Загрузка

война

В Библии слово "война" упоминается в 28 стихах.

Исх 1 : 10
перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].
Суд 5 : 8
Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?
1Цар 14 : 52
И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. И когда Саул видел какого-либо человека сильного и воинственного, брал его к себе.
1Цар 17 : 47
и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
1Цар 19 : 8
Опять началась война, и вышел Давид, и воевал с Филистимлянами, и нанес им великое поражение, и они побежали от него.
2Цар 21 : 15
И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился.
2Цар 21 : 18
Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов.
3Цар 14 : 30
Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.
3Цар 15 : 6
И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их.
3Цар 15 : 7
Прочие дела Авии, всё, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских. И была война между Авиею и Иеровоамом.
3Цар 15 : 16
И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их.
3Цар 15 : 32
И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их.
1Пар 20 : 4
После того началась война с Филистимлянами в Газере. Тогда Совохай Хушатянин поразил Сафа, одного из потомков Рефаимов. И они усмирились.
1Пар 20 : 5
И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
2Пар 13 : 2
Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом.
2Пар 20 : 15
и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия.
2Пар 35 : 21
И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя.
2Езд 1 : 27
Не против тебя послан я от Господа Бога; война моя на Евфрате, и ныне Господь со мною, и Господь побуждает меня; отступи и не противься Господу.
Иудифь 7 : 11
Итак, господин, не воюй с ним так, как бывает обыкновенная война, - и ни один муж не падет из народа твоего.
Пс 26 : 3
Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
Слово Война найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Согласно Закону, ведение В. подчинялось Божьей воле (Втор 20), которую испрашивали перед началом воен. действий (Суд 1:1; Суд 20:18,27; 1Цар 14:37; 1Цар 23:2; 1Цар 30:8; 3Цар 22:5). Господь устанавливал пределы обычной в то время жестокости (Втор 20:1; Втор 21:10–14; ср. 1Цар 11:2; 4Цар 15:16; Ам 1:3), запрещая совершать бессмысл. разрушения (Втор 20:19), а в отдельных случаях — нападать на соседей или защищаться от захватчиков (Втор 2:4,9,19; 3Цар 12:24). Израил. цари считались милосердными в глазах их арам. противников (3Цар 20:31; ср. 4Цар 6:21). В тех случаях, когда истреблению подлежали целые народности (→ Заклятие), израильтяне получали особое повеление Бога (Втор 20:16–18; 1Цар 15:1–3); такими действиями они должны были исполнять Божий суд (Чис 31:15), как позднее его исполнили ассирийцы и вавилоняне над самими израильтянами (Ис 7:18–20; Ис 10:5; Иер 21:7). Радость палача от совершения жестокостей и причинения мучений, которая так явственно проглядывает в ассирийских рисунках, Библии чужда (к 2Цар 12 → Аммонитяне). Напротив, убийство человека на В., которая велась по воле Бога, оскверняло культовую чистоту иудея (Чис 31:19), поэтому Давид, воин, проливший много крови, не смеет строить храм Господень (1Пар 28:3).

II. 1) народ Израиля вновь и вновь убеждался, что своими победами обязан только помощи Яхве (Суд 7:2–7; 2Пар 14:10; 2Пар 20:16–24). Тем не менее во времена царей все большее значение придавалось политике союзов (3Цар 15:18–20; 4Цар 16:8; Ис 30:1–5; Иер 27:1–8), которая, однако, принесла Израилю больше вреда, чем пользы;

2) начало воен. походов, как правило, приходилось на весну (2Цар 11:1); но бывали и зимние походы (напр., поход Навуходоносора против → Иоакима в 597 г. до Р.Х.). Перед сражением обычно посылали разведчиков (→ Соглядатаи). Часто войско разделялось на три отряда (Суд 7:16; Суд 9:43; 1Цар 11:11; 2Цар 18:2). Битву начинали (Суд 7:18) и заканчивали (2Цар 2:28; 2Цар 18:16; 2Цар 20:22) по сигналу трубы; отличить своего от чужого помогал → боевой клич (Суд 7:20; 3Цар 22:32). Воюющие стремились напасть на противника неожиданно — ночью (Быт 14:15; Суд 7:19) или под утро (1Цар 11:11). Фронтальная атака не обещала успеха при превосходстве сил противника (4Цар 3:26), поэтому его атаковали, обойдя с тыла (2Цар 5:23), или пытались взять «в клещи» (2Цар 10:9; 2Пар 13:13). Нередко противнику устраивали засады или, применив тактический прием, заставляли его занять невыгодную позицию (Нав 8:3–8; Суд 20:29–41). Окончат. успех победителю приносило настойчивое преследование врага (Суд 8:4–12; 2Цар 2:17–28), в т.ч. и в тех случаях, когда, обойдя неприятеля с тыла, отрезали его от речных переправ (Суд 3:28; Суд 7:24; Суд 12:5). Убитых грабили (1Цар 31:8), разграблению подвергались и завоев. города (4Цар 14:14), → пленных обращали в рабство. → Крепость → Войско → Стан → Оружие и орудия труда.

