Иеровоамом, и поставляется в числе тех беззаконий, которые навлекли на них праведный гнев Божий (4Цар.17:17). Волшебство проникло потом и в царство Иудейское, и особенно распространялось во времена Иезавели и Манассии. Иезавель отличалась многими волхованиями (4Цар.9:22). Манассия проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников, и довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых (2Пар.33:6, 9). Во времена христианства из истории деяний апостольских видим, что Симон волхв в Самарии занимался волхвованием и удивлял многих своими чародействами (Деян.8:9–11). В Пафе иудеянин Вариисус был волшебник (Деян.13:6–12). В Ефесе были люди, занимавшееся заклинаньями и тайными знаниями и чародейством (Деян.19:13–16, 19). С распространением христианства волшебство должно было потерять свою силу (1Ин.3:8); но, несмотря на спасительные действия веры, оно во многих местах остается и в христианском мире, и особенно сильно господствовало в средние века – времена невежества и суеверий; не прекращается и в наши времена, и, что всего удивительнее, держится не только в простом народе, но находит себе приверженцев и покровителей и среди высшего класса, среди самых образованных, по-видимому, людей (как напр., спириты, стологадатели, и т. под.). Zell. 2 р. 759–761. Herz. VΙII. р. 675–685.