ВОЙНЫ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

А. ЭПОХА ПАТРИАРХОВ

1. Поход Кедорлаомера и его союзников (Быт 14);

2. Симеон и Левий убивают жителей Сихема (Быт 34:25–31);

3. Грабит. набег сыновей Ефрема на Геф (1Пар 7:20);

Б. ПЕРИОД СТРАНСТВОВАНИЯ ИЗРАИЛЯ ПО ПУСТЫНЕ

1. Битва с амаликитянами (Исх 17:8–16);

2. Поражение израильтян на юге Палестины (Чис 14:39–45; Втор 1:41–44);

3. Победа над царем Арада (Чис 21:1–3);

4. Победа над Есевонским царем Сигоном (Чис 21:21–25; Втор 2:26–36);

5. Победа над Васанским царем Огом (Чис 21:32–35; Втор 3:1–7);

6. Победа над мадианитянами (Чис 31);

В. ПЕРИОД ПОКОРЕНИЯ ХАНААНА

1. Воен. походы Иисуса Навина (Нав 1–12);

2. Завоевания израильтян в Ханаане после смерти Иисуса Навина (Суд 1);

Г. ЭПОХА СУДЕЙ

1. Гофониил побеждает Хусарсафема (Суд 3:8–10);

2. Аод побеждает моавитского царя Еглона (Суд 3:12–30);

3. Самегар наносит поражение филистимлянам (Суд 3:31);

4. Девора и Варак побеждают Сисару и Иавина (Суд 4:1; Суд 5:1);

5. Гедеон разбивает мадианитян (Суд 6Суд 8:21);

6. Борьба Авимелеха с городами Сихемом и Тевецом (Суд 9:22–55);

7. Иеффай наносит поражение аммонитянам (Суд 10:6Суд 11:33);

8. Поражение ефремлян в Галааде в битве против Иеффая (Суд 12:1–6);

9. Борьба Самсона с филистимлянами (Суд 15:1; Суд 16:1);

10. Данитяне завоевывают Лаис (Суд 18);

11. Война израильтян против колена Вениамина (Суд 20);

12. Победа филистимлян при Авен-Езере (1Цар 4:1–11);

13. Победа Самуила над филистимлянами (1Цар 7:3–14);

Д. ЭПОХА ЦАРЕЙ

а) САУЛ

1. Победа над аммонитянами у Иависа Галаадского (1Цар 11:1–11);

2. Сражения против филистимлян (1Цар 131Цар 14:46);

3. Война с амаликитянами (1Цар 14:48; 1Цар 15:1–9);

4. Битва в долине Дуба и сражения Давида с филистимлянами (1Цар 17:1; 1Цар 18:6,30; 1Цар 23:5);

5. Войны против Моава, Аммона, Эдома и Арама (1Цар 14:47);

6. Борьба колен Рувима, Гада и полуколена Манассии с агарянами и другими аравийскими племенами (1Пар 5:10,18–22);

7. Грабит. набеги Давида на южные земли Палестины (1Цар 27:8–11);

8. Победа филистимлян на горе Гелвуй (1Цар 31:1);

б) ДАВИД И СОЛОМОН

1. Преследование амаликитян (1Цар 30);

2. Война между Давидом и Иевосфеем (2Цар 2:122Цар 3:1);

3. Завоевание Иерусалима (2Цар 5:6–9; 1Пар 11:4–8);

4. Войны Давида с филистимлянами (2Цар 5:17–25; 2Цар 8:1; 2Цар 21:15–22; 1Пар 14:8–16; 1Пар 18:1; 1Пар 20:4–8);

5. Сражения с моавитянами, сирийцами, эдомлянами (2Цар 8:2–14; 1Пар 18:2–13);

6. Война с аммонитянами (2Цар 102Цар 12:31; 1Пар 191Пар 20:3);

7. Восстание Авессалома (2Цар 15–19);

8. Восстание Савея (2Цар 20:1–22);

9. Завоевание фараоном Газера (3Цар 9:16);

10. Завоевание Соломоном Емаф-Сувы (2Пар 8:3);

в) ОТ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦАРСТВА ДО ПАДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА

1. Война между Ровоамом и Иеровоамом I (3Цар 14:30; 2Пар 12:15);

2. 925 г. до Р.Х.: фараон Сусаким вторгается в Иудею и Израиль (3Цар 14:25; 2Пар 12:2–12);

3. Победа Авии над Иеровоамом I (3Цар 15:7; 2Пар 13:2–20);

4. 906 г. до Р.Х.: Нават и израильтяне осаждают Гавафон Филистимский (3Цар 15:27);

5. Амврий наносит поражение Моаву и завоевывает Медеву;

6. Нашествие Зарая на Иудею (2Пар 14:8);

7. Война между иуд. царем Асой и израил. царем Ваасой (3Цар 15:16,32; 2Пар 16:1–6);

8. Вторжение арам. (сирийского) царя Венадада в Израильское царство (3Цар 15:18–22; 2Пар 16:4);

9. 882 г. до Р.Х.: израильтяне осаждают Гавафон (3Цар 16:15);

10. 882 г. до Р.Х.: Амврий осаждает Фирцу (3Цар 16:16–18);

11. Война Ахава с сирийцами (3Цар 20);

12. 853 г. до Р.Х.: вторжение Салманасара III в Сирийское царство, битва при Каркаре;

13. 853 г. до Р.Х.: поход Ахава и Иосафата на Рамоф Галаадский (3Цар 22:1–40; 2Пар 18);

14. Отпадение моавитян от Израильского царства (4Цар 1:1);

15. Поход израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (4Цар 3);

16. Вторжение моавитян, аммонитян и маонитян в Иудейское царство (2Пар 20:1–30);

17. 849 г. и 848 г. до Р.Х.: вторжения Салманасара III в Арам (Сирию);

18. Сражения израил. царя Иорама с арамеями (сирийцами) (4Цар 64Цар 7:20);

19. Поход иуд. царя Иорама на Эдом (4Цар 8:20–22; 2Пар 21:8–10);

20. 845 г. до Р.Х.: вторжение Салманасара III в Сирийское царство;

21. Вторжение филистимлян и аравитян в Иудейское царство (2Пар 21:16);

22. 845 г. до Р.Х.: поход израил. царя Иорама и иуд. царя Охозии на Рамоф Галаадский (4Цар 8:28; 2Пар 22:5), истребление Ииуем дома Ахава (4Цар 9:1; 4Цар 10:1);

23. 841 г. до Р.Х.: поход Салманасара III против царя Дамаска Азаила, обложение данью Ииуя;

24. 838 г. до Р.Х.: поход Салманасара III против царя Дамаска Азаила;

25. В правление Ииуя Азаил завоевывает вост. берег Иордана (4Цар 10:32);

26. В правление Иоахаза Азаил наносит поражения Израильскому царству (4Цар 13:1–3,22);

27. Азаил завоевывает Геф и предпринимает поход на Иерусалим (4Цар 12:17; 2Пар 24:23);

28. 802 г. до Р.Х.: Адад-Нерари III восстанавливает ассирийское господство над Арамом (Сирией);

29. Иоас возвращает Израильскому царству области, завоев. Сирией (4Цар 13:25);

30. 793 г. до Р.Х.: иуд. царь Амасия одерживает победу над эдомлянами (4Цар 14:7; 2Пар 25:5–13);

31. 792 г. до Р.Х.: поражение Амасии от израил. царя Иоаса (4Цар 14:8–14; 2Пар 25:17–24);

32. Иеровоам II возвращает Израильскому царству вост. берег Иордана и арам. области (4Цар 14:25);

33. Иуд царь Озия (Азария) завоевывает Елаф и побеждает филистимлян и аравитян (4Цар 14:22; 2Пар 26:2,6);

34. Израил. царь Менаим разрушает Типсах (4Цар 15:16);

35. 743 г. до Р.Х.: Тиглатпаласар III покоряет Израильское царство (4Цар 15:19);

36. Война иуд. царя Иоафама против аммонитян (2Пар 27:5);

37. 734 г. до Р.Х.: поход Тиглатпаласара на Филистию;

38. 733 г. до Р.Х.: сир.-ефремлянская война против иуд. царя Ахаза (4Цар 15:37; 4Цар 16:5; 2Пар 28:5–8; Ис 7:1–9); нашествия эдомлян и филистимлян (2Пар 28:17);

39. 733 и 732 гг. до Р.Х.: Тиглатпаласар завоевывает Дамаск, северную часть Израиля и вост. берег Иордана (4Цар 15:29; 4Цар 16:9; 1Пар 5:6,26; 2Пар 28:20);

40. Салманасар V покоряет изр. царя Осию (4Цар 17:3);

41. 724–722 гг. до Р.Х.: осада и разрушение Самарии (4Цар 17:4–6; 4Цар 18:9–12);

42. 720 г. до Р.Х.: Саргон II подавляет восстание сир. городов и Самарии; битва при Рафии против египтян и царя Газы;

43. Езекия наносит поражение филистимлянам (4Цар 18:8; Ис 14:28–32);

44. 712 г. до Р.Х.: ассирийцы завоевывают Азот (Ис 20:1);

45. 701 г. до Р.Х.: поход Сеннахирима (Синаххериба) на запад; осада Иерусалима (4Цар 184Цар 19:37; 2Пар 32:1–21; Ис 36:1; Ис 37:1);

46. Симеонитяне избивают хамитян и амаликитян (1Пар 4:39–43);

47. 671 г. до Р.Х.: Асархаддон завоевывает Нижний Египет;

48. 663 г. до Р.Х.: Ашшурбанипал завоевывает егип. Фивы (Наум 3:8–10);

49. 652–648 гг. до Р.Х.: Ашшурбанипал ведет войну с Вавилоном и разрушает его;

50. Пленение Манассии ассирийцами (2Пар 33:11);

51. 616 или 614 г. до Р.Х.: египтяне оказывают поддержку ассирийцам в войне против вавил. царя Набопаласара;

52. 612 г. до Р.Х.: вавилоняне и мидийцы завоевывают Ниневию (Наум 2:1; Наум 3:1);

53. 610 г. до Р.Х.: Набопаласар завоевывает Харран;

54. 609 г. до Р.Х.: иуд. царь Иосия погибает в Мегиддо, выступив против фараона Нехао (Нехо) (4Цар 23:29; 2Пар 35:20–24). Египтяне и ассирийцы осаждают Харран; егип. флот нападает на сир. побережье;

55. 605 г. до Р.Х.: битва при Каркемише (Иер 46:1–12); Навуходоносор подходит к Иерусалиму (2Пар 36:6; Дан 1:1);

56. 604 г. до Р.Х.: Навуходоносор завоевывает Аскалон (Ашкелон);

57. 601 г. до Р.Х.: битва между Навуходоносором и Нехао (Нехо);

58. Отпадение Иоакима от Вавилона, нашествия неприятельских полчищ (4Цар 24:2); 597 г. до Р.Х.: Навуходоносор завоевывает Иерусалим (4Цар 24:10–17; 2Пар 36:10);

59. 588–587 гг. до Р.Х.: осада и разрушение Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25:1–21; 2Пар 36:17–20; Иер 32:1Иер 34:1; Иер 37Иер 39:14; Иер 52:1–30);

E. ПЕРИОД ПЛЕНА И ПЕРСИДСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

1. 585–573 гг. до Р.Х.: Навуходоносор осаждает Тир (Иез 26Иез 28:1; Иез 29:17–21);

2. 568 г. до Р.Х,: Навуходоносор одерживает победу над Египтом (Иер 43:8–13);

3. 539 г. до Р.Х.: Кир завоевывает Вавилон (Дан 5);

4. 525 г. до Р.Х.: персы завоевывают Египет;

5. 332 г. до Р.Х.: Александр Македонский завоевывает Палестину;

Ж. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА

1. 323–301 гг. до Р.Х.: борьба между преемниками Александра Македонского;

2. 301–198 гг. до Р.Х.: пять войн за Палестину между династиями — сир. Селевкидами и егип. Птолемеями; в конечном итоге Палестина отходит к Сирии;

3. 166–143 гг. до Р.Х.: восстание Маккавеев, освобождение Иудеи от сир. господства;

4. 134–104 гг. до Р.Х.: поражение Иоанна Гиркана от Антиоха VII; после смерти Антиоха Гиркан покоряет идумеев и самарян;

5. 103–76 гг. до Р.Х.: Александр Янна расширяет свои владения на вост. берегу Иордана, в Галилее и на приморской равнине;

6. 63 г. до Р.Х.: Помпей завоевывает Иерусалим;

З. ЭПОХА РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

1. 40–37 гг. до Р.Х.: вторжение парфян; Ирод Великий отвоевывает Иудею;

2. 66–73 гг. по Р.Х.: Первое иуд. восстание;

3. 132–135 гг. по Р.Х.: Второе иуд. восстание.

Словарь Геце :

Древность происхождения. Быт 14:2.

Причина в страстях людей. Иак 4:1.

Время для нея. Еккл 3:8.

Бог

Иногда предписывал войну Исх 17:16; Чис 31:1, 2; Втор 7:1, Втор 7:2; 1Цар 15:1−3.

Учил народ Свой ведению ея. 2Цар 22:35.

Укреплял народ Свой. Лев 26:7, 8.

Давал победу. Чис 21:3; Втор 2:33, Втор 3:3; 2Цар 23:10; Притч 21:31.

Прекращает. Пс 45:9.

Собирает участников ея. Пс 67:30.

В ней участвуют иногда многочисленные армии. 2Пар 13:3, 2Пар 14:9.

Оружие, применяемое. Нав 1:14; Суд 18:11.

Предшествуют ей:

Переговоры. Притч 24:6; Лк 14:31.

Большия приготовления. Иоиль 3:9.

Слухи и разговоры. Иер 4:19; Мф 24:6.

Часто долго тянется. 2Цар 3:1.

Нередко кроволитна. 1Цар 14:22; 1Пар 5:22; 2Пар 14:13, 2Пар 28:6.

Нередко сопровождается голодом. Пс 51:19; Иер 14:15; Плач 5:10.

Сопутствуют ей болезни. Иер 27:13, Иер 28:8.

Жестокости свойственны войне Иер 18:21; Плач 5:11−14.

Опустошения войны Ис 1:7.

Бывают описания ея. Чис 21:14.

Часто посылается в наказание за грехи. Суд 5:8.

Евреи были опытны в войнах 1Пар 12:33, 1Пар 12:35, 1Пар 12:36; Песн 3:8.

Принимали в них часто участие. Иис. Нав. с 6-й до 11-й главы. 3Цар 14:30, 3Цар 15:7, 3Цар 15:16.

В переносном смысле:

Борьба со смертью. Еккл 8:8.

Борьба святых с врагами спасения. Рим 7:23; 2Кор 10:3; Еф 6:12; 1Тим 1:18.

Борьба Церкви с антихристом. Откр 11:7, Откр 13:4, Откр 13:7.

Хитрость нечестивых. Пс 54:21.

Словарь Никифорова :
Войско. О войне, вооружении и воинах впервые упоминается в книге Бытия (Быт 14:14-15). Авраам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать и преследовал неприятелей до Дана, «И разделившись напал на них ночью... и поразил их,» так гласит книга Бытия. Из сего явствует, что Авраам имел в своем распоряжении отряд мужей, приспособленных к военному делу, и что сам он в означенном деле выказал сколько мужество, столько же и военную практику. У Евреев каждый мужчина свыше 20 лет делался воином (Чис 1:3). В 2Пар 13:3, 2Пар 11:1, 2Пар 17:14-18 и др. мы читаем о громадной численности войск, содержавшихся в пределах Палестины во времена царей. Принимая во внимание качество боевых орудий и нравы древних, можно без преувеличения сказать, что войны Евреев были по истине жестоки и убийственны. Число убитых в сражениях часто простиралось до громадной цифры, иногда до 500,000 человек (2Пар 13:17), причем павшие герои и полководцы оплакивались всем войском и торжественно погребались (2Цар 3:31). На встречу возвращающемуся победителю обычно выходил народ и особенно женщины с пением, хороводною пляскою и игрою на музыкальных инструментах (Суд 11:34, 1Цар 18:6). Хотя военное искусство у Евреев было сравнительно просто, но несмотря на то, ими придумывались и практиковались различные остроумные воинские хитрости и приспособления. В то время, как по большей части и в настоящее время, врагов поражали и устрашали неожиданным разъединением сил, засадами и фальшивыми отступлениями (Быт 14:15, Нав 8:12, Суд 20:36-39, 4Цар 7:12). До изобретения огнестрельных орудий находили необходимым прибегать к помощи различных легких и тяжелых стенобитных орудий, из которых бросали большие камни и другие разрушительные снаряды. В конце IX или в начале VIII столетия до Р.Х. Озия придумал в Иерусалиме особые машины, которые ставились на башнях и углах для метания стрел и больших камней (2Пар 26:15). Они очевидно походили на стенобитные машины, которыми впоследствии времени пользовались Греки и Римляне. В числе оных первое место занимал так называемый таран. Он был ничто иное как длинное бревно из твердого дерева, обыкновенно дубового, и служил для пролома стен; конец его, которым наносился стенобитный удар, был обложен толстым куском железа или меди, сделанным на подобие бараньей головы; иногда на самом конце тараны сильно заострялись. Эти громадные стенобитные орудия воины сначала носили на своих плечах, и затем ударяли ими в стены; впоследствии же их стали возить на колесницах и, наконец, их прикрепляли к тяжелым железным цепям, так что для удара не требовалось много усилий со стороны нападающих. Воины, управляющие тараном, находились под прикрытием, сделанным в виде кровли из сырого и твердого материала, для защиты от огня и орудий со стороны осаждаемых. Нередко также употреблялась на войне стенобитная машина, которая приводилась в действие посредством веревок. Нужно думать, что Хусий указывает именно на подобную машину, когда сказал Авессалому: А если он (т.е. Давид) войдет в какой либо город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки и мы стащим его в реку, так что не останется ни одного камешка (2Цар 17:13). Впрочем подобное осадное орудие только тогда могло быть страшно, когда городские стены оказывались плохими и ветхими и их слабо защищали, и тем давали осаждающим возможность посредством стенобитных орудий открыть в стене брешь, нужный для них пролом или проход в осажденный город и разрушить окончательно испорченные проломом стены. Но страшнее таранов во время войн были воинские железные колесницы (Исх 14:7, Втор 20:1, Нав 17:16, Суд 4:3). Их обычно употребляли во время войны всюду, где только находились лошади и всадники — кавалерия (2Цар 10:18, 1Пар 18:4, 2Пар 12:3, 2Пар 14:9). При укреплениях прежде всего обращалось внимание на стены и башни, которые охранялись так называемыми охранными войсками (2Цар 8:6). Во время осад еврейскому войску воспрещалось портить или уничтожать плодовые деревья, кроме не приносящих ничего в пищу, что, конечно, могло развивать дух хищничества и деморализацию в войске (Втор 20:19). Что касается воинских приготовлений пред вступлением в битву, то, к сожалению, мы имеем мало точных сведений относительно их, хотя в кн. пр. Иеремии и содержится несколько общих указаний по сему предмету (Иер 46:3-4). У всех древних народов было в обычае пред вступлением в сражение подкреплять себя пищею для того, чтобы придать себе бодрость и силу. Воины, и особенно начальники, выстраивались в ряды в лучших своих воинских доспехах, за исключением тех случаев, когда оказывалось нужным переодеванье (3Цар 22:30). Из многих мест Свящ. Писания видно, что разделение войск на отряды считалось обычным, как в настоящее время (Быт 14:15, Суд 7:16, 1Цар 11:11). Наиболее употребительное разделение войск было на пятидесятки, сотни и тысячи, и каждый из сих отделов имел своего особого предводителя (Суд 20:10, 1Цар 8:12, 4Цар 11:4). Пред началом битвы робкий, и боязливый воин отсылался домой, дабы он не сделал робкими сердца братьев своих (Втор 20:8). Этот древний обычай доселе еще сохраняется неприкосновенным в Персии. У Евреев отряды войска имели некоторое отношение к известным поколениям, и находились под командой глав поколений, в качестве офицеров (2Пар 25:5, 2Пар 26:12). Тысяченачальники и сотники допускались к участию в военных советах (1Пар 13:1). При войсках, кроме военачальников и других военных чинов, находились также писцы, дееписатели и составители переписи (3Цар 4:4, 1Пар 18:15-16). В словах пр. Исаии: где осматривающий башни? (Ис 33:18), не без основания можно видеть указание на то, что в Еврейском войске состояли также начальники, обыкновенно называемые у нас военными инженерами. При Давиде войско в 288,000 человек разделялось на 12 дивизий, из которых в каждой находилось по 24,000 воинов, и каждый корпус имел своего военачальника (1Пар 27:14-19). При Иосафате это деление было несколько изменено и оставалось только 5 неравных корпусов при таковом же числе военачальников (2Пар 17:14-19.). В когорте находилось 500 или 600 человек, а в легионе 10 когорт. Легкие войска снабжались легким оружием: луком и стрелами, которыми они пользовались в некотором расстоянии от неприятеля, а тяжеловооруженные имели при себе щит и копье (1Пар 12:24). Легкие войска набирались преимущественно из колена Вениаминова (2Пар 14:8). Цари и военачальники имели своих оруженосцев, выбираемых из храбрейших воинов, или же из лиц приближенных, которые не только носили их оружие, но и стояли за ними во время сражений, исполняя и передавая их приказания (1Цар 31:4). Войска возбуждались к храбрости и мужеству напутственными словами священников, на которых лежала обязанность обращаться к ним с речью перед началом битвы. Такова была заповедь Моисея: «когда же приступаешь к битве, тогда пусть подойдет священник и говорит народу» (Втор 20:2). В позднейшие времена сами цари имели обыкновение обращаться к войскам с напутственною речью, как например царь Авия (2Пар 13:4). Наконец, быть может, по принесении жертв, трубили тревогу из священных серебряных труб (Чис 10:9,10, 2Пар 13:12-14). У Греков в позднейшее время было в обычае, когда они находились в близком расстоянии от неприятеля, затягивать воинскую песнь, что было, вероятно, прежде в употреблении и у Евреев, только они пели не воинскую песнь, а славословие Господу. Поставленные Иосафатом певцы, выступая впереди вооруженных в благолепии святыни, пред началом сражения славословили и говорили: Славьте Господа, ибо во век милость Его (2Пар 20:21), затем следовали воинские крики, которые у Римлян сопровождались сильным бряцанием копий и щитов, ударяемых одно о другое. Один громогласный воинский крик, несомненно, хорошо известен всем читателям Библии, именно следующий: меч Господа и Гедеона (Суд 7:18). Воинские крики пред вступлением в бой были общими на востоке, что видим, как например у Турок, даже и в настоящее время. На означенную воинскую тревогу или воинские крики неоднократно указывается в Свящ. Писании (1Цар 17:52, 2Пар 13:15, Иов 39:25, Иер 4:19). Частые образные указания в Свящ. Писании на воинское искусство и оружие ясны для каждого и без пояснения.
Словарь Нюстрема :
евр. мильхама. После 40-летнего хождения по пустыне израильтяне вступили в Ханаанскую землю, как воинственное племя. Все мужчины, начиная с двенадцатилетнего возроста, были обязаны носить оружие. Когда колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино хотели поселиться к востоку от Иордана, то это было разрешено им при условии, что они вместе со своими братьями перейдут реку и помогут им завоевать землю (Чис 32:16 и дал.). С оружием в руках израильтяне должны были отвоевывать каждую пядь Ханаанской земли. Во времена судей они вели беспрерывные войны с разными врагами. Войска набирались путем всеобщего народного ополчения, но такой набор охватывал не всю страну, а только ту область, которой грозила опасность. Так, Аод собрал колено Ефремове, Варак — Неффалимово и Завулоново; Гедеон выступил с коленом Манассииным и т.д. Вскоре после воцарения Саула было набрано всеобщее народное ополчение, составившее 330 000 человек, с целью помочь Иавису Галаадскому, осаждаемому аммонитянами (1Цар 11:1).

Постоянные войска стали необходимы во время правления царей. Уже Саул имел небольшой отборный отряд в 3000 человек, который он при необходимости увеличивал (1Цар 13:2, 1Цар 14:52, 1Цар 24:3, 1Цар 26:2). Давид также имел особых телохранителей-хелефеев и фелефеев (2Цар 8:18) и отряд храбрых воинов в количестве 600 человек (1Цар 23:13, 1Цар 25:13, 2Цар 16:6, 2Цар 20:7, 3Цар 1:8). Их казармами, может быть, был «дом храбрых», о котором упоминается у Неем 3:16. По 1Пар 27:1, регулярные войска Давида достигали 288 000 человек и делились на 12 частей, которые несли службу поочередно в течение месяца; над войсками начальствовали 12 главных героев царя. Но число людей, способных к войне во времена Давида, достигало 1 300 000 человек (2Цар 24:9) или 1 570 000 (1Пар 21:5). В дальнейшем упоминается об огромных отрядах воинов. см. «Израильские цари и страна».

Кавалерия и военные колесницы, которыми пользовались египтяне, были неподходящи в гористой Палестине, но все же они были в употреблении. Цари и начальники сидели на колесницах и окружали себя всадниками, но всетаки главные силы еврейского войска состояли из пехоты, делившейся на тяжело вооруженных (мечом, копьем и секирой) и легко вооруженных (луком и пращей). Соответственно современному делению войска на полки и роты, еврейское войско делилось на тысячи, сотни и полусотни под командою соотвествующих начальников. Срав. 1Цар 8:12, 1Цар 17:18, 1Цар 18:13, 1Цар 22:7, 4Цар 1:9 и дал.

Оружие — евр. нешек. Оружие употребляли как для нападения, так и для защиты. Для первой цели служили меч, копье и секира — для тяжеловооруженных и праща с луком — для легковооруженных. О внешнем виде оружия древних мы определенно ничего не знаем. У египтян и ассирийцев были, по памятникам, мечи различной формы: частью длинные заостренные с обеих сторон, частью кривые, заостренные с одной стороны. Меч Аода был длиною в локоть (около аршина), прямой и обоюдоострый (Суд 3:16). Копья состояли из деревяного древка с острым железным наконечником. Таким копьем Саул бросал в Давида и Ионафана (1Цар 18:11, 1Цар 20:33). У Голиафа было медное копье, «и древко копья его, как навой у ткачей, а самое копье его в 600 сиклеи железа» (1Цар 17:6 и дал.). Секира, которая была в употреблении у некоторых древних народов, упоминается, по-видимому у Иер 51:20 (евр. маппец), в русском переводе молот.

Лук — евр. кешет. Лук в руках древних был ужасным орудием. Ииуй натянул лук рукою своей и поразил Иорама между плеч его и прошла стрела сквозь сердце его (4Цар 9:24). Луки пехотинцев были 1,5 и более метров длины, иногда из двойного дерева, металла или рога; тетива изготовлялась из бычачьих или верблюжых кишок. Стрелы делали из дерева или тростника с металлическим наконечником и пером на другом конце; иногда их отравляли или обвертывали горючим материалом, который зажигали перед выстрелом. «Свои стрелы делает палящими» (Пс 7:14). Срав. также Иов 6:4, Еф 6:16. Не менее опасна была праща с камнями, особенно в таких руках, как Давид и вениаминитян (Суд 20:16, 1Цар 17:48 и дал., 1Пар 12:2).

К военным колесницам, согласно памятникам, иногда приделывали длинные острые ножи, на подобие кос (Наум 2:3 и дал.). Эти колесницы имели почти полукруглую форму и были открыты сзади; в них запрягали по две лошади. В повозке стоял воин, вооруженный луком и копьем, рядом с ним возница (3Цар 22:34). Изредка там помещался третий человек, державший щит своего господина и помогавший ему в случае нужды (4Цар 9:25, евр. шалиш, т.е. третий человек). Колесницы упоминаются часто в В. Завете. Фараон преследовал Израиля с 600 колесницами (Исх 14:7); у хананеев были железные колесницы (Нав 17:18, Суд 1:19); Иавин располагал 900 железными колесницами (Суд 4:3); Филистимляне во времена Саула имели 30 000 колесниц (1Цар 13:5). Закон запрещал Израилю держать много лошадей (Втор 17:16), но царская власть стала выше закона (1Цар 8:11) и Соломон имел до 1400 колесниц и 12 000 всадников (3Цар 10:26). Лошадей покупали, большей частью, в Египте. Срав. обличительную речь пророка (Ис 2:7, Ис 31:1 и дал.). Средством защиты, которое после изобретения пороха утратило прежнее значение, служил шлем для головы (2Пар 26:14, Еф 6:17), сделанный из кожи, металла и т.п.; по форме круглый, продолговатый или остроконечный, украшенный сверху пером или султаном. Грудь и туловище защищались броней из металлических пластинок или чешуек, нашитых на кожу, или же панцырем из железных колец (1Цар 17:5). Саул одел Давида в медный шлем и броню (1Цар 17:38). Поверх этого вооружения опоясывались поясом. Ноги защищались латами. У Голиафа были медные латы (1Цар 17:6). Особенно важное значение имел щит, о котором очень много говорится в Св. Писании. Воин носил щит на левой руке, или же щит нес его оруженосец. «И перед ним шел его оруженосец», сказано о Голиафе (1Цар 17:7). Древние пользовались большими продолговатыми щитами, которые прикрывали все тело, а также маленькими круглыми для защиты верхней части тела. Евреи также отличали большие щиты, «цина», от маленьких, — «маген». Оба вида щита упоминаются в молитве Давида (Пс 34:2, евр. текст). Щиты делались из дерева или плелись из прутьев и обтягивались кожей или металлической пластинкой. Были также щиты из толстой кожи, пропитанной маслом (2Цар 1:21). Приблизительно таково было вооружение еврейских воинов. Воины Давида были люди «мужественные, воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица львиные — лица их, и они быстры, как серны на горах» (1Пар 12:8). «Озия вооружил своих 307.500 воинов щитами, и копьями, и шлемами, и луками, и пращными камнями» (2Пар 26:14).

В древние времена, обыкновенно, не начинали воины, «не вопросив Господа» (Суд 1:1) через первосвященника (Суд 20:18, 1Цар 28:6) или чрез кого-нибудь из пророков (3Цар 22:6, 2Пар 18:4). Израильтяне охотно брали на войну ковчег завета (Чис 10:35, 1Цар 4:3 и дал., 2Цар 11:11). Иногда они приносили Богу жертву до начала сражения (1Цар 7:9, 1Цар 13:9).

Походы начинались обыкновенно весною и оканчивались до наступления зимы (2Цар 11:1, 3Цар 20:22). Относительно ведения воины в законе было дано несколько замечательных правил. Перед началом сражения священник должен был ободрять солдат и укреплять их в мужестве и уповании на Бога. Затем военачальники должны были освободить от военной службы тех, кто построил себе новой дом, но еще не жил в нем, или тех, кто посадил виноградник, но еще не ел от его плодов; также тех, кто обручился с невестой, но еще не вступил в брак; или только что женившегося и не прожившего с женой года (Втор 24:5); и, наконец, начальники должны были предложить всем трусливым или малодушным возвратиться домой, чтобы братья их не заразились от них трусостью (Втор 20:1 и дал.). Выступали на врага по сигналу данному священными трубами (Чис 10:9, 2Пар 13:12 и дал.), иногда с песнями славословия (2Пар 20:21). Сражение, вероятно, начинал легкий отряд, за которым следовали тяжело вооруженные войска. С воинским криком, громом и шумом они устремлялись в бой (Суд 7:18 и дал.) и дикая рукопашная схватка уносила массу человеческих жизней (2Пар 28:6). Мы читаем о некоторых замечательных примерах личной храбрости, об Ионафане и его оруженосце, обративших в бегство филистимский отряд (1Цар 14), о единоборстве Давида с Голиафом (1Цар 17:1) и о подвиге тех героев, которые, пробившись сквозь неприятельский стан, принесли воды из Вифлеемского источника (2Цар 23:14 и дал.). Из некоторых мест Писания видно, что нападали с трех сторон: — в центре и обоих флангов (Суд 7:16, Суд 7:20, 1Цар 11:11, 2Цар 18:2). Название «крылья» обозначающее фланговые части войска, встречается у Ис 8:8. Нередко устраивали засады, ловушки, ночные нападения и т.п. (Нав 8:2, Нав 8:12, 2Пар 13:13, Суд 7:16 и дал.). Бегущего врага преследовали до тех пор, пока трубный звук не давал сигнала для прекращения боя (2Цар 2:28, 2Цар 18:16).

Для взятия укрепленных городов или крепостей, а также для защиты их, существовали особые приспособления. В древности все значительные города были окружены стенами, нередко весьма высокими, с воротами и засовами из железа или меди. Местами на стенах возвышались башни, с которых защитникам было легче поражать врагов. Иногда стены были окружены рвом с водой, который в значительной мере затруднял приступ. Осаждаемый город должен был прежде всего усилить укрепления и запастись водой и провиантом. Если источники воды были расположены вне города, то их засыпали или, если это было возможно, отводили воду. Так сделал Езекия во время осады Иерусалима (2Пар 32:3, 2Пар 32:4, 2Пар 32:30). Кроме обычного оружия защитники запасали на стенах большие камни, которые сбрасывали на врагов, а также устанавливали метательные орудия, так называемые катапульты и баллисты, т.е. огромные луки, которые натягивались при помощи особого приспособления; из такого орудия метали в неприятеля большие стрелы, копья, бревна, камни и свинцовые ядра. Так царь Озия «сделал в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтобы они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней» (2Пар 26:15). Осаждающие, со своей стороны, также пользовались подобными машинами, особенно для того, чтобы бросать на город горючие вещества; кроме того, они возводили земляные валы вокруг города, иногда настоящие стены с укреплениями и башнями, с которых стреляли в город. Были также подвижные башни на колесах, которые по мере надобности перевозились с места на место. Орудием разрушения служил также большой крюк, которым стаскивали камни, людей или разрушали стены города. Посредством штурмовых лестниц взбирались на стены, при этом происходили кровавые рукопашные схватки, сопровождавшиеся большими потерями. Ассирийские памятники часто показывают нам подобного рода картины. Самой ужасной из всех осадных машин был так называемый таран или стенобитная машина. Таран представлял длинное тяжелое бревно, имевшее с одного конца железное изображение бараньей головы. Это бревно висело горизонтально на канате или цепи и могло раскачиваться. Часто его привешивали в подвижной башне, которая охраняла работавших тараном. Раскачивая таран, били железной головой в стену до тех пор, пока та не проламывалась или не рушилась. Иезекииль живописно рисует осаду Иерусалима: «ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и расставь кругом против него стенобитные машины» (Иез 4:1 и дал.).

Осада могла продолжаться очень долго. Часто голод решал исход дела. Азот около 630 года до Р. Хр. осаждался в течение 29 лет. Иерусалим был взят Навуходоносором в 588 году до Р.Хр., после, приблизительно, полуторагодичной осады (Иер 52:1). Александр Великий в продолжение 7 месяцев осаждал Тир в 332 г. до Р. Хр.

Относительно осаждаемых городов закон Моисея давал такие предписания: если город не соглашался на предлагаемый ему мир, то, после его взятия, избивали всех мужчин, оставляя в живых женщин, детей и скот. Но если город принадлежал хананеям, то не щадили не одной души (Втор 20:10 и дал.). Во время осады было воспрещено истреблять для постройки укреплений плодовые деревья около города, ибо от них «можно питаться» (Втор 20:13 и дал.). Не удивительно, что о народе, имевшем такие законы, распространялся слух, как о милостивом на войне (3Цар 20:31). Но такое отношение еврейского народа к врагам нам представляется ужасным и бесчеловечным. Покоренным отрубали головы, перепиливали их, замучивали и т.п. Менаим разрубил всех беременных женщин в Типсаха (4Цар 15:16, сравни «Пленники»). Подобное бесчеловечие, как, напр., рассечение беременных женщин или обесчещивание девушек, разбивание о плиты детей, избивание железными молотилами пленников и т.п., совершалось постоянно по отношению к израильтянам разными языческими народами: сириянами (4Цар 8:12, Ам 1:3); ассирийцами (Ос 10:14, Ос 14:1); халдеями (Ис 13:16, Наум 3:10) и аммонитянами (Ам 1:13). Ассирийские рисунки дают понятие о подобных казнях со всеми подробностями.

Победа праздновалась радостными криками и хвалебными песнями. Возвращающихся воинов встречали с пением, музыкой и танцами (2Пар 20:26 и дал., 1Цар 18:6 и дал.). В память победы вешали в святилище оружие, отнятое от врагов (1Цар 21:9, 1Цар 31:10, 1Пар 10:10, 4Цар 11:10). Войны и воинское оружие часто встречаются в символических оборотах речи Библии и все они легко понятны. Человеческая жизнь с ее трудностями уподобляется военной службе (Иов 7:1, евр. т.); призвание христианина часто рисуется картинами, взятыми из военной жизни. Павел описывает «всеоружие Божие», в которое верующий должен облечься (Еф 6:13 и дал.); пояс истины, броню праведности, обувь — готовность благовествовать мир, щит веры, шлем спасения и меч — слово Божие. «Благодарение Богу», говорит он, «Который всегда дает нам торжествовать во Христе» 2Кор 2:14. Бог Сам хочет быть крепостью и щитом для Своего народа (Пс 17:2, Пс 17:3. Срав. Пс 143:1 и дал.); уже Аврааму Бог говорит: «Я твой щит» (Быт 15:1. Срав. Пс 5.13, Пс 83:12). Последнее решительное сражение между царствами света и тьмы рисуется также кровавыми красками войны (Откр 14:20, Откр 16:14, Откр 19:11 и дал.).